Стоит ли верить предсказаниям о конце света? — протоиерей Игорь Пчелинцев

Стоит ли верить предсказаниям о конце света? — протоиерей Игорь Пчелинцев

(6 голосов3.7 из 5)

Пред­ска­зы­вать конец света было мод­ным во все вре­мена. Каж­дая более или мнее круг­лая дата сопро­вож­да­ется мно­же­ством “про­ро­честв”. Ностра­да­му­сом мно­гие зачи­ты­ва­ются и по сей день. Бояться ли нам конца света или ждать его с нетерпением?

- Я как пра­во­слав­ный свя­щен­ник думаю, что нам вообще не нужно слу­шать Ностра­да­муса. Кто он такой? Ничего общего с хри­сти­ан­ством не име­ю­щий фило­соф, аст­ро­лог и маг. Ведь аст­ро­ло­гию, магию, гада­ние Вет­хий Завет запре­щает под стра­хом  смерти. Нет этому места и в хри­сти­ан­стве. Сфера оккульт­ных наук отно­сится к язы­че­ству, и поэтому для нас ни один аст­ро­лог с его пред­ска­за­ни­ями не может быть авторитетом.

Для хри­стиан выс­шим авто­ри­те­том явля­ется Иисус Хри­стос, кото­рый ска­зал: «О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небес­ные, ни Сын, но только Отец» (Мк.13:32). А зна­чит, когда именно насту­пит конец мира, мы пред­ска­зать не можем. Потому что Отец Небес­ный поло­жил это в Своей вла­сти, ни из каких явле­ний види­мого и неви­ди­мого мира невоз­можно это вывести.

- Но ведь даже в Свя­щен­ном Писа­нии обо­зна­чены неко­то­рые при­знаки конца: Еван­ге­лие будет про­по­ве­дано вся­кой твари, воца­рится анти­христ и ему все покло­нятся, при­дут лже­про­роки с име­нем Хри­ста на устах, насту­пят войны, глады, моры… Почему мы не можем на них ориентироваться?

- Мы можем на них ори­ен­ти­ро­ваться, но именно как на при­знаки. Ведь Гос­подь гово­рил, что когда на дере­вьях рас­пус­ка­ются листья, зна­чит скоро лето.

Чер­но­быль и дру­гие ката­строфы – это при­знаки еди­нич­ные, не состав­ля­ю­щие общей кар­тины. И они нас под­во­дят к осо­зна­нию того, что, воз­можно, мы нахо­димся где-то в послед­ней фазе миро­зда­ния. Но это не зна­чит, что уже настал послед­ний день.

- Пра­во­слав­ный свя­той Сера­фим Саров­ский тоже пред­ска­зал время конца света. Когда он перей­дет из Сарова в Диве­ево, там откроет «чет­веро мощей» и между ними ляжет, «тогда вскоре и наста­нет конец всему». А ведь он уже в Дивееве!

- Откры­тие в Диве­еве мощей подвиж­ни­ков матушки Алек­сан­дры и дру­гих осно­ва­тель­ниц мона­стыря — это тоже – при­знаки конца. Но мы должны пони­мать, что свя­тые, даже батюшка Сера­фим, могли оши­баться. Это нисколько не под­ры­вает их авто­ри­тет. Но только Иисус был Бого­че­ло­век. А свя­тые – только чело­веки. И в вопро­сах, ответы на кото­рые знает только Гос­подь, оши­баться могли. Кстати, батюшка Сера­фим даты конца и не называл.

Однако все эти при­знаки конца могут стать для нас зна­ком, что мы должны обра­титься внутрь себя.

Вот, я знаю, был опрос обще­ствен­ного мне­ния. Раз­ных людей спра­ши­вали: «Что вы будете делать, если про­изой­дет конец света?» Боль­шин­ство отве­чали, что будут пить, гулять, весе­литься. В общем, насла­ждаться послед­ними днями жизни. И никто не ска­зал, что он заду­ма­ется о своей жизни, пока­ется в гре­хах, поста­ра­ется хотя бы в послед­ние дни изме­ниться и про­жить их по-другому.

- А хри­сти­ане должны радо­ваться при­бли­же­нию конца или все-таки бояться его?

- Бояться тут совер­шенно нечего! Мы же знаем из Еван­ге­лий, что конец света будет уни­что­же­нием этого скорб­ного бытия и нача­лом нового. При­чем, для людей пра­вед­ных это будет счаст­ли­вая и бла­жен­ная жизнь с Богом. Чего же тут бояться?

Из всего хри­сти­ан­ского уче­ния сле­дует, что мы должны каж­дый день жить так, как будто он для нас послед­ний. И каж­дый день должны быть готовы дать ответ за свои доб­рые и злые дела перед Богом. Вот в этом смысл фило­соф­ство­ва­ния о конце света христианина.

Гос­подь пре­ду­пре­дил, что будет вели­кая скорбь, кото­рой не было от самого начала мира (войны, бра­то­убий­ства, болезни…), и Он наде­ется уви­деть в веру­ю­щих муже­ство. Но Гос­подь сохра­нит веру­ю­щих за их веру.

Когда чело­век рож­да­ется, мать испы­ты­вает стра­да­ния, но потом она раду­ется тому, что в мир при­шел новый чело­век. Также и здесь: пере­ход от этого мира, повре­жден­ного гре­хом, к новому бытию, в кото­ром не будет ничего нечи­стого, ничего несвя­того, будет сопро­вож­даться скор­бями. И если их пере­тер­петь – а хри­сти­ан­ство учит тер­пе­нию и сми­ре­нию – полу­чим такое, что не можем себе даже пред­ста­вить в этой жизни.

- Но мы, сла­бые, греш­ные, никак не можем спра­виться с обсто­я­тель­ствами этой жизни. Нам что, спа­се­ния не видать?

- В Писа­нии ска­зано, что вся­кий, кто при­зо­вет имя Божие, спа­сется. Ино­гда можно услы­шать: «Я пья­ница, блуд­ник, ни на что не спо­со­бен…» И за этим не сле­дует ни веры, ни молитвы, и чело­век поги­бает для буду­щего. А если он ска­жет: «Я ник­чем­ный. Гос­поди, спаси меня! Ты можешь меня спа­сти!» — Бог выхо­дит к этому чело­веку на помощь. Я это утвер­ждаю не голо­словно, а из сво­его даже малого опыта.

- Отец Игорь, как отно­ситься к том, когда при­зы­вают каяться в опре­де­лен­ное время, напри­мер, пред­по­ла­га­е­мого конца света? Насколько правы люди в таком призыве?

- В какой-то сте­пени. Может, и не при­чем тут кон­крет­ная дата. На исходе каж­дого дня, огля­нув­шись и про­ана­ли­зи­ро­вав свои поступки, каж­дый чело­век дол­жен пока­яться Господу.

Однако, чтобы при­зы­вать к пока­я­нию, надо на это иметь право. Напри­мер, я свя­щен­ник, и часть моего свя­щен­ни­че­ского долга – про­по­ве­до­вать, сви­де­тель­ство­вать об истине веры и при­зы­вать людей к спа­се­нию. Чело­век, не обла­чен­ный саном, дол­жен прежде всего начать с себя – при­звать себя к пока­я­нию и пока­яться. Можно ведь крик­нуть: «Покай­тесь! – и пойти водку пить.

Свя­тые отцы счи­тали так: покайся сам. И, уви­дев твое пока­я­ние, тысячи дру­гих спасутся.

Ниже­го­род­ская газета “Дело”

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки