Здравствуйте!
Я поставил перед собой цель — полностью прочесть и по мере возможности изучить Библию. Речь идёт о Синодальном переводе, конечно же.
К сожалению, по времени я весьма ограничен. На всё про всё у меня есть полгода: с 1 декабря по 1 июня. При этом в обозначенный промежуток времени я, как и прежде, буду весьма занят: дела учебные, дела семейные...
Этот университетский год для меня — выпускной, поэтому к основной нагрузке добавляется и подготовка к поступлению в магистратуру... Впрочем, знание Библии я и так должен буду продемонстрировать на государственном экзамене: у меня сией книге целый блок вопросов посвещён.
По ряду причин меня нельзя назвать религиозным человеком, но я должен прочесть за оставшееся у меня время священную для христиан и иудеев книгу.
В связи с этим у меня есть несколько вопросов:
1) Сколько времени мне бы стоило отводить для чтения Библии (почти) каждый день?
Тут стоит учитывать, что в первые 3 месяца из шести бо́льшую часть будних дней я точно буду проводить в поездках длительностью около часа, так что можно рассмотреть вариант с частичынм прослушиванием текста Библии.
2) Толкования кого из святых отцов Вы могли посоветовать несведущему человеку? Естественно, так же встаёт вопрос ограничением по времени.
3) Скажите, пожалуйста, как человеку, тяготеющему к исторической науке, возможно ли действительно совместить изучение работ историков и библеистов с толкованиями святых отцов и, если да, то как?
4 Ответа
Общее замечание. Разобраться в Библии невозможно за 1 год (и даже больше) от слова "совсем". Вы можете прочитать, но текст имеет несколько глубин понимания, увязка смыслов которых требует участия в Церкви и в её Таинствах. Поэтому попробуйте как минимум ходить на службы в храм, чтоб ушами и телом иметь фон того, что изучаете, и Божию поддержку в Вашем намерении.
1. Читайте по 1-й книге в один день. Многоглавые книги читайте в 2-3 дня, и несколько коротких в один день. Получится 70-80 рабочих дней. Между днями делайте перерыв, чтоб нечто улеглось в голове. Тут можно график составить для удобства. Обязательно сначала читайте книги Нового Завета (27 штук), потом книги Ветхого Завета, не перемешивайте Заветы. Это позволит намного легче принять идеи Ветхого Завета, которые без Нового совсем не преподъемны для светского человека.
2. Пользуйтесь Толковой Библией Лопухина - эта коллективная работа даёт наиболее понятное для современного обывателя содержание всей Библии, а не её частей.
3. Связь истории и работ святых отцов относится к тому времени, когда они жили. В контексте истории легче понять то, о чём учили отцы. Например, в проповедях Иоанн Златоуст обращался к людям IV века и мы видим, чем они жили в то время. Зная историю, мы можем более полно уловить оттенки смыслов, которые закладывались языком и обстоятельствами IV века. И наоборот, по проповедям Златоуста мы можем открыть для себя нечто, относимое к истории.
Здравствуйте, Леонид. Увы, чтобы полностью изучить Библию, не хватит целой жизни. Потому что это слово Божие, а не человеческое. Но мы можем в меру своих сил и с помощью Божией сколько-нибудь постараться это сделать.
Хорошо, что Вы решили читать не просто текст, а сразу с толкованием. Для Нового Завета лучшим считается толкование блаженного Феофилакта. Он истолковал все книги, кроме Апокалипсиса. Если он труден, то можно посоветовать для Евангелия, книги Деяний и соборных посланий еп. Михаила (Лузина), для апостольских посланий - выборку из свт. Феофана Затворника (там надо смотреть в оглавлении, составитель расположил книги не по обычному порядку, а по времени написания). На Апокалипсис основное святоотеческое, на которое все опираются,- толкование св. Андрея Кесарийского. Из современных лучшее, наверное, толкование прот. Геннадия Фаста, но оно очень большое.
"Толковая Библия" Лопухина - тоже выход, но от безысходности. В ней много интересного материала, но зачастую чувствуется дух рационализма, характерный для предреволюционной эпохи. Для Ветхого Завета, однако, это очень неплохой вариант. Но для законоположительных и исторических книг, думаю, лучше предпочесть два учебника прот. Михаила Хераскова (однако там разобраны лишь наиболее существенные моменты, в остальном все равно лучше пользоваться Лопухиным). Пророческие книги можно попробовать изучить по этому учебнику. Все эти дореволюционные учебники, как Вы и просили, ориентированы на святоотеческие толкования.
Можно ли совместить это с современной библеистикой - я не знаю. Мне кажется, что элементарные знания из области библеистики полезны, но углубление в них неизбежно приведет к тому, что мы будем относиться к слову Божию как к предмету историко-филологических манипуляций. Например, в Ветхом Завете это заставит принять теорию эволюции, а в Новом - исказить во многих местах однозначное церковное Предание. Например, современные библеисты единодушно отвергают принадлежность послания к Евреям ап. Павлу. Однако почитайте, что пишет об этом блестяще образованный и знавший все новейшие веяния в европейской науке свт. Феофан Затворник об этом вопросе. Окажется, что Предание исторически и содержательнее надежнее, чем человеческие предположения. Так и в остальном.
Что касается времени и прочего - Вам уже предложили выше. Думаю, если Вы будете усердно молиться, Господь Сам Вам поможет все прочитать и по мере сил усвоить. Помоги Господь!
Да уж, вопрос из разряда "Объять необъятное", причем в сжатые сроки! Я вон уже 20 лет занимаюсь изучением Библии и все еще не уверен, что прошел хотя бы четверть пути в данном направлении.
Но если по существу, то можно дать следующие рекомендации.
- Разделить книги на группы по их важности. На более значимые книги (Пятикнижие, книга Исаии, Евангелие, Деяния, большие послания апостола Павла (Рим. - Гал.)) уделить больше времени (на каждую книгу не менее недели), на остальные книги - по 2-3 дня, если книга большая по объему, и 1 день, если она небольшая (например, книги Руфь, Есфирь, Плач, соборные послания)
- После прочтения каждой книги сначала поразмышлять самому, обозначить для себя неясные места и вопросы
- Лучше взять комментарии посовременнее: на Евангелия - книги митр. Илариона (Алфеева), на Деяния - двухтомник Левицкой, на послания апостола Павла - толкования свт. Феофана Затворника. на Апокалипсис - книгу архим. Ианнуария. На книги Ветхого Завета, наверное, лучше ограничиться Толковой Библией.
- По историческим книгам Ветхого Завета можно ограничиться прослушиванием аудиозаписей.
- При чтении книг Ветхого Завета можно пропускать (или "пробегать глазами") родословия
- Определитесь для себя, нужно ли Вам будет рассматривать так называемые "неканонические книги" Ветхого Завета (11 книг нашей Библии, которых нет в иудейском каноне).
- Полезно было бы, если будет возможность, по каждой книге составить краткий конспект (для значимых книг - по каждой главе)
- И последнее: современные критические работы лучше пока вообще не трогать, оставить это на потом, так как их чтение предполагает уже наличие хорошей богословской базы.
Леонид, Библию изучают всю жизнь. Но всё же можно за короткий период запомнить основные моменты, что есть в Библии. Я где-то за год запомнил многие вещи. Я могу абсолютно наизусть говорить некоторые стихи из Писания. Обычно так поступаю во время беседы с людьми, когда обычно ситуацию нельзя разрешить обычными словами, но всегда рождаются слова Апостола Павла. До чего же Апостол Павел говорит мудро, что я уже использую многие его слова вместо поговорок и пословиц!