Субботы, Недели, пред/по Рождеству/Богоявлению/Воздвижению имеют для меня не совсем понятный статус. Как мне представляется, они придуманы чтобы связать непереходящие великие праздники (почему только эти?) с пасхальным кругом. При этом они как таковыми праздниками не являются. В типиконе никак не обозначены. Хотя Неделя святых отец и Неделя святых праотец вполне себе праздники. Как они соотносятся в Предпразднествами и Попразднествами тоже не понятно. Вероятно здесь всё связано собственно со структурой проведения служб, в чем я, увы, не очень силен. В завершение всех отклонений: рядовые чтения в Субботу сохраняются, но читаются под зачало.
3 Ответа
Прежде небольшое уточнение: скорее всего, имеются в виду суббота / неделя пред и по Воздвижении (потому что особых суббот и недель по Вознесении не бывает).
Все указанные особые субботы и недели, "окружающие" 3 праздника, появляются в константинопольском соборном богослужении (Уставе Великой Церкви) примерно в IX веке. Содержащиеся в них чтения имеют отношения к празднику, потому сами субботы и недели можно рассматривать как некий аналог предпразднства и попразднства.
Дело в том, что в Уставе Великой Церкви как таковых предпразднств и попразднств нет; эти особые периоды появляются позже в монастырском богослужении. Также в IX веке (формирование послеиконоборческого соборного богослужения, к этому же веку относится самая ранняя рукопись Устава Великой Церкви) еще не было чтений для седмичных дней. Литургия тогда совершалась только в субботние и воскресные дни. Потому и суббота и неделя пред Воздвижением получили особые чтения (чтобы подготовиться к празднику, аналог предпразднства), а также суббота и неделя по Воздвижении могут рассматриваться как попразднство.(эти же рассуждения применимы к празднику Богоявления).
Просто представим: например, Воздвижение Креста случилось в четверг: Тогда предыдущие суббота и воскресение будут как бы предпразднством, а следующие суббота и воскресение - попразднством (учитывая, что "нормального" предпразднства и попразднства тогда еще не было)
Почему только 3 праздника получили такие особые субботы и недели? Наверное, потому что эти праздники - наиболее важные по статусу. В Типиконе Великой Церкви они празднуются более торжественно, нежели другие неподвижные великие праздники.
Рождество Христово действительно здесь является исключением в отношении воскресных дней, так как у него есть две предварительные недели и одна неделя по, и все недели имеют особые богослужения.
Воскресенья, выпадающие на Господские двунадесятые праздники и на Фомину неделю не вспоминаются. Воскресные элементы в них опускаются.
Сами субботы имеют особый статус, они как-бы завершают прошедшее до того воскресенье, идёт отдача гласа предыдущей недели. Суббота это всегда праздник, это полная Литургия, это радость от создания мира (вспомним 4 заповедь), это послабление поста. То есть, обычно суббота это как попразднество воскресенья. Связка воскресенье-суббота сохраняется практически всегда. Особый статус суббот и привязка их на воскресенье заложены Лазаревой Субботой (своего рода предпразднество Воскресения Христа) и Великой Субботой (сошествие в ад, заря Воскресенья), в эти субботы много воскресных элементов.
Но 5 суббот: по Рождестве Христовом, перед и по Богоявлении, перед и по Крестовоздвижении выбиваются из этой связки. Они не имеют своей службы, стихир, не имеют своего канона, но только апостольские и евангельские чтения на Литургии.
Рождество и Богоявление - два связанных праздника, когда-то это был один праздник. Как Пасха центр Триоди, так и Рождество с Богоявлением центральное событие в Минеях. В нём есть некая параллель, пересечение со Страстной Неделей - на службах читаются трипеснецы и двухпеснецы, вспоминается Великая Суббота, когда "молчит всякая плоть", перед праздниками подготовка 40-дневным постом, и подготовка в службах задолго до Рождества. Обычный смысл радостной субботы, увязанной на предшествующее воскресенье, в этот период теряется на фоне "растянутого" на несколько дней Господского праздника.
В богослужебном плане, Крестовоздвижение это праздник из периода пения Триоди, периода Великого Поста, а именно Крестопоклонной недели. Логично, что здесь службы суббот опускаются вследствие воспоминания Крестных Страданий. В эти субботы читаются особые Апостол и Евангелие.
Думаю, в нравстенно-практическом смысле всё достаточно просто: поскольку праздники Церкви (особенно такие великие, как названные) обладают глубоким духовным смыслом, христианину необходимо некое время, чтобы подготовиться к празднику, встретить его и осмыслить. Можно использовать образ восхождения в гору: подъём на высоту (суббота/Неделя пред...), вершина (сам праздник), спуск (суббота/Неделя по...). Здесь Церковь с заботой как раз даёт нам время, чтобы встретить праздник максимально осмысленно и иметь возможность услышать о его великом значении в несколько дней, что будет удобнее к восприятию.