Добрый день, друзья!
Все мы знаем, что в восточной православной аскетике воображение при молитве мягко сказать не приветствуется.
Но вопрос: в какой мере? Постараюсь пояснить.
Церковь учит, что перед молитвой надо поставить себя как бы перед Богом. Понятно, что когда мы поставляем себя перед Богом Отцом, то тут вопросов быть не может, представлять здесь нечего, никакого образа здесь быть не может.
Но Господь Иисус Христос пребывает с Отцом в человеческом образе, в теле. Так неужели неправильно будет хотя бы на мгновение представить себе Христа, хоты бы в виде иконы?
То же можно сказать и о молитве Богородице.
Пожалуйста, выскажете ваше мнение.
6 Ответов
Здравствуйте! Нивкоем случае нельзя на молитве представлять в мыслях образы, вспоминать изображения с икон святых, Богородицы, Спасителя, так как это будут только ваши фантазии. Нельзя всать вашим фантазиям между вами и Богом, Богородицей, святыми. Иначе молитва будет идти вашим фантазиям, тоесть ИДОЛУ, которого вы у себя в голове придумали, а этого только и нужно врагам рода человеческого. Так же эти самые враги могут, воспользоваться вашими вымышленными идолами и прийти к вам в реальности в их облике и тем самым заставить вас поклониться им вобще обычно после такого люди сходят с ума, либо впадают в бесовскую прелесть. Почитайте "Записки баламута", там об этом хорошо и доходчиво написано, либо почитайте жития святых, там тоже много информации по этой теме.
Молитвы перед образом на иконе есть молитва первообразу, на ней изображенной. Это установление VII Вселенского собора.
Поскольку Иисус Христос есть Богочеловек, у Него есть Тело, то в молитве мы обращаемся к Нему, обозначенного телесно.
Можно и Его, и Богородицу и святых представлять, подобно тому, как мы представляем свою маму, когда общаемся с ней по телефону, или пишем ей письмо.
Ничего не будет зазорного в том, чтоб задействовать воображение, в свете иконного письма.
Иоанн Дамаскин в борьбе с иконоборцами так разъяснял:
так как все говоримое о них [персонажах и предметах Писания] – истинно и целью имеет славу Бога и прославляемых Им святых, также спасение наше и низложение и посрамление диавола и его демонов, то мы поклоняемся, и обнимаем, и целуем, и приветствуем глазами, и устами, и сердцем; равным образом [воздаем честь] и всему Ветхому и Новому Завету и словам святых и превосходных Отцов... то должно принимать их с радостью и почитать, как образы, и подражания, и подобия, и книги для неграмотных, и поклоняться, и целовать, и приветствовать глазами, и устами, и сердцем, как подобие воплотившегося Бога, или Его Матери, или святых, соучастников страданий и славы Христа, и победителей, и истребителей диавола
"Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят", то есть некоторые узрят даже Бога очищенным сердцем своим и в сердце своем.
Мы, христиане жувущие здесь и сейчас, воздаем хвалу святым, в том числе сердцем, этим своим внутренним оком, потому, молитесь, и Богу слава!
Ничего воображать или представлять себе не надо. Иначе молитва будет обращена уже не к Богу или святым, а к сконструированному нами мысленному идолу.
Достаточно просто осознать, что наша молитва - это не мантра или разговор с пустотой, а обращение к Тому, Кто нас слышит. Наподобие монолога по телефону, когда вы точно знаете, что собеседник на связи.
С уважением,
Поставить себя перед Богом - это означает осознать себя в Его присутствии, что Он прямо сейчас здесь внимает тебе. Это не связано с воображением.
Так неужели неправильно будет хотя бы на мгновение представить себе Христа, хоты бы в виде иконы?
Ничего страшного от этого не случится за один раз, но увлекаться этим не стоит, потому что в какой-то момент могут подключиться бесы и начать показывать что-то свое.
Почитайте статью "О молитве Иисусовой" свт. Игнатия (Брянчанинова), там дан подробный ответ на Ваш вопрос. Вот, в частности:
Самый опасный неправильный образ молитвы заключается в том, когда молящийся сочиняет силою воображения своего мечты или картины, заимствуя их по-видимому из Священного Писания, в сущности же из своего собственного состояния, из своего падения, из своей греховности, из своего самообольщения, – этими картинами льстит своему самомнению, своему тщеславию, своему высокоумию, своей гордости, обманывает себя. Очевидно, что все, сочиняемое мечтательностью нашей падшей природы, извращенной падением природы, не существует на самом деле, – есть вымысел и ложь, столько свойственные, столько возлюбленные падшему ангелу. Мечтатель, с первого шага на пути молитвенном, исходит из области истины, вступает в область лжи, в область сатаны, подчиняется произвольно влиянию сатаны. Святой Симеон, Новый Богослов, описывает молитву мечтателя и плоды ее так: «Он возводит к небу руки, глаза и ум, воображает в уме своем – подобно Клопштоку и Мильтону – Божественные совещания, небесные блага, чины святых Ангелов, селения святых, короче, собирает в воображении своем все, что слышал в Божественном Писании, рассматривает это во время молитвы, взирает на небо, всем этим возбуждает душу свою к Божественному желанию и любви, иногда проливает слезы и плачет. Таким образом мало-помалу кичится сердце его, не понимая того умом; он мнит, что совершаемое им есть плод Божественной благодати к его утешению, и молит Бога, чтоб сподобил его всегда пребывать в этом делании. Это признак прелести. Такой человек, если и будет безмолвствовать совершенным безмолвием, не может не подвергнуться умоисступлению и сумасшествию. Если же не случится с ним этого; однако ему невозможно никогда достигнуть духовного разума и добродетели или бесстрастия. Таким образом прельстились видевшие свет и сияние этими телесными очами, обонявшие благовония обонянием своим, слышавшие гласы ушами своими. Одни из них возбесновались, и переходили умоповрежденными с места на место; другие приняли беса, преобразившегося в Ангела светлого, прельстились и пребыли неисправленными даже до конца, не принимая совета ни от кого из братий; иные из них, подучаемые диаволом, убили сами себя: иные низверглись в пропасти, иные удавились. И кто может исчислить различные прельщения диавола, которыми он прельщает, и которые неисповедимы? Впрочем, из сказанного нами всякий разумный человек может научиться, какой вред происходит от этого образа молитвы. Если же кто из употребляющих его и не подвергнется ни одному из вышесказанных бедствий по причине сожительства с братиею, потому что таким бедствиям подвергаются наиболее отшельники, живущие наедине, но таковой проводит всю жизнь свою безуспешно».
Если представить, то это уже работает Ваше воображение. Лучше всегда имейте Христа в своем сердце, как учит св. Игнатий Богоносец. Тогда и представлять не надо будет, Вы будете твердо ощущать, что Он близко или, наоборот, по какой-то причине от Вас удалился. Но это дело совершенных, конечно.
А для обычных людей лучше вместо представления просто молиться перед иконой, как то и Церковь советует. Нет иконы — молимся так. Господь смотрит на сердце человека.
Понятно. Спасибо.
Спасибо, батюшка, но мне кажется, что Вы не совсем внимательно прочли вопрос.
А вопрос звучал так: допустимо ли в САМОМ НАЧАЛЕ МОЛИТВЫ, НА МГНОВЕНИЕ, представить себе Христа, в иконописном образе? Какая тут фантазия?