Алтарь

Ю.И. Рубан

Алтарь – (слав. олтарь, лат. altaria, altare), эти­мо­ло­гия тер­мина неясна: воз­можно, от adoleo – «вос­ку­рять [бла­го­во­ния]», «сожи­гать» или alo – «кор­мить», «питать». (Тра­ди­ци­он­ное тол­ко­ва­ние – «воз­вы­шен­ный жерт­вен­ник» – фик­си­рует лишь внеш­нюю архи­тек­тур­ную осо­бен­ность алтаря).

  1. В древ­ней­шем зна­че­нии – это жерт­вен­ник (qusiastrion, ara), вет­хо­за­вет­ный или язы­че­ский, чаще всего камен­ный, на кото­ром сожи­га­лись при­но­си­мые Богу (богам) раз­лич­ные жертвы.
  2. У древ­них хри­стиан (III в.) алтарь – это особый стол, за кото­рым в чьем-либо доме про­ис­хо­дила агапа («вечеря любви»), вос­крес­ная ночная тра­пеза, завер­шав­ша­яся пре­лом­ле­нием хлеба и бла­го­сло­ве­нием чаши (Евха­ри­стией), в под­ра­жа­ние Тайной вечере Христа и апо­сто­лов. Позд­нее алта­рем стали назы­вать пре­стол храма, на кото­ром совер­ша­ется таин­ство Евха­ри­стии (в этом смысле назва­ние пре­стола сохра­ня­ется у като­ли­ков и про­те­стан­тов). Данное зна­че­ние зафик­си­ро­вано, напри­мер, в сло­во­со­че­та­нии «при­не­сти жертву на алтарь Оте­че­ства».
  3. Сакраль­ное про­стран­ство вокруг свя­того пре­стола в восточ­ной части храма (соб­ственно «алтарь» пра­во­слав­ного храма в совре­мен­ном сло­во­упо­треб­ле­нии), нахо­дя­ще­еся на высоте солеи. В нем рас­по­ло­жены также семи­свеч­ник, уна­сле­до­ван­ный от Иеру­са­лим­ского храма, кафедра епи­скопа, или «горнее место» (перед пре­сто­лом), жерт­вен­ник для совер­ше­ния на нем про­ско­ми­дии, седа­лища для свя­щен­ни­ков и риз­ница. В древ­них храмах алтар­ное про­стран­ство было откры­тым для созер­ца­ния веру­ю­щими и отде­ля­лось от основ­ной части храма лишь невы­со­кой камен­ной огра­дой или решет­ча­той пере­го­род­кой (как и теперь в като­ли­че­ских и про­те­стант­ских храмах), к кото­рой позд­нее под­ве­ши­ва­лись иконы Христа и Бого­ма­тери. В России с XIVXV вв. на этом месте стала воз­во­диться высо­кая пре­града, име­ну­е­мая ико­но­ста­сом, наглухо изо­ли­ро­вав­шая алтарь от моля­щихся.

Св. Симеон Солун­ский сим­во­ли­че­ски свя­зы­вает алтарь с важ­ней­шим отде­ле­нием Иеру­са­лим­ского храма: «алтарь обра­зует собою святое святых, сущее пре­выше небес, и небо». С другой сто­роны, алтарь «в осо­бен­но­сти изоб­ра­жает» гро­бо­вую пещеру, окру­жа­ю­щую со всех сторон Гроб Хри­стов, сим­во­ли­зи­ру­е­мый пре­сто­лом (Раз­го­вор о святых свя­щен­но­дей­ствиях…, гл. 66, 104). Согласно литур­ги­че­ским тол­ко­ва­ниям с име­нами свв. Софро­ния Иеру­са­лим­ского и Кирилла Иеру­са­лим­ского, «алтар­ное воз­вы­ше­ние устро­я­ется по подо­бию пре­не­бес­ного жерт­вен­ника: как там служат ангелы Божии, так и во святом алтаре земные иереи (свя­щен­ники) постав­лены всегда пред­сто­ять и слу­жить Гос­поду… Алтар­ное воз­вы­ше­ние есть место пре­столь­ное и ука­зы­вает на второе при­ше­ствие, так как сидя­щий на пре­столе имеет судить живых и мерт­вых» (Крас­но­сель­цев Н. Ф. О древ­них литур­ги­че­ских тол­ко­ва­ниях. Одесса, 1894. С. 25–26, 65–66).

«Малый олтарь» – древ­не­рус­ское назва­ние скевофила́кия, или сосу­до­хра­ни­лища, отдель­ного при­дела визан­тий­ского храма, где совер­шался про́тесис (πρόθεσης), – первое при­го­тов­ле­ние евха­ри­сти­че­ских даров (Сав­ва­и­тов П. Путе­ше­ствие нов­го­род­ского архиеп. Анто­ния в Царь­град. СПб., 1872. С. 65).


Лите­ра­тура:

  1. Сочи­не­ния бла­жен­ного Симеона, архиеп. Фес­са­ло­ни­кий­ского // Писа­ния св. отцов и учи­те­лей Церкви, отно­ся­щи­еся к истол­ко­ва­нию пра­во­слав­ного бого­слу­же­ния. СПб., 1856 (= М., 1994);
  2. Голу­бин­ский Е. Исто­рия алтар­ной пре­грады или ико­но­стаса в пра­во­слав­ных церк­вах // Пра­во­слав­ное Обо­зре­ние. № 11. С. 570–589.
Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки