Например, 31 правило Карфагенского собора запрещает клирикам (в славянском варианте всем причетникам) дарить что-либо неправославным, даже если это его родственники. Не устраняет ли это заповедь о почитании родителей, о милостыне? Есть каноны, которые в принципе не применяются: сухоядение весь Великий Пост (50 Лаодикийского), запрет на некое изощренное плетение волос (96 Трулльского), запрет развода по причине рукоприкладства (9 Василия Великого) и т. д. Как понять: это были временные решения, вечные заповеди или ошибочные мнения?
3 Ответа
Как понять: это были временные решения, вечные заповеди или ошибочные мнения?
Большинство канонов имеет две стороны - дисциплинарную и нравственную. Дисциплинарная сторона подлежит изменениям, нравственная - нет. Каноны не являются заповедями Божьими, это церковные решения, которые принимались различными соборами епископов в определенных исторических условиях для того, чтобы поддерживать церковную дисциплину. Однако это не значит, что Церковь связана этими правилами на все времена и не может принимать новые в соответствии с изменившимися условиями, чтобы это было полезно для современных православных христиан. Некоторые каноны перестают применяться просто потому, что они не находятся в соответствии с нуждами церковной жизни в новых условиях. Для ознакомления с проблемой применения древних канонов в современных условиях можете прочитать эту статью.
Например, 31 правило Карфагенского собора запрещает клирикам (в славянском варианте всем причетникам) дарить что-либо неправославным, даже если это его родственники. Не устраняет ли это заповедь о почитании родителей, о милостыне?
Нет, не устраняет. Речь ведь не о милостыне, не о помощи неправославным в крайней нужде, а о вопросах имущественного характера.
Ответом на вопрос о 31-м правиле Карфагенского собора будут слова апостола любви:
Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его. (2Ин.1:9-12).
Епископам и священнослужителям, а также иным лицам, имеющим законное рукоположение запрещено оставлять завещание или дарственную еретикам и неправославным. Почему? Когда это правило принималось, в имуществе священнослужителей были земли, сёла, рабы (крепостные) с церквями и православными людьми. Если они поступали во владение еретиков, то насильственно могли быть склонены переведены в ересь. Как видите, никакого противоречия с евангельским учением нет, если внимательно разобраться.
На остальные вопросы отвечу общими словами. Существует такое понятие, как церковная икономия. Она подразумевает то, что епископу дано право смягчать строгость того или иного правила по милосердию или снисхождению. В случае с постом, плетением волос и разводом - это снисхождение к слабости веры современных христиан (хотя очень многие духовники увещевают современных женщин не пользоваться косметикой).
Неизменяемы лишь каноны, отражающие церковное учение (например, антипелагианские каноны Карфагенского собора). Каноны же практического свойства появляются и меняются с течением времени в ответ на какую-то потребность. Хотя они не являются богодухновенными, однако предлагаемый ими образ решения церковной нужды является образцовым, выражая действие во времени Святого Духа для сохранения и приумножения Церкви.
Итак, все три Ваших варианта решения поставленного вопроса неточны. Церковные каноны и не ошибочны, и не вечные заповеди, и не изданы на определенное время. Недогматические каноны прочитываются Церковью в разное время по-разному с учетом реальных возможностей и нужд Церкви, при сохранении единого неизменяемого ядра в виде вероучения и базовых элементов церковной практики.