Древо крестное

См. раздел: КРЕСТ – ОРУДИЕ НАШЕГО СПАСЕНИЯ

Дре́во кре́стное — 1) бого­слов­ское поня­тие, отра­жа­ю­щее про­об­ра­зо­ва­тель­ную связь древа жизни с Кре­стом Хри­сто­вым; 2) бого­слов­ское поня­тие, упо­треб­ля­е­мое при сим­во­ли­че­ском про­ти­во­по­став­ле­нии: а) Гос­пода Иисуса Христа, как Нового Адама, вет­хому Адаму; б) Креста древу позна­ния добра и зла; в) Пре­свя­той Бого­ро­дицы, как Новой Евы, ветхой Еве.

1) Среди всех рай­ских рас­те­ний особо выде­ля­лись два: дерево позна­ния добра и зла и дерево жизни (Быт.2:9). Первое было выбрано Богом для испы­та­ния чело­ве­че­ского про­из­во­ле­ния и утвер­жде­ния чело­века в добре (Быт. 2:17). Второе отли­ча­лось необык­но­вен­ными, чудо­дей­ствен­ными пло­дами, вкушая кото­рые чело­век мог под­дер­жи­вать и укреп­лять свои жиз­нен­ные силы (Быт 3:22).

Нару­шив Боже­ствен­ную запо­ведь, чело­век сде­лался недо­стой­ным веч­ного бытия, был изгнан из рая и лишен воз­мож­но­сти доступа к дереву жизни (Быт. 3:24).

Воз­мож­ность непре­стан­ного бла­жен­ного бытия в Цар­стве Небес­ном откры­лась для чело­века через Иску­пи­тель­ные Крест­ные Стра­да­ния и смерть Сына Божия (по чело­ве­че­скому есте­ству). Обре­те­ние веч­ного бла­жен­ства дости­га­ется через при­об­ще­ние к Церкви и жизнь во Христе. Одним из усло­вий пол­но­цен­ной хри­сти­ан­ской жизни служит уча­стие в Таин­стве Святой Евха­ри­стии, в рамках кото­рого под видом хлеба и вина веру­ю­щие потреб­ляют Истин­ное Тело и Истин­ную Кровь Гос­пода Иисуса Христа.

Поскольку воз­мож­ность стя­жа­ния спа­се­ния в лоне Церкви Хри­сто­вой явля­ется плодом Крест­ных Стра­да­ний и смерти Спа­си­теля, постольку плодом явля­ется и одно из важ­ней­ших цер­ков­ных свя­щен­но­дей­ствий — Таин­ство Евха­ри­стии. Отсюда и алле­го­ри­че­ская парал­лель: как пита­ясь пло­дами древа жизни, чело­век мог под­дер­жи­вать и укреп­лять свои жиз­нен­ные силы, так и «достойно» пита­ясь плодом Крест­ного древа — про­слав­лен­ным Телом и Кровью Христа, — чело­век освя­ща­ется, обо­жи­ва­ется, удо­ста­и­ва­ется вечной жизни и славы на Небе­сах.

2) Осно­ва­ние для про­ти­во­по­став­ле­ния Иисуса Христа вет­хому Адаму зало­жено в словах свя­того апо­стола Павла: «…первый чело­век Адам стал душею живу­щею; а послед­ний Адам есть дух живо­тво­ря­щий… Первый чело­век — из земли, перст­ный; второй чело­век — Гос­подь с неба» (1Кор. 15:45,47).

В более раз­вёр­ну­той интер­пре­та­ции озна­чен­ное про­ти­во­по­став­ле­ние рас­смат­ри­ва­ется так: диавол одолел через древо вет­хого Адама, а Гос­подь через древо одолел диа­вола; Адам через древо ввел чело­века в смерт­ность и бездну греха, а Гос­подь через древо даро­вал чело­веку воз­мож­ность осво­бож­де­ния от греха и вечную жизнь: «Посему, как одним чело­ве­ком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть пере­шла во всех чело­ве­ков, потому что в нем все согре­шили… Но дар бла­го­дати не как пре­ступ­ле­ние. Ибо если пре­ступ­ле­нием одного под­верг­лись смерти многие, то тем более бла­го­дать Божия и дар по бла­го­дати одного Чело­века, Иисуса Христа, пре­из­бы­то­че­ствует для многих» (Рим. 5:12,15).

3) Как дева Ева, вкусив плод с запрет­ного древа, через непо­слу­ша­ние Богу поспо­соб­ство­вала рас­про­стра­не­нию зла, так и Прис­но­дева, Новая Ева через послу­ша­ние Богу, родив Сына Божия, иску­пив­шего на Кресте мир, поспо­соб­ство­вала тор­же­ству Добра.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки