Добрый день!
Я всегда думала, что хлеб и вино становятся Телом и Кровью во всех смыслах и теряют свои качества хлеба и вина (разве что внешний вид остается). Но недавно приняли положение о безглютеновом Причастии. Т.е. получается в нашем мире Тело и Кровь остаются хлебом и вином, которые даже могут навредить человеку с особенностями здоровья, а как Тело и Кровь мы воспринимаем их только на глубинном духовном уровне?
Тогда как причащаться закодированным, ведь вино может им навредить? Также в связи с этим мысль об одноразовых ложках уже не выглядит как проявление маловерия, ведь если есть проблемы с глютеном, то проблемы с микробами и подавно должны быть…
Простите, пожалуйста, за такой вопрос, я, наверное, как всегда написала какую-то ересь, но просто очень хочется разобраться.
Спасибо за ваши ответы!
3 Ответа
Не бывает в Церкви «безглютенового причастия», мы ведь не католики, которые используют для этого специальный хлеб без глютена. В указанном Вами документе речь идет о том, что люди, не способные кушать хлеб, причащаются только Кровью, без частички Тела. Но это и раньше всегда было: например, так причащают младенцев или тяжело больных, которые не могут принимать твердую пищу. Вы ведь понимаете, что младенец не сможет проглотить частичку не потому, что она плоха, а потому, что еще не способен к этому. То же и с больными.
Учение Церкви о Евхаристии является не человеческим домыслом, а преподано нам Богом и сохраняется силой Святого Духа, несмотря на сомнения и заблуждения отдельных людей. Хотя мы видим и ощущаем хлеб и вино (их внешние, чувственные свойства), но существо их меняется, так что они становятся Телом и Кровью Сына Божия. Подробный разбор всех вопросов о Евхаристии см. в этой книге.
При том, что хлеб и вино истинно становятся Телом и Кровью Христовыми, они не теряют своих свойств. Это известно из факта опьянения священнослужителей при потреблении большого количества того, что осталось в Чаше после общего причастия. Да и вкус хлеба и вина каждый из нас чувствует вполне реально. Тут важно различать вопрос практический и сугубо богословский. Тело Христово приобретает способность крошиться подобно хлебу и вызывать аллергию у больных целиакией, а Кровь приобретает свойство опьянять.
То есть воздействие, вполне реальное и полностью аналогичное воздействию хлеба и вина, сохраняется, но при этом имеет причину не в хлебе и вине, которых больше нет, а в Теле и Крови. Безглютеновая мука действительно используется для вещества Евхаристии, для причастия больных целиакией, но не в Русской Церкви, а в Финляндской, где на это есть благословение Архиерейского собора.
Давайте внимательно прочитаем в Евангелии о действиях Самого Господа на Тайной вечери:
И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. (Лк.22:19)
Как видим, Великий Чудотворец не изменил вида хлеба, хотя и мог это сделать без труда, как с чудом претворения воды в вино. Однако на Тайной вечери Господь не подал им кусок мяса, в который преложился хлеб в Его руках. Мы не видим ужас апостолов, который обязательно был бы при таком страшном чуде. В Евангелии нигде не говорится об этом.
Итак в руках Самого Законодавца хлеб остался по виду хлебом, не изменив своих внешних свойств. Однако это уже был не хлеб, а Тело Христово. Каким образом? Изменилось самое существо этого хлеба, его таинственная суть под воздействием Святого Духа. Как под видом смиренного Человека воплотился бесконечный Бог, так под видом хлеба теперь в Его руке было Его святое Тело. Это тайна, непостижимая человеческим умом, совершаемая Святым Духом. Потому это и называется Таинством Евхаристии.
Итак, хлеб и вино, сохраняя свои внешние свойства хлеба и вина, таинственно меняют свою сущность, внутреннюю природу, и становятся Телом и Кровью Христовыми.
Соответственно и священник, потребляющий Святые Дары в конце службы и имеющий внутренние болезни, может чувствовать приступы боли. Яркий пример тому - св. прав. Иоанн Кронштадтский. Он мучался болями в поджелудочной, о чём свидетельствуют его дневники. Так он своими страданиями искупал грехи духовных чад.
Может ли при причащении передаваться инфекция? Исследования учёных на предмет инфекций на стёклах чудотворных икон привели к удивительному выводу - они практически стерильны. Тем более через Причастие передача инфекции невозможна.