Антихрист и «штрихофобия»

свя­щен­ник Петр Анд­ри­ев­ский

Оглав­ле­ние


Будь осто­ро­жен, чело­век.
Знаешь при­знаки анти­хри­стовы:

не сам один помни их,
но и вся­кому сооб­щай щедро.
Св. Кирилл Иеру­са­лим­ский

В послед­нее время многие пра­во­слав­ные хри­сти­ане пре­бы­вают в силь­ней­шем недо­уме­нии, свя­зан­ном с внед­ре­нием в мире иден­ти­фи­ка­ци­он­ных номе­ров нало­го­пла­тель­щика (ИНН). Не явля­ется ли ИНН той самой печа­тью анти­хри­ста, о кото­рой нас пре­ду­пре­ждает Апо­ка­лип­сис? Ни для кого сейчас не секрет, что в обеих систе­мах штрих-кодов — UPС (США и Канада) и EAN (Европа) — линии, отде­ля­ю­щие две группы цифр, ком­пью­тер счи­ты­вает как шестерки. Полу­ча­ется, что апо­ка­лип­ти­че­ское число 666 неявно при­сут­ствует во всех штрих-кодо­вых обо­зна­че­ниях. Неявно — потому что три удли­нен­ные линии счи­ты­вает как шестерки не чело­век, а ком­пью­тер. Притом неяв­ные эти шестерки раз­де­лены груп­пами неко­то­рых явных цифр. Число 666, таким обра­зом, в штрих-кодо­вых обо­зна­че­ниях имеет довольно абстракт­ный харак­тер. На это могут заме­тить, что и апо­стол пишет: “Здесь муд­рость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя: ибо это число чело­ве­че­ское. Число его шесть­сот шесть­де­сят шесть” (Апок. 13:18). Но апо­стол здесь имеет в виду вовсе не три удли­нен­ные линии, счи­ты­ва­е­мые ком­пью­те­ром как шестерки, а имя анти­хри­ста, кото­рое сосчи­тать спо­со­бен всякий разум­ный чело­век. Известно, что каждой букве еврей­ского алфа­вита соот­вет­ствует опре­де­лен­ное циф­ро­вое зна­че­ние. Сумма циф­ро­вых зна­че­ний букв имени анти­хри­ста и соста­вит число 666. Дру­гими сло­вами, апо­стол гово­рит: когда явится анти­христ, тогда наряду с про­чими его при­зна­ками будет и имя анти­хри­ста, сумма букв кото­рого будет числом 666. Если три удли­нен­ные линии штрих-кодо­вого обо­зна­че­ния у неко­то­рых хва­тает ума пред­ста­вить как апо­ка­лип­си­че­ское число 666, то есть как число имени анти­хри­ста, тогда пусть у них хватит ума назвать нам и имя анти­хри­ста, чтобы нам быть уве­рен­ными, что они имеют тот самый ум, о кото­ром гово­рит апо­стол.

Но что уди­ви­тельно: печать анти­хри­ста уже как будто бы рас­про­стра­ня­ется через штрих-коды, а самого анти­хри­ста никто не слышал и не видел, никто не знает и его имени, тогда как, согласно 13‑й главе Апо­ка­лип­сиса, сна­чала должен явиться в мире анти­христ, кото­рый только потом и будет ста­вить свою печать, свое имя, сумма букв кото­рого будет числом 666. И это явля­ется, согласно апо­столь­ским словам, одним из при­зна­ков анти­хри­ста. Под­черкну: одним из при­зна­ков. Наряду с этим при­зна­ком Свя­щен­ное Писа­ние и Отцы Церкви назы­вают нам и другие. Анти­христ будет евреем из колена Данова; он избе­рет себе лжеа­по­сто­лов, кото­рых пошлет во все концы земли; придет к иудеям, кото­рым построит иеру­са­лим­ский храм; будет иметь исклю­чи­тельно бла­го­че­сти­вую наруж­ность, хотя внутри будет оста­ваться волком; сотво­рит мно­же­ство ложных чудес и зна­ме­ний. О том, что анти­христ уже пришел, во все­услы­ша­ние наро­дам земли объ­явят чудес­ным обра­зом воз­вра­щен­ные с неба на землю про­роки Енох и Илия.

Апо­ка­лип­сис назы­вает нам точную про­дол­жи­тель­ность анти­хри­стова цар­ство­ва­ния над миром: “сорок два месяца” (Апок.13:5). ИНН же во многих госу­дар­ствах рас­про­стра­ня­ется уже гораздо долее озна­чен­ного срока. Оче­видно, что ИНН не явля­ется печа­тью анти­хри­ста. Но может быть, этот номер явля­ется пред­две­рием печати анти­хри­ста, явля­ется тем сред­ством, кото­рым скры­тый от мира анти­христ при­об­ре­тает себе рабов?

Нет. Свя­щен­ное Писа­ние и Отцы Церкви убеж­дают нас, что анти­христ воца­рится над миром не при помощи ком­пью­те­ри­за­ции чело­ве­че­ства, а при помощи лож­ного бла­го­че­стия и тако­вых же чудес. Анти­хри­ста “при­ше­ствие, — гово­рит апо­стол, — по дей­ствию сатаны, будет со всякою силою и зна­ме­ни­ями и чуде­сами лож­ными” (2Фес.2:9). Анти­христ не просто чело­век, а чело­век, в кото­рого все­лится сам князь тьмы. Потому для своего воца­ре­ния в мире князь тьмы не нуж­да­ется ни в какой тайной под­го­товке. Сатана всегда готов прийти в мир для обо­льще­ния чело­ве­че­ства. И если бы попу­стил ему Бог, то сатана и тысячу, и пять­сот лет назад, исполь­зуя ору­дием своим чело­века, обо­льстил бы мир при помощи ложных зна­ме­ний и чудес. Нуж­да­ется диавол только в попу­ще­нии Божием, ибо Бог явля­ется Про­мыс­ли­те­лем мира. Не Биль­дер­берг­ский клуб или Трех­сто­рон­няя комис­сия, не Евро­союз, не сам князь тьмы опре­де­ляют судьбы мира, а Про­мысл Божий. И эта вера в Про­мысл Божий порой утра­чи­ва­ется чита­те­лями анти­ма­сон­ских сочи­не­ний, начи­на­ю­щими верить во все­си­лие тай­ного масон­ского сверх­пра­ви­тель­ства. Но планы масо­нов есть чело­ве­че­ские пред­по­ло­же­ния, и даже помощь отца масо­нов — диа­вола не при­дает этим планам ника­кой осно­ва­тель­но­сти. И потому конеч­ные судьбы мира пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам сле­дует все-таки узна­вать не из “Про­то­ко­лов сион­ских муд­ре­цов” и других доку­мен­тов, состав­лен­ных масо­нами, а из Свя­щен­ного Писа­ния и из тво­ре­ний Отцов Церкви, кото­рые не оста­вили нас в неве­де­нии отно­си­тельно про­ис­хож­де­ния анти­хри­ста, причин и обсто­я­тельств его воца­ре­ния.

Про­ис­хож­де­ние анти­хри­ста

Отцы Церкви, изъ­яс­няя отно­ся­щи­еся к послед­ним вре­ме­нам места Свя­щен­ного Писа­ния, еди­но­душно учат нас, что анти­христ будет чело­ве­ком, в кото­рого все­лится сам князь тьмы. Ибо “Бог, — гово­рит преп. Иоанн Дамас­кин, — напе­ред зная наг­лость буду­щего про­из­во­ле­ния его, поз­во­ляет, чтобы диавол все­лился в нем“1. Св. Ириней Лион­ский пишет, что пророк Иере­мия открыл нам не только вне­зап­ное при­ше­ствие анти­хри­ста, но и колено Изра­и­лево, из кото­рого он придет: “От Дана мы услы­шим ржание его быст­рых коней, и от звука ржания ска­чу­щих коней его потря­сется вся земля, и он придет и пожрет землю с тем, что напол­няет ее, и город с его оби­та­те­лями” (Иер.8:16). И поэтому сие племя не счи­та­ется в Откро­ве­нии в числе спа­са­е­мых (Апок.7:5–7)“2. О про­ис­хож­де­нии анти­хри­ста из колена Данова учит нас и св. Иппо­лит Рим­ский: “Писа­ние про­воз­гла­сило Христа львом и ским­ном льво­вым; подоб­ное же ска­зано и об анти­хри­сте. В самом деле, Моисей так гово­рит: Дан — скимен львов, и иско­чит от Васана (Втор.33:22). Но чтобы кто-нибудь не погре­шил, при­знавши данные слова ска­зан­ными в при­ло­же­нии ко Христу, пусть он обра­тит вни­ма­ние на сле­ду­ю­щее. Дан, — гово­рит (Писа­ние), — скимен львов: назвавши колено, про­ис­хо­дя­щее от Дана, оно сде­лало соб­ственно ука­за­ние на (колено), от кото­рого имеет родиться анти­христ. Таким обра­зом, как от колена Иудина родился Хри­стос, так и от колена Данова имеет про­изойти анти­христ. А что это дей­стви­тельно так, на это отча­сти ука­зы­вает и Иаков: “да будет Дан змий, на пути седяй, угры­зая пяту конску” (Быт.49:17). Итак, какой же это змий, как не обо­льсти­тель искони, о кото­ром гово­рится в Книге Бытия и кото­рый обо­льстил Еву и запнул Адама?“3

Почему Бог попу­стит при­ше­ствие анти­хри­ста?

Во Втором посла­нии к фес­са­ло­ни­кий­цам апо­стол Павел указал, по выра­же­нию св. Иринея Лион­ского, “при­чину анти­хри­стова при­ше­ствия“4. Анти­христ придет к людям “за то, что они не при­няли любви истины для своего спа­се­ния. И за сие пошлет им Бог дей­ствие заблуж­де­ния, так что они будут верить лжи. Да будут осуж­дены все, неве­ро­вав­шие истине, но воз­лю­бив­шие неправду” (2Фес.2:10–12). Изъ­яс­няя эти апо­столь­ские слова, все­лен­ский учи­тель св. Иоанн Зла­то­уст зада­ется вопро­сом: “Для чего, ты ска­жешь, Бог попу­стит быть всему этому? И какое Его наме­ре­ние? Какая польза от при­ше­ствия анти­хри­стова, если оно будет к нашей поги­бели? Не бойся, воз­люб­лен­ный, — отве­чает св. Зла­то­уст, — но послу­шай, что гово­рит апо­стол: (анти­христ) воз­об­ла­дает только над поги­ба­ю­щими, кото­рые, хотя бы он и не пришел, не уве­ро­вали бы. Какая же отсюда будет польза, ты ска­жешь? Та, что будут заграж­дены уста тех, кото­рые осуж­дены на поги­бель. Каким обра­зом? Они не уве­ро­вали бы во Христа, хотя бы анти­христ и не пришел; но он придет с тою целию, чтобы изоб­ли­чить их. Для того чтобы они тогда не ска­зали: так как Хри­стос назы­вал Себя Богом, — хотя Он Сам нигде не сказал этого ясно, а только про­по­ве­дали те, кото­рые после Него были, — то мы по этой при­чине и не уве­ро­вали в Него, потому что мы слы­шали, что Бог един, от Кото­рого все, и вслед­ствие того мы не пове­рили, — этот их пред­лог (к оправ­да­нию) отни­мет у них анти­христ. Когда он придет и, несмотря на то что он не запо­ве­дует ничего пра­вед­ного, а только одно без­за­ко­ние, они уве­руют в него, един­ственно ради его ложных чудес, тогда загра­дятся их уста“5.

Вот при­чина того, что перед Страш­ным Судом на земле будет дей­ство­вать анти­христ. Бог попу­стит при­ше­ствие анти­хри­ста, чтобы тем самым отнять всякий пред­лог к оправ­да­нию на Суде, во-первых, у иудеев, а во-вторых, у всех вообще не веру­ю­щих во Христа. Ибо ради анти­хри­ста они оста­вят свою веру и в Будду, и в Маго­мета, и в Кон­фу­ция, и даже в самих себя. Ради Христа, Бога истин­ного, ныне они не хотят оста­вить этой своей веры, имея в душе своей раз­лич­ные пред­логи к оправ­да­нию себя, а вот ради анти­хри­ста, его лож­ного бла­го­че­стия и чудес — оста­вят.… Таким обра­зом, анти­христ у иудеев, и у всех вообще неве­ру­ю­щих во Христа отни­мет всякий пред­лог к оправ­да­нию, сде­лает их на Суде без­от­вет­ными. И эта при­чина при­хода анти­хри­ста делает бес­поч­вен­ными опа­се­ния неко­то­рых пра­во­слав­ных хри­стиан отно­си­тельно ИНН. Все, при­няв­шие печать анти­хри­ста, по слову Апо­стола, прежде этого уве­руют в анти­хри­ста как Бога, ради его ложных зна­ме­ний и чудес. Именно это и отни­мет у них всякий пред­лог к оправ­да­нию и сде­лает их на Страш­ном Суде без­от­вет­ными.

Внеш­ние обсто­я­тель­ства воца­ре­ния анти­хри­ста

Обра­ща­ясь к солун­ским хри­сти­а­нам, среди кото­рых рас­про­стра­ни­лись слухи о якобы скором дне вто­рого при­ше­ствия Хри­стова, апо­стол Павел пишет: “Да не обо­льстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступ­ле­ние и не откро­ется чело­век греха, сын поги­бели, про­ти­вя­щийся и пре­воз­но­ся­щийся выше всего, назы­ва­е­мого Богом или свя­ты­нею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выда­вая себя за Бога… …И ныне вы знаете, что не допус­кает открыться ему в свое время. Ибо тайна без­за­ко­ния уже в дей­ствии, только не совер­шится до тех пор, пока не будет взят от среды удер­жи­ва­ю­щий теперь” (2Фес.2:3–4, 6–7).

Кто такой этот удер­жи­ва­ю­щий? Что за тайна без­за­ко­ния, кото­рая уже в дей­ствии? И почему апо­стол вынуж­ден выра­жаться так при­кро­венно?

По тол­ко­ва­нию св. Иоанна Зла­то­уста, удер­жи­ва­ю­щий — это рим­ское госу­дар­ство. И поскольку здесь речь идет о рим­ском госу­дар­стве, то “понятно, — гово­рит св. Иоанн Зла­то­уст, — почему он только наме­кает на это и до вре­мени гово­рит при­кро­венно. Он не хотел навлечь на себя чрез­мер­ной вражды и бес­по­лез­ной опас­но­сти. В самом деле, если бы он сказал, что в непро­дол­жи­тель­ном вре­мени раз­ру­шится рим­ское госу­дар­ство, то тогда немед­ленно его, как воз­му­ти­теля, стерли бы с лица земли и (вместе с ним) всех веру­ю­щих, как живу­щих и под­ви­за­ю­щихся для этого“6. У апо­стола был пред­лог выра­жаться при­кро­венно еще и потому, что под тайной без­за­ко­ния он имел в виду Нерона, кото­рый был про­об­ра­зом анти­хри­ста. Апо­стол “не хотел прямо ука­зать на него (Нерона), — гово­рит все­лен­ский учи­тель, — не из страха, но чтобы научить нас тому, что мы не должны навле­кать на себя чрез­мер­ной вражды, когда ничто нас к этому не при­нуж­дает“7.

Таким обра­зом, св. Иоанн Зла­то­уст поучает нас, что под удер­жи­ва­ю­щим апо­стол пони­мает рим­ское госу­дар­ство, сила кото­рого пре­пят­ствует воца­ре­нию над миром анти­хри­ста. “…Когда пре­кра­тится суще­ство­ва­ние рим­ского госу­дар­ства, — гово­рит все­лен­ский учи­тель, — тогда он (анти­христ) придет. И спра­вед­ливо — потому что до тех пор, пока будут бояться этого госу­дар­ства, никто скоро не под­чи­нится (анти­хри­сту); но после того как оно будет раз­ру­шено, водво­рится без­на­ча­лие, и он будет стре­миться похи­тить всю — и чело­ве­че­скую, и боже­скую — власть… … И все это с боль­шею ясно­стию пере­дает нам Даниил“8.

Виде­ние про­року Дани­илу о чет­вер­том звере Ангел Божий изъ­яс­нил так: “…зверь чет­вер­тый — чет­вер­тое цар­ство будет на земле, отлич­ное от всех царств, кото­рое будет пожи­рать всю землю, попи­рать и сокру­шать ее. А десять рогов значат, что из этого цар­ства вос­ста­нут десять царей, и после них вос­ста­нет иной, отлич­ный от преж­них, и уни­чи­жит трех царей, и против Все­выш­него будет про­из­но­сить слова и угне­тать святых Все­выш­него; даже воз­меч­тает отме­нить у них празд­нич­ные вре­мена и закон, и они пре­даны будут в руку его до вре­мени и времен и полу­вре­мени” (Дан.7:23–25).

Чет­вер­тый зверь, кото­рый будет вла­ды­че­ство­вать на земле до самого воца­ре­ния анти­хри­ста, — Рим­ская импе­рия, с вос­став­шими из нее деся­тью царями (мно­гими госу­дар­ствами). Появив­шийся между деся­тью рогами чет­вер­того зверя рог (анти­христ) вна­чале с корнем исторг­нет три из десяти рогов, оче­видно, бли­жай­ших к нему. И поскольку анти­христ будет царем иудей­ским, то раз­ру­шены и под­чи­нены будут бли­жай­шие к Изра­илю госу­дар­ства. Св. Иппо­лит Рим­ский пишет, что анти­христ “раз­ру­шит и опу­сто­шит город Тир­ский, заво­юет и уни­что­жит землю Еги­пет­скую, раз­ру­шит до осно­ва­ния всю страну Ливий­скую, а царя Эфи­оп­ского со всем его вой­ском истре­бит мечом. Воз­вы­сив­шись над всеми царями и над всяким богом, он построит город Иеру­са­лим и вос­ста­но­вит раз­ру­шен­ный храм, всю страну и пре­делы ее воз­вра­тит иудеям. Затем, осво­бо­дивши их от раб­ства наро­дам, он объ­явит себя царем их, — и тогда неве­ру­ю­щие будут пре­кло­нять пред ним колена свои и покло­няться ему, как Богу“9.

Итак, внеш­ними обсто­я­тель­ствами для воца­ре­ния над миром анти­хри­ста, по учению Отцов Церкви, должны стать анар­хия и без­на­ча­лие в госу­дар­ствах, вос­став­ших из Рим­ской импе­рии. Исполь­зуя анар­хию и шата­ние в рим­ских госу­дар­ствах, анти­христ при­со­еди­нит к Изра­илю все близ­ле­жа­щие тер­ри­то­рии, в том числе Египет, Ливию и Эфи­о­пию, вос­ста­но­вит Иеру­са­лим­ский храм и, таким обра­зом, выпол­нит те усло­вия, кото­рые предъ­яв­ляют ныне иудеи к своему машиаху — лжехри­сту.

Анти­христ придет к иудеям и вос­ся­дет как Бог в иудей­ском храме

Обли­чая жесто­ко­вый­ность иудеев, Гос­подь сказал им: “Я пришел во имя Отца Моего, и не при­ни­ма­ете Меня; а если иной придет во имя свое, его при­мете” (Ин.5:43). Здесь под иным Гос­подь имеет в виду анти­хри­ста, кото­рого должны при­нять иудеи. И не сказал Он, что анти­христ придет, но если придет, “щадя слу­ша­те­лей, потому что их нече­стие тогда еще не вполне откры­лось”. “Вот почему, — пишет далее св. Иоанн Зла­то­уст, — Он умол­чал о при­чине при­ше­ствия анти­хри­ста; а Павел с точ­но­стию озна­чил эту при­чину для людей, могу­щих разу­меть, и тем лишил иудеев вся­кого изви­не­ния“10. Анти­христ непре­менно придет к Изра­илю и с вос­тор­гом будет принят им. И все это будет попу­щено Богом для того, чтобы отнять тем самым у иудеев всякий пред­лог к оправ­да­нию на Страш­ном Суде Хри­сто­вом.

Анти­христ придет не к хри­сти­а­нам, а к иудеям, и “в храме Божием сядет он, как Бог, выда­вая себя за Бога” (2Фес.2:4), не в хри­сти­ан­ском, а в иудей­ском. В озна­чен­ных словах Посла­ния к солу­ня­нам апо­стол “разу­меет разо­рен­ный иудей­ский храм. Да не будет же того, — пишет св. Кирилл Иеру­са­лим­ский, — чтобы разу­мелся сей храм, в кото­ром мы! Но для чего гово­рим это? Да не поду­мают, что гово­рим из лести к себе. Если анти­христ придет к иудеям, как Хри­стос, и от иудеев вос­хо­щет покло­не­ния; то, чтобы более обо­льстить их, пока­жет вели­кое усер­дие ко храму, внушая о себе ту мысль, что он от рода Дави­дова и что ему должно создать храм, создан­ный Соло­мо­ном. Придет же он, когда в иудей­ском храме не оста­нется камня на камне, по опре­де­ле­нию Спа­си­теля (Мф.24:2)“11.

Обра­ще­ние ко Христу иудеев про­ро­ками Енохом и Илией

При­ня­тие иуде­ями анти­хри­ста за истин­ного Мессию явля­ется несо­мнен­ной исти­ной. Такой же несо­мнен­ной исти­ной явля­ется и разо­ча­ро­ва­ние иудеев в анти­хри­сте и обра­ще­ние их к истин­ному Мессии — Гос­поду нашему Иисусу Христу. Об этом напо­ми­нает нам апо­стол Павел: “…не хочу оста­вить вас, братия, в неве­де­нии о тайне сей, — чтобы вы не меч­тали о себе, что оже­сто­че­ние про­изо­шло в Изра­иле отча­сти, до вре­мени, пока войдет полное число языч­ни­ков” (Рим.11:25). Обра­ще­нию иудеев ко Христу будут спо­соб­ство­вать послан­ные Богом с неба на землю про­роки Илия и Енох, кото­рые прежде живыми были взяты на небо. Толкуя слова про­рока Малахии:”…вот, Я пошлю к вам Илию про­рока пред наступ­ле­нием дня Гос­подня, вели­кого и страш­ного. И он обра­тит сердца отцов к детям их, чтобы Я, придя, не пора­зил земли про­кля­тием” (Мал.4:5–6), св. Иоанн Зла­то­уст пишет, что “озна­чен­ные слова про­рока пока­зы­вают, что фесви­тя­нин придет пред тем при­ше­ствием, когда будет суд. Он вместе пока­зы­вает и при­чину при­ше­ствия его. Что же это за при­чина? Чтобы он, при­шедши, убедил иудеев уве­ро­вать во Христа и чтобы, когда Хри­стос придет, не все они совер­шенно погибли. Потому-то и Хри­стос, при­водя им это на память, сказал: и устроит вся, то есть испра­вит неве­рие иудеев тогдаш­него вре­мени. Вот почему и пророк весьма точно сказал; он не сказал: устроит сердце сына к отцу, но отца к сыну. Так как отцы апо­сто­лов были иудеи, то ска­зано: обра­тит к учению сынов, то есть апо­сто­лов, сердца отцов, то есть рас­по­ло­же­ние народа иудей­ского“12.

Св. Иппо­лит, обра­щая наш взор к послед­ней седь­мине мира перед при­ше­ствием Хри­сто­вым (Дан.9:27), отме­чает, что “здесь (то есть у про­рока. — П. А.) ука­зы­ва­ется седь­мина, раз­де­лен­ная на две (поло­вины) потому, что в про­дол­же­ние трех с поло­ви­ною лет будут про­по­ве­до­вать эти два сви­де­теля, а в осталь­ную часть седь­мины будет враж­до­вать со свя­тыми и опу­сто­шать весь мир анти­христ“13. Оче­видно, что “враж­до­вать со свя­тыми и опу­сто­шать весь мир” анти­христ станет после своего окон­ча­тель­ного воца­ре­ния над миром. Время его цар­ство­ва­ния точно опре­де­лено Свя­щен­ным Писа­нием: “сорок два месяца” (Апок.13:5). Именно такой срок: сорок два месяца, или “тысячу двести шесть­де­сят дней” (Апок.12:6) “жена, обле­чен­ная в солнце” (Апок.12:1), кото­рая, по тол­ко­ва­нию св. Мефо­дия Патар­ского, раз­де­ля­е­мого дру­гими Отцами Церкви, явля­ется Цер­ко­вью Хри­сто­вой, будет вынуж­дена бежать от злобы анти­хри­сто­вой в пустыню.

Первую же поло­вину седь­мины, или “тысячу двести шесть­де­сят дней” (Апок.11:3), будут про­ро­че­ство­вать про­роки Енох и Илия, обли­чая анти­хри­ста. Оче­видно, как только Бог попу­стит диа­волу все­литься в послед­него врага Хри­стова — анти­хри­ста, с неба сойдут про­роки. Нахож­де­ние на земле Еноха и Илии в это время будет крайне необ­хо­димо чело­ве­че­ству. Анти­христ в первую поло­вину седь­мины не будет таким злоб­ным, каким мы себе его пред­став­ляем. Напро­тив, как пишет преп. Ефрем Сирин, анти­христ, “чтобы пре­льстить всех, придет сми­рен­ный, крот­кий, нена­вист­ник, как скажет о себе, неправды, отвра­ща­ю­щийся идолов, пред­по­чи­та­ю­щий бла­го­че­стие, добрый, нище­лю­би­вый, в высо­кой сте­пени бла­го­об­раз­ный, посто­ян­ный, ко всем лас­ко­вый; ува­жа­ю­щий осо­бенно народ иудей­ский, потому что иудеи будут ожи­дать его при­ше­ствия. А при всем этом, с вели­кою вла­стью совер­шит он зна­ме­ния, чудеса и стра­хо­ва­ния; и примет хитрые меры всем уго­дить, чтобы в скором вре­мени полю­бил его народ. Не будет брать даров, гово­рить гневно, пока­зы­вать пас­мур­ного вида, но бла­го­чин­ною наруж­но­стью станет обо­льщать мир, пока не воца­рится. Поэтому, когда многие сосло­вия и народы увидят такие доб­ро­де­тели и силы, все вдруг возы­меют одну мысль и с вели­кою радо­стью про­воз­гла­сят его царем, говоря друг другу: “най­дется ли еще чело­век столько добрый и прав­ди­вый?”“14.

Анти­христ в первое время своего при­ше­ствия в мир будет казаться обо­льща­е­мым им людям бла­го­че­сти­вей­шим чело­ве­ком, укра­шен­ным всеми доб­ро­де­те­лями. При этом будет совер­шать раз­лич­ные чудеса. Как пишет св. Иппо­лит, анти­христ “будет очи­щать про­казу, вос­ста­нов­лять рас­слаб­лен­ных, изго­нять демо­нов, воз­ве­щать об отда­лен­ном буду­щем, как бы насто­я­щем, вос­кре­шать мерт­вых…, будет пере­ста­нав­ли­вать горы пред очами зри­те­лей, пере­хо­дить море, не замо­чивши ног, низ­во­дить огонь с неба, пре­вра­щать день во мрак и ночь в день, пере­ме­щать солнце туда, куда желает; вообще, силою своего нава­жде­ния он пока­жет пред лицом зри­те­лей, что все стихии земли и моря послушны ему“15.

Для пони­ма­ния того, почему люди все-таки пове­рят анти­хри­сту и не пове­рят обли­ча­ю­щим его про­ро­кам, сле­дует учи­ты­вать, что анти­христ в это время будет по наруж­но­сти добрым и чело­ве­ко­лю­би­вым, в то время как о Енохе и Илии Свя­щен­ное Писа­ние сви­де­тель­ствует, что во время их про­по­веди, то есть в тече­ние трех с поло­ви­ной лет, “они имеют власть затво­рить небо, чтобы не шел дождь на землю… во дни про­ро­че­ство­ва­ния их, и имеют власть над водами пре­вра­щать их в кровь, и пора­жать землю всякою язвою, когда только захо­тят.… И если кто захо­чет их оби­деть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захо­чет их оби­деть, тому над­ле­жит быть убиту” (Апок.11:6, 5). Вот почему, когда Богом будет попу­щено анти­хри­сту убить про­ро­ков, то “живу­щие на земле будут радо­ваться сему и весе­литься, и пошлют дары друг другу, потому что два про­рока сии мучили живу­щих на земле” (Апок.11:10).

Уби­е­ние Еноха и Илии анти­хри­стом будет спо­соб­ство­вать окон­ча­тель­ному воца­ре­нию анти­хри­ста над миром, он сбро­сит с себя маску бла­го­че­стия и пока­жет всем свою зве­ри­ную сущ­ность, и “изрыг­нет горечь свою этот змий, смятет все­лен­ную, подвиг­нет концы ее, всех при­тес­нит и станет осквер­нять души, не бла­го­го­ве­ние уже в себе пока­зы­вая, но при всяком случае посту­пая как чело­век суро­вый, жесто­кий, гнев­ли­вый, раз­дра­жи­тель­ный, стре­ми­тель­ный, бес­по­ря­доч­ный, страш­ный, отвра­ти­тель­ный, нена­вист­ный, мерз­кий, лютый, губи­тель­ный, бес­стыд­ный, кото­рый ста­ра­ется весь род чело­ве­че­ский ври­нуть в пучину нече­стия“16. Осо­бенно неистов­ство­вать в это время будет анти­христ против Церкви Хри­сто­вой. И его нена­висть уси­лится из-за того, что любез­ные ему иудеи под вли­я­нием про­по­веди Еноха и Илии уве­руют в истин­ного Христа и при­со­еди­нятся к Пра­во­слав­ной Церкви. И Цер­ковь Хри­стова (жена, обле­чен­ная в солнце) будет вынуж­дена бежать “в пустыню, где при­го­тов­лена было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шесть­де­сят дней” (Апок.12:1, 6). “Это и суть, — пишет св. Иппо­лит, — те самые тысяча двести шесть­де­сят дней — поло­вина седь­мины, — в про­дол­же­ние кото­рых тиран будет иметь силу и пре­сле­до­вать цер­ковь, бегу­щую из города в город, не име­ю­щую с собой ничего иного, кроме двух кры­льев огром­ного орла, то есть веры в Иисуса Христа, Кото­рый, рас­про­стерши на древе святые руки, раз­вер­нул два крыла — правое и левое, при­зы­вая таким обра­зом всех веру­ю­щих в Него и покры­вая их, как курица — своих птен­цов“17.

О печати анти­хри­ста

Св. Иппо­лит Рим­ский пишет, что анти­христ во всем будет “упо­доб­ляться Сыну Божию. Лев — Хри­стос, лев и анти­христ; Царь — Хри­стос, царь — хотя земной — и анти­христ. Явился Спа­си­тель, как агнец; подоб­ным же обра­зом и тот пока­жется, как агнец, хотя внутри будет оста­ваться волком. Обре­зан­ным пришел Спа­си­тель в мир, подоб­ным же обра­зом явится и тот. Послал Гос­подь апо­сто­лов ко всем наро­дам, подоб­ным же обра­зом пошлет и он своих лжеа­по­сто­лов. Собрал Спа­си­тель Своих рас­се­ян­ных овец, подоб­ным же обра­зом собе­рет и тот рас­се­ян­ный народ иудей­ский. Дал Гос­подь печать веру­ю­щим в Него, подоб­ным же обра­зом даст и тот“18.

Оче­видно, что, под­ра­жая Христу, и лжехри­стос создаст свою лже­цер­ковь, в кото­рой его лжеа­по­столы и лже­свя­щен­ство будут запе­чат­ле­вать во имя анти­хри­стово всех уве­ро­вав­ших в анти­хри­ста, как в Бога истин­ного, сооб­щая как будто бы Божию бла­го­дать, а на самом деле вселяя в запе­чат­ле­ва­е­мого беса. Известно, что уже новые пяти­де­сят­ни­че­ские дви­же­ния все­ляют в своих при­вер­жен­цев бесов, кото­рые ста­но­вятся духов­ными руко­во­ди­те­лями несчаст­ных. Такое же все­ле­ние бесов будет, оче­видно, и при пома­за­нии во имя анти­хри­стово.

 Все­лив­ши­еся бесы сооб­щат запе­чат­лен­ным сверхъ­есте­ствен­ные даро­ва­ния, все поклон­ники анти­хри­ста обна­ру­жат в себе необыч­ные спо­соб­но­сти, все станут немножко чудо­твор­цами. Наста­нет время все­об­щей эйфо­рии и радо­сти, наста­нет именно тот самый “золо­той век”, о кото­ром тру­били и трубят оккуль­ти­сты всех мастей, — время все­об­щей экс­тра­сен­сор­но­сти. Если ныне Гос­подь наш Иисус Хри­стос огра­ни­чи­вает дея­тель­ность злых духов и про­мыс­ли­тельно немно­гие из людей обна­ру­жи­вают себя экс­тра­сен­сами, то во время анти­хри­стово все доб­ро­вольно покло­нив­ши­еся анти­хри­сту и при­няв­шие его печать станут одер­жимы злыми духами.

В том, что печать анти­хри­стова есть таин­ство анти­хри­сто­вой лже­церкви, кос­венно убеж­дает нас и еван­ге­лист Иоанн Бого­слов. “И взгля­нул я, — гово­рит он, — и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у кото­рых имя Отца Его напи­сано на челах” (Апок.14:1). У всех искуп­лен­ных Хри­стом в таин­ствах цер­ков­ных запе­чат­ле­ва­ется на челах имя Хри­стово. У всех уве­ро­вав­ших во имя анти­хри­стово на челах будет запе­чат­ле­ваться имя анти­хри­стово. Какое имя? Святые Отцы не дают нам точ­ного его имени. Св. Иппо­лит пишет: “Отно­си­тельно его имени нам невоз­можно выска­зать что-нибудь опре­де­лен­ное; мы можем только пред­по­ло­жить, как именно в данном случае раз­мыш­лял и был научен бла­жен­ный Иоанн. Ведь только тогда, когда явится сам (анти­христ), время обна­ру­жит иско­мое“19.

Итак, можно с уве­рен­но­стью ска­зать, что имя анти­хри­ста будет именем чело­ве­че­ским, сумма букв кото­рого даст “число чело­ве­че­ское…: число его шесть­сот шесть­де­сят шесть” (Апок.13:18). Вот это мы знаем. Когда же явится сам анти­христ, будем знать и его имя, сумма букв имени кото­рого будет числом 666.

Пришло ли время бег­ства от анти­хри­ста?

К сожа­ле­нию, в нагне­та­е­мой в послед­нее время “штри­хо­фо­бии” и исте­рии вокруг ИНН неко­то­рые из пра­во­слав­ных хри­стиан не заме­тили сети, рас­став­лен­ной перед ними. При­чи­ной этого явля­етя осо­знан­ное, а порой даже неосо­знан­ное пре­не­бре­же­ние свя­то­оте­че­ским уче­нием. К чему это при­во­дит, мы знаем из исто­рии ста­ро­об­ряд­че­ского рас­кола. Если бы у неко­то­рой части тогдаш­них пра­во­слав­ных хри­стиан было боль­шее дове­рие к свя­то­оте­че­скому учению, то они не измыс­лили бы свое лже­уче­ние о духов­ном анти­хри­сте, якобы цар­ству­ю­щем в мире с 1666 года, не впали бы в раскол, погу­бив тем самым свои бес­смерт­ные души. О том, что именно учение о цар­ству­ю­щем в мире анти­хри­сте увле­кало и удер­жи­вало ста­ро­об­ряд­цев в рас­коле, сви­де­тель­ствует извест­ный наш мис­си­о­нер архи­манд­рит Павел Прус­ский. “Мне самому нередко слу­ча­лось слы­шать и быть сви­де­те­лем, — пишет о. Павел, — как бес­по­пов­ские настав­ники чрез тол­ко­ва­ние о при­ходе анти­хри­ста увле­кали в секту неопыт­ных, мало­све­ду­щих людей“20.

Число 666 при­сут­ствует в штрих-кодах в довольно абстракт­ном виде. В реаль­ной жизни это число нередко встре­ча­ется и в виде явном. Сколько было и есть партий, обще­ствен­ных и иных орга­ни­за­ций, члены кото­рых имели и имеют член­ские билеты и удо­сто­ве­ре­ния. Кому-то выпа­дал и выпа­дает член­ский билет или удо­сто­ве­ре­ние с поряд­ко­вым числом 666. В круп­ных горо­дах есть школы, а в боль­ших домах квар­тиры с поряд­ко­вым номе­ром 666. Даже в Святой Библии есть стра­ница с таким поряд­ко­вым числом. Если бы число 666 было бы пагуб­ным вообще, то в изда­ва­е­мых книгах Св. Писа­ния после стра­ницы 665 сле­до­вала бы стра­ница 667. И это было бы есте­ственно и всем понятно.

Неужели все обла­да­тели тако­вых член­ских биле­тов, все жильцы тако­вых квар­тир, уча­щи­еся школ с тако­вым поряд­ко­вым номе­ром про­дали свои души диа­волу? Неужели жить в квар­тире или ходить в школу, к при­меру, с поряд­ко­вым номе­ром 7 (числом, кото­рое сим­во­ли­зи­рует семь таинств цер­ков­ных, семь Все­лен­ских Собо­ров) более бого­угодно, нежели с поряд­ко­вым номе­ром 666? Пифа­го­реец, кото­рый обре­тался в исто­рии Церкви под раз­ными видами, а в начале века явился под видом имя­бож­ника, скажет, что, конечно же, не слу­чайно чело­век ходит в школу или живет в квар­тире с тако­вой диа­воль­ской отме­ти­ной. Но пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин, кото­рый не при­вер­жен сует­ной вере, ибо верует в Живого Бога, знает, что равным обра­зом можно спасти свою душу или погу­бить ее, живя в квар­тире с любым поряд­ко­вым номе­ром.

Число 666 есть просто число, кото­рому пред­ше­ствует число 665 и сле­дует за кото­рым число 667. И не более того. Оно не хуже, не лучше любого дру­гого числа. Число 666 вовсе не явля­ется сата­ной, так же как число 3 не есть Святая Троица. Мы не покло­ня­емся числу 3 и нисколько не боимся числа 666. Мы не пифа­го­рейцы, а пра­во­слав­ные хри­сти­ане. Не всякое имя Иисус есть имя свя­щен­ное и боже­ствен­ное, ибо в исто­рии, кроме Бого­че­ло­века, были и другие носи­тели этого имени. Но отне­сен­ное к Гос­поду нашему, имя Иисус есть имя святое и боже­ствен­ное. Также и число 666 не есть число пагуб­ное. Но то число, кото­рым будут запе­чат­ле­ваться поклон­ники анти­хри­ста, будет числом несо­мненно пагуб­ным, ввер­га­ю­щим в геенну огнен­ную всех уве­ро­вав­ших в анти­хри­ста как Бога ради ложных чудес его. И целью Тай­но­зри­теля вовсе не было вну­шить нам мисти­че­ский ужас перед числом 666 как просто перед числом. Когда явится анти­христ, то, вне вся­кого сомне­ния, сумма букв имени его будет исчис­ляться этим числом. Это один из при­зна­ков анти­хри­ста. Для того чтобы мы не сомне­ва­лись, что явив­шийся стро­и­тель Иеру­са­лим­ского храма, бла­го­че­сти­вей­ший по виду и вели­кий чудо­тво­рец, явля­ется послед­ним врагом Хри­сто­вым, Хри­стос через свя­того Иоанна Бого­слова открыл нам и этот при­знак орудия сатаны.

Что же каса­ется наблю­да­е­мого в нынеш­нее время все уси­ли­ва­ю­ще­гося про­цесса ком­пью­те­ри­за­ции многих сторон жиз­не­де­я­тель­но­сти совре­мен­ного чело­века, что, по мнению неко­то­рых, нару­шает наши права и огра­ни­чи­вает сво­боду лич­но­сти, то сле­дует заме­тить, что сво­бода лич­но­сти нашей огра­ни­чена и права нару­шены уже давно, еще с самого гре­хо­па­де­ния нашего пра­отца. Именно с этого вре­мени к нашей душе имеют доступ злые духи, веду­щие с нами непре­рыв­ную мыс­лен­ную брань. И инфор­ма­ция о нас, кото­рой вла­деет князь тьмы, тот самый, кото­рый все­лится в анти­хри­ста, явля­ется весьма полной. Очень часто мы забы­ваем свои злые дела, но сатана их не забы­вает. Сколь бы успешно ни раз­ви­ва­лась ком­пью­тер­ная инду­стрия, нико­гда она не достиг­нет того сбора инфор­ма­ции о нас, кото­рую уже ныне имеют злые духи. Однако ни мыс­лен­ная брань злых духов, ни полная их инфор­ми­ро­ван­ность об угод­ни­ках Божиих, живших на земле, не поме­шала этим угод­ни­кам с Божией помо­щью совер­шить достойно свое жиз­нен­ное поприще и все­литься в небес­ные оби­тели. Не поме­шает все это и нам, если будем веро­вать во Христа и руко­вод­ство­ваться в этой жизни свя­то­оте­че­скими писа­ни­ями, а не без­гра­мот­ными и весьма сомни­тель­ными пуб­ли­ка­ци­ями.

Конечно, можно понять ту оза­бо­чен­ность, кото­рую про­явили неко­то­рые пра­во­слав­ные хри­сти­ане, когда штрих-коды только появи­лись и начали рас­про­стра­няться. Понятны сомне­ния отно­си­тельно штрих-кодов, кото­рые выска­зы­вал афон­ский старец Паисий своим уче­ни­кам в 1984 году. Однако со вре­мени вве­де­ния в мире пла­сти­ко­вых кар­то­чек со штрих-кодо­выми номе­рами прошло уже два десятка лет, и нужно понять оза­бо­чен­ность и тех, кото­рые верят Слову Божию и свя­то­оте­че­ским тво­ре­ниям, убеж­да­ю­щим нас, что гоне­ния на Цер­ковь Божию со сто­роны анти­хри­ста будут в тече­ние тысячи двух­сот шести­де­сяти дней (Апок.12:6). И даже если учесть, что со вре­мени вне­зап­ного появ­ле­ния анти­хри­ста до его окон­ча­тель­ного низ­вер­же­ния Хри­стом прой­дет семь лет, то и в этом случае время суще­ство­ва­ния мнимой печати анти­хри­ста (штрих-кодов) пре­вос­хо­дит все мыс­ли­мые сроки. Сто­рон­ни­кам мнения, что пла­сти­ко­вые кар­точки явля­ются печа­тью анти­хри­ста, вместо того чтобы назы­вать сомне­ва­ю­щихся в этом пред­те­чами и дру­зьями анти­хри­ста, сле­до­вало бы объ­яс­нить сомне­ва­ю­щимся: почему при столь дли­тель­ном сроке якобы рас­про­стра­не­ния в мире печати анти­хри­ста нет в нали­чии ни одного при­знака анти­хри­стова при­ше­ствия в мир? Если люди уже при­ни­мают печать анти­хри­ста, то где отвра­ща­ю­щие людей от при­ня­тия печати Енох и Илия?

Воз­ра­жают: хотя ИНН не нано­сятся еще на чело и на правую руку, тем не менее при­ни­мать ИНН (или штрих-коды) нельзя: они явля­ются пред­те­чей анти­хри­сто­вой печати, от при­няв­ших ИНН отсту­пает бла­го­дать Свя­того Духа; когда придет анти­христ, при­няв­шие ИНН покло­нятся и самому анти­хри­сту.

Но если бы от при­няв­ших ИНН отхо­дила бла­го­дать Свя­того Духа и они уже в даль­ней­шем покло­нятся анти­хри­сту, то в насто­я­щее время (лучше ска­зать, уже лет 20 назад) мы видели бы про­по­ве­ду­ю­щими и запре­ща­ю­щими при­ни­мать штрих-коды не неко­то­рых бла­го­че­сти­вых отцов и братий, а сошед­ших с неба про­ро­ков Еноха и Илию. Именно про­по­ведь сошед­ших с неба про­ро­ков сде­лает, по слову преп. Ефрема Сирина, без­от­вет­ными на Суде всех уве­ро­вав­ших в анти­хри­ста.

Мнение, что штрих-коды есть пред­теча печати анти­хри­ста, что печать анти­хри­ста будет иметь вид штрих-кодо­вого обо­зна­че­ния, явля­ется еще и весьма опас­ным мне­нием. Не слу­чайно Отцы Церкви, кото­рые были людьми гораздо более высо­ких духов­ных даро­ва­ний, нежели неко­то­рые совре­мен­ные бла­го­че­сти­вые отцы и братия, тем не менее вопрос о виде и при­роде печати анти­хри­ста отнесли ко вре­мени дей­ствия самого анти­хри­ста на земле. Жест­кое при­вя­зы­ва­ние вида печати анти­хри­ста к штрих-кодо­вому обо­зна­че­нию может стать роко­вым для многих пра­во­слав­ных хри­стиан, если печать анти­хри­ста не будет подобна штрих-кодо­вому обо­зна­че­нию. Пра­во­слав­ная вера — это вера не только для интел­лек­ту­а­лов (спе­ци­а­ли­стов по совре­мен­ной ком­пью­тер­ной тех­но­ло­гии), это также и вера про­сте­цов. Да и Апо­стол гово­рит, что число зверя будет числом чело­ве­че­ским, а отнюдь неком­пью­тер­ным. Но полу­ча­ется, что пра­во­слав­ные бабушки в отда­лен­ных рос­сий­ских селе­ниях или отрек­ши­еся от мира монахи должны оста­вить свое молит­вен­ное дела­ние и спешно засесть за учеб­ники по ком­пью­тер­ному про­грам­ми­ро­ва­нию, за чтение спе­ци­аль­ной лите­ра­туры по штрих-коди­за­ции, чтобы убе­диться в нали­чии или отсут­ствии шесте­рок в штрих-кодах. И как не зася­дешь за подоб­ное чтение, если неко­то­рые изда­ния не устают стра­щать людей скорой все­об­щей ком­пью­те­ри­за­цией чело­ве­че­ства! О какой все­об­щей ком­пью­те­ри­за­ции может идти речь, когда во многих реги­о­нах России люди меся­цами сидят вообще без элек­три­че­ства?

Пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам не сле­дует пре­кло­няться на речи неко­то­рых про­по­вед­ни­ков и пуб­ли­ци­стов, рису­ю­щих перед ними кар­тины якобы сбы­ва­ю­ще­гося на наших глазах Апо­ка­лип­сиса: “И он сде­лает то, что всем — малым и вели­ким, бога­тым и нищим, сво­бод­ным и рабам — поло­жено будет начер­та­ние на правую руку их, или на чело их; и что никому нельзя будет ни поку­пать, ни про­да­вать, кроме того, кто имеет это начер­та­ние, или имя зверя, или число имени его” (Апок.13:16–17).

Именно к этому, гово­рят, дело и кло­нится: ИНН, затем — пла­сти­ко­вые кар­точки, затем — отмена налич­ных денег и повсе­мест­ный пере­ход на деньги элек­трон­ные. Потом, гово­рят, когда люди начнут терять кар­точки, то по их же просьбе им станут вжив­лять чипы с их номе­рами на правую руку и на лоб…

Неужели пра­во­слав­ные хри­сти­ане, пора­жен­ные в своем вооб­ра­же­нии подоб­ными кар­ти­нами, не слы­шали нико­гда о ком­пью­тер­ных виру­сах, хаке­рах? Забыли, с какой тре­во­гой совсем недавно мир ожидал 2000 года, опа­са­ясь сбоя ком­пью­тер­ных систем и свя­зан­ных с этим воз­мож­ных ката­строф?

Пред­ста­вим и мы, что мир пере­шел на деньги элек­трон­ные, и этот сбой (то ли посред­ством какого-то вируса, то ли работы хаке­ров) про­изо­шел с поте­рей всех данных о финан­со­вых дохо­дах как бога­тых, так и бедных в цен­траль­ном и прочих ком­пью­те­рах. При­чи­ной этого сбоя могут стать не только вирусы и хакеры, вместе с ком­пью­те­ри­за­цией также совер­шен­ству­ю­щие свое искус­ство, но и при­род­ные ката­клизмы и сти­хий­ные бед­ствия. Какой кошмар ожи­дает тогда чело­ве­че­ство?

Ком­пью­тер, сколько бы он ни совер­шен­ство­вался, нико­гда не пре­вра­тится в бес­плот­ного духа, кото­рому бы не угро­жали внеш­ние физи­че­ские фак­торы, а всегда оста­нется “желе­зя­кой”, по муд­рому заме­ча­нию нашего старца о. Иоанна (Кре­стьян­кина). Это желе­зяка, кото­рую “сде­лали пуга­лом нашего вре­мени”, спра­вед­ливо пишет чтимый мно­гими старец, может быть полез­ной и вред­ной для поль­зу­ю­щихся ею людей, но пре­вра­щать ее в апо­ка­лип­ти­че­ского “зверя” не сле­дует. Тем более, что эта “желе­зяка” — супер­ком­пью­тер “Зверь” из г. Страс­бурга, кото­рым пугают пра­во­слав­ных хри­стиан уже пол­тора десятка лет, — за эти годы давно должен заржа­веть и тех­ни­че­ски давно уже уста­реть. Но к насто­я­щей смуте он вдруг ока­зался снова супер­со­вре­мен­ней­шим ком­пью­те­ром, спо­соб­ным всех жите­лей мира и России, в част­но­сти, поста­вить под тоталь­ный кон­троль.

Отож­деств­ле­ние штрих-кодов с печа­тью анти­хри­ста свя­зано с именем афон­ского старца Паисия (Эзне­пи­диса). Само это отож­деств­ле­ние о. Паисий сделал из-за трех ком­пью­тер­ных шесте­рок, име­ю­щихся в штрих-кодах. Но, отож­де­ствив штрих-коды с печа­тью, о. Паисий вошел в явное про­ти­во­ре­чие с пра­во­слав­ным уче­нием, по кото­рому печа­тью анти­хри­ста будут запе­чат­ле­ваться только те, кто уве­рует в анти­хри­ста как Бога, исклю­чи­тельно ради ложных чудес его. Но если печать уже рас­про­стра­ня­ется, значит, и анти­христ уже в мире? Именно такой есте­ствен­ный вопрос и был задан о. Паисию во время интер­вью. Услы­шав туман­ные рас­суж­де­ния старца о масо­нах и меха­низ­мах, при помощи кото­рых они хотят уста­но­вить дик­та­туру над чело­ве­че­ством, собе­сед­ник задал ему прямой вопрос: “То есть, проще говоря, отче, вообще все меха­низмы — это сви­де­тель­ство при­ше­ствия анти­хри­ста?” Вопрос, как гово­рится, в лоб. Если печать анти­хри­ста рас­про­стра­ня­ется, то и анти­христ уже должен быть в мире. Но если он в мире, то кто он? Понят­ное дело, что о. Паисий не может ука­зать собе­сед­нику на кого-либо как на анти­хри­ста, потому отве­чает: “Нет”.21 После такого ответа старца сле­до­вало бы задать ему вопрос: “Если анти­христ еще не пришел, то почему ты, отче, рас­про­стра­ня­ешь слухи о при­ня­тии людьми печати анти­хри­сто­вой? Если сам при­зна­ешь, что число 666 в штрих-коды внед­рено евре­ями как число талан­тов золота, посту­пав­ших еже­годно в казну Царя Соло­мона, то почему сму­ща­ешь про­сте­цов, говоря, что, при­ни­мая печать, чело­век отре­ка­ется от Бога”? К сожа­ле­нию, немало про­сте­цов за совер­шен­ную истину вос­при­няли ложное мнение о. Паисия. Один из них — иерос­хи­мо­нах Рафаил (Бере­стов). Для пущего устра­ше­ния своих чита­те­лей, о. Рафаил в своем “Обра­ще­нии” при­во­дит изре­че­ние о. Паисия: “Если кто примет новый пас­порт со штрих-кодом или кар­точки с тай­ными тремя шестер­ками, с иден­ти­фи­ка­ци­он­ным номе­ром, тот поте­ряет Бла­го­дать Божию и энер­гия бесов­ская все­лится в него“22. Отцу Рафа­илу сле­до­вало бы знать, что ника­кой бесов­ской энер­гии в при­роде не суще­ствует. Мнение о нали­чии у сатаны некоей злой энер­гии, про­ти­во­по­лож­ной энер­гии (бла­го­дати) Божией, есть лже­уче­ние мани­хеев и совре­мен­ных оккуль­ти­стов. У о. Рафа­ила встре­ча­ются и другие выска­зы­ва­ния оккульт­ного толка; об этом сви­де­тель­ствует и фраза из дру­гого его посла­ния. По его словам, ИНН — это “мисти­че­ское коди­ро­ва­ние нас — овец Хри­сто­вых” (“Рус­ский Вест­ник”, 2001, № 7).

Что же каса­ется нового миро­вого порядка, кото­рый стро­ится, то откуда чер­пают неко­то­рые свою уве­рен­ность, что этот поря­док будет все-таки построен? Слово Божие и Отцы Церкви гово­рят, что анти­христ явится вне­запно и воца­рится над миром, исполь­зуя анар­хию в госу­дар­ствах, вос­став­ших из Рим­ской импе­рии, а вовсе не будет след­ствием, конеч­ным этапом посте­пен­ного постро­е­ния неко­его миро­вого порядка. Неужели мы забыли, как десять лет назад потер­пело крах стро­и­тель­ство одного такого миро­вого порядка — ком­му­ни­сти­че­ского? А ведь на заре его стро­и­тель­ства не только сами ком­му­ни­сты, но и многие хри­сти­ане были уве­рены в конеч­ном тор­же­стве гло­ба­ли­за­ци­он­ного про­екта ком­му­ни­стов на всей земле. В при­ходе к власти в России боль­ше­ви­ков многие хри­сти­ане усмат­ри­вали наступ­ле­ние анти­хри­стова вре­мени, боясь запят­нать себя печа­тью анти­хри­ста, отка­зы­ва­лись всту­пать в кол­хозы, брать пас­порта. Пра­во­слав­ную Цер­ковь, молив­шу­юся за совет­скую власть, назы­вали слу­жан­кой анти­хри­ста. Церкви пред­по­чли ката­комбы. Но все эти годы, когда нера­зум­ные ката­комб­ники бегали от анти­хри­ста, бла­го­дат­ный Огонь на Гробе Гос­под­нем, как и прежде, при­ни­мал пра­во­слав­ный Пат­ри­арх, как и прежде в Церкви, Святым Духом воз­рас­тали святые. А где сейчас бес­смерт­ные души умер­ших в рас­коле с Цер­ко­вью ката­комб­ни­ков? Помя­нет ли Гос­подь многие лише­ния доб­ро­воль­ных изгнан­ни­ков? Их молитвы, посты и бдения?.. “Не обо­льщай­тесь, братия мои! — запо­ве­дует свя­щен­но­му­че­ник Игна­тий Бого­но­сец. — Кто сле­дует за вво­дя­щим раскол, тот не насле­дует Цар­ствия Божия“23.

Конечно, сле­дует согла­ситься с тем, что штрих-коды и ИНН есть изоб­ре­те­ние сил, враж­деб­ных Христу и Его Церкви. Но какую цель пре­сле­до­вали эти стра­теги, настой­чиво внед­ряя в штрих-коды три ком­пью­тер­ные шестерки? Оче­видно, чтобы создать иллю­зию “печати анти­хри­ста”, под­тал­ки­вая пра­во­слав­ных хри­стиан к отказу от штрих-кодов, к нестро­е­ниям и рас­колу в Церкви и к про­ти­во­сто­я­нию с госу­дар­ством. Цель этих хитрых врагов Церкви Хри­сто­вой состо­яла в том, чтобы,во-первых, поиз­де­ваться над пра­во­слав­ными, а во-вторых, дис­кре­ди­ти­ро­вать пра­во­слав­ных в глазах власти и одно­вре­менно пред­ста­вить пра­во­слав­ных так назы­ва­е­мому “циви­ли­зо­ван­ному” миро­вому сооб­ще­ству в каче­стве несмыс­лен­ных людей, кото­рых в буду­щем можно будет легко объ­явить обску­ран­тист­ской сектой со всеми выте­ка­ю­щими отсюда послед­стви­ями. Некие лука­вые муд­рецы спе­ци­ально пыта­ются столк­нуть Цер­ковь с госу­дар­ством. Но мы не должны забы­вать, что все­лен­ский учи­тель Церкви свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст насто­я­тельно реко­мен­дует пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам избе­гать ненуж­ных кон­флик­тов с госу­дар­ством.

Неко­то­рые пра­во­слав­ные хри­сти­ане настолько убеж­дены, что пла­сти­ко­вые кар­точки с штрих-кодо­выми номе­рами есть печать анти­хри­ста, что отказ от ИНН при­рав­ни­вают к вели­чай­шему духов­ному подвигу. “Насту­пает такое уди­ви­тель­ное время, — пишет автор статьи “Можно ли избе­жать ИНН” (Рус­ский Вест­ник, 2000, № 43–45), — когда люди и без иных заслуг перед Хри­стом одним отка­зом от номе­ров войдут в Цар­ствие Небес­ное. И, напро­тив, при­няв­шие “печать” с сата­нин­ской сим­во­ли­кой лишатся спа­се­ния, невзи­рая на все про­шлые заслуги перед Цер­ко­вью”. Отка­зав­шихся от ИНН автор упо­доб­ляет послед­ним хри­сти­ан­ским муче­ни­кам, кото­рые в Цар­ствии Небес­ном будут выше первых хри­сти­ан­ских муче­ни­ков. В том же “Рус­ском Вест­нике” (2001, № 7) некто, под­пи­сав­шийся “прот. Ник. А.”, гово­рит о под­пи­сав­ших мно­го­чис­лен­ные обра­ще­ния против при­ня­тия ИНН: “Теперь их имена напи­саны в Книге Жизни Гос­под­ней”. А вот сам автор, осуж­дая в этой статье духо­нос­ного старца нашей Церкви и испо­вед­ника веры о. Иоанна (Кре­стьян­кина), не захо­тел под­пи­сать свою статью пол­но­стью, т.е. по его тер­ми­но­ло­гии, не поже­лал быть впи­сан­ным в Книгу Жизни Гос­под­ней.

Отцы Церкви дей­стви­тельно ставят подвиг послед­них муче­ни­ков выше подвига первых хри­сти­ан­ских муче­ни­ков. Но за что? “Бывшие доныне муче­ники, — гово­рит св. Кирилл Иеру­са­лим­ский, — боро­лись с одними людьми. При анти­хри­сте же будут вести брань лично с самим сата­ною”. Ибо “сатана вос­поль­зу­ется” анти­хри­стом как ору­дием, “дей­ствуя через него само­лично“24.

При­ме­ча­тельно, что “Рус­ский Вест­ник” в своем после­до­ва­тель­ном непри­я­тии ИНН при­хо­дит к выводу, к кото­рому пра­во­слав­ные (воз­можно, по плану масон­ских стра­те­гов) и должны прийти: “Пора рас­статься с надеж­дами сохра­нить вер­ность Христу и при этом выжить в круп­ных городах”(2000, № 43–45). Про­дажа своих квар­тир пра­во­слав­ными в Москве, Санкт-Петер­бурге, других круп­ных горо­дах и бег­ство в отда­лен­ные от центра места России видится “Рус­ским Вест­ни­ком” как самое верное сред­ство дости­же­ния Цар­ствия Небес­ного. Конечно, Гос­подь не допу­стит этого, но пред­ста­вим себе, что все пра­во­слав­ные после­до­вали дан­ному совету: поки­нули свои дома, квар­тиры, намо­лен­ные храмы, мона­стыри — и побе­жали в отда­лен­ные земли, доб­ро­вольно избрав себе черту осед­ло­сти или пра­во­слав­ное гетто… Что станет тогда с пра­во­слав­ной Рос­сией? Чув­ствуют ли авторы подоб­ных статей хоть какую-то ответ­ствен­ность за непред­ска­зу­е­мые поступки и сло­ман­ные судьбы многих своих чита­те­лей (уволь­не­ние с работы, что обре­кает неко­то­рые семьи на полу­го­лод­ное суще­ство­ва­ние, выезд из Москвы и т. п.)? Да и угодна ли будет Богу такая жертва собой, совер­ша­е­мая скорее страха ради мни­мого анти­хри­ста, а отнюдь не ради Христа?

Как теперь досто­верно известно на основе экс­пер­тизы, ИНН при вводе их в ком­пью­тер­ную систему уже больше не содер­жат систему штри­хо­вого коди­ро­ва­ния EAN-13/UPC, а исполь­зует совер­шенно другую, без трех шесте­рок. Это при­знают в послед­нее время и сами рев­ни­тели борьбы “За право жить без ИНН” (см. “Рус­ский Вест­ник”, 2001, № 7), но при этом лукаво ого­ва­ри­ва­ются, что шестерки “доба­вятся авто­ма­ти­че­ски без нашего раз­ре­ше­ния уже в ком­пью­тере при меж­ду­на­род­ной реги­стра­ции в гло­баль­ной инфор­ма­ци­он­ной системе”. Спро­сим авто­ров: а вдруг не доба­вятся? Но авто­рам, веро­ятно, очень и очень хочется, чтобы эти шестерки обя­за­тельно доба­ви­лись, иначе против кого и чего они будут бороться? При этом сле­дует опре­де­ленно ска­зать, что если они (шестерки) доба­вятся “без нашего раз­ре­ше­ния”, то это никак не может нам вме­ниться в грех.

Сле­дует ска­зать и еще об одном тяг­чай­шем иску­ше­нии для воз­мож­ных пра­во­слав­ных “бег­ле­цов в леса”. В конце времен анти­христ непре­менно придет для обо­льще­ния всех живу­щих на земле. И при­ше­ствие анти­хри­стово будет сопро­вож­даться именно теми при­зна­ками, на кото­рые нам ука­зы­вают апо­столы и Отцы Церкви. В част­но­сти, сумма букв имени анти­хри­ста будет числом 666. Князь тьмы, кото­рый попу­ще­нием Божиим все­лится в анти­хри­ста, лучше вся­кого мыс­ли­мого ком­пью­тера вла­деет инфор­ма­цией о мель­чай­ших подроб­но­стях жизни всего чело­ве­че­ства, как допо­топ­ного, так и после­по­топ­ного, почему ему не нужна будет ника­кая ком­пью­те­ри­за­ция чело­ве­че­ства. Анти­христ будет во всем упо­доб­ляться Христу. И не могут ли тогда неко­то­рые пра­во­слав­ные хри­сти­ане уви­деть в нем своего спа­си­теля? Не могут ли они, бегая долгое время от мни­мого анти­хри­ста, покло­ниться анти­хри­сту дей­стви­тель­ному? И, бегая от мнимой печати, при­нять под­лин­ную анти­хри­стову печать?

Без­осно­ва­тель­ность стра­хов перед новым миро­вым поряд­ком

Гло­ба­ли­за­ция, миро­вое пра­ви­тель­ство, новый миро­вой поря­док — слова эти на слуху у многих. Но что они озна­чают? Дей­стви­тельно ли власть миро­вого пра­ви­тель­ства про­сти­ра­ется на весь мир, а новый миро­вой поря­док путем штрих-коди­за­ции вот-вот охва­тит народы всей земли?

Под гло­ба­ли­за­цией пони­ма­ется фор­ми­ро­ва­ние еди­ного эко­но­ми­че­ского, инфор­ма­ци­он­ного, куль­тур­ного и финан­со­вого про­стран­ства. Про­цесс инте­гра­ции, име­ю­щий место в Европе и мире, — про­цесс эко­но­ми­че­ский. Если кто наивно пола­гает, что этот про­цесс в скором вре­мени может завер­шиться единым поли­ти­че­ским руко­вод­ством для всего мира, то он оши­ба­ется. Даже между стра­нами, вхо­дя­щими в Евро­пей­ское эко­но­ми­че­ское сооб­ще­ство (ЕЭС), суще­ствуют непри­ми­ри­мые про­ти­во­ре­чия. Тем более эти про­ти­во­ре­чия суще­ствуют между стра­нами мира. Кроме стран Север­ной Аме­рики и Запад­ной Европы на судьбы мира могут повли­ять Россия, Китай, Индия, араб­ский и вообще мусуль­ман­ский мир. Армия Китая – круп­ней­шая в мире. Так что исход воз­мож­ного кон­фликта между США и Китаем оста­ется неяс­ным. Не будем также забы­вать, что живу­щие в США китайцы осо­знают себя прежде всего китай­цами, а потом уже аме­ри­кан­цами. Страны Запад­ной Европы уже сейчас счи­та­ются с обще­ствен­ным мне­нием про­жи­ва­ю­щих в этих госу­дар­ствах мусуль­ман. Ни Китай, ни Индия, ни араб­ские страны в насто­я­щее время никак не впи­сы­ва­ются в аме­ри­кан­ский гло­ба­лист­ский миро­вой поря­док, кото­рым нас посто­янно пугают. Побе­ди­те­лей в этой схватке не будет. И миру угро­жает не новый миро­вой поря­док, а бес­по­ря­док и анар­хия, кото­рые воца­рятся на раз­ва­ли­нах госу­дарств, ныне опре­де­ля­ю­щих судьбы мира. Так что страхи пра­во­слав­ных хри­стиан перед якобы гря­ду­щим новым миро­вым поряд­ком совер­шенно без­осно­ва­тельны. И редак­ции “Рус­ского Вест­ника” (как впро­чем, и других изда­ний), регу­лярно на стра­ни­цах своей газеты раз­ма­хи­ва­ю­щей пуга­лом ско­рого наступ­ле­ния нового миро­вого порядка и при­во­дя­щей тем самым в страх и трепет пра­во­слав­ных хри­стиан, сле­до­вало бы при­слу­шаться к своим соб­ствен­ным ана­ли­ти­че­ским выво­дам: схватка Китая со стра­нами так назы­ва­е­мого миро­вого порядка неиз­бежна. Исход же этой буду­щей схватки неясен (2000, № 51–52). Кроме Китая, кото­рый, по мнению С. Ю. Гла­зьева, вообще выдви­гает пре­тен­зии на гло­баль­ное лидер­ство в мире и в “новом миро­вом порядке”, есть и другие центры вли­я­ния на миро­вую поли­тику. И как важно пра­во­слав­ной России нака­нуне воз­мож­ных “схва­ток” между этими цен­трами вли­я­ния быть силь­ной.

Но будет ли силь­ной пра­во­слав­ная Россия, когда закон­ное жела­ние госу­дар­ствен­ных вла­стей собрать налоги, натолк­нув­ше­еся на понят­ное неже­ла­ние новой рус­ской (?) оли­гар­хии эти налоги пла­тить, пра­во­слав­ные пат­ри­о­ти­че­ские газеты раз­ду­вают в пожар все­лен­ского мас­штаба? Будет ли силь­ной Россия, когда редак­ции пат­ри­о­ти­че­ских газет при­зы­вают пра­во­слав­ных к акциям про­те­ста, про­ти­во­сто­я­нию госу­дар­ству и даже бег­ству в леса, подобно рас­коль­ни­кам-ста­ро­об­ряд­цам в XVII веке?

Редак­ция “Серб­ского Креста” (гл. редак­тор К. Гор­деев) вну­шает своим чита­те­лям, что если акции про­те­ста не помо­гут, (а они не помо­гут, поскольку вла­стям пре­дер­жа­щим нужно упо­ря­до­чить сбор нало­го­вых поступ­ле­ний), то “иной путь — исход из мест, попав­ших под руку князя мира сего и погру­зив­шихся во тьму”. А чтобы кто из пра­во­слав­ных хри­стиан не усо­мнился в необ­хо­ди­мо­сти про­те­стов и побега из Москвы, Ана­ли­ти­че­ский центр “Святая Русь” (он же “Серб­ский Крест”) вну­шает, что при­ня­тие ИНН явля­ется “сакра­мен­таль­ным дей­ствием, соот­вет­ству­ю­щим ини­ци­а­ции или посвя­ще­нию, по смыслу прямо про­ти­во­по­лож­ному хри­сти­ан­скому Кре­ще­нию“25. Эта без­гра­мот­ная псев­до­бо­го­слов­ская чушь должна вну­шить гор­де­ев­ским чита­те­лям мысль, что при­сво­е­ние ИНН — это некое мисти­че­ское таин­ство “кре­ще­ния” во имя анти­хри­ста. Пра­во­слав­ная Цер­ковь такую оккульт­ную мистику не при­знает и при­знать не может. Сразу воз­ни­кает вопрос: кто в этом случае высту­пает в роли анти­хри­сто­вых лже­свя­щен­ни­ков-ини­ци­а­то­ров? И по какому чину такого “ини­ци­и­ро­ван­ного” чело­века поре­ко­мен­дует нам “бого­слов” К. Гор­деев при­ни­мать обратно в Цер­ковь? И не соби­ра­ется ли сам редак­тор “Серб­ского Креста” Гор­деев про­дать свою мос­ков­скую квар­тиру и бежать из Москвы в леса? Вряд ли. Чело­век он неглу­пый. Также как и редак­тор газеты “Завтра” — “вечный оппо­зи­ци­о­нер” Про­ха­нов, меч­та­ю­щий видеть и в Церкви непри­ми­ри­мую оппо­зи­цию и ради этого регу­лярно соби­ра­ю­щий на стра­ни­цах газеты “круг­лые столы” против ИНН.

И здесь мы подо­шли, может быть, к глав­ному вопросу: а кто за всем этим стоит? Кто явля­ется вдох­но­ви­те­лем и дири­же­ром всей этой анти­ИН­Нов­ской исте­рии, целью кото­рой, без вся­кого сомне­ния, явля­ется попытка спро­во­ци­ро­вать неста­биль­ность и раскол в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви? Исто­рия ста­ро­об­ряд­че­ского рас­кола убеж­дает нас, что рас­колы в Церкви сами по себе не слу­ча­ются, а про­ис­хо­дят по зара­нее спла­ни­ро­ван­ному сце­на­рию, чаще всего извне. За ста­ро­об­ряд­че­ским рас­ко­лом стоял Вати­кан и его плат­ный агент — лишен­ный епи­скоп­ского сана и отлу­чен­ный от Церкви тайный като­лик Паисий Лига­рид.

Рус­ская Цер­ковь явля­ется кон­со­ли­ди­ру­ю­щей силой рус­ского народа и духов­ной опорой рос­сий­ской госу­дар­ствен­но­сти. Выбить эту опору госу­дар­ства Рос­сий­ского всегда было желан­ной мечтой врагов России. Опыт­ные ана­ли­тики из ЦРУ и из других спец­служб, вни­ма­тельно сле­дя­щие за внут­рен­ней жизнью нашей Церкви, осо­бенно при­стально изу­чают исто­рию цер­ков­ных рас­ко­лов и сочи­не­ния на эсха­то­ло­ги­че­скую тему, где изла­га­ются основ­ные при­знаки при­ше­ствия анти­хри­ста. Пред­став­ля­ется весьма веро­ят­ным, что эти ана­ли­тики решили искус­ственно спро­грам­ми­ро­вать эти при­знаки, дабы посе­ять преж­де­вре­мен­ный психоз и панику среди веру­ю­щих в России. И это им бле­стяще уда­лось! Борцы с “ИННи­за­цией” — гг. Гор­деев, “Юрий Юрьев” и другие акти­ви­сты “Дви­же­ния за право жить без ИНН” даже не подо­зре­вают, что они явля­ются жал­кими мари­о­нет­ками в руках ана­ли­ти­ков и полит­тех­но­ло­гов из ЦРУ, то есть неволь­ными аген­тами тех самых гло­ба­ли­стов, с кото­рыми они как будто сра­жа­ются.

При­ве­дем нази­да­тель­ные слова совре­мен­ного старца архи­манд­рита Иоанна (Кре­стьян­кина) по поводу при­сво­е­ния иден­ти­фи­ка­ци­он­ных номе­ров нало­го­пла­тель­щика (ИНН). “В отно­ше­нии новых доку­мен­тов, про­хо­дя­щих через ком­пью­тер, все уже сказал Свя­тей­ший и наш Синод. Сейчас эти доку­менты в том виде и с такой пода­чей опас­но­сти для нас не пред­став­ляют… Писать про­ше­ние о при­сво­е­нии нам номе­ров мы не будем, а если их про­ве­дут без нашего про­из­во­ле­ния, сопро­тив­ляться не будем. Ведь полу­чали мы в свое время пас­порта и были все в системе учета госу­дар­ствен­ного, так и ныне. Ничего не изме­ни­лось. Кеса­рево кесарю, а Божие Богу”.

Вспом­ним и предо­сте­ре­же­ние апо­стола: “…да не обо­льстит вас никто ника­ким обра­зом” (2Фес.2:3).

Нередко обо­льще­ние, о кото­ром пре­ду­пре­ждает нас апо­стол, может исхо­дить от людей самых бла­го­на­ме­рен­ных. Один пред­сто­я­тель Пон­тий­ской церкви, по слову св. Иппо­лита Рим­ского, “муж бого­бо­яз­нен­ный и сми­рен­ный, но не зани­мав­шийся усердно Писа­нием, а дове­ряв­ший более своим виде­ниям”, сказал, что через год будет Страш­ный Суд. Этими сло­вами он привел пра­во­слав­ных хри­стиан “в такой страх и трепет, что они оста­вили свои хозяй­ства и поля, а многие из них истре­били и свое иму­ще­ство”. И, без­рас­судно поте­ряв иму­ще­ство, они “позд­нее, — гово­рит св. Иппо­лит, — ока­за­лись на поло­же­нии нищих“26.

Мы должны быть крайне осто­рож­ными к словам о якобы насту­пив­шем вре­мени анти­хри­ста. Слова эти осно­ваны не на Свя­щен­ном Писа­нии и тво­ре­ниях Отцов Церкви, а на туман­ных пред­по­ло­же­ниях иных рев­ни­те­лей не по разуму и еди­но­мыш­лен­ных с ними без­от­вет­ствен­ных пуб­ли­ци­стов.


При­ме­ча­ния:

1 Преп. Иоанн Дамас­кин. Точное изло­же­ние пра­во­слав­ной веры. СПб., 1894. с. 266.

2 Св. Ириней Лион­ский. Тво­ре­ния. М., 1996. С. 511.

3 Свя­ти­тель Иппо­лит Рим­ский. Тво­ре­ния. Свято-Тро­иц­кая Сер­ги­ева Лавра. 1997. Вып. 2. С. 16.

4 Св. Ириней Лион­ский. Указ. соч. С. 500.

5 Св. Иоанн Зла­то­уст. Тво­ре­ния. Т. 11. СПб., 1905. С. 599.

6 Там же. С. 597–598.

7 Там же.

8 Там же.

9 Св. Иппо­лит Рим­ский. Тво­ре­ния. Вып. 1. С. 160.

10 Св. Иоанн Зла­то­уст. Тво­ре­ния. СПб., 1902. Т. 8. С. 273.

11 Св. Кирилл Иеру­са­лим­ский. Тво­ре­ния. М., 1855. С. 259.

12 Св. Иоанн Зла­то­уст. Тво­ре­ния. СПб., 1901. Т. 7. С.585.

13 Св. Иппо­лит Рим­ский. Тво­ре­ния. Вып. 1. С. 161.

14 Св. Ефрем Сирин. Тво­ре­ния. Сер­гиев Посад, 1908. Ч. 2. С. 255.

15 Св.Ипполит Рим­ский. Тво­ре­ния. Вып. 2. С. 71, 73.

16 Св. Ефрем Сирин. Тво­ре­ния. Ч. 2. С. 255–256.

17 Св. Иппо­лит Рим­ский. Тво­ре­ния. Вып. 2. С. 42.

18 Там же. С. 13–14.

19 Там же. С. 35–36.

20 Собра­ние сочи­не­ний Николь­ского еди­но­вер­че­ского мона­стыря насто­я­теля архи­манд­рита Павла. М., 1883. Ч. 1. С. 63.

21 Элек­трон­ное жало анти­хри­ста. М., 2000. С. 58.

22 Рус­ский Вест­ник. 2000. номер 15–16.

23 Ран­не­хри­сти­ан­ские Отцы Церкви. Брюс­сель, 1978. С. 129.

24 Св. Кирилл Иеру­са­лим­ский. Тво­ре­ния. М., 1855. С. 261, 258.

25 Серб­ский Крест. 2001. номер 2.

26 Св. Иппо­лит Рим­ский. Тво­ре­ния. Вып. 1. С. 128–129.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки