Миропомазание

***

Миропома́зание – это Таин­ство, в кото­ром веру­ю­щему при пома­за­нии освя­щен­ным миром частей тела пода­ются особые дары Свя­того Духа, для укреп­ле­ния его в духов­ной жизни, на его хри­сти­ан­ском пути.

miropomazanie - Миропомазание

Таин­ство Миро­по­ма­за­ния совер­ша­ется обычно непо­сред­ственно после Таин­ства Кре­ще­ния, как бы, условно, состав­ляя с ним один бого­слу­жеб­ный чин. Цер­ков­ные каноны гово­рят об этом сле­ду­ю­щее: «Подо­бает про­све­ща­е­мым по кре­ще­нии быти пома­зу­е­мым пома­за­нием небес­ным, и быти при­част­ни­ками цар­ствия Божия» (48 пра­вило Лаоди­кий­ского собора).

Уста­нов­ле­ние Таин­ства вос­хо­дит к вре­ме­нам апо­сто­лов. В то время каждый вновь кре­ще­ный полу­чал дар Свя­того Духа через воз­ло­же­ние рук апо­стола или епи­скопа. В книге Деяний рас­ска­зы­ва­ется, как апо­столы Петр и Иоанн воз­ло­жили руки на сама­рян, для того чтобы они при­няли Свя­того Духа, «ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они кре­щены во имя Гос­пода Иисуса» (Деян.8:16). Соше­ствие Свя­того Духа иногда сопро­вож­да­лось явными и ощу­ти­мыми дей­стви­ями бла­го­дати: люди полу­чали дар гово­рить на незна­ко­мых языках, про­ро­че­ство­вать, тво­рить чудеса, подоб­ному тому, как это было с апо­сто­лами в день Пяти­де­сят­ницы. Впо­след­ствии, когда жела­ю­щих стать хри­сти­а­нами стало очень много из-за того, что епи­скоп не мог лично встре­титься с каждым ново­кре­ще­ным, воз­ло­же­ние рук было заме­нено пома­за­нием святым миром и стало пре­по­да­ваться пре­сви­те­рами.

В Таин­стве Миро­по­ма­за­ния пода­ется Боже­ствен­ная бла­го­дать для нашего духов­ного воз­рас­та­ния, при­об­щает чело­века к жизни Церкви и делают воз­мож­ным пол­но­цен­ное хри­сти­ан­ское уча­стие чело­века в других Таин­ствах. «Во-первых, как через Кре­ще­ние мы воз­рож­да­емся, так через пома­за­ние святым миром мы дела­емся при­част­ни­ками Свя­того Духа, утвер­жда­емся в вере Гос­под­ней и воз­рас­таем в Боже­ствен­ной бла­го­дати, по словам Апо­стола: “Он спас нас чрез омо­ве­ние воз­рож­де­ния и обнов­ле­ния Духом Святым, Кото­рого Он излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спа­си­теля нашего” (Тит.3:5-6). Во-вторых, силой Свя­того Духа мы ста­но­вимся настолько твер­дыми и креп­кими, что духов­ный враг не может нане­сти ника­кого вреда нашей душе» (Пра­во­слав­ное испо­ве­да­ние. Ч. 1, вопрос 105). Свт. Инно­кен­тий Хер­сон­ский так объ­яс­няет смысл Таин­ства: «В Кре­ще­нии чело­век начи­нает жить, но мла­де­нец только живет, без пра­виль­ной дея­тель­но­сти. То же был бы и хри­сти­а­нин при одном Кре­ще­нии; для этого уста­нов­лено Богом Миро­по­ма­за­ние, через кото­рое сооб­ща­ется кре­ще­ному сила дей­ство­вать и вместе с тем дается пра­виль­ное направ­ле­ние его дей­ствиям». Пома­за­ние частей тела сопро­вож­да­ется сло­вами: «Печать дара Духа Свя­таго. Аминь». Согласно «Про­стран­ному хри­сти­ан­скому кате­хи­зису», «пома­за­ние чела озна­чает освя­ще­ние ума, или мыслей. Пома­за­ние персей – освя­ще­ние сердца, или жела­ний. Пома­за­ние очей, ушей и уст – освя­ще­ние чувств. Пома­за­ние рук и ног – освя­ще­ние дел и всего пове­де­ния хри­сти­а­нина».

miropomazanie 2 - Миропомазание

Может ли это Таин­ство быть повто­рено?

Согласно ука­за­нию Пра­во­слав­ного испо­ве­да­ния Кафо­ли­че­ской и Апо­столь­ской Церкви Восточ­ной, «это Таин­ство не может быть повто­рено снова, кроме как над теми, кто, отрек­шись от имени Христа, вер­нется [к испо­ве­да­нию истин­ной веры]» (Пра­во­слав­ное испо­ве­да­ние. Ч. 1, вопрос 105). Также оно совер­ша­ется над лицами, при­со­еди­ня­ю­щи­мися к Церкви из ере­ти­че­ских обществ, не име­ю­щих апо­столь­ского пре­ем­ства руко­по­ло­же­ний, в соот­вет­ствии с одним из спо­со­бов их при­со­еди­не­ния. См. При­со­еди­не­ние к Пра­во­слав­ной Церкви.

Явля­ется ли пома­за­ние миром на цар­ство повто­ре­нием Таин­ства Миро­по­ма­за­ния?

Данный обычай не явля­ется повто­ре­нием или «уси­ле­нием» Таин­ства Миро­по­ма­за­ния. Он возник в пра­во­слав­ной тра­ди­ции в Визан­тий­ской импе­рии в Сред­не­ве­ко­вье, под латин­ским вли­я­нием, в под­ра­жа­ние вет­хо­за­вет­ному обычаю пома­за­ния царей маслом. Только на Руси чино­по­сле­до­ва­ние вклю­чило в себя обыч­ное для Таин­ства Миро­по­ма­за­ния упо­ми­на­ние «печати дара Духа Свя­таго».

Почему обра­ща­ю­щийся от отступ­ни­че­ства только пома­зы­ва­ется миром, но не пере­кре­щи­ва­ется?

По словам свт. Симеона Солун­ского, «кре­ще­ние сооб­щает чело­веку бытие о Христе, а миро – жизнь, соглас­ную с волею Христа, дыха­ние, свя­тыню и запе­чат­ле­ние. И, как умным силам – Анге­лам пер­во­на­чально дано было бытие и без­смер­тие, неко­то­рые же из них пали, и, хотя по своей неве­ще­ствен­ной при­роде живут, но живут не по Бозе и не имеют в себе ни чистоты, ни боже­ствен­ной печати, ни бого­по­до­бия, ни бла­го­дати, будучи вра­гами Божи­ими, сосу­дами тьмы и чуж­дыми Богу: так бывает и с людьми. В кре­ще­нии они полу­чают бла­го­дать вос­кре­се­ния Хри­стова и нетле­ния, и обле­ка­ются во Христа, а в миро­по­ма­за­нии полу­чают Его освя­ще­ние и печать Духа. Если же кото­рые-нибудь из них сде­ла­ются отступ­ни­ками: то такие удер­жи­вают во Христе бытие, во время оно вос­крес­нут и сде­ла­ются нетлен­ными, только уже лиша­ются и свя­тыни, и бла­го­дати Духа, и будут осуж­дены вместе с демо­нами: потому что, как одно рож­де­ние плот­ское, так одно и рож­де­ние духов­ное. Потому осквер­ня­ю­щие послед­нее рож­де­ние, по обра­ще­нии, уже не воз­во­дятся на свя­щен­ные сте­пени. Но нече­сти­вые, обра­тив­шись к вере и полу­чив кре­ще­ние, как полу­чив­шие чрез боже­ствен­ное омо­ве­ние отпу­ще­ние всех грехов, если ока­жутся достой­ными, всту­пают в свя­щен­ный сан. Что же каса­ется до падших после кре­ще­ния: то по рас­ка­я­нии они при­ни­ма­ются без кре­ще­ния, так как оно одно и одно отпу­ще­ние грехов по бла­го­дати, но свя­щен­но­дей­ство­вать, или при­ни­мать свя­щен­ство, уже не могут. Таким обра­зом отступ­ника сле­дует при­ни­мать: потому что людям дано здесь пока­я­ние из снис­хож­де­ния к сла­бо­сти и немощи плоти; и мы, при его рас­ка­я­нии пред Богом, свя­щен­ными молит­вами раз­ре­шаем его, и боже­ствен­ную печать и освя­ще­ние, кото­рыми он зло­упо­тре­бил, обнов­ляем опять боже­ствен­ным миром, обнов­ля­ясь в нем сами. Того же просил и Давид, после своего греха, и чрез пока­я­ние полу­чил. “И дух прав, – гово­рил он, – обнови во утробе моей” (Пс.50:12). Но кре­ще­ния мы не повто­ряем: потому что оно – одно и одно отпу­ще­ние бла­го­дати; в другом же случае бывает отпу­ще­ние пока­я­ния за слезы».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки