Церковная община, литургическая жизнь и христианское служение

Материалы конференции «Современная молодёжь в Церкви:
проблемы и пути их решения», прошедшей в в Московском Свято-Даниловом монастыре 16 февраля 2005 года

1. Назначение, область деятельности и задачи церковной общины

Назначение, область деятельности и задачи церковной общины (православного прихода) ничем не отличаются от таковых всей Церкви. Приход – это Церковь, явленная в конкретной и ощутимой общине. В общем смысле задачу церковной общины можно определить как спасение человека во Христе. Центром жизни церковной общины является Евхаристия, областью деятельности – богослужение, осуществление духовной жизни на приходском уровне и их выражение во внешнем служении, то есть благовестие словом и делом. Приобщившись Христу в Евхаристии, христиане призваны нести Его дар в мир через свою жизнь и христианское, в том числе социальное, служение.

Внебогослужебная деятельная жизнь общины естественным образом вытекает из евхаристической жизни и должна быть прежде всего направлена на сам приход. Только после этого она может быть распространяема вовне в миссионерском и социальном служении.

2. Принципы взаимоотношений клира и мирян

Основные принципы взаимоотношений настоятеля и церковной общины можно определить как семейность, братство и отцовство, выражающие любовь и доверие между всеми членами прихода, как священниками, так и прихожанами. В духовном отношении идеальной является ситуация, когда настоятель и другие священники прихода являются духовными отцами прихожан. С другой стороны, прихожане и священники должны соблюдать определенную субординацию в отношениях между собой, так как нередко можно встретить случаи искажения принципа отцовства, например, модель отношений «свой – чужой» или элитарное самосознание той или иной общины. Необходимо понимать, что подобные отношения порой воспитываются и провоцируются самим священником.

Следует отметить важность послушания прихожан священнику в силу осознанного выбора его как духовного руководителя (в области личной духовной жизни), а также в силу статуса служения священника (в области вероучительной и административной). В то же время священник призван помнить, что миряне в своей полноте являют, согласно апостолу Петру, «царственное священство, народ святой» (1Пет.2:9). Поэтому в принятии важных решений, связанных с жизнью общины, желательно участие всего прихода.

Отцовство священника по отношению к прихожанам выражается в первенстве в любви, деятельном участии во всех делах общины, а также в учительстве, духовном руководстве и таинственном служении. Приход – это семья, и все члены этой семьи и, особенно, несущие пастырское служение, призваны активно участвовать в жизни общины. Роль священника только как требоисполнителя или культового «посредника» между народом Божьим и Богом неприемлема – от пастыря прихожане ожидают живого и деятельного участия в жизни общины.

3. Трудности молодого человека в церковной общине

Приход молодого человека в общину, не имеющую сложившихся традиций внебогослужебной жизни, ставит его в положение одиночества. В таких приходах чаще всего отсутствует стремление к осуществлению какой-либо внебогослужебной деятельности. Отчасти это объясняется составом подобных приходов и инерцией священства. С другой стороны, общины храмов, которые имеют развитую внебогослужебную деятельность и несут активное христианское служение, представляют качественно иную картину. Именно в такие общины чаще всего приходит молодежь, и их преимущество состоит в том, что молодым людям даётся возможность деятельно реализовывать себя в служении ближним.

Одна из основных проблем молодого человека в приходе – найти применение своих способностей в жизни церковной общины. Основной фактор, способствующий сплочению прихода и возникновению внебогослужебного общения – наличие общего направления деятельности, в котором заняты все прихожане. В свою очередь, подобное общение способствует привлечению в храм новых людей. Поэтому проблемы молодого человека связаны с отсутствием общинной жизни как таковой. Еще одним важным фактором для молодого человека в церковной общине является доступность священника для бесед и личного общения.

Важно отметить, что вовлечение молодого человека в деятельность общины должно происходить в духе христианской любви, постепенно и без насилия над его волей. Настоятель призван выстроить жизнь общины вокруг литургического богослужения таким образом, чтобы приходская внебогослужебная жизнь была бы его следствием. В этой деятельности настоятель выступает как пастырь, воспитатель, отец и предстоятель церковной общины.

4. Литургическая жизнь общины

1. Каждый член христианской общины нуждается в полноценном участии в литургической жизни, необходимыми аспектами которой являются:

а) Живое участие в Литургии, стремление к более частому причащению святых Христовых Таин, в идеале за каждой Литургией, на которой человек присутствует: «Многие, вижу, нечасто причащаются: это дело дьявола, он мешает частому принятию Тела Христова. И очевидно, что тот, кто нечасто причащается, дает большую власть над собой дьяволу, и дьявол волю над ним принимает и ведет его на все злое» (Святитель Иоанн Златоуст). Вместе с тем, следует помнить слова того же святителя: «Кого нам одобрить? Тех ли, которые причащаются однажды, или тех, которые часто, или тех, которые редко? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистой совестью, с чистым сердцем, с безукоризненной жизнью».

б) Осмысленное, молитвенное и деятельное участие в богослужении и домашней молитве. Для реализации последнего крайне желательно создание особого краткого молитвослова на русском языке для новоначальных молодых христиан.

в) Христианское служение, неотделимое от литургической жизни христианина. Как сказал Святейший Патриарх Алексий II, «служение есть плод освящения во Христе и продолжения свидетельства о Нём». Архиепископ Анастасий Яннулатос (нынешний предстоятель Православной Церкви Албании) пишет об этом так: «Литургия должна быть продолжена в личной и повседневной жизни. Каждый верующий призван к тому, чтобы продолжить литургию на сокровенном жертвеннике собственного сердца и осуществить таким образом живое возвещение Благой Вести для жизни мира. Вне этого продолжения храмовая литургия останется неполной»1.

г) Общинная жизнь. Без дружественных и искренних отношений, взаимопомощи и поддержки между членами общины человек не может полноценно участвовать в литургии.

д) Напряженная духовная жизнь, которая включает в себя постоянное самоиспытание, принуждение себя к следованию заповедям Христовым и деланию добрых дел, истинному покаянию, воздержанию и т.д.

Напряжённая духовная жизнь, к которой призван христианин, зависит от воли самого христианина и от его пастырского окормления. Но существуют внешние причины, наносящие серьёзный ущерб пониманию и участию в богослужении и затрудняющие недавно пришедшим молодым людям ведение правильной и осмысленной литургической жизни. Основные из них следующие:

I. Отделение в сознании верующих богослужения от реальной жизни. В сегодняшней церковной действительности, в силу многих исторических и духовно-нравственных причин, храмовое богослужение в известной мере потеряло значение соборной молитвы, а стало восприниматься как «индивидуальное» средство спасения. Люди приходят в храм часто только ради себя, они не знают, а часто и не хотят знать, кто стоит и молится рядом с ними. К причащению приступают с целью личного освящения, ощущение единого Тела Христова мало присутствует в наших приходах. Да и сам процесс молитвы в храме часто сопровождается вынужденным усилием, направленным на «отгорожение» от других людей, на то, чтобы из-за шума, шепота, самочинного подпевания хору и т.д. «молитва не разорилась».

II. Проблемы литургической жизни, проявляющиеся в непонимании смысла богослужения:

  1. Современность и запросы воцерковляющейся молодёжи выявили проблему закрытости евхаристического богослужения для прихожан. Это не новая проблема, но для молодых людей она является одной из самых важных. Серьёзный ущерб пониманию наносит чтение священником про себя или тихо так называемых «тайных молитв», из-за которого «подавляющее большинство мирян не знает, не слышит самого текста Евхаристии, лишено этого драгоценнейшего дара. И ведь никто и никогда не объяснил, почему «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы» (1Пет.2:9), не может слышать молитвы, им же Богу приносимой?»2.
  2. Невнятное, тихое, быстрое чтение и пение богослужебных текстов, в том числе Апостола и Евангелия, а также длительное поминовение живых и усопших на ектеньях.
  3. Тексты, некорректные с богословской точки зрения, например, службы погребения Божьей Матери. Желательна правка подобных текстов богослужебной комиссией Русской Православной Церкви.
  4. Закрытость предстоятеля царскими вратами, в результате чего теряется дух соборной молитвы и часто не слышно даже возгласов священника.
  5. Малопонятность языка богослужения, особенно для новоначальных. Патриарх Алексий II отмечает: «Славянский язык не для всех понятен: поэтому многими литургистами нашей Церкви давно уже ставится вопрос о переводе всего круга богослужебных текстов на русский».3 О «упрощении богослужебного славянского языка и о предоставлении права, где того пожелает приход, совершать богослужение на родном языке»4 писал ещё епископ Сергий Старогородский (будущий Патриарх). Необходимо ускорение процесса поновления славянского перевода текста богослужений и исправления в нём ошибок, о чём писал ещё святитель Феофан Затворник: «Есть вещь крайне нужная. Разумею новый упрощенный и уясненный перевод церковных богослужебных книг. Наши богослужебные песнопения все назидательны, глубокомысленны и возвышенны. В них вся наука богословская, и все нравоучение христианское, и все утешения, и все устрашения. Внимающий им может обойтись без всяких других учительных христианских книг. А между тем большая часть из сих песнопений – совсем непонятны. А это лишает наши церковные книги плода, который они могли бы производить, и не дает им послужить тем целям для коих они назначены и имеются. Вследствие чего новый перевод богослужебных книг неотложно необходим. Ныне-завтра, надобно же к нему приступить, если не хотим нести укора за эту неисправность и быть причиною вреда, который от сего происходит»5.
  6. Неоправданно длинная пауза между запричастным стихом и причащением, негативно сказывающаяся на целостности восприятия Литургии верующими.

III. Большие различия в требованиях к условиям участия христиан в причащении. Святейший Патриарх Алексий II констатировал, что «иногда верующие не допускаются до Причастия без достаточных оснований»6. В связи с тем, что лишение христиан евхаристического общения установлено каноническим правом за достаточно серьёзные нарушения, участники конференции выступают за унификацию требований к причастникам (см. Приложение).

IV. Отвлекающие моменты на богослужении в храме.

  1. Торговля и шум в храме.
  2. Наличие неканонических изображений и икон.
  3. Неразборчивое и излишне «оперное» пение
  4. Совершение исповеди во время Литургии, не оправданное необходимостью.
  5. Проведение одновременно нескольких служб (молебны, панихиды, отпевания) в одном храме и т.д.

Ради облегчения входа и пребывания молодёжи в Церкви указанные негативные факторы возможно смягчить с помощью предоставления приходам права проведения особых миссионерских служб, в которые были бы внесены элементы катехизации и которые обладали бы следующими особенностями:

Богослужение без нарушения его цельности и молитвенного настроя верующих в необходимых случаях перемежается с катехизацией и объяснением молитв7.

На время богослужения в храме поддерживается благоговейная тишина, в храме прекращается торговля и убираются другие отвлекающие факторы.

Закрытие и открытие царских врат осуществляется по архиерейскому чину.

Евангелие, Апостол, паремии и другие чтения Священного Писания читаются или повторяются на русском языке8.

Содержание смыслообразующих «тайных» литургических молитв обязательно доводится до молящихся.

Сведение паузы между запричастным стихом и причащением к минимуму.

По благословению правящих архиереев подобные богослужения в миссионерских целях уже проводятся в различных епархиях Русской Православной Церкви. Более широкое их применение явилось бы деятельным решением поднятой ещё в 1996 году Святейшим Патриархом Алексием II проблемы «приближения в миссионерских целях литургической культуры Православия к пониманию наших современников»9.

5. Возможности реализации молодого человека в общинной жизни

Приходская внутриобщинная жизнь призвана перенести акценты от необходимости исполнения внешней обрядности на внутреннюю жизнь человека и сделать саму жизнь богослужением и богообщением. Церковная община призвана дать молодому человеку то же, что и Церковь в целом – «полноту бытия». Основное в христианстве – приобщение Христу и жизнь с Ним и в Нем, что отнюдь не обеспечивается внешней формой благочестия и подобием духовной жизни, но только лишь реализацией Евангелия в своей жизни. Евхаристия и проистекающая из нее, как из источника, внелитургическая жизнь общины и есть эта полнота домашней, служебной, досуговой и других аспектов жизни и деятельности человека. В этом смысле исполнение дел милосердия тоже не является абсолютной целью христианской жизни. Таким образом, вся церковная, богослужебная, миссионерская, духовная и т.п. жизнь является лишь способом приобщения ко Христу.

Существуют приходы с доминирующим направлением деятельности. Эта область деятельности может выражаться в социальном, миссионерском, образовательном служении и т.д. В то же время жизнь подобных приходов не ограничивается заранее выбранной областью деятельности. Если в общине выполняется принцип отцовства и семейности, то сама жизнь определяет конкретные цели, роли и виды служения. Первейшая задача общины – строить жизнь вокруг Евхаристии как центра собрания. Церковная община, как настоящая семья, сама собой вбирает в себя и реализует то служение, потребность в котором возникает ежедневно. Таким образом, внебогослужебные виды деятельности молодого человека в общине зависят прежде всего от его желания, способностей, от интенсивности его приходской литургической и семейной жизни, а также опыта настоятеля.

Виды этой деятельности могут быть следующими:

  • Помощь священнослужителям при богослужении.
  • Хозяйственные послушания внутри прихода.
  • Занятия с детьми в воскресной школе.
  • Миссионерское служение.
  • Просветительское служение.
  • Социальное служение.
  • Молодежное служение и т.д.

6. Опасности духовного характера для молодого человека в общине

Духовные опасности и проблемы наиболее остро встают перед молодым человеком в период неофитства. Это происходит в связи с неправильным направлением духовных усилий, идеализацией внешней жизни Церкви, излишней идеологизацией каких-либо явлений, склонностью искать непререкаемые духовные авторитеты (в том числе священников) с целью переложить на них ответственность за свою жизнь.

Этому, в частности, способствует следующее. Во-первых, неопытный человек склонен воспринимать встречающиеся в святоотеческой литературе частные практические рекомендации отдельным людям, как общецерковные законы духовной жизни. В результате монашеский уклад жизни переносится на повседневную жизнь христианина. Подобное восприятие частных методов решения как универсальных для жизни любого другого человека представляется опасным. Подвижники благочестия индивидуально подходили к каждому конкретному человеку, поэтому не следует воспринимать их опыт без учета культурно-исторического контекста.

Во-вторых, при определенных условиях воцерковляющийся человек склонен идеализировать священников, считая, что благодатные дары священства обеспечивают пастырю личную святость. В результате этого подхода некоторые православные христиане ошибочно воспринимают священника как наивысший авторитет, стараясь выстроить всю свою жизнь в соответствие с любым его мнением и пожеланием.

Отдельной опасностью для церковной общины является постановка внебогослужебной деятельности на первое место, т.е. стремление превратить храм в клуб по интересам.

Часто приходится встречаться с элементарной безответственностью члена общины, взявшего на себя те или иные обязанности и не выполнившего их. Эта проблема может иметь не только духовные, но и психологические причины, и, к сожалению, распространена в приходской жизни.

7. О норме приходской жизни

Опыт миссионерской работы и катехизации свидетельствует о том, что наиболее благотворно воцерковление молодежи происходит на приходах, жизнь которых включает в себя:

  • Еженедельное причащение членов общины.
  • Храмовую и домашнюю молитву друг за друга.
  • Общеприходские беседы с настоятелем, проходящие в неформальной обстановке.
  • Посещение настоятелем прихожан (в силу его духовного отцовства).
  • Материальную поддержку и социальную помощь нуждающимся, заботу о прихожанах, неспособных прийти в храм.
  • Совместные паломнические поездки.
  • Совместная работа прихожан и клириков по благоустройству храма.
  • Воскресную школу семейного типа, где, по возможности, преподают клирики и прихожане храма.
  • Приходской детский сад по выходным дням (во время богослужения), осуществляемый силами прихожан, имеющих опыт воспитания маленьких детей.
  • Молодёжный клуб, в котором бы проходило дружеское и молитвенное общение молодых членов прихода.
  • Приходскую кассу взаимопомощи.
  • Внебогослужебные молитвенные собрания прихожан с чтением Священного Писания в малых группах.
  • Миссионерскую и социальную деятельность членов общины.
  • Приходскую библиотеку.
  • Активное выполнение членами общины административных и хозяйственных функций в соответствии с их компетентностью и способностями.
  • Совершение Таинств Церкви и треб исключительно за пожертвования, а не по установленному тарифу, добровольную «десятину» на нужды храма и содержание священнослужителей, адекватную оплату труда работников храма, занимающего у них много сил и времени.

8. Приход и семья

Семья молодого христианина должна по возможности полноценно участвовать в жизни общины. Важно, чтобы Венчания, Крещения и прочие Таинства и обряды совершались в общине с участием большинства ее членов.

Община призвана принимать участие в жизни молодых семей, деликатно поддерживать их в бытовом и других отношениях. В свою очередь священник призван участвовать в жизни семьи своих прихожан, знать членов семьи, посещать их. Но, недопустимой является ситуация, когда священник вмешивается во внутрисемейные вопросы, например супружеские взаимоотношения, воспитание и образование детей, а так же быт семьи. Пастыри призваны помогать новообращенным в построении христианских взаимоотношений с родителями и ближними.

9. Заключение

Необходимо признать, что большинство из перечисленных выше проблем, как правило, имеют свои корни в длительном гонении на Церковь, вызвавшем разрыв духовных и церковных традиций, а также неправильное толкование их современным человеком. В большинстве стран Восточной Европы приходские общины были уничтожены, о их возрождении не было и речи. Те храмы, которые ещё не были закрыты, воспринимались лишь как места предоставления населению религиозных услуг.

К сожалению, в наши дни, когда пришли времена относительной свободы, процесс возрождения приходских общин встретил новые трудности. Естественный консерватизм Православной Церкви порой играет здесь отрицательную роль. Традиции и уклад жизни приходов, сложившиеся вследствие определённых исторических факторов на протяжении нескольких десятилетий, начинают восприниматься чуть ли не как святоотеческие, искони православные. В результате, некоторые из настоятелей приходов боятся что-либо менять на своём приходе, в том числе, созидать общинную жизнь.

Сегодня уже становится очевидным, что внимание церковной общественности важно переориентировать с возрождения внешних церковных форм и попечения о материальном благосостоянии на созидание общинной жизни и творческую церковную работу.

Происходящие сейчас в Церкви и обществе процессы дают нам право смотреть в будущее с оптимизмом. Несмотря на все сложности, люди с надеждой обращают свой взор в сторону Церкви, количество приходов увеличивается, в том числе, и за счёт молодёжи. Пройдя через неофитство как через естественную болезнь роста, люди обретают истинные смысл и радость жизни в любви ко Христу и единении с Ним, возрождается миссионерская и катехизаторская деятельность, растёт уровень церковного самосознания. Вера, укоренённая в словах Христа: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф.16:18) даёт нам силы для исполнения христианского служения ближним.


Примечания:

1 Анастасий Янулатос. Литургия после литургии.

2 Прот. Александр Шмеман «Евхаристия: Таинство Царства», с. 299.

3 Речь Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси на торжественном акте по случаю присвоения ему учёной степени доктора богословия honorius causa Тбилисской Духовной академии во время визита Его Святейшейства в Грузию 27 апреля – 1 мая 1996 г. См.: Информационный бюллетень Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата от 1 июля 1996 г., с. 3.

4 Отзывы епархиальных архиереев, III, 443.

5 Епископ Феофан. Душеполезное чтение №10. М., 1896 г., ч. III. с. 462–463.

6 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II «Подлинный старец бережно относится к каждому человеку»

7 Например, краткие пояснения перед важными моментами богослужения.

8 Евангельские и апостольские чтения желательно читать лицом к народу.

9 Речь Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси на торжественном акте по случаю присвоения ему учёной степени доктора богословия honorius causa Тбилисской Духовной академии во время визита Его Святейшейства в Грузию 27 апреля – 1 мая 1996 г. См.: Информационный бюллетень Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата от 1 июля 1996 г., с. 3.

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka