Воспринимать ли буквально житие святых Петра и Февронии?
Сказано, что жене Павла (брата Петра) являлся змей в образе мужа. Как это понять? Это просто описание страстей и испытаний или, всё же, нужно относиться буквально к написанному? Спасибо.
Судя по тексту жития, в названном Вами отрывке речь идет именно о явлении беса в образе св. Петра. В житиях других святых подобные явления также встречаются.
Впрочем, случается это крайне редко и лишь по отношению к подвижникам, когда Господь попускает бесам искушать их таким образом.
Повесть о Петре и Февронии, написанная спустя века, является литературным произведением с элементами сказки, о чем прямо говорят агиографы. Вот как комментирует это произведение свт. Филарет Черниговский:
«Повесть о житии св. кн. Петра и Февронии, творение господина монаха Еразма», изданная без имени сочинителя в Памяти. Старин. Литер. 1, 26. 47, дополнила немногие верные сведения о св. князе вымыслами народного воображения. Таково сказание её об Агриковом мече. Агриков меч и в сказке о Добрыне. Еразм сам говорит: писавшего мене, елика слышах. Ясно, что он писал не по летописям, а по слухам. Потому нельзя и ожидать от него многих верных известий, а скорее много неверного. Еразмова повесть писана ок. 1540 г., а новая редакция её около 1560 г. В прологе из Еразмовой повести удержано вероятное, хотя и не всё, и отвергнуто всё сказочное.