Здравствуйте. Давно назревал такой вопрос: в чем состоит задача Поместной Православной Церкви, если это во многом приносило и приносит только раздор между православными, несмотря на формальные заявления о единстве ПЦ среди иерархов всех поместных церквей? Мне кажется это совершенно ненормальным, когда две поместные церкви с идентичными учениями и таинствами выясняют чья территория/юрисдикция каноническая, кто на ней может нести Слово Божие, а кто из таких же православных не может, что в итоге из откровенно говоря бессмысленных споров о канонической территории/юрисдикции заканчивается взаимным порывом связей, запретами, испорченными отношениями и возможно даже пострадавшими. Даже если брать конфликт Константинопольского и Московского Патриархатов по вопросу о каноничности ПЦУ - обе стороны отстаивает де-факто политические интересы.
''Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них'' - Рим 16:17
3 Ответа
Здравствуйте! Случившиеся на наших глазах события обнаружили проблему отсутствия в православном мире единого понимания канонического урегулирования подобных вопросов. Проблема не в том, что эти вопросы возникают и не в самих канонических территориях. Проблема в том, что православные до сих пор не выработали решения, которое бы позволяло избегать этих споров. И у каждой стороны есть своя правда, своя интерпретация древних канонов, никто здесь не безупречен. Считать, что одна сторона однозначна негативная, а другая - защитница Истины, на мой взгляд, это поверхностный и предвзятый подход, рассчитанный на неосведомленных людей. Поэтому со своей стороны мы можем только молиться, чтобы Господь сохранил Свою Церковь от разделений и дал ей выйти из этой сложной ситуации.
Спасительная миссия Православной Церкви - нести в мир Христово учение и освящать верных таинствами и примером святой жизни. Как с самого начала апостолы поделили между собой географию своих миссионерских территорий, так впоследствии возникли и разные церковные области. Подобно тому, как апостолы не были подчинены друг другу, но действовали самостоятельно в общей любви, так же были организованы и церкви апостольского и последующих времен. Исторически церковные округа менялись, пока не пришли к системе основных патриархатов, а после дальнейших изменений - к сегодняшнему дню. В древности тоже нередко бывали споры из-за границ юрисдикций, но со временем они разрешались.
Сейчас же проблема с Константинопольским Патриархатом усугубляется тем, что в нем сформулировано новое еретическое учение, которое усваивает этому Патриарху совершенно невероятный высший статус, подобный роли Отца в Святой Троице. Тем самым искажается и учение о Боге, и о Церкви.
В этом церковном документе сформулированы (и проанализированы) такие ереси:
1. Претензии Константинопольского Патриарха на первенство власти над Вселенской Церковью
2. Претензии Константинопольского Патриархата на роль высшей апелляционной инстанции во Вселенской Церкви
3. «Восстановление в сане» раскольников, не имевших канонического рукоположения или утративших сан вследствие уклонения в раскол
4. Претензии Константинопольского Патриархата на право принимать клириков без отпускных грамот
5. Претензии Константинопольского Патриархата на исключительное право предоставления автокефалии
6. Нарушение принципа равенства автокефальных Церквей Константинопольским Патриархатом
7. Пересмотр Константинопольским Патриархатом в одностороннем порядке актов, имеющих правоустанавливающее значение
8. Претензии Константинопольского Патриархата на исключительное право церковной юрисдикции в диаспоре
В этих заблуждениях просматривается влияние филетизма, осужденного на Константинопольском же Соборе еще в XIX веке.
Достаточно ясно богословские заблуждения Константинопольского Патриархата разобраны в этой статье.
Как видите, дело вовсе не сводится к Вашему упрощенному суждению:
Мне кажется это совершенно ненормальным, когда две поместные церкви с идентичными учениями и таинствами выясняют чья территория/юрисдикция каноническая, кто на ней может нести Слово Божие, а кто из таких же православных не может, что в итоге из откровенно говоря бессмысленных споров о канонической территории/юрисдикции заканчивается взаимным порывом связей, запретами, испорченными отношениями и возможно даже пострадавшими.
И тем более к Вашим словам:
Даже если брать конфликт Константинопольского и Московского Патриархатов по вопросу о каноничности ПЦУ - обе стороны отстаивает де-факто политические интересы.
Ясно, что Церковь-Мать должна отстаивать свое право духовно окормлять вверенных ей Богом детей, даже если неразумные и греховные действия иерархов другой Поместной Церкви этому мешают.
В практическом плане греховные действия КП привели к легализации раскола на Украине, когда раскольники без покаяния, а многие даже без правильной хиротонии объявлены православными священниками и архиереями. Теперь эти «архиереи» с помощью лжи и насилия добиваются духовной гибели украинского народа, а на промежуточном этапе - унии с католиками. Они не останавливаются даже перед откровенным кощунством, отменяя почитание «русских святых» и «русских икон», выбрасывая святыни и даже Святые Дары на улицу. Совсем недавно при насильственном захвате собора был избит и получил сотрясение мозга Черкасский митрополит Феодосий.
Если Вы сколько-нибудь знаете церковное учение и историю, начитаны в православных святых отцах и живете церковной жизнью, то должны понимать, какое это великое зло.
Если же, наоборот, Вы склонны занимать интеллигентскую позицию «над схваткой», осуждая Церковь и ее иерархов (как то видно из вопроса), то глубоко Вам сочувствую. Без необходимого смирения и послушания Церкви никак нельзя получить от Бога спасительную благодать и войти в Царство Небесное.
Церковь Христова строилась не «сверху вниз», а «снизу вверх». Почитай те внимательно Деяния Апостолов, где этот процесс описан. Апостолы ходили по миру и благовествовали. Когда шли в другое место, рукополагали для местной церкви епископов и пресвитеров. Эти епископы никак не зависели от других таких же в соседнем городе. Все они имели общение с апостолом, их основавшим. Но даже этот апостол не действовал по отношению к ним, как администратор. Об этом ярко свидетельствуют Соборные послания апостолов, а ещё больше Послания св. ап. Павла. Это увещания отца к детям, а не распоряжения митрополита или патриарха. Только гораздо позднее, когда Церковь умножилась и перешла из разряда гонимой в государственную, появилась необходимость координации местных церквей. Так стали возникать архиепископства, митрополии и, наконец, патриархаты. Однако принцип самоуправления и независимости Поместных Церквей остался до нашего дня. Поскольку Глава Церкви - Господь Иисус Христос, а не папа.
Думаю, апостолам было видней, как организовывать Церковь, чем нам с Вами. Так сложилось исторически от самого основания Церкви - независимость Поместных Церквей. Задача же Поместной Церкви, как и всей Христовой Церкви - приводить верующих ко спасению посредством Таинств и Учения Христова.
Что же касается Вашего недоумения относительно споров, возникших в Церкви, то оно происходит опять же от невнимательного чтения Священного Писания. Эти споры в Церкви идут с апостольских времён:
Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех, ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию. Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою (Деян.20:26-30).
Церковь живёт по определённым духовным законам, установленным ещё самими апостолами (см. по ссылке), а также развитым святыми отцами на Вселенских Соборах (см. по ссылке). Первое упоминание об Апостольском Соборе мы находим в Деяниях Апостолов (Деян.15). Отсюда и идёт традиция Православной Церкви самые важные вопросы решать на соборах.
Нарушение этих правил и ведёт к недоразумениям, спорам, расколам и ересям. Кто в них виноват? Тот кто соблюдает правила или нарушает? Судя по Вашему вопросу Вы считаете, что это безразлично. Однако Спаситель так не считал и по отношению к одним из первых еретиков и раскольников высказался очень резко:
Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу (Откр.2:6).
Вы же так презрительно коснулись очень больного места нашей Церкви - кровоточащей раны РПЦ и УПЦ. Это не ПЦУ и их покровителей из КП выгоняют из храмов и избивают, а иногда и убивают. Это страдают исповедники веры из УПЦ. История свидетельствует, что не «живоцерковцев» и «обновленцев» разных причисляют потом к лику святых, а тех, кто остался в канонической Церкви и пострадал за это. Смирение у гордых всегда вызывает презрение, но спасаются Богом смиренные:
Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»? Но тем бо́льшую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас (Иак.4:5-7).
Отец Евтихий, я благодарен Вам за ответ и согласен с основой его частью. Но Вы с отцом Евгением верно меня не совсем правильно поняли, я не пытаюсь ''находиться над схваткой'', не являюсь ''безразличным'' и тем более не пытаюсь выразить ''презрение'' к трагедии нашей Православной Церкви которая сейчас развернулась на территории Украины. Также, у меня нету притязаний на наличие поместных церквей как таковых
1. В вопросе я не просто так уточнил, что меня беспокоит когда две поместные церкви имея идентичное учение и таинства, начинают конфликтовать из-за того что одна из поместных церквей вмешивается на канонические земли другой (или даже оспаривает их) чтобы нести слово Божие - мне это крайне непонятно, как причина для конфликта. Я понимаю и согласен с тем чтобы у каждой поместной церкви была своя земля на которой она должна проводить свою миссию, но запрещать другим таким же православным заниматься на этой земле миссией, если у них есть на то возможности и желание - странно. Учитывая то, сколько еще в мире людей не имеют регулярного доступа к таинствам Православной Церкви, из-за чего риск что они пойдут к пример к каким-нибудь протестантам возрастает в разы.
2. Касательно конфликта между Константинопольским и Московским Патриархатами. Мне крайне неприятно смотреть на то какие события происходят сейчас на Украине между сторонниками КПЦ-ПЦУ и РПЦ-УПЦ, о которых я более чем в курсе. Я и сам был бы по-христиански рад, если бы данный раскол закончился компромиссом между КПЦ и РПЦ, по итогу которого был бы принят усредненный для всех вариант. Хотя и считаю что лучше всего вернуться к дораскольному положению вообще. Но политическая обстановка в мире и принципиальные позиции как Константинополя так и Москвы не способствует примирению, как и скорее всего возвращению к прежнему статусу. Я хоть и являюсь прихожанином РПЦ, однако мне тяжело наблюдать как рушатся отношения между Константинополем и Москвой, так как мы члены одной и той же Церкви, не отдельно РПЦ и отдельно КПЦ, но события идут к тому будто бы члены Константинопольского Патриархата в глазах Москвы и члены Московоского Патриархата в глаза Константинополя скоро станут (если не уже) еретиками которые не имеют доступа ко спасению - то есть половина всей Православной Церкви. Именно из-за этого я и задал данный вопрос.