Елей

Литература по теме

Еле́й (от греч. ἔλαιον – масло (из плода маслины)) –

1) растительное масло (изначально – оливковое), иногда с примесями благовоний;
2) (елей радости (Евр.1:9)) благодать Святого Духа.

elej 1 – Елей

Использование елея в Ветхом Завете

Елей был одним из основных сельскохозяйственных продуктов в Палестине и занимал важное место в рационе питания древних евреев. Его также использовали в качестве косметического средства (2Цар.14:2; Пс.103:15; Притч 27:9). Символически помазание елеем выражало радость (Пс.44:8; Ис.61:3). Елей использовали в лампадах (Исх.25:6; Лев.24:2) и для исцеления язв и ран (Ис.1:6). Елей имел и богослужебное употребление, его использовали для помазания ветхозаветных священников (Исх.29:7; Лев.8:12, 30), царей (Суд 9:7-16; 1Цар.10:1; 16:1; 2Цар.2:7; 5:3; 3Цар.1:34, 39; 19:15-16; 4Цар.9:3,6; 11:12) и, в исключительных случаях, пророков (3Цар.19:16). Обычно его возливали на голову помазываемого из рога (1Цар.16:13) или сосуда (1Цар.10:1).

В Ветхом Завете упоминается помазание елеем не только людей, но и различных предметов, связанных с почитанием Бога и богослужением. Например, Иаков помазал камень в Вефиле (Быт.28:18; 35:14). Также елеем помазывали скинию, ее утварь, ковчег и жертвенник (Исх.29:36; 30:26; 40:9; Лев.8:10).

В ветхозаветном богослужении елей приносился отдельно или смешивался с хлебными приношениями, кроме этого использовался в особых обрядах помазания (Исх.25:6; 29:2, 7:21, 40; 30:24, 31; 31:11; 35:8, 15, 28; 37:29; 39:38; Лев.2:1-16; 5:11; 6:15, 21; 7:10; 8:2, 26; 9:4; 14:10-29; Числ.4:9, 16; 5:15; 6:15; 7:13-79; 8:8; 11:8; 15:4-9; 28:5-20; 29:3-14; 35:25). Начатки елея приносились священникам, в том числе в качестве десятины (Втор.18:4; Числ.18:12; 2Пар. 31:5; Неем.10:35-39).

Образ елея часто использовали ветхозаветные пророки (Иез.16:9, 13:18; 23:41; Ис.41:19; 61:3; Иер.31:12; 40:10; 41:8; Ос.2:5, 8, 22; Иоиль.1:10; 2:19, 24; Мих.6:7, 15; Агг.1:11; 2:12). Собирание плодов оливковых деревьев в традиционных культурах всегда сопровождалось радостью, поэтому в Священном Писании елей символизирует Божие благословение (Пс.51:10; 127:3).

Использование елея в Новом Завете

В Новом Завете елей упоминается в качестве продукта питания (Лк.16:6; Откр.6:6), в качестве лампадного масла (Мф.25:3), в качестве медицинского средства (Лк.10:34), в качестве косметического средства (Мф.6:17), как знак гостеприимства (Лк.7:46). Апостолы употребляли помазание елеем больных, которое следует понимать в качестве символа исцеляющей силы Божией (Мк.6:13). Ветхозаветные обычаи помазания священников, царей и пророков прилагаются ко Господу Иисусу Христу, как к Мессии (Ин.4:25), Который был помазан Святым Духом (Лк.4:18; Деян.4:27; 10:38).

Апостол Иаков упоминает помазание пресвитерами елеем больного, как духовное средство исцеления от болезней и прощения грехов (Иак.5:14). В Предании Церкви эти слова считаются основанием для установления Таинства Елеосвящения.

Использование елея в православном богослужении

Елей используется как при совершении Таинств, так и в других чинопоследованиях. Он применяется как в чистом виде, так и с добавлением ароматических веществ (в составе св. мира). В Таинстве Елеосвящения елей принято смешивать с вином или водой.

Елей используется в Таинствах Крещения, Миропомазания и Елеосвящения. Также он употребляется в составе священнодействий, не включаемых в число Таинств. Вместе с хлебом и вином он благословляется во время чина благословения хлебов. Также существует обычай елеопомазания молящихся во время утрени с полиелеем или всенощного бдения.

В Требнике предписывается возливать елей на могилу усопших мирян, монахов и священников при их погребении, чему в древности придавалось большое значение.

Иногда у пузырьков с елеем на этикетке написано Миро. Не следует путать его с миром, используемым в Таинстве Миропомазания, это обычное масло с благовониями.

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka