Послание Патриарха Алексия II

Послание Патриарха Алексия II

(3 голоса5.0 из 5)

“В цер­ков­ной среде воз­никла дис­кус­сия по поводу вве­де­ния в нашей стране новой тех­ни­че­ской системы нало­го­вого учета, в эле­мен­тах кото­рой неко­то­рые усмот­рели при­знаки послед­них времен…”

Гос­поди! Молит Тя Твоя Цер­ковь
буди мило­стив нам, укрепи нас в правоверии
силою Твоею, заблуж­да­ю­щим же просвети
разум­ныя очи све­том Твоим Божественным,
да ура­зу­меют Твою истину…

(из чина в Неделю Тор­же­ства Православия).

Воз­люб­лен­ные о Гос­поде Прео­свя­щен­ные собра­тья архи­пас­тыри, досто­чти­мые пас­тыри и весь клир цер­ков­ный, чест­ные иноки и ино­кини, бого­лю­би­вые миряне — вер­ные чада Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви!

Мы всту­пили на бла­го­дат­ное поприще Вели­кого поста, кото­рый, как поется в цер­ков­ном пес­но­пе­нии, есть “мати цело­муд­рия, обли­чи­тель гре­хов, про­по­вед­ник пока­я­ния, житель­ство анге­лов и спа­се­ние чело­ве­ков” (Сти­хира на сти­ховне утрени поне­дель­ника пер­вой сед­мицы Вели­кого поста). Время Свя­той Четы­ре­де­сят­ницы — это наи­луч­ший период для молит­вен­ных и пока­ян­ных раз­ду­мий о жизни каж­дого из нас, о судь­бах Церкви и мно­го­стра­даль­ного зем­ного Оте­че­ства нашего.

Мы только что пере­шаг­нули сим­во­ли­че­ский рубеж XXI сто­ле­тия, оста­вив в про­шлом, пожа­луй, самый тра­ги­че­ский век. Он знал гоне­ние и воз­рож­де­ние Церкви, радо­сти и горе­сти народа. В этом веке про­изо­шли мно­гие пере­мены в жизни людей. Раз­ви­ва­лись науки и тех­но­ло­гии, неко­то­рые плоды кото­рых вызы­вают у веру­ю­щих смя­тен­ные чув­ства, а ино­гда – страхи и опа­се­ния. Так, в цер­ков­ной среде воз­никла дис­кус­сия по поводу вве­де­ния в нашей стране новой тех­ни­че­ской системы нало­го­вого учета, в эле­мен­тах кото­рой неко­то­рые усмот­рели при­знаки послед­них времен.

Свя­щен­ный Синод нашей Церкви отклик­нулся на эту обес­по­ко­ен­ность паствы, сде­лав 7 марта 2000 года осо­бое Заяв­ле­ние, в кото­ром при­звал ува­жать чув­ства веру­ю­щих и хра­нить хри­сти­ан­ское трез­во­мыс­лие. Оно ока­за­лось свое­вре­мен­ным, и за про­шед­ший год мно­гое в упо­мя­ну­той про­блеме про­яс­ни­лось, а мно­гое пре­тер­пело изме­не­ние. Госу­дар­ство со вни­ма­нием отнес­лось к голосу Церкви: состо­ялся вза­имно ува­жи­тель­ный и пло­до­твор­ный диа­лог Свя­щен­но­на­ча­лия и вла­стей пре­дер­жа­щих. Пер­вые плоды этого диа­лога одоб­рил Юби­лей­ный Архи­ерей­ский Собор, состо­яв­шийся в авгу­сте про­шед­шего года, кото­рый счел удо­вле­тво­рен­ной просьбу Церкви об изме­не­нии формы при­сво­е­ния нало­го­вых номе­ров. Ныне мы можем уве­ренно ска­зать, что вопросы, сму­щав­шие совесть веру­ю­щих в связи со вве­де­нием инди­ви­ду­аль­ных номе­ров нало­го­пла­тель­щика, бла­го­по­лучно раз­ре­шены, а резуль­таты дого­во­рен­но­стей между Цер­ко­вью и госу­дар­ствен­ными орга­нами, как мы наде­емся, будут закреп­лены в нор­мах закона.

Важ­ный вклад в раз­ре­ше­ние воз­ник­ших недо­уме­ний внесла Сино­даль­ная Бого­слов­ская комис­сия, кото­рая 19–20 фев­раля про­вела в Тро­ице-Сер­ги­е­вой Лавре рас­ши­рен­ное засе­да­ние с уча­стием намест­ни­ков и духов­ни­ков став­ро­пи­ги­аль­ных мона­сты­рей, цер­ков­ных и свет­ских спе­ци­а­ли­стов. Ито­го­вый доку­мент, при­ня­тый на засе­да­нии Комис­сии, утвер­жден Свя­щен­ным Сино­дом в каче­стве руко­вод­ства для свя­щен­но­слу­жи­те­лей в их пас­тыр­ской деятельности.

Бого­слов­ская комис­сия и Свя­щен­ный Синод, обсу­див тему нало­го­вых номе­ров, при­шли к твер­дому выводу: при­ня­тие или непри­ня­тие этих номе­ров не явля­ется гре­хом. Оно не должно быть при­чи­ной для осуж­де­ния одних пра­во­слав­ных хри­стиан дру­гими. Вопрос о том, при­ни­мать ли нало­го­вый номер, есть дело сво­бод­ного граж­дан­ского выбора, но никак не явля­ется веро­ис­по­вед­ным вопро­сом. К подоб­ному выводу Цер­ковь при­хо­дит уже не впер­вые, при­хо­дит после тща­тель­ней­шего иссле­до­ва­ния всех бого­слов­ских, обще­ствен­ных и науч­ных сто­рон проблемы.

Доро­гие мои! Со всей искрен­но­стью, любо­вью и пас­тыр­ской забо­той говорю: вам нечего бояться. Если же кто-то, пусть даже самый крас­но­ре­чи­вый чело­век, будет про­дол­жать сеять в ваши сердца лож­ные страхи и сомне­ния, то верьте не ему, а Пол­ноте церковной.

Ска­зав это, одно­вре­менно заве­ряю вас, что Свя­тая Цер­ковь будет при­стально наблю­дать за про­ис­хо­дя­щим вокруг нее. Тех­но­ло­ги­че­ское раз­ви­тие может дать зло­на­ме­рен­ным силам в стране и мире слиш­ком много воз­мож­но­стей для кон­троля над жиз­нью чело­века. Чтобы этого не слу­чи­лось, цер­ков­ное Свя­щен­но­на­ча­лие про­дол­жит диа­лог с вла­стью и с меж­ду­на­род­ными струк­ту­рами, побуж­дая их сохра­нить бого­дан­ную сво­боду личности.

Вер­ным чадам нашей Церкви, всту­пив­шим в бла­го­сло­вен­ный период Вели­кого поста, счи­таю важ­ным напом­нить о необ­хо­ди­мо­сти упо­вать на Бога и о дове­рии Творцу. Уже про­по­ведь Хри­стова, начав­ша­яся сло­вами: “Покай­тесь, ибо при­бли­зи­лось Цар­ство Небес­ное” (Мф.4:17), — воз­ве­стила наступ­ле­ние “послед­них вре­мен” чело­ве­че­ской исто­рии. Но спа­си­тель­ный подвиг Хри­ста, Его Крест­ная смерть и Вос­кре­се­ние открыли врата Цар­ства Божия тем, кто с верою и упо­ва­нием сле­дует за Ним, пре­бы­вая в осно­ван­ной Им Церкви.

Свя­той апо­стол Иоанн в своем посла­нии также гово­рит о наступ­ле­нии “послед­него вре­мени” и о том, что с самого начала бытия Церкви у нее появи­лись про­тив­ники (1Ин.2:18). Силы зла дей­ство­вали и про­дол­жают дей­ство­вать вокруг нас, но хри­сти­а­нам нечего стра­шиться. Свя­той апо­стол Петр нази­дает: “И кто сде­лает вам зло, если вы будете рев­ни­те­лями доб­рого?” (1Пет.3:13). Сам Гос­подь ска­зал Своим уче­ни­кам и после­до­ва­те­лям: “Да не сму­ща­ется сердце ваше и да не устра­ша­ется” (Ин.14:27); “В мире будете иметь скорбь; но мужай­тесь: Я побе­дил мир” (Ин.16:33). А потому хри­сти­ане должны являть при­мер свет­лой и креп­кой веры в силу победы Хри­сто­вой. Цер­ковь за две тысячи лет сво­его зем­ного бытия не раз пере­жи­вала труд­ные вре­мена, когда ее тер­зали рас­колы и ереси или когда могу­ще­ствен­ные силы мира сего воз­дви­гали гоне­ния на хри­стиан. По чело­ве­че­скому разу­ме­нию, беды, обру­шив­ши­еся на нее, должны были ее уни­что­жить. Но этого не про­изо­шло по нелож­ному обе­то­ва­нию Хри­ста Спа­си­теля: “Сози­жду Цер­ковь Мою, и врата ада не одо­леют ее” (Мф.16:18). Мно­го­чис­лен­ные ереси и раз­де­ле­ния были побеж­дены, и ныне мы празд­нуем Тор­же­ство Православия.

Но нелишне напом­нить: одна из при­чин рас­ко­лов и нестро­е­ний состоит в том, что отдель­ные хри­сти­ане и даже пас­тыри дер­зостно почи­тают себя непре­взой­ден­ными зна­то­ками цер­ков­ного уче­ния, непо­гре­ши­мыми тол­ко­ва­те­лями Свя­щен­ного Писа­ния, судьями Церкви, носи­те­лями неко­его осо­бого дара, пре­вы­ша­ю­щего дан­ное Богом в Таин­ствах Кре­ще­ния и Свя­щен­ства. Сего­дня такие “рев­ни­тели не по разуму” не сознают опас­но­сти при­дать своим огра­ни­чен­ным суж­де­ниям харак­тер “обще­цер­ков­ного учения”.

Мы же с вами должны пом­нить, что мир и его исто­рия нахо­дятся в руках Божиих, а наше спа­се­ние, как и наша духов­ная поги­бель, не могут совер­шиться сами собой, по каким-либо внеш­ним при­чи­нам, без нашего лич­ного уча­стия. Только глу­бо­кая живая вера, созна­тель­ный духов­ный труд, дея­тель­ное сора­бот­ни­че­ство Хри­сту могут стя­жать нам спа­се­ние. И, напро­тив, только воль­ное и созна­тель­ное отре­че­ние от Гос­пода и Спа­си­теля при­во­дит к поги­бели. Поэтому судьба мира и судьба нашего Оте­че­ства сего­дня в зна­чи­тель­ной сте­пени зави­сит от нас, хри­стиан, от нашего духовно-нрав­ствен­ного состо­я­ния, от нашей молитвы и пока­я­ния, от нашей спо­соб­но­сти нести бла­гую весть и тво­рить дела милосердия.

Вне Церкви суще­ствует предо­ста­точно мне­ний, но истин­ная вера хри­сти­ан­ская живет только в лоне Церкви. “Сия вера апо­столь­ская, сия вера оте­че­ская, сия вера пра­во­слав­ная, сия вера все­лен­ную утверди”.

Будем же достойно про­хо­дить пред­сто­я­щее нам поприще Вели­кого поста, очи­стим душу пока­я­нием, воз­греем в серд­цах веру в Гос­пода Бога, помня, что тогда никто и ничто не отлу­чит нас от любви Божией. Немощ­ным же в вере и сму­ща­ю­щимся Свя­тая Цер­ковь снова и снова напо­ми­нает: “С нами Бог! Разу­мейте, языцы, и поко­ряй­теся: яко с нами Бог!”

Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси

19 фев­раля / 4 марта 2001 года,
Неделя пер­вая Вели­кого поста. Тор­же­ство Православия

“Служба ком­му­ни­ка­ции ОВЦС МП”

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки