Воздаяние

***

Воздая́ние – 1) суд Божьей Правды; дей­ствие Божье, направ­лен­ное на кон­крет­ное лицо или группу лиц как реак­ция или ответ на их мысли, поступки, дей­ствия, пове­де­ние, под­ра­зу­ме­ва­ю­щие нрав­ствен­ную оценку, нрав­ствен­ную ответ­ствен­ность; 2) резуль­тат этого дей­ствия; Боже­ствен­ная кара или награда; 3) вечная, окон­ча­тель­ная участь разумно-сво­бод­ных существ, име­ю­щая быть опре­де­лен­ной на Страш­ном Суде.

“Нужно пом­нить, что всё, что чело­век делает, у Бога взве­шено и сочтено. Поэтому, если чело­век в земном смысле здесь не полу­чает достатка по своему труду, какого-то нет воз­да­я­ния, заслу­жен­ного отно­ше­ния, то он полу­чит это у Бога. Для веру­ю­щего чело­века и здесь всё равно пол­нота”.
прот. В. Кре­че­тов

Я есть испы­ту­ю­щий сердца и внут­рен­но­сти; и воздам каж­дому из вас по делам вашим (Откр.2:23).

***

Не противоречит ли воздаяние Божье в отношении беззаконников Божественному милосердию?

Бог в любом Своем дей­ствии про­яв­ля­ется во всей пол­ноте Своих совер­шенств. Это отно­сится и к дей­ствию воз­да­я­ния (не в мень­шей сте­пени обна­ру­жи­ва­ю­щем Его мило­сер­дие, чем Его спра­вед­ли­вость, пра­вед­ный гнев).

Карая без­за­кон­ни­ков, Бог воз­даёт нака­за­нием не бес­цельно, не из жела­ния ото­мстить, как это слу­ча­ется у людей, иногда слиш­ком жестоко рас­прав­ля­ю­щихся со своими обид­чи­ками или вра­гами.

Карая без­за­кон­ника, Бог, прежде всего, стре­мится его вра­зу­мить, изба­вить от власти греха, очи­стить, спасти: «не хочу смерти греш­ника, но чтобы греш­ник обра­тился от пути своего и жив был» (Иез.33:11).

Более того, Свя­щенно Писа­ние содер­жит немало при­ме­ров, сви­де­тель­ству­ю­щих, что Боже­ствен­ной каре может пред­ше­ство­вать Боже­ствен­ное пре­ду­пре­жде­ние. В случае, если греш­ник при­слу­ши­ва­ется и обра­ща­ется от греха, кара может его мино­вать. Именно так было с жите­лями Нине­вии (Ион.3:10).

Опять же, нака­за­ние без­за­кон­ника часто служит нази­да­нием не только ему самому, но и его окру­же­нию.

Так, нака­зав Мариам за воз­му­ще­ние против вождя и зако­но­по­лож­ника Моисея страш­ной болез­нью (про­ка­зой), Гос­подь донёс до её созна­ния, что про­ти­во­дей­ствие испол­ни­те­лям Его воли — страш­ное пре­ступ­ле­ние (Чис.12:10). Вра­зум­лен­ная столь неза­мед­ли­тель­ным дей­ствием Боже­ствен­ного пра­во­су­дия, Мариам тут же опом­ни­лась, после чего Бог, по молитве Моисея, про­стил её и исце­лил. Поскольку эта исто­рия про­изо­шла на глазах мно­го­чис­лен­ных сви­де­те­лей, постольку урок был вос­при­нят и ими.

Доста­точно часто воз­да­я­ние Божье в отно­ше­нии без­за­кон­ни­ков бывает обу­слов­лено не только тре­бо­ва­нием Его Правды, но и моль­бами людей, оскорб­лен­ных, обма­ну­тых, оби­жен­ных, ограб­лен­ных, окле­ве­тан­ных, обез­до­лен­ных, взы­ва­ю­щих к Нему о спра­вед­ли­во­сти.

Исто­рии обще­ния чело­века и Бога известны и такие случаи, когда молитвы к Богу по поводу воз­мез­дия обид­чи­кам соеди­ня­лось с прось­бой об отмще­нии. Причём, такие просьбы зву­чали даже из уст Божьих святых, пре­бы­ва­ю­щих на Небе­сах (ср.: «доколе, Вла­дыка Святый и Истин­ный, не судишь и не мстишь живу­щим на земле за кровь нашу?» (Откр.6:10)).

Конечно, когда подоб­ные сте­на­ния воз­но­сятся со сто­роны пра­вед­ни­ков, их нельзя объ­яс­нять жаждой отмще­ния (в грубом зна­че­нии этого слова) или зло­па­мят­ством. Таким обра­зом святые про­сили Бога не о мести, а о заступ­ни­че­стве.

Что же каса­ется отде­ле­ния греш­ни­ков от пра­вед­ни­ков в День Страш­ного Суда и лише­ния их пре­бы­ва­ния в Цар­стве святых, греш­ники будут отри­нуты Богом прежде всего потому, что сами ока­жутся недо­стой­ными столь высо­кой награды и, что не менее важно, ока­жутся неспо­соб­ными жить по зако­нам святых.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки