Познаваемость Бога

Литература по теме

Познава́емость Бо́га – богословское понятие, используемое в учении Православной Церкви, указывающее на то, что будучи непознаваемым по сущности, Бог познаваем по Своим действиям (энергиям), в той мере, в какой Сам открывает Себя человеку и в какой человек способен это Откровение принять.

Учение о познаваемости Бога в Его действиях согласуется с учением о непознаваемости Бога в Его запредельной миру сущности.

Существует различие между естественным познанием Бога через Его творения (см.: Прем.13:1; Рим.1:20) и сверхъестественным, основанным на сверхъестественном Откровении Бога людям (см.: Евр.1:1-2). Человеческий разум, будучи ограниченным, не в состоянии всецело познать Бога. В противном случае, знание человека о Боге сравнялось бы с Божественным самосознанием, что невозможно. Тем не менее, благодаря сверхъестественному Откровению человек может узнать о Боге то, что Сам Бог открывает ему о Себе. Однако те знания о Боге, которые приобретает человек, живя земной жизнью, определяются в Священном Писании как смутные и неясные в сравнении со знаниями, которые он может приобрести в будущем веке. Туманному, загадочному и частичному познанию Бога, достижимому человеком в этом мире, апостол Павел противопоставляет непосредственное и ясное познание Бога в условиях его жизни с Богом «лицом к лицу»: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно, как я познан» (1Кор.13:12).

Апостол Иоанн пишет о непосредственном созерцании Бога в жизни будущего века: «Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но ещё не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин.3:2). На смену дару веры придет дар непосредственного созерцания Бога: «После искупления, в прославленном теле, в будущей и вечной жизни, после дня Последнего Суда, Бог сообщит нам свет, которым мы будем видеть свет Божий, как говорит Псалмопевец: Ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем узрим свет (Пс.35:10); который, когда будет увиден, успокоит всякое желание всякой мудрости и красоты. Ибо в созерцании Высочайшего Блага заключаются все прочие блага, и наслаждение Им – полнота всякой радости» (Православное исповедание, Ч.1, вопрос 126).

В истории были еретики, которые учили, как о возможности полностью познать Бога, так и о том, что Бога познать невозможно.

Так, епископ Евномий (IV в.) учил о возможности всецелого интеллектуального познания Бога. По его мнению, наряду с именами чувственных вещей существуют также имена вещей умопостигаемых, которые точно характеризуют обозначаемые ими объекты. В частности, существуют и имена Божии, а если это так, то можно знать Бога не хуже, чем Он Сам знает Себя. Для этого необходимо из всего множества Божественных имен найти такое имя, которое бы точно соответствовало природе Божества. Таким именем Евномий считал имя «нерожденный».

Критика евномианской теории имен и положительное раскрытие православного учения о познании принадлежат Великим Каппадокийцам (святители Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский), а также свт. Иоанну Златоусту. Святые отцы отвергли мысль о познаваемости Божеской сущности. Они учили о возможности познавать Бога в Его действиях. В кратком виде свт. Василий Великий выразил это следующим образом: «Мы уже утверждаем, что познаем Бога нашего по действованиям, но не даем обещания приблизиться к самой сущности. Ибо хотя действования Его и до нас нисходят, однако же сущность Его остается неприступной». Любые имена Бога выражают либо особенности Божественных Ипостасей, либо Божеские сущностные свойства, либо Божественные действия, однако никакое имя не выражает саму сущность Бога. Хотя в числе имен Бога нет ни одного, которое бы выражало саму сущность, однако, взятые все вместе и даже каждое по отдельности, они дают нам довольно ясное и достаточное понятие о Боге.

Некоторые лжеучители дерзали говорить о совершенной непознаваемости Бога. Св. Ириней Лионский (II в.), обличая их, писал: «Господь не сказал, что Отец и Сын вовсе не могут быть познаны: иначе напрасно было бы Его пришествие. Ибо для чего Он пришел сюда? Для того ли, чтобы сказать нам: не ищите Бога; Он неведом и Его не найдете, – как лгут последователи Валентина, будто Христос (так) сказал их Эонам? Но это вздор. Ибо Господь научил нас, что никто не может знать Бога, если Бог не научит, то есть что Бог не познается без Бога, но чтобы Бог был познан, это есть воля Отца. Ибо Его познают те, кому откроет Сын».

Цитаты о познаваемости Бога

«Божество неизреченно и непостижимо. Ибо никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына (Мф.11:27). Также и Дух Святой ведает Божие, подобно как дух человеческий знает то, что в человеке (1Кор.2:11). Кроме же первого и блаженного Существа никто никогда не познал Бога, разве кому открыл сам Бог, – никто, не только из человеков, но даже из премирных сил, из Херувимов и Серафимов. Впрочем Бог не оставил нас в совершенном о Нем неведении. Ибо ведение о бытии Божием сам Бог насадил в природе каждого. И сама тварь, ее хранение и управление возвещают о величии (Прем.13:5) Божества. Сверх того, сначала чрез закон и Пророков, потом чрез единородного Сына сво­его Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Бог сообщил нам познание о Себе, поскольку вместить можем. Посему все, преданное нам законом. Пророками, Апостолами и Евангелиста­ми, мы принимаем, признаем и почитаем, и более ничего не доискиваемся. Итак, Бог, как всеведущий и промышляющий о пользе каждого, открыл все, что знать нам полезно, и умолчал о том, чего не можем вместить. Удовольствуемся этим, и будем держаться этого, не прелагая вечных пределов и не пре­ступая Божественного предания».
прп. Иоанн Дамаскин

«Скажет кто-либо: если существо Божие непостижимо, то для чего же тебе говорить об этом? Но неужели потому, что я не могу выпить всей реки, не буду и умеренно для пользы моей брать воды из нее? Неужели потому, что глаза мои не в состоянии вместить всего солнца и столько, сколько нужно для меня, не смотреть мне на него? Неужели потому, что я, войдя в какой-нибудь большой сад, не могу съесть всех плодов, хотел бы ты, чтобы вышел я из него совершенно голодным?»
свт. Кирилл Иерусалимский

Комментировать

Загрузка формы комментариев...
Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka