Зна­че­ния неко­то­рых биб­лей­ских слов


I. ДЕЙ­СТВИЕ, ЗАНЯ­ТИЕ, СОСТО­Я­НИЕ:

Алчба (Притч. 21:25) — голод.

Бдение (Исх. 12:42; 2Кор. 6:5) — воз­дер­жа­ние от сна.

Бийца (1Тим. 3:3) — драчун.

Бла­го­стыня (Иер. 31:12) — изоби­лие, бла­го­со­сто­я­ние.

Бла­го­у­тро­бие (Ис. 63:15) — мило­сер­дие, состра­да­ние.

Бран­ный (Зах. 9:10) — боевой.

Веле­леп­ный (2Петр. 1:17) — вели­че­ствен­ный.

Веле­ре­чи­вый (Иов. 12:20) — мно­го­слов­ный.

Велиал (Пс. 40:9) — ужас­ный, злой чело­век (1Цар. 25:25); нече­сти­вый (Втор. 13:13); потоки без­за­ко­ния (Пс. 17:5), в других пере­во­дах: волны смерти, потоки вели­ала; дочь вели­ала — негод­ная жен­щина (1Цар. 1:16); в Новом Завете Велиал цити­ру­ется как Велиар (2Кор. 6:15), что озна­чает сатана.

Вер­же­ние (Лк. 22:41) — бросок.

Вос­кло­ниться (Лк. 21:28) — выпря­миться.

Выспрен­ний (Ис. 24:21) — высо­чай­ший, высо­ко­пар­ный.

Гла­го­лать (Иез. 2:1; Евр. 12:25) — гово­рить.

Глад (Мф. 24:7) — голод.

Грядый (Ин. 11:27; Лк. 13:35) — при­хо­дя­щий, идущий.

Грясти/грядет (Ис. 19:1; Откр. 1:7) — при­хо­дить.

Заспать (3Цар. 3:19) — зада­вить во сне (мла­денца).

Заушать (Мф. 26:67) — бить по лицу.

Зло­стра­да­ние (Иер. 24:9; Иак. 5:10) — зло­клю­че­ние, стра­да­ние.

Кощун­ник (Притч. 24:9) — насме­ха­ю­щийся над свя­щен­ными пред­ме­тами, отзы­ва­ю­щийся пошло и с пре­зре­нием об истине, осквер­ни­тель свя­тынь, сквер­но­слов, суе­слов.

Кре­стить (Ин. 1:25) — в гре­че­ском под­лин­нике упо­треб­лено слово, озна­ча­ю­щее «оку­нать, погру­жать в воду».

Лже­сло­вес­ник (1Тим. 4:2) — лжец.

Любо­пре­ние (Флп. 1:15) — тще­сла­вие, сопер­ни­че­ство.

Любо­с­тя­жа­ние (2Петр. 2:14) — жад­ность, страсть к день­гам и богат­ству.

Навет­ник (2Цар. 19:22) — кле­вет­ник, донос­чик.

Наперс­ник (Иов. 19:19) — люби­мец, дове­рен­ный чело­век (дословно — воз­ле­жа­щий на груди).

Науш­ник (Притч. 16:28) — донос­чик, сплет­ник.

Несло­вес­ный (Исх. 6:30) — кос­но­языч­ный.

Обе­с­ча­дить (Плач. 1:20) — лишить детей.

Отверзать(-ся) (Ис. 35:5; Ин. 9:14) — открывать(-ся).

Отре­вать (Пс. 87:15) — отвер­гать.

Пере­мет­чик (Иер. 52:15) — пере­беж­чик, сдав­шийся в плен непри­я­телю.

Пещись (1Тим. 3:5) — печься, забо­титься.

Под­щиться (2Петр. 3:14) — поста­раться.

Пред­ста­тель­ство­вать (Иер. 40:10) — засту­паться.

Прейти (Дан. 7:14; 2Петр. 3:10) — бук­вально «пройти мимо», в пере­нос­ном смысле — подойти к концу, пре­кра­тить суще­ство­ва­ние.

Пре­ще­ние (Ис. 50:2; 51:20) — воз­бра­не­ние, запрет, устра­ше­ние; отвра­ще­ние, омер­зе­ние; претит — про­тивно.

При­з­реть (Лев. 26:9; Ис. 66:2) — при­ютить, обес­пе­чить про­пи­та­нием, бла­го­сло­вить.

Приять (Откр. 4:11) — при­нять.

Пре­зи­рать (Иов. 28:24) — видеть.

Про­ни­цать (1Кор. 2:10) — иссле­до­вать, пости­гать.

Про­ре­кать (Мф. 26:68) — гово­рить, про­из­но­сить, ска­зать.

Раз­вер­зать (Суд. 15:19; Мк. 1:10) — рас­кры­вать.

Раз­ре­шить (Дан. 5:16; Мф. 18:18; 2Петр. 1:20) — раз­вя­зать (отме­нить).

Совлечься (2Кор. 5:4) — раз­деться, снять (одежду).

Сорев­но­вать (Притч. 3:31) — зави­до­вать.

Спо­спе­ше­ство­вать (Пс. 89:17; 2Кор. 1:24) — помо­гать.

Сюр­мить (Иез. 23:40) — кра­ситься соста­вом чер­ного цвета.

II. ЗВАНИЕ, ПОЛО­ЖЕ­НИЕ, ЗАНЯ­ТИЕ:

Вещун (Зах. 10:2) — пред­ска­за­тель.

Домо­вла­дыка (Мф. 13:27) — хозяин дома.

Домо­пра­ви­тель (Лк. 8:3) — управ­ля­ю­щий домом.

Домо­стро­и­тель (Тит. 1:7) — управ­ля­ю­щий домом, руко­во­ди­тель в церкви.

Досто­слав­ный (Неем. 9:5) — достой­ный покло­не­ния, славы.

Каме­но­сек (3Цар. 5:15) — каме­но­тес.

Корм­чий (Иез. 27:8; Деян. 27:11) — руле­вой на корабле.

Медник (2Пар. 24:12; 2Тим. 4:14) — ремес­лен­ник, спе­ци­а­лист по меди.

Нефи­неи (1Пар. 9:2) — хра­мо­вые работ­ники, при­слу­жи­вав­шие леви­там (из гава­о­ни­тян и других плен­ни­ков).

Общ­ники (Пс. 118:63; Рим. 11:17) — те, кто имеет между собой что-либо общее, состо­я­щие в обще­нии.

Оратай (Пс. 128:3) — пахарь.

Правый (Иов. 25:4) — пра­вед­ный.

Прис­но­су­щий (Дан. 4:31) — вечно живой.

При­точ­ники (Чис. 21:27) — ска­зи­тели.

Рато­бо­рец (Иов. 16:14) — воин.

Само­хвал (Рим. 1:30) — хва­стун, хва­ля­щийся самим собою.

Сово­прос­ник (1Кор. 1:20) — спор­щик.

Спо­бор­ник (Иез. 12:14) — помощ­ник.

Сте­пень (Ис. 22:19) — поло­же­ние, разряд, звание.

Суе­слов (Деян. 17:18) — чело­век, про­из­но­ся­щий вздор­ные, пустые, без­нрав­ствен­ные речи.

Феле­феи (3Цар. 1:38) — из гвар­дии Давида: цар­ские ору­же­носцы и тело­хра­ни­тели.

Хищник (1Кор. 6:10) — похи­ти­тель, вор.

Чело­ве­ко­хищ­ник (1Тим. 1:9) — похи­ти­тель людей, рабо­тор­го­вец.

III. МАТЕ­РИ­АЛЫ:

Вереи (Пс. 106:16; 147:2; Иез. 43:8) — засовы, оковы дверей или ворот, брусья, кото­рыми запи­рали ворота; петли и крючки двер­ные, иногда столбы, на кото­рых кре­пи­лись створки дверей или ворот.

Волна (Дан. 7:9; Откр. 1:14) — белая овечья шерсть.

Дресва (Притч. 20:17) — круп­ный песок, щебенка.

Жниво (Исх. 5:12) — солома, остав­ша­яся после жатвы на корню в поле.

IV. МИНЕ­РАЛЫ (БЛА­ГО­ВО­НИЯ):

Бдолах (Быт. 2:12; Чис. 11:7) — бла­го­вон­ная про­зрач­ная смола; по другим объ­яс­не­ниям — дра­го­цен­ный камень, кри­сталл, схожий со льдом.

Ливан (Исх. 30:34) — ладан.

Мирра (Песн. 4:14) — смирна.

Нард (Песн. 4:14; Мк. 14:3) — бла­го­вон­ное масло, изго­тов­ляв­ше­еся из одно­имен­ного рас­те­ния.

Стакти (Исх. 30:34) — бла­го­вон­ная смола.

Сти­ракса (Быт. 37:25) — паху­чая смола, упо­треб­ляв­ша­яся в меди­цине и кос­ме­тике.

Халван (Исх. 30:34) — бла­го­вон­ная смола, добы­вав­ша­яся из кустар­ника.

V. ЧАСТИ ТЕЛА:

Вежды (Иов. 16:16) — веки глаз, рес­ницы.

Выя (Быт. 27:40; Деян. 15:10) — шея.

Дес­ница (Исх. 15:6; Откр. 1:16) — правая рука.

Длань (Ис. 49:16) — кисть руки, ладонь.

Зеница (Пс. 16:8) — зрачок.

Ланиты (Песн. 1:9; Ин. 19:3) — щеки.

Лоно (Чис. 5:21) — живот.

Лядвеи (Иов. 15:27) — бока, бедра, пояс­ница.

Перси (Откр. 15:6) — грудь.

Перст (Лев. 4:6; Мф. 23:4) — палец.

Рамена (2Пар. 35:3; Ис. 22:22;

Чис. 7:9) — плечи, уступ от шеи, часть руки до локтя.

Стегно (Быт. 24:2) — бедро.

Чрево ( Иов. 20:20; Лк. 15:16) — живот.

Чресла (Исх. 12:11; Мф. 3:4) — бедра, низ живота.

VI. РАС­ТИ­ТЕЛЬ­НОСТЬ:

Волчцы (Быт. 3:18; Евр. 6:8) — колю­чее рас­те­ние.

Гофер (Быт. 6:14) — дерево, из кото­рого был построен Ноев ковчег.

Купина (Исх. 3:1–4; Лк. 20:37) — куст (горя­щий), в кото­ром Бог явился Моисею.

Манд­ра­горы (Быт. 30:14; Песн. 7:14) — низ­ко­рос­лое рас­те­ние, плоды желтые, схожие с лимо­ном, аро­мат­ные и при­ят­ные на вкус. Манд­ра­горы счи­та­лись ябло­ками любви, воз­дей­ству­ю­щими на дето­род­ность женщин.

Певг (Ис. 60:13) — вид сосны, кедра или кипа­риса.

Рожки (Лк. 15:16) — стручки рож­ко­вого дерева.

Сико­мора (Ам. 7:14) — еги­пет­ская смо­ков­ница, раз­но­вид­ность инжира.

Тере­в­инф (Ис. 6:13; Ос. 4:13) — на востоке одно из кра­си­вей­ших дере­вьев, семей­ства фисташ­ко­вых, с очень густой лист­вой. Живет до тысячи лет. Тер­пен­тин­ный сок дерева идет на изго­тов­ле­ние высо­кого сорта бла­го­вон­ной смолы.

Чер­нуха (Ис. 28:25) — пряное рас­те­ние с чер­ными семе­нами, кото­рые исполь­зо­ва­лись при выпечке хлеба.

VII. ЖИВОТ­НЫЙ МИР:

Акриды (Мф. 3:4) — одни ком­мен­та­торы отно­сят акриды к раз­но­вид­но­сти саранчи, а другие — к корням съе­доб­ных рас­те­ний, кото­рыми питался Иоанн Кре­сти­тель.

Анака (Лев. 11:30) — род яще­рицы.

Аспид (Пс. 90:13) — ядо­ви­тая змея.

Васи­лиск (Втор. 8:15) — рога­тая змея пустыни, очень ядо­ви­тая, ядо­виты и ее яйца.

Гор­лица (Иер. 8:7; Лк. 2:24) — дикий голубь.

Дро­ма­дер (Ис. 60:6) — одно­гор­бый вер­блюд.

Ехидна (Ис. 59:5; Деян. 28:3) — ядо­ви­тая змея.

Каме­ло­пард (Втор. 14:5) — жираф; в других пере­во­дах — горный баран.

Леви­а­фан (Ис. 27:1; Пс. 103:25, 26) — змей, кро­ко­дил, дракон (Иов. 40:20–22,26) и зверь в трост­нике (Пс. 67:31; Иез. 29:3,4; Иов 41) — оли­це­тво­ре­ние дья­вола.

Лошак (4Цар. 5:17) — мул.

Нето­пырь (Втор. 14:18) — лету­чая мышь.

Онагр (Иов. 39:5,6) — дикий степ­ной осел.

Орикс (Втор. 14:5) — анти­лопа.

Скимеи (Пс. 16:12; Ис. 31:4) — моло­дой лев, льве­нок.

Скнипы (Пс. 104:31) — мошка.

Солам (Лев. 11:22) — раз­но­вид­ность саранчи.

Тин­ше­мет (Лев. 11:30) — раз­но­вид­ность крота.

Хагаб и харгол (Лев. 11:22) — раз­но­вид­ность саранчи.

Шер­шень (Исх. 23:28) — круп­ная оса.

VIII. СТРО­Е­НИЯ, СООРУ­ЖЕ­НИЯ, ЧАСТИ УСТРОЙСТВ:

Вертеп (Мф. 21:13) — пещера, обо­ру­до­ван­ная под жилье.

Гумно (Лк. 3:17) — ток; место, где про­се­и­вают зерно.

Давир (3Цар. 6:19–23) — Святая Святых Иеру­са­лим­ского храма.

Хра­мина ( Иов. 4:19; 2Петр. 1:13, 14) — дом, жилище; в пере­нос­ном смысле — чело­ве­че­ское тело.

IX. РАС­ПО­ЛО­ЖЕ­НИЕ НА МЕСТ­НО­СТИ:

Доль­ный (Притч. 30:17) — оби­та­ю­щий в доли­нах.

X. ОРУДИЯ ТРУДА И ВОЙНЫ:

Орало (Ис. 2:4) — плуг.

Папи­ро­вый (Ис. 18:2) — сде­лан­ный из папи­руса.

Снаряд (Зах. 11:15) — орудие, инстру­мент, сна­ря­же­ние (воен­ные и граж­дан­ские).

Тесло (3Цар. 6:7) — инстру­мент, исполь­зо­вав­шийся при обра­ботке камня.

XI. МУЗЫ­КАЛЬ­НЫЕ ИНСТРУ­МЕНТЫ:

Арфа (Пс. 136:2) — боль­шой струн­ный музы­каль­ный инстру­мент.

Гусли (Быт. 4:21) — 10-струн­ный (и более) инстру­мент напо­до­бие арфы.

Кимвал (1Пар. 16:5; 1Кор. 13:1) — медный удар­ный музы­каль­ный инстру­мент напо­до­бие таре­лок.

Лики (Суд. 11:34) — группа поющих, хоро­вод.

Орган (Пс. 150:4) — в Сино­даль­ном пере­воде это слово озна­чает раз­но­вид­ность флейты.

Псал­тирь (Пс. 32:2) — струн­ный инстру­мент напо­до­бие арфы.

Сим­фо­ния (Дан. 3:5) — музы­каль­ный инстру­мент, по другим тол­ко­ва­ниям — оркестр.

Систра (2Цар. 6:5) — музы­каль­ный инстру­мент напо­до­бие погре­мушки.

Тимпан (2Цар. 6:5) — бубен, литавр, бара­бан.

Цев­ница (Дан. 3:5) — вави­лон­ский струн­ный инстру­мент напо­до­бие лиры или неболь­шой арфы.

Цитра (2Цар. 6:5) — струн­ный инстру­мент напо­до­бие лиры у евреев.

XII. ОТНО­СЯ­ЩИ­ЕСЯ КО ВРЕ­МЕНИ:

Година (Иез. 30:3; Откр. 3:10) — время, час. Древле (Пл. Иер. 5:21) — прежде. Заднее (Флп. 3:13)-— про­шлое. Искони (Притч. 8:22) — изна­чала.

XIII. БОЛЕЗНИ:

Коро­ста (Втор. 28:27) — кожная болезнь: стру­пья, лишай.

Мор (Иер. 28:8; Мф. 24:7) — чума, эпи­де­мия. Пар­ши­вость (Лев. 13:30) — парша, кожное забо­ле­ва­ние. Поче­чуй (Втор. 28:27) — язва на коже.

XIV. ОДЕЖДА, УКРА­ШЕ­НИЯ И ПОГРЕ­БАЛЬ­НЫЕ ОДЕ­Я­НИЯ:

Вос­кри­лия (Иез. 16:8) — края одежды.

Епанча (Ис. 3:22) — широ­кий и длин­ный плащ без рука­вов.

Милотъ (3Цар. 19:19; Евр. 11:37) — одежда из ове­чьих шкур.

Опа­хало (Ис. 3:19) — веер.

Плат (Ин. 20:7) — платок.

Пла­ща­ница (Мф. 27:59) — тонкое льня­ное полотно.

Синдон (Суд. 14:12) — льня­ная рубашка.

Увясло (Ис. 3:19; Иов. 29:14) — голов­ная повязка, голов­ной убор, тюрбан.

Фелонь (2Тим. 4:13) — плащ, накидка.

Хра­ни­лища (Мф. 23:5) — кожа­ные коро­бочки с тек­стами закона. Иудеи наде­вали их на лоб и на левую руку во время молитвы.

XV. ПРОЧЕЕ:

Аминь (Мф. 6:13) — истинно так.

Брение (1Цар. 2:8; Ин. 9:6) — жидкая грязь.

Вёдро (Мф. 16:2) — ясная погода.

Вотще (Ис. 49:4) — напрасно.

Всуе (Притч. 30:9) — напрасно.

Втуне (Пс. 24:3) — бес­по­лезно, напрасно.

Глагол ( Иов. 23:12; Лк. 3:2) — слово.

Ден­ница ( Иов. 3:9; Ис. 14:12) — утрен­няя звезда.

Дщерь (Иер. 8:19; Лк. 23:28) – дочь.

Ересь (Деян. 5:17) — раз­но­мыс­лие, ина­ко­мыс­лие.

Зве­ро­ядина (Лев. 22:8) — мясо живот­ного, рас­тер­зан­ного хищным зверем.

Зна­ме­но­ва­ние (Евр. 7:2) — зна­че­ние.

Иго (3Цар. 12:4; Мф. 11:29, 30) — ярмо, дере­вян­ный хомут.

Изверг (1Кор. 15:8) — выки­дыш.

Изгарь (Иез. 22:18) — шлак, пере­ка­лен­ное железо.

Инде (Ин. 10:1) — в другом месте.

Ипо­стась (лицо) (Евр. 1:3) — одно из лиц Боже­ства, реаль­ность, сущ­ность.

Испод­ний (Дан. 3:21) — нижний.

Иста­и­вать (Пс. 87:16) — изне­мо­гать, мучиться.

Кесита (Иов. 42:11) — сереб­ря­ная монета.

Киса (Втор. 25:13) — сумка.

Ковы (1Цар. 22:8) — заго­вор, злые умыслы.

Кольми паче (Мф. 6:30) — на сколько больше.

Корван (Мк. 7:11) — вещь, посвя­щен­ная Богу, при­но­ше­ние.

Кру­жало (Иер. 18:3) — гон­чар­ный круг.

Куща (Лев. 23:42; Мф. 17:4) — шалаш из ветвей.

Лифо­стро­тон (Ин. 19:13) — камен­ный помост, мосто­вая.

Лихва (Притч. 28:8) — про­центы от ссуды.

Лихо­имец (Притч. 29:13; 1Кор. 6:10) — ростов­щик; жадный чело­век.

Лоб­за­ние (Песн. 1:1; 1Петр. 5:14) — поце­луй.

Ловитва (Быт. 49:27) — охота, добыча.

Ложе­сна (раз­вер­за­ю­щий ложе­сна) (Исх. 13:2; Лк. 2:23) — пер­ве­нец.

Мзда (Ис. 1:23; Деян. 1:18) — плата.

Наи­паче (Рим. 3:2) — прежде всего, больше всего.

Насущ­ный (Мф. 6:11) — необ­хо­ди­мый для суще­ство­ва­ния.

Одес­ную (Втор. 31:26) — по правую руку, справа.

Оный (Евр. 10:25) — выше­озна­чен­ный, тот самый.

Паки­бы­тие (Мф. 19:28) — новая жизнь в цар­ствии, по воца­ре­нии Сына Божьего.

Паства (Иер. 23:1) — стадо, община, мест­ная цер­ковь.

Паче (Еф. 6:16) — прежде, больше, сверх.

Плева (Иов. 21:18) — мякина.

Подер­жа­ние (4Цар. 6:5) — вре­мен­ное поль­зо­ва­ние.

Поелику (Деян. 15:24) — поскольку.

Позо­рище (1Кор. 4:9) — зре­лище.

Поприще (Мф. 5:41) — рас­сто­я­ние, про­тя­жен­но­стью около 1,5км.

Праздно (Мф. 20:3–6) — без дела.

Пре­ще­ние (Ис. 66:15) — гнев, угроза, укор.

Риста­лище (1Кор. 9:24) — поле для атле­ти­че­ских игр.

Руко­пи­са­ние (Кол. 2:14) — дол­го­вая рас­писка.

Све­тильня (Ис. 43:17) — фитиль.

Сень (Пс. 90:1) — тень, укры­тие.

Сикера (Втор. 14:26; Притч. 20:1; Лк. 1:15) — спирт­ные напитки из меда, фрук­то­вого сока, зерна (кроме вино­град­ного вина).

Сло­во­пре­ние (1Тим. 6:4) — спор.

Сми­рен­но­муд­рие (1Петр. 5:5) — сми­ре­ние.

Снедь (Евр. 12:16) — еда.

Снурок (3Цар. 7:15) — шнурок.

Сонм (1Цар. 10:5) — собра­ние, толпа.

Сре­те­ние (1Фес. 4:17) — встреча.

Стезя ( Иов. 30:13; Мф. 3:3) — путь, тропа, дорога.

Стихии (2Петр. 3:10) — пер­во­на­чаль­ное состо­я­ние мате­ри­аль­ного мира нашей пла­неты.

Сту­пица (3Цар. 7:33) — цен­траль­ная часть колеса.

Сулю (1Цар. 9:7; Лк. 22:35) – сумка.

Сход­бище (Иез. 33:31) — собра­ние.

Тать (Зах. 5:4; 2Петр. 3:10) — вор.

Тварь (Мк. 16:15) — тво­ре­ние Божие.

Тенета (Иез. 12:13; Рим. 11:9) — сеть, ловушка на диких живот­ных и птиц.

Тече­ние (2Тим. 4:7) — бег (стран­ство­ва­ние).

Тьма (Пс. 143:13; Евр. 12:22) — в исчис­ле­нии: десять тысяч, мно­же­ство.

Хал­ко­ли­ван (Откр. 1:15) — ценный вид бронзы, рас­плав­лен­ная медь.

Цело­муд­рие (1Тим. 2:9; 3:2) — воз­дер­жа­ние, уме­рен­ность; бла­го­ра­зу­мие, здра­во­мыс­лие.

Чадо (Иоил. 2:23; Лк. 2:48) — дитя.

Чадо­ро­дие (1Тим. 2:15) — дето­рож­де­ние.

Черв­ле­ный (Исх. 25:4; Евр. 9:19) — ярко-крас­ный, баг­ро­вый.

Чреда (череда) (1Пар. 25:8) — бук­вально оче­редь.

Юрод­ство (1Кор. 1:18) — безу­мие.

Язык (Дан. 3:7; Откр. 5:9) — помимо обыч­ного зна­че­ния упо­треб­ля­ется в зна­че­нии «народ», нация.

Яство (Быт. 49:20; Евр. 9:10) — еда.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки