Здравствуйте!
Святитель Феофан Затворник пишет:
«Кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек» (Мк.3:29). Долго ли попасть в этот страшный грех? Очень недолго; ибо вот какие этого рода грехи: «многое и безмерное упование на благодать Божию;...."
Поясните, пожалуйста, что означает "упование на благодать Божию".
3 Ответа
Это значит совершать грехи не сопротивляясь греховному помыслу, а заранее рассчитывая на милосердие и прощение Бога.
Протоиерей Валентин Мордасов рассуждая об отчаянии и излишней надежде писал:
"Один богослов, рассуждая о многих смертных грехах, отчаяние почитает за больший из всех грехов, потому что грех сей есть прямо против Бога и человек, отчаивающийся в милосердии Божием, не верит могуществу Господню, почитает себя за погибшего и не может исправиться. Св. Исидор говорит: «Грешить перед Богом – значит начать умирать вечною смертию, а отчаиваться в милосердии Божием есть то же, что вступать во ад». И блаженный Августин справедливо почитает равными как отчаяние, так и излишнюю на Бога надежду. По мнению св. Исидора и блаженного Августина, и тот, кто излишне надеется на милосердие Господне, и тот, кто отчаивается, – оба почти суть во аде: ибо как первый, надеясь излишне на милосердие Господне, будет грешить безопасно, ничего не боясь, так и последний, отчаявшись в прощении грехов своих, не будет в них каяться. Пагубно отчаяние, но излишняя надежда есть великое зло, ибо через нее мы оскорбляем Самого Бога. Излишняя надежда есть грех едва ли меньший отчаяния. Излишне надеющийся на милосердие Божие употребляет милосердие Божие орудием в своих грехах".
Среди искажений духовной жизни есть две крайности: учение о том, что человек может спастись без благодати (помощи) Божьей - ересь пелагианства; и учения о том, что якобы Бог уже спас всех, кто пожелал этого, без усилий с их стороны (учение блаженного Августина, учение апокатастасиса).
В приведённой цитате речь идёт о второй крайности.
Если требуется житейский пример, то можно представить себе человека, который идёт по железнодорожному пути и уверяет себя, что раз он Крещён, то Господь каким-то образом не позволит поезду задавить его.
Благодарю Вас за скорый и понятный ответ!
Я думаю, что здесь речь идет о людях, которые живут в грехах и не желают ни каяться, ни исправляться, рассчитывая на то, что Бог их в любом случае простит. "Его работа - прощать", как сказал какой-то известный человек. То есть эти люди представляют себе Бога глупым и безвольным, наподобие растяпы-мужа у блудливой жены.
В действительности через все Священное Писание, Священное Предание и всю практику жизни христиан проходит то, что Бог гневается на людей и целые общества за грехи. Он обрушивает наказания на тех, кто начинает считать грехи нормой и не желает в них каяться.
"Буду грешить, как грешил. Бог простит меня и так", - думаю, что именно такую "логику" имел в виду св. Феофан Затворник.
С уважением,
Благодарю Вас за ответ!
Большое спасибо за подробный ответ!