Врата адовы

***

Врата́ а́довы — сим­во­ли­че­ское выра­же­ние, име­ю­щее осно­ва­ние в Свя­щен­ном Писа­нии Вет­хого и Нового Заве­тов, ука­зы­ва­ю­щее на:

  • замкну­тость ада;
  • актив­ность демо­ни­че­ских (адовых) сил.

Посред­ством этого поня­тия в бого­сло­вии рас­кры­ва­ется ряд важ­ней­ших соте­рио­ло­ги­че­ских и эсха­то­ло­ги­че­ских истин.

В дохри­сти­ан­скую эру ад пред­став­лял собой обособ­лен­ную, скры­тую область про­стран­ства, «где нет устрой­ства, где темно, как самая тьма» (Иов. 10:22). В данном отно­ше­нии ад алле­го­ри­че­ски упо­доб­лялся загону для скота, где гос­под­ство­вала смерть, а его оби­та­тели, греш­ники, — скоту: «как овец, заклю­чат их в пре­ис­под­нюю, смерть будет пасти их» (Пс. 48:15).

До При­ше­ствия Мессии и осу­ществ­ле­ния Им Искуп­ле­ния чело­века от «сует­ной жизни» (1Пет. 1:18) врата адовы откры­ва­лись для входа людей, но слу­жили пре­гра­дой для выхода. Об этих вратах гово­рил Сам Творец: «Отво­ря­лись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смерт­ной?» (Иов. 38:17).

Впо­след­ствии адовы врата, сооб­разно про­ро­че­ству — «Под­ни­мите, врата, верхи ваши, и под­ни­ми­тесь двери вечные. И войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? — Гос­подь креп­кий и силь­ный, Гос­подь силь­ный в брани» (Пс. 23:7–8), — сокру­шил Сам Гос­подь Иисус Хри­стос. В цер­ков­ных пес­но­пе­ниях мысль о сокру­ше­нии адовых врат зафик­си­ро­вана со всей чет­ко­стью и опре­де­лен­но­стью: «Сниз­шел еси в пре­ис­под­няя земли, и сокру­шил еси вереи вечныя, содер­жа­щия свя­зан­ныя»
(Канон Вос­кре­се­нию Хри­стову (Святой Пасхи), ирмос 6).

В ико­но­гра­фии эта идея вос­про­из­во­дится ещё более крас­но­ре­чиво: врата изоб­ра­жа­ются сорван­ными с закле­пов и низ­верг­ну­тыми. Гос­подь, попи­рая их Своими пре­чи­стыми сто­пами, тор­же­ственно воз­вы­ша­ется над ними. Возле врат часто пишутся бес­по­ря­дочно раз­бро­сан­ные ключи и замки.

В дог­ма­ти­че­ском плане сокру­ше­ние адовых врат озна­чает, что с Побе­дой Христа пре­ис­под­няя пере­стала быть неиз­беж­ным посмерт­ным при­ста­ни­щем душ. И хотя ад суще­ствует и поныне, при­об­щая свою жизнь к жизни Христа, чело­век осво­бож­да­ется от его уз и оков. В Писа­нии Нового Завета эта идея обо­зна­ча­ется через символ ключей, кото­рыми вла­деет Хри­стос: «И имею ключи ада и смерти» (Откр. 1:18).

Помимо того, что врата адовы могут ука­зы­вать на замкну­тость пре­ис­под­ней, они же обо­зна­чают собой и актив­ную бого­бор­че­скую силу, то есть сонм падших духов. Осно­ва­ние для такой парал­лели дал Сам Гос­подь: «и на сем камне Я создам Цер­ковь Мою, и врата ада не одо­леют ее» (Мф. 16:18).

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки