<span class="bg_bpub_book_author">Сергей Говорун</span><br>Эсхатологии Заветов

Сергей Говорун
Эсхатологии Заветов

(3 голоса5.0 из 5)

В насто­я­щем докладе я хотел бы поста­вить сле­ду­ю­щие вопросы и попы­таться дать на них ответ:

1. Что есть вет­хо­за­вет­ная эсхатология?

2. Что есть ново­за­вет­ная эсхатология?

3. Что между ними общего и отличного?

Ответы на постав­лен­ные вопросы зави­сят от того, где мы пола­гаем тот конец, то послед­нее — τὸ ἔσχατον, — что состав­ляет глав­ную тему эсха­то­ло­гии. Если это про­сто гря­ду­щие собы­тия, неза­ви­симо от того, каковы они и что с собой несут, если это без­ли­кое буду­щее, тогда с совер­шен­ной опре­де­лен­но­стью можно гово­рить, что эсха­то­ло­ги­че­ская пер­спек­тива суще­ствует в любой момент исто­рии и в любой ее период, она одно­родна и тож­де­ственна во вся­кий момент вре­мени. В таком слу­чае вет­хо­за­вет­ный и ново­за­вет­ный пери­оды не отли­ча­ются друг от друга, потому что и в пер­вом и во вто­ром суще­ствует эмпи­ри­че­ское время и эмпи­ри­че­ское буду­щее. Однако вряд ли это то, что мы можем под­ра­зу­ме­вать под эсха­то­ло­гией. В этом слу­чае мы должны гово­рить не об эсха­то­ло­гии, но ско­рее о футу­ро­ло­гии Вет­хого и Нового Заве­тов. Что же отли­чает футу­ро­ло­гию от эсха­то­ло­гии? — Хри­сти­ан­ское откро­ве­ние свя­зы­вает конец и испол­не­ние вре­мен не про­сто с наступ­ле­нием неко­его неопре­де­лен­ного буду­щего, но с при­ше­ствием в мир Спа­си­теля. Именно Бого­во­пло­ще­ние явля­ется тем собы­тием, кото­рое ока­зы­ва­ется в цен­тре хри­сти­ан­ской эсхатологии.

Ветхозаветная эсхатология

Если при­нять этот тезис за основу, тогда об эсха­то­ло­гии Вет­хого Завета можно гово­рить в том смысле, что она пред­зна­ме­нует и пред­воз­ве­щает при­ше­ствие Мес­сии, спа­са­ю­щего пад­ший чело­ве­че­ский род. По спра­вед­ли­вому заме­ча­нию Дональда Гоуана: “То, что сей­час обычно назы­ва­ется эсха­то­ло­гией, на про­тя­же­нии почти всей хри­сти­ан­ской исто­рии назы­ва­лось мес­си­ан­ством” (Eschatology in the Old Testament, T&T Clark, Edinburgh 2000, P. 32). Новый Завет в этом смысле есть испол­не­ние вет­хо­за­вет­ных чая­ний. Хри­стос, явля­ю­щийся цен­траль­ной фигу­рой Нового Завета, есть то буду­щее, в кото­рое устрем­лена вет­хо­за­вет­ная эсха­то­ло­гия. Он явля­ется ее испол­не­нием. Еван­ге­лия же суть эсха­то­ло­ги­че­ские книги Свя­щен­ного Писания.

Рас­суж­дая о вет­хо­за­вет­ной эсха­то­ло­гии таким обра­зом, мы сле­дуем опре­де­лен­ной мето­до­ло­гии. Мы как бы забе­гаем напе­ред и смот­рим на собы­тия Вет­хого Завета и чая­ния древ­него Изра­иля с точки зре­ния того момента, когда в мир при­шел Спа­си­тель. Это поз­во­ляет нам свя­зать про­ро­че­ства и пред­зна­ме­но­ва­ния, состав­ля­ю­щие вет­хо­за­вет­ную мес­си­ан­скую эсха­то­ло­гию, с собы­тием Бого­во­пло­ще­ния и выстро­ить их в опре­де­лен­ном порядке. С этой точки зре­ния выри­со­вы­ва­ется такая эсха­то­ло­ги­че­ская кар­тина, кото­рая вос­про­из­во­дит харак­тер­ные черты Мес­сии-Хри­ста и в кото­рой Мес­сия-Хри­стос зани­мает цен­траль­ное место. Поз­волю себе занять несколько вре­мени и пере­чис­лить эти черты, осно­вы­ва­ясь на книге епи­скопа Алек­сандра (Миле­анта) “Вет­хий Завет о Мессии”.

Мес­сия дол­жен иметь две при­роды: чело­ве­че­скую (Быт.3:15; Ис.7:14; Быт.22:18; Пс.39:7; Дан7:13) и Боже­ствен­ную (Пс.2; Пс.44; Пс.109; Ис.9:6; Иер.23:5; Вар.3:36-38; Мих.5:2; Мал.3:1); быть вели­чай­шим про­ро­ком (Втор.18:18); царем (Быт.49:10; 2 Цар.7:13; Пс. 2; Пс.131:11; Иез.37:24; Дан.7:13) и пер­во­свя­щен­ни­ком (Пс.109; Зах.6:12), пома­зан­ным Богом (Отцом) на эти слу­же­ния (Пс. 2; Пс.44; Ис. 42; Ис.61:1-4; Дан.9:24-27), доб­рым Пас­ты­рем (Иез.34:23-24; 37:24; Мих.5:3). Он дол­жен про­изойти от Авра­ама (Быт.22:18), из колeна Иуды (Быт.49:9), из рода царя Давида (2 Цар.7:13), родится от Девы (Ис.7:14) в городе Виф­ле­еме (Мих.5:2), рас­про­стра­нять духов­ный свет (Ис.9:1-2), исце­лять боль­ных (Ис.35:5-6), постра­дать, быть прон­зен­ным, уме­реть, быть погре­бен­ным в новом гробе, потом вос­крес­нуть (Быт.49:9-11; Пс.39:7-10; Ис.50:5-7 и 53‑я глава; Зах.12:10; Пс.15:9-11) и выве­сти души из ада (Зах.9:11). Время Его при­ше­ствия должно сов­пасть с утра­той коле­ном Иуди­ным своей поли­ти­че­ской само­сто­я­тель­но­сти (Быт.49:10), что должно про­изойти не позже семи­де­сяти седь­мин (490 лет), после указа о вос­ста­нов­ле­нии города Иеру­са­лима (Дан.9:24-27) и не позже раз­ру­ше­ния вто­рого Иеру­са­лим­ского Храма (Агг.2:6; Мал.3:1). Согласно ново­за­вет­ной и хри­сти­ан­ской экзе­ге­ти­че­ской тра­ди­ции, с вет­хо­за­вет­ными про­ро­че­ствами были свя­заны также мно­гие собы­тия, про­изо­шед­шие в зем­ной жизни Хри­ста, среди кото­рых: изби­е­ние мла­ден­цев в окрест­но­стях Виф­ле­ема (Иер.31:15); про­по­ведь Хри­ста в Гали­лее (Ис.9:1); вход в Иеру­са­лим на ослице (Зах.9:9; Быт.49:11); пре­да­тель­ство Хри­ста Иудой (Пс.40:10; Пс.54:14; Пс.108:5) за трид­цать сереб­ря­ни­ков и покупка на эти деньги села гор­шеч­ника (Зах.11:12); пору­га­ния и опле­ва­ния (Ис.50:4-11), подроб­но­сти рас­пя­тия (21‑й пса­лом); при­чис­ле­ние Мес­сии к без­за­кон­ни­кам и погре­бе­ние у бога­того (Ис. 53); наступ­ле­ние тьмы во время рас­пя­тия Хри­ста (Ам.8:9; Зах.14:5-9) и рас­ка­я­ние народа (Зах.12:10-13). Важ­ным делом Мес­сии должно стать пора­же­ние дья­вола и его силы (Быт.3:15; Чис.24:17), искуп­ле­ние людей от гре­хов и исце­ле­ние их физи­че­ских и душев­ных неду­гов (Пс. 39; Ис.35:5-7; 42:1-12; 50:4 и 53 глава и 61:1–4; Зах.3:8-9) и при­ми­ре­ние с Богом (Быт.49:10; Иер.23:5 и 31:34; Иез.36:24-27; Дан.9:24-27; Зах.13:1). Он дол­жен освя­тить веру­ю­щих (Зах.6:12), уста­но­вить Новый Завет в замен вет­хого (Ис.42:2; 55:3 и 59:20–21; Дан.9:24-27), и этот завет будет веч­ным (Иер.31:31; Ис.55:3). Вет­хо­за­вет­ные эсха­то­ло­ги­че­ские сви­де­тель­ства пред­ска­зы­вают о при­зва­нии языч­ни­ков в Цар­ство Мес­сии (Пс.71:10; Ис.11:1-11; 43:16-28; 49:6 и 65:1–3), о рас­про­стра­не­нии веры, начи­ная с Иеру­са­лима (Ис.2:2), о том, что Его духов­ные блага должны рас­про­стра­ниться на все чело­ве­че­ство (Быт.22:18; Пс.131:11; Ис.11:1; 42:1-12 и 54:1–5; Иез.34:23 и 37:24; Ам.9:11-12; Агг.2:6; Соф.3:9; Зах.9:9-11), а также о духов­ной радо­сти веру­ю­щих (Ис.12:3).

Такова вет­хо­за­вет­ная эсха­то­ло­ги­че­ская кар­тина, в цен­тре кото­рой нахо­дится Хри­стос и кото­рая выри­со­вы­ва­ется из дан­но­сти совер­шив­ше­гося Бого­во­пло­ще­ния. Вме­сте с тем на вет­хо­за­вет­ную эсха­то­ло­гию может быть и дру­гой взгляд. Это взгляд с точки зре­ния самого древ­него Изра­иля, кото­рый осу­ществ­лял свой исто­ри­че­ский путь в кон­крет­ных обсто­я­тель­ствах и пере­жи­вал те или иные кон­крет­ные исто­ри­че­ские собы­тия. В связи с этими собы­ти­ями, среди кото­рых можно ука­зать, напри­мер, Вави­лон­ское пле­не­ние, раз­ру­ше­ние Храма и т.д., фор­ми­ро­ва­лись его эсха­то­ло­ги­че­ские чая­ния, скла­ды­ва­лась, так ска­зать, внутри-завет­ная эсха­то­ло­гия. Мно­гие эсха­то­ло­ги­че­ские темы Вет­хого Завета, став­шие тако­выми в хри­сти­ан­ской интер­пре­та­ции, изна­чально вообще не имели какой-либо эсха­то­ло­ги­че­ской окраски и были сфо­ку­си­ро­ваны на насто­я­щем. Взять к при­меру столь рас­про­стра­нен­ный в Вет­хом Завете эсха­то­ло­ги­че­ский образ царя-пома­зан­ника. Нам всем известны сле­ду­ю­щие зна­ме­ни­тые слова псал­мо­певца Давида: “Ска­жет им во гневе Своем и яро­стью Своею при­ве­дет их в смя­те­ние “Я пома­зал Царя Моего над Сио­ном, свя­тою горою Моею; воз­вещу опре­де­ле­ние: Гос­подь ска­зал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в насле­дие Тебе и пре­делы земли во вла­де­ние Тебе; Ты пора­зишь их жез­лом желез­ным; сокру­шишь их, как сосуд гор­шеч­ника” (Пс.2:5-9). Эти слова несо­мненно отно­сятся ко Хри­сту и нам хорошо известно, какую роль они сыг­рали в бого­слов­ских спо­рах о еди­но­су­щии Сына. Между тем, эти слова имеют и свое пря­мое зна­че­ние — в них речь об осо­бой бого­из­бран­но­сти Давида и его потом­ства. Более того, именно в послед­нем смысле эти слова изна­чально и вос­при­ни­ма­лись в Изра­иле. Лишь у более позд­них про­ро­ков мы нахо­дим мес­си­ан­ские сви­де­тель­ства, кото­рые при­ме­нимы исклю­чи­тельно к гря­ду­щему Мес­сии, а не кому-либо из фигур древ­него Изра­иля. Напри­мер, у Исаии мы нахо­дим: “Мла­де­нец родился нам — Сын дан нам; вла­ды­че­ство на раме­нах Его, и наре­кут имя Ему: Чуд­ный, Совет­ник, Бог креп­кий, Отец веч­но­сти, Князь мира” (Ис.9:6).

Как уже было отме­чено, на тему вет­хо­за­вет­ной эсха­то­ло­гии — именно в таком внутри-завет­ном смысле — напи­сано немного. Тем не менее, систе­ма­ти­за­ция эсха­то­ло­ги­че­ских тем про­ве­дена, и я поз­волю себе ее при­ве­сти, осно­вы­ва­ясь на моно­гра­фии уже упо­ми­нав­ше­гося мною Дональда Гоуана “Эсха­то­ло­гия в Вет­хом Завете” (Eschatology in the Old Testament, T&T Clark, Edinburgh 2000). Итак, цен­траль­ное место в вет­хо­за­вет­ной эсха­то­ло­гии, если она рас­смат­ри­ва­ется без­от­но­си­тельно к ново­за­вет­ным собы­тиям, а как “вещь в себе”, зани­мает Сион или Иеру­са­лим. Вос­ста­нов­лен­ный Сион явля­ется важ­ней­шей темой для про­ро­ков Иудеи в вось­мом веке. О нем гово­рят про­роки Михей (4), Исаия (1–39). Среди про­ро­ков конца седь­мого — начала шестого века дан­ную тему мы нахо­дим у Софо­нии (3:14–20), Иере­мии, Иезе­ки­иля. В период пле­не­ния и после него — у вто­рого и тре­тьего Исаии, и у Заха­рии (см. осо­бенно главы 7 и 8).

Тема Сиона явля­ется свя­зу­ю­щей для всех про­чих эсха­то­ло­ги­че­ских тем Вет­хого Завета, среди кото­рых иссле­до­ва­тели выде­ляют следующие:

Темы, отно­ся­щи­еся к пре­об­ра­же­нию чело­ве­че­ского общества:

• Воз­вра­ще­ние в землю обе­то­ван­ную (см. напри­мер: “Будет в тот день: вос­тру­бит вели­кая труба, и при­дут зате­ряв­ши­еся в Асси­рий­ской земле и изгнан­ные в землю Еги­пет­скую и покло­нятся Гос­поду на горе свя­той в Иеру­са­лиме” Ис.27:13. Также: 35:10; 51:11; 60:4; 66:20; Иер.3:14; 32:37; Иез.20:33-44; 37:26; Иоил.3:20; Мих.4:6-7. 10; Соф.3:20; Зах.2:7; 8:7-8).

• Тема пра­вед­ного царя-мес­сии, о кото­ром уже доста­точно было ска­зано (Ис.11:9; 44:28; Иер.33:16; Зах.4:5-10; 6:12-13; 9:9-10).

• Победа Изра­иля над дру­гими наро­дами (см. напри­мер: “Встань и молоти, дщерь Сиона, ибо Я сде­лаю рог твой желез­ным и копыта твои сде­лаю мед­ными, и сокру­шишь мно­гие народы, и посвя­тишь Гос­поду стя­жа­ния их и богат­ства их Вла­дыке всей земли” Мих.4:13. Также: Ис.34:8; Иоил.3:1-21; Авд.16; Зах.1:14-15; 12:2-9; 14:1-3; 12-19).

• Уста­нов­ле­ние мира между наро­дами (см.: “И будет в послед­ние дни, гора дома Гос­подня будет постав­лена во главу гор и воз­вы­сится над хол­мами, и поте­кут к ней все народы. И пой­дут мно­гие народы и ска­жут: при­дите, и взой­дем на гору Гос­подню, в дом Бога Иако­влева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по сте­зям Его; ибо от Сиона вый­дет закон, и слово Гос­подне — из Иеру­са­лима” Ис.2:2-4 = Мих.4:1-4).

Обра­ще­ние наро­дов (см. напри­мер: “И вот, приду собрать все народы и языки, и они при­дут и уви­дят славу Мою. И положу на них зна­ме­ние, и пошлю из спа­сен­ных от них к наро­дам: в Фар­сис, к Пулу и Луду, к натя­ги­ва­ю­щим лук, к Тубалу и Явану, на даль­ние ост­рова, кото­рые не слы­шали обо Мне и не видели славы Моей: и они воз­ве­стят наро­дам славу Мою и пред­ста­вят всех бра­тьев ваших от всех наро­дов в дар Гос­поду на конях и колес­ни­цах, и на носил­ках, и на мулах, и на быст­рых вер­блю­дах, на свя­тую гору Мою, в Иеру­са­лим, гово­рит Гос­подь, — подобно тому, как сыны Изра­и­левы при­но­сят дар в дом Гос­пода в чистом сосуде. Из них буду брать также в свя­щен­ники и левиты, гово­рит Гос­подь. Ибо, как новое небо и новая земля, кото­рые Я сотворю, все­гда будут пред лицем Моим, гово­рит Гос­подь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из суб­боты в суб­боту будет при­хо­дить вся­кая плоть пред лице Мое на покло­не­ние, гово­рит Гос­подь” Ис.66:18-23. Также: Иер.3:17; Зах.2:11; 8:20-23).

Эсха­то­ло­ги­че­ские темы, отно­ся­щи­еся к пре­об­ра­же­нию каж­дого человека:

• Про­ще­ние гре­хов (см. напри­мер: “Народу, живу­щему там, будут отпу­щены согре­ше­ния” Ис.33:24. Также: 40:2; Иез.20:40-44; 43:7-9; Зах.13:1).

• Спо­собы и сред­ства, кото­рыми Гос­подь обно­вит чело­ве­че­ский род (см. напри­мер: “И дам им одно сердце и один путь, чтобы боя­лись Меня во все дни [жизни], ко благу сво­ему и благу детей своих после них. И заключу с ними веч­ный завет, по кото­рому Я не отвра­щусь от них, чтобы бла­го­тво­рить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отсту­пали от Меня” Иер.32:39-40. Также: Ис.30:20-21; 59:21).

• Обнов­ле­ние чело­ве­че­ского рода (см. напри­мер: “Тогда откро­ются глаза сле­пых, и уши глу­хих отвер­зутся. Тогда хро­мой вско­чит, как олень, и язык немого будет петь; ибо про­бьются воды в пустыне, и в степи — потоки” Ис.35:5-6. Также: Ис.33:24; 65:20; Иер.33:6; 50:5; Иез.16:60; Иоил.3:17).

Темы, отно­ся­щи­еся к пре­об­ра­же­нию природы:

• Изобиль­ное пло­до­ро­дие (см. напри­мер: “В тот день отрасль Гос­пода явится в кра­соте и чести, и плод земли — в вели­чии и славе” Ис.4:2. Также: Иоил.2:23; 3:17-18).

• Обнов­лен­ный мир без наси­лия в нем (см. напри­мер: “Тогда волк будет жить вме­сте с ягнен­ком, и барс будет лежать вме­сте с коз­лен­ком; и теле­нок, и моло­дой лев, и вол будут вме­сте, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с мед­ве­ди­цею, и дете­ныши их будут лежать вме­сте, и лев, как вол, будет есть солому. И мла­де­нец будет играть над норою аспида, и дитя про­тя­нет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей свя­той горе Моей, ибо земля будет напол­нена веде­нием Гос­пода, как воды напол­няют море” Ис.11:6-9. Также: 65:25).

• Новая земля (см. напри­мер: “Воз­ве­се­лится пустыня и сухая земля, и воз­ра­ду­ется страна необи­та­е­мая и рас­цве­тет как нар­цисс; вели­ко­лепно будет цве­сти и радо­ваться, будет тор­же­ство­вать и лико­вать…” Ис.35:1-10. Также Ис.65:17-18; Иез.47:1-12; Зах.14:4-8. 10).

Боль­шин­ство при­ве­ден­ных нами тем и про­ро­честв изна­чально имели зна­чи­мость только в кон­тек­сте совре­мен­ных им собы­тий. В них не про­смат­ри­ва­лась эсха­то­ло­ги­че­ская мес­си­ан­ская пер­спек­тива. Тем не менее, легко уви­деть, что они вполне при­ме­нимы и к собы­тию Бого­во­пло­ще­ния, а также свя­зан­ному с ним пре­об­ра­же­нию чело­века и всего мироздания.

Из этого мы должны сде­лать один важ­ный вывод, а именно, что вет­хо­за­вет­ная эсха­то­ло­гия одно­вре­мен­ную свя­зана с насто­я­щим и устрем­лена в буду­щее. Эту черту мы обна­ру­жи­ваем и в ново­за­вет­ной эсха­то­ло­гии. Однако прежде чем об этом гово­рить, отве­тим на постав­лен­ный в самом начале вопрос: что такое ново­за­вет­ная эсхатология?

Новозаветная эсхатология

Исходя из того, что цен­тром эсха­то­ло­гии явля­ется фигура Мес­сии, мы при­шли к выводу, что вет­хо­за­вет­ная эсха­то­ло­гия суще­ствует, поскольку пред­воз­ве­щает Его при­ше­ствие. Более того, именно она больше всего оправ­ды­вает свое назва­ние и явля­ется эсха­то­ло­гией по пре­иму­ще­ству, поскольку при­ше­ствие Мес­сии для нее еще не совер­шив­ше­еся, но чае­мое собы­тие. Эта эсха­то­ло­гия еще смот­рит в буду­щее — когда дол­жен прийти Христос.

В связи со ска­зан­ным встает зако­но­мер­ный вопрос: насколько тогда воз­можна ново­за­вет­ная эсха­то­ло­гия, раз то, что было свя­зано с эсха­то­ло­ги­че­скими чая­ни­ями, уже про­изо­шло? Ответ на дан­ный вопрос, как мне пред­став­ля­ется, не может быть одно­знач­ным. С одной сто­роны, раз эсха­то­ло­ги­че­ские чая­ния чело­ве­че­ства, жаж­дав­шего спа­се­ния от греха, с при­ше­ствием Мес­сии испол­ни­лись, более нет необ­хо­ди­мо­сти гово­рить об эсха­то­ло­гии. Можно даже ска­зать, что в эпоху Нового Завета гово­рить об эсха­то­ло­гии некор­ректно. Иначе, при­знав суще­ство­ва­ние ново­за­вет­ной эсха­то­ло­гии, мы должны усо­мниться в том, что Мес­сия при­шел и спас нас от греха.

Однако с дру­гой сто­роны, в кни­гах Нового Завета, и более всего в Апо­ка­лип­сисе, содер­жится мно­же­ство сви­де­тельств о еще не совер­шив­шихся собы­тиях, кото­рые нас, хри­стиан, ожи­дают, и кото­рые имеют для нас боль­шое соте­рио­ло­ги­че­ское зна­че­ние. Поэтому, на мой взгляд, идея, будто эсха­то­ло­гия исчер­пала себя с вопло­ще­нием Хри­ста — анти­ис­то­рична. Она про­ти­во­ре­чит хри­сти­ан­скому реа­лизму. Без­условно, во Хри­сте испол­ни­лись все про­ро­че­ства и совер­ши­лись все вре­мена и сроки. Тем не менее, с Бого­во­пло­ще­нием и Вос­кре­се­нием Хри­ста исто­рия про­дол­жи­лась, ничуть не всту­пая в кон­фликт с тем фак­том, что Хри­стос внес в нее новое изме­ре­ние. И в этой исто­рии должны были про­изойти по край­ней мере еще два важ­ней­ших собы­тия: соше­ствие на апо­сто­лов Свя­того Духа и вто­рое при­ше­ствие Хри­ста. В Новом Завете, таким обра­зом, мы можем обна­ру­жить по край­ней мере два цен­траль­ных эсха­то­ло­ги­че­ских события:

При­ня­тие апо­сто­лами Свя­того Духа. Это собы­тие имеет все аспекты эсха­то­ло­ги­че­ских собы­тий, ожи­дав­шихся в Вет­хом Завете:

• обе­то­ва­ние (Свя­того Духа);

• ожи­да­ние испол­не­ния этого обетования;

• при­ше­ствие (Свя­того Духа), при­чем испол­не­ние этого обе­то­ва­ния, как и заклю­че­ние двух преды­ду­щих Зав­тов, сопро­вож­да­лось ката­клиз­мом — землетрясением.

Собы­тия, свя­зан­ные со Вто­рым При­ше­ствием Хри­ста, вклю­чая пред­ше­ству­ю­щее цар­ство анти­хри­ста, при­ше­ствие Хри­ста во славе, все­об­щее вос­кре­се­ние из мерт­вых и изме­не­ние всего сотво­рен­ного мира. Эти собы­тия также имеют выше­пе­ре­чис­лен­ные аспекты:

• обе­то­ва­ние;

• ожи­да­ние испол­не­ния обетований;

• при­ше­ствие Хри­ста и вос­кре­се­ние мерт­вых, сопро­вож­да­е­мое все­об­щим катаклизмом.

Без­условно, и в этих собы­тиях цен­траль­ное место зани­мает Хри­стос. В обоих собы­тиях про­яв­ля­ется новое изме­ре­ние Его при­сут­ствия. В еди­но­сущ­ном Ему Духе Свя­том обна­ру­жи­ва­ется Его Боже­ство, а Вто­рое При­ше­ствие будет не таким как пер­вое — оно будет во славе, будет новой сте­пе­нью Его присутствия.

Таким обра­зом, мы стал­ки­ва­емся с пара­док­сом: с одной сто­роны мы гово­рим о ново­за­вет­ной эсха­то­ло­гии, а с дру­гой — ее отри­цаем, так как глав­ное ее собы­тие уже совер­ши­лось. Чтобы решить эту апо­рию, нужно гово­рить не об одной эсха­то­ло­гии, но о несколь­ких, кото­рые каче­ственно отли­ча­ются друг от друга. Эсха­то­ло­гией в соб­ствен­ном и наи­бо­лее адек­ват­ном смысле явля­ется эсха­то­ло­гия вет­хо­за­вет­ная, свя­зан­ная с чая­нием при­ше­ствия Мес­сии и спа­се­ния чело­ве­че­ства. На ее фоне ново­за­вет­ная эсха­то­ло­гия носит совер­шенно иной харак­тер. Она в зна­чи­тель­ной мере обра­щена на себя — ее цель в про­шлом — в собы­тии вопло­ще­ния Бога Слова. При этом она обра­щена также и в буду­щее, когда должны рас­крыться все плоды Бого­во­пло­ще­ния, в том числе все­об­щее вос­кре­се­ние умер­ших и пре­об­ра­же­ние всего творения.

Реше­нию нашей апо­рии может слу­жить и сле­ду­ю­щий важ­ный момент, отме­чен­ный нами ранее: в каж­дой эсха­то­ло­гии есть аспект уже име­ю­ще­гося и того, что гря­дет. Вся эсха­то­ло­гия Нового Завета, как и эсха­то­ло­гия Вет­хого Завета, про­ник­нута этой двойственностью.

В каче­стве при­мера при­ве­дем уче­ние об анти­хри­сте. В цер­ков­ной тра­ди­ции анти­христ вос­при­ни­ма­ется дво­яко. Это, во-пер­вых, все те, кто сей­час в своей жизни дей­ствует про­тив Хри­ста. Во-вто­рых, это тот слуга сатаны, кото­рый перед самым Вто­рым При­ше­ствием Хри­ста на крат­кий срок уста­но­вит свое цар­ство. Двой­ствен­ность уче­ния об анти­хри­сте мы встре­чаем у Иоанна: “Дети! послед­нее время. И как вы слы­шали, что при­дет анти­христ, и теперь появи­лось много анти­хри­стов, то мы и познаем из того, что послед­нее время” (1 Ин.2:18). Сле­дуя Иоанну Бого­слову, цер­ков­ная тра­ди­ция рас­смат­ри­вает анти­хри­ста как любое суще­ство, про­ти­вя­ще­еся Хри­сту. Так, для Ори­гена анти­христ есть вся­кий про­ти­вя­щийся Слову Божию (Commentarii in epistulam ad Romanos 53). Также для Отцов Церкви анти­христ — это тот, кто непра­вильно учит о Хри­сте, имея лож­ное пред­став­ле­ние прежде всего о Бого­во­пло­ще­нии. Так, в рас­ши­рен­ном кор­пусе посла­ний Игна­тия Бого­носца мы читаем: “Отвер­га­ю­щий вопло­ще­ние и гну­ша­ю­щийся кре­ста <…> — сей есть анти­христ” (Epistulae interpolatae et epistulae suppositiciae 9.5.2, также 10.2.3). В этом смысле Ири­ней Лион­ский назы­вал лже­учи­те­лей анти­хри­стами или пред­те­чами Анти­хри­ста (см. Adversus haereses 1.7.1). Для Афа­на­сия Алек­сан­дрий­ского имя анти­хри­ста было устой­чиво свя­зано с ари­ан­ством и всеми, кто его под­дер­жи­вал (см. Epistula ad episcopos Aegypti et Libyae 25.557, также De decretis Nicaenae synodi 35.4; Apologia contra Arianos  90.3.5; De synodis Arimini in Italia et Seleuciae in Isauria 5.2.4). В част­но­сти, к анти­хри­стам он при­чис­лял импе­ра­тора Кон­станта (Historia Arianorum 67.3.5). Еди­но­ду­шен с ним был и Гри­го­рий Бого­слов, счи­тая Ария пред­те­чей Анти­хри­ста и анти­хри­сто­вым язы­ком (In laudem Athanasii 35.1105.25, In laudem Heronis philosophi 35.1209.6). Для Гри­го­рия Нис­ского анти­хри­стом являлся Евно­мий, поле­мике с кото­рым он посвя­тил зна­чи­тель­ную часть своих про­из­ве­де­ний (Contra Eunomium Cap.11.5; 3.9). Иными сло­вами, у каж­дого из пере­чис­лен­ных Отцов были свои анти­хри­сты, с кото­рыми они боро­лись и анти­хри­стов дух кото­рых про­яв­лялся прежде всего в их ере­ти­че­ском уче­нии о Боговоплощении.

Наряду с этим Отцы гово­рили также об Анти­хри­сте как о кон­крет­ном исто­ри­че­ском лице, кото­рое будет пред­ше­ство­вать Вто­рому при­ше­ствию Хри­ста. Но мы не будем оста­нав­ли­ваться на этом подробно, поскольку тема анти­хри­ста вовсе не зани­мает глав­ного места в хри­сти­ан­ской эсха­то­ло­гии. Таким обра­зом, тема анти­хри­ста в ново­за­вет­ной эсха­то­ло­гии иллю­стри­рует двой­ствен­ность послед­ней — свя­зан­ность как с насто­я­щим, так и с будущим.

Закон­чим наш доклад тем, как двой­ствен­ность ново­за­вет­ной эсха­то­ло­гии про­яв­ля­ется в вопросе о Пару­сии — при­сут­ствии Хри­ста среди нас. Для этого напом­ним, что гре­че­ское слово παρουσία озна­чает не при­ше­ствие, как часто пере­во­дится это слово, когда речь захо­дит о вто­рой Пару­сии Хри­ста, а при­сут­ствие, то есть то, что не воз­ни­кает вдруг, но уже имеет место. Пару­сия и есть уже име­ю­щее место при­сут­ствие Хри­ста, кото­рое в конце мира должно обна­ру­жить себя в пол­ной мере. Еще у вет­хо­за­вет­ных про­ро­ков мы встре­чаем двой­ствен­ность пару­сий: совер­шив­ше­еся и ожи­да­е­мое в буду­щем при­сут­ствие или оби­та­ние Бога среди Изра­иля (см. Зах.8:1 и далее). Это вполне может быть при­ме­нимо и к ново­за­вет­ному пери­оду, в кото­ром также можно найти эти два аспекта: совер­шив­ше­гося и чае­мого при­сут­ствия Хри­ста. Эти два аспекта не явля­ются отдель­ными друг от друга, но тесно соеди­нены друг с дру­гом. Эсха­то­ло­гия, свя­зан­ная со Вто­рым При­ше­ствием Хри­сто­вым, тесно свя­зана с эсха­то­ло­гией Бого­во­пло­ще­ния. По сути они состав­ляют еди­ное целое.

Бого­слов­ская кон­фе­рен­ция Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви “Эсха­то­ло­ги­че­ское уче­ние Церкви” (Москва, г/к “Дани­лов­ский” 14–17  ноября 2005 г.)

Источ­ник: Сино­даль­ная бого­слов­ская комиссия

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки