свящ. К. Пархоменко
Об экзорцизме

выступление на радиостанции «Град Петров»

Часть 1

Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Здравствуйте дорогие радиослушатели, у микрофона священник Константин Пархоменко. Сегодня мы с вами поговорим об экзорцизме.

Для тех, кто не знаком с этим термином, экзорцизм – изгнание нечистой силы из человека, изгнание демонов, которые входят в человека, которые действуют и как-то проявляются в человеке.

Священное Предание Церкви хранит рассказ о событиях, произошедших в ангельском мире еще до сотворения вселенной. Тогда самый одаренный и могущественный из ангелов Денница в порыве гордости и зависти к Творцу восстал против Бога и отпал от светлого ангельского мира. В Писании также встречаются намеки на то, что с самого начала творения существует некая таинственная сила с самого начала противящаяся Богу. Это лишь намеки человек ничего не знает о трагедии произошедшей в мире духов. Но эти намеки вполне отчетливы: «Земля же была безвидна и пуста и тьма над бездной» – читаем мы книгу Быт. Гл.1, Ст.2 Слово бездна, по-еврейски «техом» не раз встречается в Ветхом Завете и обозначает стихию хаоса, противящуюся воле Бога. Вместе с последовавшими за ним ангелами Денница как бы образует царство противоположное Царству Бога. Но что же получается? Денница хотел автономного существования, но Бог – это основа всего. Бог – это само бытие и даже зло – грех не может существовать отдельно от Него, от Творца, Зиждителя всей вселенной. Бог – это сама жизнь, и все, что теряет с ним связь, прекращает существовать, поэтому дьявол может существовать только за счет божественной жизни, у самого дьявола нет бытия. Не даром он не может творить, он только разрушает. Зло может существовать только паразитируя на добре. Смерть может существовать только уничтожая жизнь. Поэтому с самого первого дня создания людей дьявол пытается проникнуть в душу каждого человека, а через человека и во все творение и, таким образом, обрести способ бытия, прицепившись к этому бытию как плесень, как паразит живя и питаясь за счет этого бытия, поддерживаемого Богом.

Об этом учили Святые отцы, утверждая, что именно мы, склоняясь ко греху, даем бесам возможность существовать и проявляться в мире. Те, которые говорят, что зло является чем-то существующим в себе, ничего не знают, но в нас оно действует со всей силой и ощутительно, подсказывая все грязные желания.

Мы сами виноваты, что дьявол правит этим миром, что в нашем мире так много демонизма и страдания. Ведь по словам Антония Великого, демоны не имеют тела, но мы становимся для них телами, принимая от них помышления. Мы становимся, если захотим, агентами демонического воздействия в этом мире, агентами зла.

В своих творениях Святые Отцы уделяли много внимания демоническим силам и их злому воздействию на человека. В этом Святые Отцы не были оригинальны, они лишь продолжали раскрывать учение, изложенное в Священном Писании, а в Священном Писании, особенно в Евангелии, очень много рассказов о бесноватых и об исцелении их Христом. Знать, кто такие бесы и как они искушают человека, нам просто необходимо, это не пустое умствование, ведь бесы – наши враги и мы должны знать их методы борьбы, чтоб противостоять искушениям.

Из личного опыта святые отцы знали о реальности действия темных сил, однако они никогда не боялись этих темных сил. Смертью на кресте и Воскресением Христос уничтожил власть сатаны. Не следует бояться бесов совершенно, ибо все их предприятия обращены в ничто Благодатью Христовой, пишет святой Афанасий Александрийский.

Все евангельские рассказы об изгнании бесов Христом говорят прежде всего об одном: о власти Христа над дьяволом. Теперь, с помощью Божией христиане могут побеждать бесов, дьявол потерял над ними власть. Однако, эта неспособность сатаны побеждать в открытой борьбе вынуждает сатану искать обходные пути, нападать незаметно, с помощью хитрости и обмана искушать людей. Именно поэтому святой Макарий Египетский, или как его еще называют, Макарий Великий сравнивает с действием дьявола на человека с вползанием в наш ум змеи. С вхождением в душу дьявола можно сравнить попадание в организм человека болезнетворных бактерий: если физически человек не защищен, имеет слабый иммунитет, то он открыт проникновению в него различных микробов и вирусов. Следствием такого попадания является болезнь, так и дьявол, когда душа человека не имеет защиты, получает доступ к этой душе. Что является защитой человеческой души, ее иммунитетом. Что является преградой для бесов, в силу чего душа может лишиться этой защиты. Пока человек пусть медленно совершенствуется, пока его дух устремлен к Богу, пока за падениями следует искренне покаяние, человек находится в сфере действия Бога и в безопасности. Но когда грех становится привычкой, когда все существо человека оказывается подвластно какой-нибудь страсти, человек лишается охраняющего покрова Божественной благодати. Лишается не потому, что Господь убирает свои руки, наказывает провинившегося, Господь всегда любит человека, всегда хочет ему помочь. Но в этом-то и заключается высота и исключительность любви Бога к человеку, Творец уважает свободу своего творения. Человек сам должен выбрать с кем он хочет быть: с Богом или с дьяволом. От человека требуется лишь повернуться к Богу сердцем и принять то, что Он предлагает.

Однако, если человек отворачивается от Бога, он неизбежно вступает в контакт с сатаной, во всем добром и прекрасном – Бог, в противоположном, даже если это на первый взгляд привлекательно – дьявол. Грех – это наш выбор в пользу дьявола, согрешая, мы как бы обращаемся сердцем к сатане. Это результат нашего свободного выбора, в грехе человек как когда-то Адам с Евой отказывается от даров Бога, уходит, прячется от Бога и открывается воздействию бесов. Теперь не Бог, а дьявол имеет воздействие на человека, и теперь и дьявол проникает в его душу.

Итак, потакая своим страстям, мы позволяем бесам обитать и действовать в нас. Но иногда кажется, что уничтожив ту или иную страсть в себе, мы уничтожим особенность, неповторимость нашей личности, а Господь действительно, сотворил каждую личность не похожей на другие. Только неповторимость эта не в грехе, вот что следует помнить, а как раз наоборот! Подчиняясь одним и тем же страстям, люди становятся похожими, как все старые почерневшие иконы похожи друг на друга. И как икону необходимо очистить от пыли и копоти, чтобы увидеть ее истинный, прекрасный, сияющий лик, так и человек – чем более он очищает заложенный в него образ Божий от налета греха, тем ярче и неповторимей становится его личность. Поэтому, начиная бороться со страстями, нужно, прежде всего, по словам святителя Феофана Затворника, осознать злые влечения дьявольским внушением. Не считать их своими, но всеянными нам от лукавого, это и позволит нам увидеть своего врага, встать к врагу лицом к лицу.

Тем-то и бедственна и пагубна эта болезнь, пишет святой Симеон Новый Богослов о людях, которые не понимают, что источником зла в их душе является дьявол, что когда враг мой влачит туда и сюда мой собственный ум, я думаю, что эти кружения ума мои собственные. Действительно, у человека может быть горячая, страстная натура, или наоборот, спокойная склонная к созерцанию, но именно от человека зависит, направит ли он этот дар в задуманном Богом русле, или же поддавшись влиянию дьявола, исказит грехом. Так, горячий темперамент можно направить как на любовь к Богу и людям, так и гнев и на раздражительность. А спокойствие и уравновешенность могут способствовать развитию в душе лени и безразличия.

Теперь посмотрим, что говорит само Евангелие об отношениях в которые грешник вступает с дьяволом. Сам Спаситель однажды сказал иудеям вопрошавшим его: «Ваш отец дьявол» Ин. Гл.8,Ст.44 Что Спаситель имел в виду? Быть сынами божьими, значит принадлежать к горнему миру, значит быть в близости Бога. Быть же детьми дьявола, значит иметь не с Богом, а с дьяволом непосредственное общение. Известно, что дети от отца получают воспитание, черты характера, отношение к жизни. Но, прежде всего, они получают от отца и матери само бытие. Так, дети Божьи похожи на своего небесного Отца, они ведь живут его жизнью. Люди же обратившиеся ко злу в своих грехах тоже похожи на дьявола как на своего отца, ведь от него, от дьявола они получают свое грешное бытие и тоже живут его жизнью. В другом месте Новозаветных Писаний апостол Павел заостряет наше внимание на том, что «грешники попали в сети дьявола, что он уловил их в свою волю» 2 Тим. Гл.2, Ст. 26. Грешники как птицы, которых поймал ловец. Ловец может делать теперь с ними все, что он хочет, они в его власти. Так и человек, прельстившийся приманкой дьявола. Эта приманка – обманчивая сладость греха. Оказывается, человек в сетях, в зависимости от дьявола. «Только птицы, – расстраивается святитель Иннокентий Херсонский, – мечутся, стараясь вырваться из плена. А мы – редко».

Наконец, сам Спаситель сравнивает пребывание дьявола в душе грешника с жизнью хозяина в своем доме. Такое сравнение очень о многом нам говорит. Что хозяин может сделать со своим домом? Да все, что захочет! Он может прибрать и починить его, а может разрушить. Сущность дьявола – зло, он не способен к созиданию. Не приходится сомневаться, что сделает дьявол, будучи хозяином души.

Вот что говорит об этом святой Иоанн Златоуст: «Демоны, раз овладев душой, обращаются с ней так гнусно и оскорбительно, как свойственно лукавым, страстно желающим нашего позора и гибели».

А святой Василий Великий вот как интересно объясняет это страстное желание: «Понимая свое бессилие против Бога, дьявол склоняет ко греху образ Божий – человека».

Однако человеку, попавшему в сети дьявола, ставшего его рабом, очень тяжело понять, что он не господин себе, что он выполняет чужую волю. Это не удивительно, что грешник не видит в себе бесовского действия: на белой одежде видно любое пятнышко, на черной и большое можно не заметить. Не случайно святые так остро чувствовали свою греховность, так каялись. В чистой душе даже самый малый дурной помысел виден лучше, чем огромные грехи в темной душе.

«Царство Божие внутри вас» 17 Глава Евангелия от Луки, так говорит нам Священное Писание, это значит, что не только после смерти, но уже сейчас мы можем приобщиться небесному свету, создать его в собственном нашем сердце. Царство Божие внутри нас – это когда Бог бывает с нами в единении. Но как в нашей власти создать в себе Царство Божие, так же в нашей власти создать в себе и царство дьявола. В Царство Божие входят через совершенствование в добродетелях, через познание Бога, в царство дьявола через укоренение в пороках. И как в нашей власти раскрыть свою душу перед Богом и впустить в нее Божью благодать, так и в наших же силах либо впустить дьявола в сердце, либо воспрепятствовать ему.

«Поселяется дьявол в бесноватых людях потому что эти люди привлекли злых духов, они сами приготовили в себе жилище для дьяволов, выметенное и убранное, нераскаянными грехами. Вместо жилища Божия делаются вместилищем духа нечистого» – говорит преподобный Иоанн Дамаскин.

Это же подтверждает святитель Феофан Затворник, цитирую: «Внутреннее наше всегда заключено, Господь сам стоит вне, и стучит, чтоб мы отворили душу ему и сердце. Чем же душа и сердце отворяется? Сочувствием, предрасположением к благодати, согласием. У кого все это клонится в сторону сатаны, в того сатана и входит. Что входит сатана, а не Бог в этом виноват сам человек».

Эта закономерность подтверждается конкретными случаями. Вот, например, история из практики известного священника Григория Дьяченко. Он рассказывает, что рядом с его домом жила одна крестьянская семья. Жена в этой семье была угрюмой и сварливой и вечно с кем-то ругалась. Не удивительно, что после одной такой ссоры, когда за ничтожную провинность эта женщина кричала на соседских детей, с ней стали твориться страшные вещи. О чем ее муж в ужасе сказал: «Жена моя так взбесилась, что к ней страшно подступиться». Священник Григорий Дьяченко пошел в этот дом, возложил епитрахиль на женщину. Женщина вырывалась, бросалась какими-то предметами, царапалась, кусалась, а когда священник возложил епитрахиль, потеряла сознание. А когда очнулась, была совершенно спокойной. Этот бес, который на секунду вошел в нее оставил ее. Здесь механизм проникновения дьявола в душу женщины очень понятен, через злобу, через грех сатана входит в эту женщину.

Героини другого случая вхождения сатаны в человека – это две на удивление поверхностные девушки. Представьте себе, они отправились гулять на кладбище, и балуясь, стали прыгать и играть на могиле одного недавно похороненного самоубийцы. Вселение, также как и единение с Господом, не может быть механическим действием, следующим за какими-то определенными событиями. Если бы так вот, как вели себя эти девушки, вели себя ничего не понимающие дети, им бы не было вреда. Но это были взрослые, сознательные люди. Вместо жалости к самоубийце, они стали смеяться и издеваться над ним, значит их сердце было злым. Когда девушки вернулись домой, в них проявились все признаки одержимости. Они кричали, издавали нечеловеческие звуки. Не зная как с ними поступить, их заперли в отдельной комнате. Об этом тоже нам сообщает в своей книге «Область таинственного» священник Григорий Дьяченко. Священник, придя и прочитав молитву, изгнал беса из этих девушек.

Я могу привести пример из своей недолгой священнической практики. Однажды ко мне пришла женщина и сказала, что ее муж очень странно себя ведет. Когда он злится и начинает ругаться, то нападает на нее и на ее детей. Я предложил мужу прийти и побеседовал с ним. Оказалось, что действительно, этот муж человек обычный, стандартный, спокойный. Но вот, он взял моду кидаться на свою жену и на детей, ругаться, топать ногами, и, может быть, бить их даже чем-то. Он описывает, что так все было несколько лет, и вот однажды, когда агрессия эта росла, и он стал топать ногами на свою жену и на своих детей, вдруг, на секунду он как будто отключился. И вот, представьте себе, он хватает топор и начинает бегать по квартире за своей женой и за своими детьми. Жена в ужасе бежит к соседям, сосед бьет этого человека, человек падает, теряет сознание. Приезжает скорая помощь, его приводят в чувство. Этот человек, бегающий с топором за своими родственниками, он ничего не помнит после того, как пришел в себя. Он не помнит, что бегал с топором за ними. Он просто помнит, что он жутко рассердился на свою жену и на своих детей и больше он ничего не помнит, очнулся он в больнице.

Вот видите, человек своим грехом, своей злобой он сам перекинул мост между человеческим и духовным миром. Он впустил в себя сатану. сатана не замедлил явиться вместе с легионом бесов и стал действовать в этом человеке.

Итак, люди, вставшие на путь греха, вступают в союз с сатаной и дьявол в большей или в меньшей степени обитает в их душах. Ведь совсем необязательно одержимость обретает крайние формы, когда все существо человека, за исключением самого глубинного, его духа поражено сатаной. Человек, живущий по законам сатанинского царства,сам до конца не понимает, чьи законы он воплощает в жизнь. Такой человек тоже по-своему одержим.

Однако существует интересная закономерность, на которой следует остановиться: 90 процентов людей, в собственном смысле одержимых, оказались во власти дьявола не просто так, а в результате занятия магией, спиритизмом, гаданием и так далее. Одним словом, имели какое-то отношение к оккультизму. Конечно, это не значит, что в того, кто хоть раз гадал, занимался спиритизмом, вселяется дьявол. Но это значит, как говорит известный в Европе, и во Франции известный священник Жорж Марану, что человек, вследствие занятий оккультизмом, встал на скользкий путь и опасность попасть в сети дьявола у него во много-много раз выше, чем у обычного человека.

Логически такая закономерность вполне объяснима. Не случайно, Церковь запрещает своим чадам занятия оккультизмом. Это не бессмысленный запрет из боязни дать верующим слишком много свободы и знания. Причина проста: Церковь знает, что скрывается за явлениями оккультного мира и знает об опасности, которую таит этот мир.

Само слово «оккультный» в переводе с латинского «occultus» означает «тайный, сокровенный». Исходя из этого учения, можно сказать, что оккультизм – это учение о тайных, скрытых предметах и явлениях. Такое объяснение и дается обычно этому термину. Гадание, магия, общение с духами и все то, что подразумевает общение с другим миром входит в это понятие. Однако можно задать вопрос, почему существует этот запрет, ведь и христиане общаются с невидимым миром, например, обращаясь с молитвами к Богу, святым, или ангелам. «Наша брань, – говорит апостол Павел, это Послание к Ефесянам Гл.6, Ст.12 – не против крови и плоти, но против начальств, против властей»… Так апостол Павел перечисляет иерархию духовных существ. «…Против мироправителей века сего, против духов злобы поднебесных». О каких поднебесных духах злобы говорит апостол Павел?

Из Писания и предания Церкви мы знаем, что существует абсолютный Дух – Бог. Бог творит физический мир и человека, соединяющего в себе физическое и духовное. Еще мы знаем, что прежде творения мира Бог создал ангелов, духовных существ, которые тварны и относительно Бога материальны, вещественны, но с другой стороны они не имеют физических тел.

Если мы погрузимся в Библию, и ее язык для нас станет ясным, что имел в виду апостол Павел, когда говорил о духах поднебесных. Небо на библейском языке – это символ Бога. Когда евреи хотели сказать Бог, чтобы не профанировать священное имя, чтобы не упоминать понапрасну, они говорили «небо». Например, выражение «Царство небесное» означает Царство Божие. Земля же всегда была символом физического мира. Итак, небо – это область обитания Бога, земля – это область обитания человека, но существуют еще и ангелы и существуют они между Богом и человеком, между абсолютным Духом и между творением, имеющим тело, между небом и землей, в поднебесном пространстве. Поскольку говорится о духах злобы поднебесных, мы понимаем, что речь идет об ангелах отпавших от Бога, о бесах.

Невидимый мир не сокрыт от нас, но только Церковь указывает нам верный путь общения со святыми и светлыми ангелами. Оказавшись же без руководства в этом таинственном, незнакомом для нас духовном мире, мы не в силах найти верную дорогу и поддаемся на обман дьявола, который редко показывает свое истинное лицо.

Сколько примеров в житиях святых и в повседневной жизни, когда бесы упорно выдававшие себя за ангелов, или за души умерших, при заклинании их именем Христа, сказать кто они на самом деле, были вынуждены назвать себя ангелами падшими или демонами. Отец Григорий Дьяченко записал один случай, произошедший с его знакомым.

Этот человек долго занимался спиритизмом и вот, однажды этому человеку посоветовали задать духу три вопроса. Веришь ли ты в Иисуса Христа? Боишься ли ты Иисуса Христа? Любишь ли ты Христа? После долгих жалоб и отговорок духа были получены ответы: «Верю. Трепещу. Не люблю». Когда этот человек потребовал, чтобы дух ответил кто он такой, дух ответил: «сатана».

Иеромонах Анатолий Берестов приводит похожий пример из своей жизни, он рассказывает, что как-то много лет назад присутствовал на сеансе спиритизма, в то время он только что пришел к вере и практически ничего о вере не знал. Он решил, что присутствовать на сеансе можно, но участвовать в нем как верующий человек, не стал, лишь сидел и наблюдал. И вот, когда сеанс был в самом разгаре, блюдце вертелось, дух давал ответы. Будущий отец Анатолий мысленно перекрестил стол. И хотя видеть этого никто не мог, он делал это мысленно, да и сидели все к нему спиной, сеанс спиритизма вдруг прекратился, как будто провод прервался. Контакт с духами прекратился. Так от крестного знамения бежали бесы.

На этом мы заканчиваем нашу передачу, в следующий раз мы вернемся к этой теме, у микрофона был священник Константин Пархоменко. Пусть вас всех хранит Господь.

выступление на радиостанции «Град Петров»

Часть 2

Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Здравствуйте уважаемые радиослушатели, у микрофона священник Константин Пархоменко. Сегодня мы с вами поговорим об экзорцизме, вернее продолжим тему, начатую в прошлой нашей передаче. Экзорцизм, в переводе с греческого, означает изгнание, изгнание нечистой силы. «Заклинание» – дословный перевод слова экзорцизм с греческого.

Мы с вами говорили о том, что для Церкви непреложным фактом является существование в мире темной силы. Эта темная сила препятствует всяким добрым намерениям, она подстерегает человека на всех путях его духовной жизни, ставит ему подножки, разбрасывает, как пишут святые отцы, сети и уловляет человека в свои сети. Бесы мешают человеку продвигаться по пути духовного совершенствования и, конечно, излюбленным и самым важным для бесов делом является отвлечением людей от Бога.

В прошлой нашей передаче мы говорили о том, что такое беснование, одержимость от сатаны, от злых сил. Мы с вами говорили, как с этим бороться. Сегодня вторая передача из этого цикла, я думаю последняя, и мы с вами продолжаем говорить об экзорцизме, об изгнании нечистой силы из человека.

Святые люди, которые развили свой дух настолько, что он вновь, как у Адама с Евой до грехопадения, стал ведущим началом во всем их существе, могут проникать в невидимый мир. Конечно, человек, у которого тело доминирует над духом, не видит духовных сущностей.

Человек, погруженный в жизнь мира сквозь шум цивилизации и суету, временные проблемы, огромный поток информации не может разглядеть духовный мир, не может с ним общаться. Это то, что называется сенсорной засоренностью, засоренностью чувств, это не дает человеку сосредоточиться, развить свой дух, сосредоточиться, обрести духовное зрение. Все эти качества развиты у святых, поэтому для них духовный мир открыт.

К особой восприимчивости к духовному миру можно приблизиться и через специальные упражнения, некоторые практики. Однако, лишь Церковь, шаг за шагом указывает человеку правильный путь, на котором нельзя преткнуться или сбиться с него.

Обычно человек отделен от духовного мира как бы стеной, завесой. Это преграда преодолевается святыми, она же может преодолеваться у сумасшедшего или под воздействием наркотиков или алкоголя. Во всех этих состояниях, только по разным причинам в человеке обостряется восприятие духовного мира.

И все же, хотя проникнуть в тот мир можно разными путями, только человек, укорененный в Боге, может не боясь это делать. Помните Быт. Гл.3, Ст.21: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их». Эти кожаные одежды, считают Святые Отцы, и есть та завеса, которая отделяет нас от духовного мира. До грехопадения Адам и Ева обладали духовными телами. Они могли без усилия, которое необходимо нам сегодня, общаться с Богом и Ангелами. Духовный мир был реальным и близким первым людям, а человечество, по замыслу Творца, должно было вместе с ангелами составлять гармоничный хор, который бы, как пишет святой Григорий Нисский, созерцал бы единого Главу хора и пел в гармонии с Главой небесной, то есть с Господом и Спасителем нашим, Иисусом Христом.

Кожаные одежды, которые Бог одел на человека, были не наказанием за грехопадение, как некоторые считают, не наказанием, но следствием грехопадения. Господь облекает человека в грубую плоть – в кожаные одежды, закрывает человеку доступ в невидимый мир, и в этом проявляется попечение Божие о падшем сознании, ведь теперь у человеческой воли греховное направление, что приводит к общению с бесами, а совсем не с ангелами и с Богом. Если бы не было этой уплотненности, овеществленности человеческих душ после грехопадения, которое сделал Господь, то тогда бы люди, сбившись с правильного духовного курса, вступали бы в контакт не с Богом, а с темными силами, которые подстерегают их и караулят.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что духовный мир не закрыт для нас, но к союзу с Богом и светлыми ангелами ведет только один путь. Это путь преодоления греха и созидания в себе чистой природы, это путь святости.

Христос вернул нам все то, что мы утратили в грехопадении, поэтому в Новозаветной Церкви мы имеем возможность во Христе обратить наше существо от греха к свету, а значит, вернуть возможность контакта с Богом и его ангелами. Но это единственный путь к общению со светлой областью духовного мира.

Если человек пытается вступить в контакт с духовным миром помимо преображения своей грешной природы, которое может происходить только силой Христовой, он неизбежно встретится лицом к лицу с дьяволом.

Что же, получается, что христианин может заниматься оккультизмом, а нецерковный человек не может? Конечно, это не так. Когда человек идет по пути святости, духовный мир открывается ему постепенно, естественно, по мере его возрастания, такой человек растет духовно. Он все более приближается к Богу, а проникновение в невидимый мир является для него как бы побочным явлением. Все остальные способы можно назвать искусственными.

Таинственный мир не может быть целью сам по себе. У нас должна быть одна цель – Бог. И нам не следует поддаваться на приманку дьявола создавать себе иных кумиров. Люди из разных побуждений обращаются к оккультизму. Кто-то из любопытства, кто-то из иных побуждений. Однако если человек занимается оккультизмом всерьез, то все его действия направлены на порабощение мира духов, подчинение их своей грешной воле.

Вот что говорит известный оккультист Рудольф Штейнер о деятельности человека, познающие тайные силы, цитирую: «Для такого человека, познающего духовные силы, занимающиеся определенными практиками, становится возможным заставлять служить себе силы и существа, изъятые из его чувственного восприятия».

Но если, как мы знаем, дорогие братья и сестры, человек старается подчинить себе духовный мир, стремится выполнять этот духовный мир свои желания, кому захочет – поможет, на того, кто не понравился наведет порчу… Не значит ли это, что человек ставит себя в центре всего? Потакает своему эгоизму, а эгоизм – источник всех грехов, что называется Православной Церковью гордыней. Ведь для эгоиста важен только он сам и его желания, для Бога и ближних места нет. Занимается ли человек гаданием и тем самым выражает недоверие благому Богу, пытается ли подсмотреть тайны духовного мира, занимается ли магией и пытается распоряжаться миром помимо Бога и так далее – все это проявления одного и того же стремления. Все это стремление первых людей стать как Боги, стать на место Бога, все подчинить себе и своим желаниям.

Поэтому путь оккультизма не просто опасный путь, это, прежде всего, греховный путь. А грех никогда не приводит к Богу, грех неизбежно ведет к дьяволу.

Мы так много места в этих двух передачах уделили природе оккультизма для того, чтобы понять, почему люди именно в этой области оказываются во власти дьявола. Мы выяснили с вами, что сама основа оккультизма – желание им заниматься является следствием гордости человека, самого первого, самого страшного греха, порождающего все остальные, а обращаясь к греху человек обращается к дьяволу. Во-вторых, человек занимающийся оккультизмом отвергает защиту, данную ему Господом, и врывается в сферы духовного мира. Человек сам по своей воле вступает в контакт с духами зла, так как с ангелами света общаться он не способен, сам отдает себя во власть сатаны. И хотя оккультизм призывает властвовать над духами, на самом деле происходит обратное, сами маги, гадалки, подобные им понимают, а иногда просто знают это.

Один из оккультистов – доктор Розье признает, что положение человека вызывающего духов очень опасно. Оно подобно положению укротителя диких зверей в клетке. Поэтому существует поговорка, что дьявол поздно или рано свернет шею колдуну. То же подтверждает известная всем Елена Блаватская, цитирую: «Безопасней человеку со слабой волей попасться в общество воров, пьяниц, мошенников, нежели сделаться центром или постоянным двором для кикимор, которых вы называете громким именем духов и поэтизируете»

Мы, дорогие братья и сестры знаем, что сами оккультисты нередко понимают, с кем имеют дело, и знают об опасности угрожающей им. Но оккультисты слишком надеются на свои силы, не понимают, что союз с сатаной – это всегда рабство.

Очень красивый и много в себе заключающий пример мы встречаем у известного проповедника, отца Александра Меня. Недавно, несколько лет назад, вышел сборник под названием оккультизм, в нем собраны работы отца Александра Меня, посвященные этой страшной теме, общения человека с темными духами, отец Александр предостерегает нас от общения с этими темными духами. Так вот, отец Александр приводит такой пример, что на болоте можно видеть иногда огоньки, похожие на свет избушки, на самом деле это растения, которые заводятся на разлагающихся пнях – гнилушки, они светятся. Нередко случается, что путник, заблудившийся в лесу, принимает эти огоньки за свет в лесном домике. Путник с радостью устремляется к этим светлячкам, но там лишь засасывающее болото.

То же самое и с нами христианами. Мы почти ничего не знаем о таинственном мире духов, почему же мы рискуем врываться туда, не боимся оказаться в положении путника, принявшего свет гнилушек за свет дома и в результате попавшего в болото.

А сейчас поговорим о признаках одержимости. Часто в храм приходят люди, которые говорят: «Я одержим! Я одержима»! Какие есть признаки одержимости. Человеку неопытному отличить одержимость от истерии и других психических заболеваний необыкновенно сложно, так как приступы этих болезней очень похожи на приступы беснования. Больной может неестественно изгибаться, биться в конвульсиях, терзать себя, выть, кричать. Нередко у него оказывается такая физическая сила, что человек оказывается сильнее нескольких человек, которые не могут с ним справиться. Отличить психическую болезнь от беснования тем более сложно, что всякая болезнь и страдания в этом мире тоже являются результатом действия дьявола.

В самом Евангелии, кстати сказать, случаи болезни одержимостью часто переплетаются, поэтому говорится об исцелении Христом одержимых, иногда – об изгнании бесов, как, например, в отрывке о мальчике, беснующимся при луне сказано: «Бес вышел из него, и отрок исцелился в тот же час». Вроде бы человек был лунатиком, психически больным, он реагировал на Луну, тем не менее, видите, Евангелие ставит лунатизм в прямую зависимость от беснования сокровенного, скрытого от посторонних. Поэтому мы не будем пытаться провести четкую границу между психической болезнью и одержимостью. Это дело опытных людей занимающихся отчиткой, то есть изгнанием бесов.

Важно подчеркнуть, что симптомы истерии и одержимости очень похожи, но это еще не значит, что в каждом психически больном человеке обитает дьявол и его надо изгонять. Исцеление от болезней физических и душевных Церковь подает в таинстве Соборования. В этом таинстве косвенно тоже идет речь об избавлении нас от власти дьявола.

Важно упомянуть также о том, что многие отрицают возможность вселения дьявола в человека и все сводят к явлениям психической поврежденности. Говорят, что нет никакого беснования, это разновидности психических болезней. Главное, что мы можем противопоставит такому взгляду – это опыт людей, занимающихся экзорцизмом, то есть изгнанием нечистой силы.

Опыт этих людей свидетельствует, что хотя и редко, но встречаются среди психически больных люди, в которых обитает именно личное существо – дьявол. То же подтверждают и простые люди, по тем или иным причинам вынужденные общаться с психически ненормальными людьми.

Так известный современный психиатр Курт Кох свидетельствует, что даже среди его коллег, многие не верят во вселение бесов. Он рассказывает, что во время одной дискуссии врачей встали два психиатра и заявили, что не допускают существования одержимости, однако сразу же поднялись с мест двое других психиатров, которые сказали, что в своей практике они встречались несколько раз с бесноватыми.

Один мой знакомый психиатр, проработавшая в психиатрической больнице больше 20 лет рассказывала, что некоторые больные очень странны, и она, как врач, видит их отличие от других пациентов. Эти больные панически боятся креста, молитв, святой воды. Им не помогают никакие лекарства. Так, год за годом, и даже десятилетия за десятилетиями сидят эти несчастные люди в психиатрической больнице. А может быть их надо лечить по другому, не лекарствами, не уколами. Может быть, необходимо совершить акт экзорцизма, то есть изгнания нечистой силы.

Этот врач, как она мне рассказывала, окончив институт, совершенно не собиралась работать в психиатрической больнице, но, столкнувшись с такой ситуацией, она как верующий человек, осталась там, чтобы помогать несчастным. Эта женщина приглашает в больницу священников причащать больных, служить молебны. И только это благодатное воздействие приносит облегчение, как они говорят, странным больным.

А вот слова врача, весьма скептически относившегося к таким вещам, цитирую: «Кликуша безошибочно различала святую воду от простой, как скрыто ее мы не давали. Каждый раз, когда этой женщине подносили стакан со святой водой, она впадала в припадок, часто, прежде чем попробует эту воду на вкус. Вода была свежая, крещенская. Исследование было произведено в середине января, наливались обе пробы в одинаковые стаканы, в другой комнате. Я подносила ей уже готовые пробы. После того, как много раз повторенные опыты дали один и тот же результат, я смешал вместе простую воду и святую, налил их поровну в оба стакана. Тогда кликуша стала реагировать на обе пробы припадками, ни одного раза она не ошиблась в этом распознавании святой воды». Вот цитата из записок человека, который жил сто лет назад, достаточно позитивистски настроенного, неверующего врача. Вот так он описывает свои опыты с кликушами, людьми психически больными, которые считали себя бесноватыми.

Еще один интересный пример приводит Уолтер Мартин, автор книги «Экзорцизм». Уолтер Мартин описывает, как с одним неверующим психологом они провели 3,5 часа у одержимой девушки, после чего психолог, доктор наук поверил и в Бога и в дьявола и в реальность вселения бесов. Этот контакт с бесноватой девушкой помог понять психологу, что такие ситуации бывают.

Теперь рассмотрим, как же проявляется одержимость, как видится она окружающим. Прежде всего, нужно остановиться на изменениях происходящих в самой человеческой личности меняется в бесноватом не только внешний облик: человек становится дикого, страшного вида, иной становится сама сущность человека, злой, сквернословящий, кидающийся на всех человек, когда припадок беснования проходит, может быть вполне добродушным и спокойным.

Отец Григорий Дьяченко приводит историю девушки, которая в нормальном состоянии со всеми скромно беседовала, когда же начинался приступ, она бросалась на человека, старавшегося ей помочь.

Во время приступов бесноватый чаще всего находится без сознания, или же сознание находится в подавленном состоянии. Уже упоминавшийся выше Уолтер Мартин рассказывает, как сам психолог подтвердил, что девушка, к которой они пришли, была без сознания, в то время как из ее тела доносился совершенно чужой голос, а на губах играла нагловатая усмешка.

Часто человек в состоянии одержимости бесами просто не осознает себя тем, кто он есть. Так, милая девушка Авдотья была одержима злым духом, который выдавал себя за повесившегося некоторое время назад мордовина Свирида Степановича, и даже говорил дух с мордовским акцентом, хотя Авдотья говорила всегда на чистом русском языке. Этот пример приводит в своей книге «Духовный мир» известный священник, магистр богословия Григорий Дьяченко.

Вообще, кстати сказать, бесы часто выдают себя за души умерших, и с этим мы встречаемся в спиритизме. Вероятно, они делают так, потому что на этом приеме люди очень легко попадаются. Впрочем, нередко дьявол открыто говорит о себе. Приведу некоторые примеры о бесноватых, так называемых гадаринских, о которых мы читаем в Евангелии.

Можно привести другой пример. Одержимая бесом девочка в припадке произносила такие странные слова и события, о которых она ничего не могла знать. А именно о том, что вихрь, произошедший за несколько десятков километров от этого места, на ярмарке, опрокинул телегу и смял несколько палаток торговцев. «Мы также были на ярмарке, опрокинули там телегу и разрушили там несколько бараков» – говорит она. Такой ответ равносилен признанию, что в девочке дьявол, так как именно дьявол разрушающая сила. Заметьте: «Мы также были на ярмарке, – девочка говорит о себе – мы опрокинули там телегу и разрушили несколько бараков». Она себя отождествляет с этими деструктивными хаотическими силами.

Следующее, что необходимо отметить, это физические изменения, присутствующие у бесноватых. Человек теряет координацию движений, падает, бьется в конвульсиях. Обычно у него появляется огромная неестественная сила как у того же гадаринского бесноватого, который по свидетельству Евангелия, много раз был скован цепями, но всегда разрывал их и никто не мог его укротить.

По рассказам очевидцев, которые боролись с одной одержимой бесом девушкой, хрупкую девушку весом 48 килограммов не могли удержать четверо сильных мужчин. Также у людей одержимых бесом наблюдается паранормальные способности и неестественные знания, это и не удивительно, бесы как духовные существа, не имеющие тел, знают гораздо больше человека.

Так, дух, выдававший себя за умершего Мордовина, обитавший в уже известной нам Авдотье, однажды, как рассказывает нам свидетельница, стал особенно буйствовать, кричать и плакать. Естественно, пришла хозяйка дома, стала пытаться успокоить Авдотью, говоря: «Что ты кричишь, Свирид Степаныч, замолчи»! На это дух ответил ей, что умер брат хозяйки, живущий далеко от села и что через две недели хозяйка получит об этом письмо. Все так, как сказал этот дух и произошло.

В другом случае 12-ти летняя девочка в точности описала человеку, вернувшемуся из Парижа Эйфилеву башню и все подробности путешествия, хотя ни разу не покидала деревню.

Нередко беснованию сопутствуют таинственные явления, происходящие с самим бесноватым или вокруг него. Например, свечи в комнате бесноватой девочки, на глазах изумленной толпы, сами гасли и зажигались. А в доме одержимой мисс Флоралины, тоже известной бесноватой дореволюционной, неизвестно откуда появлялись камни, они разбивали все стекла и посуду.

Такие явления сбивают людей, особенно нецерковных с толку, и, как и другие оккультные явления, уводят людей от поиска и бытия Бога в астральный мир бесов. Люди думают, что это какая-то потусторонняя сокрытая сила действует. А это огромная победа дьявола, это уводит людей от признания подлинной сущности, причины этих явлений от признания того, что дьявол вредит и действует в мире.

И, наконец, еще одна черта, присутствующая у бесноватых. Это так или иначе приносимый вред самому одержимому и ненависть ко Христу, страх перед ним. Вред может выражаться в постепенном умирании человека, в страдании от приступов, от порабощенности сатаной. А нередко, человек в состоянии приступа или депрессии после приступа стремится уничтожить себя. 12-ти летняя девочка, о которой мы уже говорили, яростно била себя, стараясь вырвать себе глаз. Другая женщина, свидетелем беснования которой был священник Григорий Дьяченко, требовала нож или веревку, чтобы убить себя, а если представится такая возможность, и окружающих.

Ненависть и страх перед Христом проявляется особенно во время изгнания дьявола. Достаточно вспомнит евангельские рассказы об изгнании бесов Христом. Также реагируют бесы на имя Христово.

Священник Григорий Дьяченко рассказывает, что когда он пришел с требником и епитрахилью, чтобы помочь бесноватой, она плевала в него, зверски глядела на него, старалась попасть в него поленом. Когда же поняла, что все бесполезно, заплакала, говоря: «Головушка моя бедная, зачем он пришел, что он хочет сделать? Зачем он пришел выгнать меня»?

На этом дорогие братья и сестры мы заканчиваем нашу сегодняшнюю передачу. Чтобы не комкать нашу следующую тему, давайте закончим тему экзорцизма в следующий раз. Поговорим уже собственно о практике изгнания, что Церковь сегодня предлагает, изгоняя дьявола из крещаемого человека и из человека одержимого бесом. Храни всех Господь, у микрофона был Константин Пархоменко.

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka