Миро

Оглав­ле­ние

***

Ми́ро (греч. μύρον (мирон) — бла­го­вон­ное масло, бла­го­во­ние) – 1) аро­мат­ное веще­ство, пред­став­ля­ю­щее собой смесь бла­го­вон­ных веществ (1Пар.9:30); 2) святое миро – особая (аро­ма­ти­че­ская) смесь рас­ти­тель­ных масел, души­стых трав и бла­го­вон­ных смол (всего – до 50 веществ), исполь­зу­е­мая в Пра­во­сла­вии при совер­ше­нии опре­де­лен­ных свя­щен­но­дей­ствий; 3) чудо­твор­ное миро – веще­ство миро­то­че­ния.

miro - Миро

В совре­мен­ной прак­тике миро исполь­зу­ется для совер­ше­ния Таин­ства Миро­по­ма­за­ния (также в слу­чаях, когда при­об­ща­ются к пра­во­сла­вию ино­слав­ные хри­сти­ане); для освя­ще­ния храмов и анти­мин­сов.

Уста­нов­ле­ние таин­ства Миро­по­ма­за­ния вос­хо­дит к апо­столь­ским вре­ме­нам. В пер­во­на­чаль­ной Церкви каждый ново­кре­ще­ный полу­чал бла­го­сло­ве­ние и дар Свя­того Духа через воз­ло­же­ние рук апо­стола или епи­скопа. Впо­след­ствии с умно­же­нием хри­стиан из-за невоз­мож­но­сти личной встречи каж­дого ново­кре­ще­ного с епи­ско­пом руко­по­ло­же­ние было заме­нено Миро­по­ма­за­нием.

В Пра­во­слав­ной Церкви Миро­по­ма­за­ние совер­шает свя­щен­ник, однако само миро (бла­го­вон­ное масло) при­го­тов­ля­ется епи­ско­пом, и в совре­мен­ной прак­тике правом при­го­тов­ле­ния мира обла­дает только глава авто­ке­фаль­ной Церкви (пат­ри­арх, мит­ро­по­лит).

В Москве Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси совер­шает чин миро­ва­ре­ния обычно один раз в два года и затем освя­щен­ное миро рас­сы­ла­ется на при­ходы, таким обра­зом, бла­го­сло­ве­ние пат­ри­арха полу­чает каждый, кто ста­но­вится членом Церкви. 

Бла­го­слов­ляет начало чина Пред­сто­я­тель Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви. В среду Кре­сто­по­клон­ной сед­мицы Вели­кого поста учи­нён­ный епи­скоп совер­шает водо­свят­ный моле­бен и освя­ще­ние при­го­тов­лен­ных для миро­ва­ре­ния веществ. Затем бла­го­во­ния сме­ши­ва­ются с елеем и наста­и­ва­ются в тече­ние сле­ду­ю­щих двух седмиц. 

Чин миро­ва­ре­ния совер­ша­ется на Страст­ной сед­мице в Малом соборе Дон­ского мона­стыря. В поне­дель­ник Страст­ной сед­мицы Пат­ри­арх совер­шает молитвы на начало чина миро­ва­ре­ния и зажи­гает огонь в печи с котлом в 350 литров; в этот день миро дово­дят до кипе­ния и потом варят на малом огне, посто­янно пере­ме­ши­вая его. Миро варится в тече­ние трех дней: в Вели­кий поне­дель­ник до вечера, весь Вели­кий втор­ник и утро Вели­кой среды. Все это время свя­щен­ники по оче­реди читают Святое Еван­ге­лие, а диа­коны пере­ме­ши­вают миро вес­лами. Освя­ще­ние мира совер­ша­ется Свя­тей­шим Пат­ри­ар­хом в Вели­кий чет­верг за Боже­ствен­ной литур­гией в Храме Христа Спа­си­теля, после Евха­ри­сти­че­ского канона при откры­тых Цар­ских вратах.

В Кре­сто­вом храме хра­нится сосуд — ала­вастр, с уже освя­щён­ным миром с апо­столь­ских времён. При освя­ще­нии нового мира пат­ри­арх добав­ляет в каждый сосуд из ала­вастра немного древ­него мира и попол­няет его ново­освя­щён­ным миром.

***

^ Освя­ще­ние мира

Настоль­ная книга свя­щен­но­слу­жи­теля

Среди многих свя­щен­но­дей­ствий и молит­вен­ных после­до­ва­ний, кото­рыми Цер­ковь Хри­стова сооб­щает бла­го­дат­ные дары своим чадам, есть одно свя­щен­ное дей­ствие, совер­ша­е­мое один раз в несколько лет самим Пат­ри­ар­хом Мос­ков­ским и всея Руси. Это при­го­тов­ле­ние Мира (миро­ва­ре­ние) и освя­ще­ние его. Это свя­щен­но­дей­ствие имеет чрез­вы­чайно важное зна­че­ние, ибо через святое Миро в таин­стве Миро­по­ма­за­ния Цер­ковь сооб­щает своим новым членам бла­го­дат­ный дар Духа Свя­того.

Еще пророк Моисей, по гла­голу Божию, впер­вые излил Миро на голову брата своего Аарона, воз­водя его в сан изра­иль­ского пер­во­свя­щен­ника, и пророк Самуил совер­шил то же дей­ствие над Саулом и Дави­дом, пома­зуя их на цар­ство. Пер­во­свя­щен­ники и цари, по закону, а про­роки по чрез­вы­чай­ному пове­ле­нию Божию при­ни­мали это таин­ствен­ное пома­за­ние от руки других про­ро­ков или пер­во­свя­щен­ни­ков в зна­ме­ние нис­хо­дя­щего на них Духа Божия, кото­рым свя­щен­но­дей­ствуют свя­ти­тели и вещают про­роки. Еврей­ское слово Мессия и гре­че­ское Хри­стос озна­чают в пере­воде на рус­ский язык – Пома­зан­ник. В тро­я­ком смысле оно было» дано на земле Сыну Божию, явив­ше­муся в образе Сына Чело­ве­че­ского, как про­року Своего Небес­ного Отца, как Царю Изра­иля и Все­лен­ной от колена Дави­дова и, нако­нец, как Пер­во­свя­щен­нику Бога Все­выш­него, Кото­рый Сам принес Себя в жертву за грехи мира.

Потому в Новом Завете, заклю­чен­ном Богом с людьми в крови Агнца, святое Миро служит нетлен­ною печа­тью дара Духа Свя­того выхо­дя­щему из купели и самого имени хри­сти­а­нина. Оно освя­щает все пре­столы и анти­минсы храмов, на кото­рых должна совер­шаться таин­ствен­ная Жертва Хри­стова.

Обряд при­го­тов­ле­ния свя­того Мира начи­на­ется на Кре­сто­по­клон­ной сед­мице Вели­кого поста с под­бора масла и вина, бла­го­вон­ных трав и аро­ма­тов, необ­хо­ди­мых для варе­ния Мира. В первый же день страст­ной сед­мицы духо­вен­ство соби­ра­ется в особой миро­вар­ной палате, где при­го­тов­лены сереб­ря­ные котлы и сосуды. Пат­ри­арх, бла­го­слов­ляя начало обыч­ных молитв, освя­щает воду, при пении тро­па­рей на соше­ствие Свя­того Духа и Успе­ние Бого­ро­дицы и кропит все веще­ства, из кото­рых должно обра­зо­ваться Миро. Он вли­вает эту воду в котлы, а свя­щен­ники льют масло и вино, и кладут горя­щие угли; Пер­во­свя­ти­тель же, после крат­кой молитвы к Гос­поду Иисусу Христу о совер­ше­нии начи­на­е­мого дела, кото­рое бла­го­слов­ляет именем Пре­свя­той Троицы, отхо­дит, оста­вив диа­ко­нов и свя­щен­ни­ков, про­дол­жа­ю­щих миро­ва­ре­ние в тече­ние трех дней при непре­рыв­ном чтении свя­того Еван­ге­лия. В Вели­кую среду в при­го­тов­ля­е­мое Миро кладут аро­маты и раз­ли­вают его в две­на­дцать боль­ших сосу­дов по числу апо­сто­лов Хри­сто­вых.

Самое освя­ще­ние совер­ша­ется во время литур­гии Вели­кого чет­верга. Перед чте­нием часов Пат­ри­арх со всем духо­вен­ством идет в миро­вар­ную палату за при­го­тов­лен­ными сосу­дами Мира, и свя­щен­ники тор­же­ственно несут их в собор­ный алтарь, где ставят вокруг жерт­вен­ника, а хор поет во время шествия: «Бла­го­сло­вен еси, Христе Боже наш, иже пре­мудры ловцы явлей, нис­по­слав им Духа Свя­таго, и теми улов­лей все­лен­ную: Чело­ве­ко­любче, слава Тебе».

Это тор­же­ствен­ное пере­не­се­ние, две­на­дцати сосу­дов руками иереев повто­ря­ется на вели­ком входе перед Свя­тыми Дарами, ибо подобно им Миро должно быть освя­щено на пре­столе. Впе­реди всего шествия идет стар­ший архи­манд­рит или епи­скоп и несет под осе­не­нием двух рипид, как бы под кры­льями херу­ви­мов, дра­го­цен­ный ала­васт­ро­вый сосуд, полный Мира. Он напо­ми­нает о том ала­вастре с дра­го­цен­ным Миром, кото­рый излила на голову и ноги Иисуса каю­ща­яся жена, испол­нен­ная любви к Спа­си­телю. За ним несут прочие сосуды и ставят по сто­ро­нам пре­стола, а первый ала­вастр Пат­ри­арх при­ем­лет в цар­ских вратах и ставит на тра­пезу. Когда должно совер­шаться освя­ще­ние Святых Даров, он откры­вает посте­пенно каждый сосуд и бла­го­слов­ляет крест­ным зна­ме­нием во имя Отца, и Сына, и Свя­того Духа. Потом вслух всей церкви про­из­но­сит молитву освя­ще­ния над Миром, взывая к Гос­поду Мило­серд­ному и Отцу светов, «да даст ему бла­го­дать тай­но­дей­ствен­наго слу­же­ния, подобно Моисею, Саму­илу и апо­сто­лам, и нис­по­слет Духа Свя­таго на Миро сие, сотво­рив его пома­за­нием духов­ным, хра­ни­ли­щем жизни, освя­ще­нием душ и телес и елеем радо­ва­ния, вос­си­яв­шаго из Вет­хого Завета в Новом». Он молит, чтобы через эту печать духов­ного совер­шен­ства все выхо­дя­щие из бани Кре­ще­ния были при­знаны граж­да­нами и домаш­ними Божи­ими от святых анге­лов и страшны были демо­нам. Да будут они людьми избран­ными, цар­ским свя­щен­ством, наро­дом святым, запе­чат­лен­ным таин­ством и нося­щим в серд­цах своих Христа, дабы сотво­ри­лась в них оби­тель Пре­свя­той Троицы.

Затем Пат­ри­арх обра­ща­ется к моля­щимся с жела­нием мира и после при­зыва диа­кона пре­кло­нить главы опять при­сту­пает к пре­столу и втайне бла­го­да­рит Бога, даро­вав­шего ему бла­го­дать слу­же­ния. Он просит об изли­я­нии и на него самого освя­ще­ния, подобно Миру, ибо Миро изли­ян­ное есть само Имя Христа, Еди­но­род­ного Сына Божия, в кото­ром бла­го­ухает весь види­мый и неви­ди­мый мир. По воз­гла­ше­нии славы Пре­свя­той Троице, он еще трижды бла­го­слов­ляет крест­ным зна­ме­нием каждый из сосу­дов, кото­рые после литур­гии тор­же­ственно пере­но­сятся в хра­ни­лище при пении псалма: «Отрыгну сердце мое слово благо…», изоб­ра­жа­ю­щего таин­ственно пома­за­ние и славу Сына Божия.

Все эти молитвы и дей­ствия освя­ще­ния Мира при­над­ле­жат соб­ственно к таин­ству Миро­по­ма­за­ния, ибо одни архи­ереи имеют высшую власть запе­чат­ле­вать хри­стиан в вере по при­меру апо­сто­лов; и освя­щают Миро для всей Церкви, дабы впо­след­ствии свя­щен­ники могли сооб­щать при самом Миро­по­ма­за­нии бла­го­дат­ный дар Духа Свя­того. Святое Миро, раз­ли­ва­ясь по всей Церкви из одного бла­го­дат­ного источ­ника, содер­жит ее в нераз­рыв­ном союзе мира печа­тью Имени Хри­стова, в залог общего спа­се­ния во едином Гос­поде Иисусе Христе.


^ Миро­ва­ре­ние (исто­рико-литур­ги­че­ский очерк)

иерей Ана­то­лий Тре­пачко

Свя­щен­ный обряд при­го­тов­ле­ния и освя­ще­ния свя­того мvра – редкое тор­же­ствен­ное свя­щен­но­дей­ствие очень пора­зило меня в мою быт­ность сту­ден­том семи­на­рии. Хотя это свя­щен­но­дей­ствие совер­ша­ется в при­сут­ствии архи­ерея, кото­рый с духо­вен­ством совер­шает водо­освя­ще­ние и кроп­ле­ние святой водой заго­тов­лен­ные веще­ства, где сна­чала варится масло и вино, где архи­ерей сам кладет под котлы дрова и раз­во­дит огонь, где после этого свя­щен­ники читают Еван­ге­лие, а диа­коны раз­ме­ши­вают, я, не будучи обла­чен в сан свя­щен­ства, когда поз­во­ля­лось, читал книгу Псал­тирь.

Упо­треб­ле­ние свя­того мvра в Церкви Хри­сто­вой вос­хо­дит ко вре­ме­нам апо­столь­ской древ­но­сти. В книге «Пас­тырь» мужа апо­столь­ского Ермы мы уже нахо­дим ука­за­ние на таин­ство мvро­по­ма­за­ния. В тво­ре­ниях св. Иринея Лион­ского, уче­ника мужа апо­столь­ского св. Поли­карпа Смирн­ского, уже прямо содер­жится неко­то­рый намек на тот знак, через кото­рый сооб­щался в его время Св. Дух в таин­стве мvро­по­ма­за­ния. А в чем выра­жался этот види­мый знак таин­ства – это опре­де­ленно ука­зано Ори­ге­ном, что «дар бла­го­дати Духа обо­зна­ча­ется через образ елея» (per olei imaginem).

Оче­видно, так же рано нача­лось и особое при­го­тов­ле­ние и освя­ще­ние мvра. Св. Кирилл Иеру­са­лим­ский в тай­но­вод­ствен­ном слове о мvро­по­ма­за­нии весьма ясно сви­де­тель­ствует о суще­ство­вав­шем в его время особом освя­ще­нии мvра через при­зы­ва­ние Свя­таго Духа. «Но смотри, не поду­май, – гово­рит он, – что это есть мvро про­стое. Как хлеб Евха­ри­стии, через при­зва­ние Свя­таго Духа, есть уже хлеб не про­стой, но тело Хри­стово, так и святое мvро сие». Понятно само собою, что при­зы­ва­ние могло совер­шаться лишь свя­щен­ными дей­стви­ями и молит­вами. Яснее и подроб­нее об этом гово­рит св. Дио­ни­сий Аре­о­па­гит в своем тво­ре­нии «О цер­ков­ном свя­щен­но­на­ча­лии». При­сту­пая к подроб­ному объ­яс­не­нию всех дей­ствий св. мvра, он так опи­сы­вает его освя­ще­ние или совер­ше­ние: «По совер­ше­нии обхож­де­ния по всему храму с бла­го­уха­нием и по пении псал­мов и по чтении боже­ствен­ных словес, таким же обра­зом и здесь, как в при­ча­ще­нии, чины несо­вер­шен­ных отлу­ча­ются. Потом свя­щен­но­на­чаль­ник, приняв мvро, постав­ляет его на боже­ствен­ный жерт­вен­ник, два­на­де­ся­тию свя­щен­ными кри­лами покро­вен­ное, при пении от всех, свя­тей­шим гласом, бого­дух­но­вен­ных про­ро­ков песней бого­дух­но­ве­ния, и испол­нив над ним совер­ши­тель­ную молитву во всех свя­тей­ших для освя­ща­е­мых (людей) совер­ше­ниях, его упо­треб­ляет на всякое почти свя­щен­но­на­чаль­ное совер­ше­ние».

Таким обра­зом, по опи­са­нию св. Дио­ни­сия, освя­ще­ние мvра совер­ша­лось на литур­гии верных, когда из храма выхо­дили несо­вер­шен­ные, т.е. огла­шен­ные, каю­щи­еся и другие. Освя­ще­ние совер­шал епи­скоп на святом пре­столе, при чем мvро при­кры­ва­лось рипи­дами. Самое освя­ще­ние состо­яло из свя­щен­ных пес­но­пе­ний, кото­рые пелись всею цер­ко­вью, и совер­ши­тель­ной молитвы, кото­рую читал над мvром сам епи­скоп. Эти общие и суще­ствен­ные черты освя­ще­ния мvра оста­ются неиз­мен­ными до нашего вре­мени.

Что же каса­ется до состава мvра и пред­ва­ри­тель­ного при­го­тов­ле­ния этого состава, то, кажется, напрасно было бы искать подроб­но­стей обо всем этом в столь раннюю пору исто­рии Церкви. Несо­мненно, что состав этот полу­чался от сме­ше­ния раз­лич­ных аро­ма­ти­че­ских веществ, но каких именно, как из них состав­ля­лось сме­ше­ние, и чем сопро­вож­да­лось при­го­тов­ле­ние его – это едва ли могло быть строго опре­де­лено в такое раннее время. Св. Дио­ни­сий Аре­о­па­гит лишь кратко заме­чает, «что состав мvра есть некое собра­ние бла­го­ду­ши­стых веществ, богатно в себе имущее бла­го­вон­ныя каче­ства».

В тво­ре­ниях Симеона Солун­ского (15 век) «De sacro ritu saucti unguenti» сохра­ни­лось заме­ча­тель­ное и весьма важное в этом отно­ше­нии изло­же­ние чина мvро­ва­ре­ния и чина мvро­осв­ще­ния. И то и другое совер­ша­лось самим пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским, первое – в Вели­кую Среду, а второе – в Вели­кий Чет­верг на Страст­ной неделе. Поря­док этих свя­щен­но­дей­ствий, а равно сопро­вож­дав­шие их пес­но­пе­ния и молитвы пред­став­ля­ются почти тож­де­ствен­ными с совре­мен­ными нам. Вот фак­ти­че­ская сто­рона этого любо­пыт­ного изло­же­ния Симеона Солун­ского.

«Свя­тей­ший пат­ри­арх вместе с клиром идет на место, назна­чен­ное для мvро­ва­ре­ния. Обла­чив­шись в епи­тра­хиль и омофор, он начи­нает сла­во­сло­вием Три­еди­наго Бога. Сле­дуют молитвы: «Царю Небес­ный.… Три­свя­тое.…. Пре­свя­тая Троице.….. и Отче Наш». После воз­гласа пат­ри­арха «Яко Твое есть цар­ство» поется тро­парь: «Бла­го­сло­вен еси Христе Боже наш» и тро­парь Успе­нию Пре­свя­тыя Бого­ро­дицы: «В рож­де­стве дев­ство…» По окон­ча­нии пения пат­ри­арх вли­вает елей в сосуд, в кото­ром, варится мvро, и бла­го­слов­ляет рукою; осталь­ной елей вли­ва­ется слу­жи­те­лями. Пат­ри­арх сам воз­жи­гает огонь, творит отпуст и уходит, елей же варится кем-либо опыт­ным и све­ду­щим с вели­ким вни­ма­нием. Варится елей по пре­иму­ще­ству в Вели­кую Среду, когда и жена-греш­ница пома­зала Гос­пода мно­го­цен­ным мvром и когда чита­ется Еван­ге­лие об этом собы­тии. Так варится елей; раз­лич­ные же виды аро­ма­тов тогда же рас­ти­ра­ются и при­го­тов­ля­ются. Когда же насту­пает конец варе­ния елея, пат­ри­арх снова при­хо­дит и, бла­го­сло­вив аро­маты, вла­гает их в кипя­щий елей и, по отпу­сте, уходит. Осту­жен­ное мvро освя­ща­ется молит­вами и бла­го­сло­ве­нием пат­ри­арха по сле­ду­ю­щему чину. На другой день, во святой и Вели­кий Чет­верг, во время про­ско­ми­дии, при­но­сится мvро в особом сосуде, назы­ва­е­мом ала­вастром, на подо­бие того сосуда, из кото­раго греш­ница и сестра Лазаря Мария воз­лили мvро на главу Гос­пода, и под святым покро­вом постав­ля­ется в ске­во­фи­ла­кии (сосу­до­хра­ни­лище). Во время литур­гии, на вели­ком входе, первым идет наблю­да­ю­щий за поряд­ком, за ним све­ще­но­сец и потом первый из пре­сви­те­ров с ала­вастром мvра в руках. По сто­ро­нам его шесть диа­ко­нов дер­жать две­на­дцать рипид, за ними осталь­ные диа­коны обыч­ным поряд­ком идут впе­реди даров и, нако­нец, осталь­ная часть шествия входа. Когда пре­сви­тер с мvром под­хо­дит ко святым вратам. пат­ри­арх сходит с воз­вы­ше­ния у свя­того пре­стола, при­ни­мает мvро из рук пре­сви­тера и пола­гает его на святом пре­столе с левой сто­роны дис­коса. После воз­гласа «И да будут мило­сти Вели­каго Бога.……» , прежде чем диакон начнет «Вся святыя помя­нувши.…», пат­ри­арх вос­хо­дит на воз­вы­ше­ние у св. Пре­стола и, открывши мvро, трижды бла­го­слов­ляет его. Бла­го­сло­вив, он сходит с воз­вы­ше­ния, пре­кло­няет главу и читает первую молитву « Гос­поди мило­сти и Отче светов». Окан­чи­вая эту молитву, пат­ри­арх воз­гла­шает: «Яко свят еси Боже наш и во святых почи­ва­еши,» потом: «Мир всем», диакон: «Главы наша Гос­по­деви при­к­ло­ним,» и пат­ри­арх, при­к­ло­нив­ший голову, читает вторую молитву: «Тебе, Богу всех и Царю, выю сердца бла­го­да­ряще при­к­ло­няем, посему, подо­бает Тебе всякое покло­не­ние Отцу и Сыну и Свя­тому Духу, ныне и присно и во веки веков». Такими дей­стви­ями и молит­вами освя­ща­ется мvро на св. Пре­столе.»

У нас на Руси упо­треб­ле­ние св. мvра совре­менно самому при­ня­тию хри­сти­ан­ства. «Мы кре­ща­ю­ща­гося мажем мvром и маслом» гово­рит пре­по­доб­ный Фео­до­сий в своем посла­нии о вере варяж­ской. До поло­вины 15 века, Русь, не имела своего мvра, а поль­зо­ва­лась полу­чен­ным из Кон­стан­ти­но­поля. Осно­ва­нием для такого заклю­че­ния служит извест­ное посла­ние Мит­ро­по­лита Фотия к свя­щен­ни­кам во Псков. Неко­то­рые из Псков­ских свя­щен­ни­ков того вре­мени упо­треб­ляли при таин­стве мvро­по­ма­за­ния мvро латин­ское. Мит­ро­по­лит Фотий (1408–1431) счел нужным запре­тить такой непо­хваль­ный обычай и, между прочим, в своем посла­нии пове­лел Псков­ским свя­щен­ни­кам «кре­ще­ние тво­рити по пра­ви­лам святых отец… да потом мажите мvром вели­ким, еже идет из Царь­града, еже искони оттуду при­я­сте по роду пра­во­слав­ныя веры».

Рус­ская Цер­ковь, полу­чив полную само­сто­я­тель­ность от Кон­стан­ти­но­поль­ского пат­ри­арха, вместе с сво­бод­ным избра­нием себе и постав­ле­нием мит­ро­по­лита все­рос­сий­ского, начала сама же при­го­тов­лять и все потреб­ное для цер­ков­ной жизни и в том числе и святое мvро. Уже в 1631 сохра­ни­лось несо­мнен­ное изве­стие о том, что в этом году в Москве совер­шено было при­го­тов­ле­ние мvра, конечно, не первый раз. Именно, сохра­ни­лись памяти царя Миха­ила Фео­до­ро­вича в Апте­кар­ский приказ об отпуске разных соста­вов пат­ри­арху Фила­рету Ники­тичу «в мvрное состав­ле­ние». Для этой цели из Апте­кар­ского при­каза отпу­щены были: янтарь добрый, корица, пере­трун, корень азар, ладан росной, мед дивий, напря­ный корень и гуляф­ная (розо­вая водка). Для этой же цели из келей­ной пат­ри­ар­шей казны выданы были смирна и кассия.

С этого вре­мени начи­на­ются довольно частые изве­стия о состав­ле­нии мvра в Москве, а в 1710 году опре­де­лено было совер­шать это состав­ле­ние через три года на чет­вер­тый. При­го­тов­ле­ние необ­хо­ди­мых для мvра веществ пору­ча­лось обык­но­венно опыт­ному апте­карю. От усмот­ре­ния апте­каря зави­сели коли­че­ство и самый подбор состав­лен­ных частей мvра. Раз­но­об­ра­зие их полу­ча­лось почти всякий раз довольно зна­чи­тель­ное, в зави­си­мо­сти от того, что извест­ный апте­карь при­зна­вал необ­хо­ди­мым, «для луч­шаго бла­го­вон­наго духу». Так в 1667 году упо­треб­лено было для состав­ле­ния мvра 53 веще­ства, в 1681 – 64, в 1691 году – 46, в 1703 и 1705 годах 72, в 1710 году – 68 и в 1721 году – 59 раз­лич­ных души­стых веществ.

Самое мvро­ва­ре­ние про­из­во­ди­лось в Москве, глав­ным обра­зом, в Кре­сто­вой пат­ри­ар­шей палате, кото­рая и назы­ва­лась поэтому Мvро­вар­ною. Самое мvро­ва­ре­ние начи­на­лось в Вели­кий Поне­дель­ник, а в Вели­кий Чет­верг перед литур­гией совер­ша­лось тор­же­ствен­ное пере­не­се­ние мvра в Успен­ский собор для хра­не­ния в алтаре. В этом шествии со святым мvром иногда участ­во­вал и сам госу­дарь.

В 1675 году Мос­ков­ский Собор, для еди­но­об­ра­зия, запре­тил епар­хи­аль­ным архи­ереям совер­шать у себя мvро­ва­ре­ние. Вместе с этим собор указал в Москве заго­тов­лять мvро для всей Рус­ской Церкви и отсюда без­платно брать его всем архи­ереям для нужд каждой епар­хии по словам: «туне при­я­сте, туне и дадите». Спустя 50 лет начали совер­шать мvро­ва­ре­ние и в Киеве – в при­лавр­ской тра­пез­ной церкви.

Самый поря­док освя­ще­ния мvра совер­шался и совер­ша­ется в Рус­ской Церкви по осо­бому «чину», совер­шенно отлич­ному от изло­жен­ного у Симеона Солун­ского. Глав­ною осо­бен­но­стью явля­ется то, что в нем не про­во­дится раз­ли­чие между мvро­ва­ре­нием и мvро­освя­ще­нием, оба эти свя­щен­но­дей­ствия пред­став­ляют одно нераз­дель­ное целое, так что с окон­ча­нием пер­вого окан­чи­ва­ется и второе. По этому чину тре­бу­ется прежде всего устрой­ство соот­вет­ству­ю­щей печи, но не в опре­де­лен­ной церкви или палате, а просто «на месте непро­ход­нем». В неделю кре­сто­по­клон­ную вели­кого поста, вино, дере­вян­ное масло и все веще­ства должны быть на месте мvро­ва­ре­ния. В Лаза­реву Суб­боту при­го­тав­ли­ва­ются составы – толкли «зелья», кото­рых пола­га­ется, по силе воз­мож­но­сти, побольше. В Верб­ное Вос­кре­се­ние все должно быть готово. В этот день над пещью и над зельями совер­ша­ется все­нощ­ное бдение. Утром в Вели­кий Поне­дель­ник начи­на­ется мvро­ва­ре­ние, кото­рое совер­ша­ется вместе с мvро­освя­ще­нием.

В избран­ном месте, где уже все при­го­тов­лено, обла­ча­ется архи­ерей, свя­щен­ник и диакон. По обла­че­нии вли­вают в котлы вино и елей и начи­нают совер­шать особое молеб­ное пение. За началь­ными молит­вами и 50‑м псал­мом поют «Бог Господь.…по сем тро­парь празд­ника Пяти­де­сят­ницы: «Бла­го­сло­вен еси, Христе Боже наш…». На «слава и ныне» поется тро­парь празд­ника Успе­ния Пре­свя­тыя Бого­ро­дицы: «В рож­де­стве дев­ство сохра­нила еси…». По освя­ще­нии воды архи­ерей читает молитву: «Гос­поди Иисусе Христе, Сыне Еди­но­род­ный помози ми греш­ному, сие дело, мною начи­на­ю­ще­еся, о Тебе самом совер­шити, во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа». Поют канон молеб­ный Пре­свя­тыя Бого­ро­дицы, после канона архи­ерей читает молитву первую Васи­лия Вели­каго из вечерни Пяти­де­сят­ницы, по сей молитве архи­ерей делает отпуст и по отпу­сте окроп­ляет водой все веще­ства для мvро­ва­ре­ния. Затем под­кла­ды­вает под котлы дрова и обык­но­венно воз­жи­гает огонь. С этого момента посто­янно чере­ду­ются свя­щен­ники и диа­коны в обла­че­ниях. Свя­щен­ники читают Еван­ге­лие, чтецы читают книгу Псал­тирь, диа­коны мешают в котлах масло и вино.

В Вели­кий Втор­ник, совер­шенно в том же порядке совер­ша­ется другое молеб­ствие. Поется Канон Иоанну Кре­сти­телю, «тво­ре­ние Иосифа», и чита­ется молитва водо­свя­тия «Велий еси Гос­поди…», с ответ­ству­ю­щею заме­ною слова «вода», словом «мvро», потом чита­ется Апо­стол и Еван­ге­лия из чина освя­ще­ния воды.

В Вели­кую Среду, вли­вают вино взамен выки­пев­шого и в при­го­тов­ля­е­мое мvро кладут в котлы все, кроме аро­ма­тов, при­го­тов­лен­ные веще­ства. Вече­ром мvро­ва­ре­ние окан­чи­ва­ется, мvро из котлов пере­ли­ва­ется в особые кор­чаги, окроп­лен­ные пред­ва­ри­тельно святой водою, и, когда мvро осты­нет, в него вла­га­ются аро­маты (бла­го­вон­ные масла). Совер­шенно уже при­го­тов­лен­ное мvро раз­ли­ва­ется в две­на­дцать сосу­дов, по числу две­на­дцати апо­сто­лов, кото­рые одни имели право низ­во­дить на кре­ща­е­мых бла­го­дать Свя­таго Духа через воз­ло­же­ние рук, вскоре потом заме­нен­ное мvро­по­ма­за­нием и запе­ча­ты­ва­ются. В это время над мvром архи­ерей читает молитву из чина на освя­ще­ние храма, с соот­вет­ствен­ною заме­ною слов. В Москве сосуды ста­ви­лись на стол и остав­ля­лись за печа­тью сино­даль­ного риз­нич­ного до чет­верга. В Киеве сосуды остав­ля­лись до чет­верга на пре­столе тра­пез­ной Киево-Печер­ской Лавры церкви. В Москве ста­но­вили сосуд с мvром, уже освя­щен­ным прежде. Сосуд для хра­не­ния мvра – круг­лый, без ручки, с узким длин­ным горлом, назы­ва­ется ала­вастром. По пре­да­нию, ала­вастр при­слан из Кон­стан­ти­но­поля со святым мvром в первые века хри­сти­ан­ства на Руси и вместе со все­рос­сий­ской мит­ро­по­лией пере­не­сен из Киева в Москву. В нем в непри­кос­но­вен­но­сти хра­нится пре­ждео­свя­щен­ное мvро, кото­рое таким обра­зом нико­гда не изся­кало на Руси.

Чин освя­ще­ния мvра совер­ша­ется в Вели­кий Чет­вер­ток. Пред литур­гией, архи­ерей в полном обла­че­нии, в пред­не­се­нии запре­столь­ного креста, свечей и рипид, при коло­коль­ном звоне идет с духо­вен­ством в мvро­вар­ную палату. Здесь он вру­чает ала­вастр стар­шему по руко­по­ло­же­нию свя­щен­но­слу­жи­телю, а сосуды с при­го­тов­лен­ным мvром раз­дает другим свя­щен­но­слу­жи­те­лям, и шествие тем же поряд­ком тор­же­ственно воз­вра­ща­ется в собор, при пении тро­паря Пяти­де­сят­ницы: «Бла­го­сло­вен еси Христе Боже наш…». В соборе ала­вастр с пре­ждео­свя­щен­ным мvром ста­вится на жерт­вен­нике, а другие сосуды – на при­го­тов­лен­ных местах около жерт­вен­ника. Начи­на­ются часы и Боже­ствен­ная литур­гия.

На литур­гии, во время вели­кого входа, во главе шествия стар­ший свя­щен­но­слу­жи­тель по руко­по­ло­же­нию несет ала­вастр, осталь­ные свя­щен­но­слу­жи­тели – сосуды с мvром, в сопро­вож­де­нии диа­ко­нов с рипи­дами, кади­лами и све­чами. В святых дверях архи­ерей при­ни­мает ала­вастр и ставит его на святой пре­стол, осталь­ные свя­щен­но­слу­жи­тели, вошедши в алтарь, ставят сосуды по сто­ро­нам пре­стола. После слов архи­ерея: «И да будут мило­сти вели­каго Бога…», совер­ша­ется самое освя­ще­ние мvра – при отвер­стых цар­ских дверях, подобно тому, как и при освя­ще­нии даров при архи­ерей­ском слу­же­нии. Диакон, взойдя на амвон, не начи­нает обыч­ной екте­нии, а стоит молча. В это время архи­ерей откры­вает сосуды с мvром и трижды бла­го­слов­ляет каждый из них. Про­то­ди­а­кон воз­гла­шает: «Вонмем», другой диакон – «Гос­поду помо­лимся», все нахо­дя­щи­еся в алтаре поют: «Гос­поди поми­луй», и архи­ерей читает молитву освя­ще­ния мvра: «Гос­поди мило­сти и Отче светов», в кото­рой просит о нис­по­сла­нии Свя­таго Духа на мvро, чтобы Гос­подь сотво­рил его пома­за­нием духов­ным, хра­ни­ли­щем жизни, освя­ще­нием душ и телес, елеем радо­ва­ния. После этой молитвы архи­ерей желает: «Мир всем», и когда диакон пред­ло­жит главы пре­кло­нить, а певцы от лица народа про­поют: «Тебе, Гос­поди», архи­ерей тайно читает молитву: «Тебе, Богу всех и Царю», в кото­рой бла­го­да­рит Гос­пода, что даро­вал ему быть слу­жи­те­лем сей тайны. Затем архи­ерей бла­го­слов­ляет трижды каждый сосуд с мvром и закры­вает их, а диакон гово­рит екте­нию: «Вся святыя помя­нувше.…». По окон­ча­нии литур­гии свя­щен­но­слу­жи­тели, при пении 44-го псалма: «Отрыгну сердце мое слово благо», отно­сят мvро в сосу­до­хра­ни­тель­ницу. Здесь в каждый сосуд освя­щен­ного мvра вли­ва­ется из ала­вастра по несколько капель пре­ждео­свя­щен­ного мvра и допол­ня­ется в него вновь освя­щен­ным мvром, чтобы нико­гда не изся­кал этот свя­щен­ный источ­ник. Отсюда риз­ни­чий раз­дает святое мvро по епар­хиям, по мере тре­бо­ва­ния.

Святое мvро упо­треб­ля­ется: 1) при таин­стве мvро­по­ма­за­ния; 2) при освя­ще­нии вновь устро­ен­наго храма, для пома­за­ния анти­минса, пре­стола и стен и 3) при тор­же­ствен­ном вен­ча­нии царей на цар­ство.

***

иеро­мо­нах Мака­рий Маркиш
Миро для свя­щен­ного пома­за­ния упо­ми­на­ется еще в Библии, в вет­хо­за­вет­ной Книге Исход; упо­треб­ля­лось оно для пома­за­ния как бого­слу­жеб­ных при­над­леж­но­стей, так и свя­щен­ни­ков. В наше время миро изго­тов­ля­ется и освя­ща­ется ста­рей­шими архи­ере­ями каждой из Помест­ных Церк­вей, особым чином, раз в году, причем в каждую новую порцию добав­ля­ется немного мира преж­него изго­тов­ле­ния. Оно рас­пре­де­ля­ется по епар­хиям, а из епар­хий – по при­хо­дам и хра­нится на святом пре­столе, подле даро­хра­ни­тель­ницы с запас­ными Свя­тыми Дарами, в изящ­ном гер­ме­тич­ном сосуде. Будем пом­нить, что в этом малень­ком фла­коне есть доля мира, изго­тов­лен­ного и освя­щен­ного еще в апо­столь­ские вре­мена.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки