<span class="bg_bpub_book_author">А.В. Ярасов</span> <br>Современные особенности идеологических процессов внутри псевдоправославного новораскольнического движения в России

А.В. Ярасов
Современные особенности идеологических процессов внутри псевдоправославного новораскольнического движения в России

(15 голосов4.1 из 5)

Прежде чем начать разговор о современных идейных процессах внутри новораскольнического псевдоправославного движения, следует дать его определение, сказать пару слов об истоках и сути данного движения. К сожалению, до сих пор не проведено должных масштабных исследований этого явления современной религиозной жизни России. Также отсутствует какое-либо общепринятое его определение. Есть только редкие материалы и статьи об идеях, ставших причиной возникновения данного движения, и о его псевдоправославном характере.

В целом современное новораскольническое псевдоправославное движение можно представить как совокупность разного рода объединений людей или же отдельных активистов — приверженцев различных ложных псевдоправославных учений, выступающих против введения новых электронных технологий, используемых при взаимодействии граждан с государственными учреждениями и коммерческими организациями, а так же ряда удостоверяющих личность и иных документов (паспорт, индивидуальный налоговый номер (ИНН), СНИЛС и проч.). Ревностными адептами идей данного движения становятся, прежде всего, люди православные, а точнее, считающие себя таковыми. Часто это происходит по причине недостаточной их воцерковленности, их склонности к суеверному восприятию окружающего мира.

Раскольнический дух данному движению придает активное насаждение среди его сторонников довольно агрессивных идей неприятия священноначалия и духовенства Русской Православной Церкви.

Идеология данного движения сеет среди православных нездоровые апокалиптические настроения. Его сторонники настаивают на том, что ИНН, штрих-коды, современные российские паспорта, пластиковые платежные карты с микрочипами и тому подобные средства и документы, а также электронные системы учета и прочие технические новинки, изобретены Антихристом. И что введение в повседневную жизнь общества всех этих средств означает стремительно приближающийся конец Света.

Идеологи движения запугивают своих последователей тем, что принимающий, к примеру, ИНН или же российский паспорт, якобы, тем самым отрекается от Христа.

Для подкрепления этих вредных суеверий их распространители ссылаются на тексты Откровения Иоанна Богослова. В частности, на те места в Откровении, где говорится о «числе зверя», «начертании» или «печати Антихриста», и о том, что всякий принявший это «начертание» отречется от Христа. Эти тексты новораскольники подвергают вольному толкованию и старательно пытаются привязать описанные в Откровении события, предшествующие приходу в мир Антихриста, к событиям из жизни современного нам общества. Штрих-коды, ИНН и разного рода документы удостоверяющие личность, по мнению новораскольников, содержат в себе ту самую «печать Антихриста» или же «предпечать». Данные псевдобогословские изыскания противоречат Священному Писанию, и к тому же, имеют сектантские корни, о чем будет сказано немного ниже.

Также ложными являются распространенные в этой среде утверждения, что «печать Антихриста» (или «предпечать») христиане получат, не заметив того, и против своей воли отрекутся от Христа. Например, у новораскольников бытует мнение, что каждому обратившемуся в какое-либо госучреждение для оформления какого-либо документа специальными техническими средствами незаметно будет нанесена на лоб и правую руку невидимая «печать Антихриста». Также адепты этого движения опасаются, что под видом обычной прививки, например от гриппа, в их организм будет введен специальный микрочип, через который на сознание таким вот образом привитого человека смогут дистанционно влиять некие антихристианские силы.

Сторонники перечисленных выше заблуждений считают себя борцами за чистоту Православия. При этом многие из них даже не догадываются, что утверждения, что штрих-коды, и всякие электронные платежные и учетные средства якобы являются «печатью Антихриста» и якобы содержат в себе «число зверя» – не православные, и возникли они в середине 1970‑х в США в сектантской неопятидесятнической среде. Одной неопятидесятнической «пророчице» по имени Мэри Стюарт Рэлф (Mary Stewart Relfe) было видение, в котором некий «дух» открыл ей, что в штрих-кодах содержатся «три шестёрки» («число зверя»), и что тот, кто приобретает товары со штрих-кодом, получает «печать Антихриста» и автоматически отрекается от Христа. В написанных позже двух книгах неопятидесятница Стюарт изложила все свои измышления по данной теме и призвала своих читателей к активному противодействию вторжению «сатанинских» компьютерных технологий (подробнее об истоках происхождения этого лжеучения и его неправославном характере можно прочесть в замечательной книге митрополита Никопольского и Превезского Мелетия «Печать Антихриста в Православном Предании»).

Со временем эти неопятидесятнические домыслы распространились среди православных Греции, в частности на горе Афон. Оттуда они проникли в Россию и дали толчок к возникновению у нас в стране целого движения сторонников этих довольно опасных идей, влиянию которых оказались подвержены немало наших соотечественников.

Если изначально неопятидесятники, а вслед за ними некоторые православные греки усматривали «печать Антихриста» в штрих-кодах и опасались происков «глобальной экономической системы», то их российские последователи пошли гораздо дальше, находя «знаки» Антихриста в ИНН, российских паспортах и множестве других документов, а также во многом, что связано с функционированием государственных электронных систем.

Стоит заметить, что в настоящее время часть сторонников этого движения не считают штрих-коды, ИНН и проч. непосредственно самой «печатью Антихриста». Они склоняются к тому, что это все либо т.н. «предпечать», либо некие приготовления к приходу в мир Антихриста, и все свои силы они направляют на выявление новых скрытых угроз.

Таким образом, борьбой с внедрением ИНН, штрих-кодов, документов и пластиковых карт данное движение не ограничивается. Его идеологи создают все новые и новые «страшилки» по данной теме.

О некоторых наиболее сегодня распространенных и пойдет речь далее.

Много лет транслирует в массы псевдоправославные суеверные страхи посредством документальных фильмов их автор и режиссер жительница г.Москвы Галина Ивановна Царева. Она выпустила целую серию фильмов, в которых использует псевдонаучные, псевдоправославные и порой оккультные идеи, с целью доказать «опасность» введения в России разного рода электронных систем и электронных документов и то, что все эти системы являются средством подчинения людей Антихристу.

Информации о самой Царевой крайне мало. Но точно известно, что она ранее возглавляла некое объединение «Духовная Ассоциация «Золотой век». Под этой вывеской действовало издательство, занятое выпуском оккультной литературы. «Золотой век», кроме издательской деятельности, ставил перед собой ряд иных задач. По словам Г.Царевой, данное объединение имело планы оказывать влияние на духовную атмосферу общества, а также распространять «духовные знания» в синтезе традиционных религий и «лучших» нетрадиционных эзотерических и мистических учений.

При «Ассоциации» была создана «Школа практического совершенствования духа» и работала «Лаборатория по исследованию проблем смерти и долголетия». В ней вели сбор и систематизацию информации о смерти, бессмертии, некоторых состояниях психики. «Лаборатория» так же была занята изучением «реинкарнации», «медитации», правильного дыхания, а так же «искусством правильного умирания по опыту, заключенному в Тибетской и Египетской книгах мертвых».

О существовании сегодня указанной «ассоциации» и «лаборатории» ничего не известно, как не известно и о публичном признании самой Г.Царевой ошибочности своей оккультной деятельности. И это при том, что Царева ныне выступает в качестве «православного» эксперта и среди сторонников новораскольнического движения имеет статус непререкаемого авторитета в вопросах «православного» осмысления жизни современного общества.

Но чтобы понять, что Царева не отказалась от оккультного мировоззрения окончательно, достаточно посмотреть один из ее новых фильмов «Антимир: изменение реальности». Из этого фильма зрители узнают шокирующую информацию: оказывается, что в настоящее время текст Библии неким магическим образом изменяется. Изменяются ключевые слова в текстах Священного Писания и происходит это, якобы, не только с современными изданиями, но и с книгами, изданными десятилетия и даже столетия назад. Текст в них изменяется «сам собою», без какого-то видимого механического внешнего вмешательства.

В фильме Царевой демонстрируется фрагмент видеозаписи неизвестно кем и где снятый, в котором также не известный англоязычный «эксперт» по имени Билл Бенсон, представленный «теологом» и «библеистом», сообщает эту новость.

Как ни удивительно, но в этом фильме в качестве доказательства указанных выше магических процессов «изменения реальности» приводятся записи песен из советских детских художественных и мультипликационных фильмов, в которых якобы сам собой изменился текст. В итоге Царева констатирует, что кто-то или что-то занимается изменением событий, бывших в прошлом.

И далее из фильма от ряда опять же англоязычных неизвестных «экспертов» и от самой Г.Царевой мы узнаем, что основной причиной вышеописанных мистических процессов является работа CERN — Европейской организации по ядерным исследованиям. В частности подозрения мистификаторов падают на основной проект CERN — Большой адронный коллайдер (LHC),

Царева уверена, что сотрудники CERN проводят оккультные обряды. Побочный эффект от такой их деятельности, а может и преднамеренное действие, порождает указанные выше изменения в мире.

Царева настаивает, что CERN создает «портал в темный мир» и готовит приход через этот «портал» Антихриста.

Далее из фильма мы узнаем, что пятое поколение мобильной связи 5G создается исключительно как инструмент управления людьми с целью быстрого их подчинения Антихристу.

К сожалению, фильмы Царевой пользуются большой популярностью среди сторонников идей новораскольнического движения и формируют их мировоззрение. Все надуманные ею страхи крепко заседают в сознании этих людей, провоцируя у них боязнь внешнего мира, что может приводить к возникновению психических расстройств, либо провоцировать осложнения у людей с нарушениями психики.

Помимо создания фильмов, Г.Царева принимает участие в различных собраниях, митингах, заседаниях по теме противодействия «цифровизации» общества и др. Также она активно сотрудничает с коммунистической партией Российской Федерации (КПРФ).

Как это ни покажется странным, но в последнее время некоторые принадлежащие компартии или арендуемые ею площадки стали местом проведения круглых столов и прочих мероприятий по «защите православных» от биометрии, «цифрофашизма», «опасной вакцинации» и проч.

Инициирует данную деятельность с использованием ресурсов и инфраструктуры КПРФ некто Мишустин Николай Николаевич. Мишустин представляется координатором общественного родительского движения «Родительскийотпор.РФ». Называет себя общественным деятелем в Государственной Думе, координатором общественного комитета по защите традиционных и конституционных прав граждан от автоматизированной обработки персональных данных и электронной идентификации, а так же главой рабочей группы по защите семей и детей от ювенальных технологий.

Направления своей деятельности формулирует так: «Борьба против внедрения СНИЛС, электронного паспорта (УЭК), цифровой идентификации вместо имени и личных номеров, ювенальной юстиции…»

Мишустин именует себя «народным депутатом». Но в действительности депутатом он никогда не был. О Мишустине также известно, что одно время он являлся «общественным помощником» и одновременно состоял в должности заместителя начальника личной охраны лидера КПРФ Геннадия Зюганова. Теперь же, судя по всему, пользуясь своими знакомствами с представителями этой политической партии и используя ее ресурсы, организует указанные выше мероприятия.

Он активно использует термин «цифрофашизм», под которым понимает полное подчинение граждан нашей страны с помощью электронных средств воле некой группы злоумышленников.

Его порой нелогичные и бессвязные выступления изобилуют призывами противостоять разного рода надуманным проблемам. К своей борьбе с «цифрофашизмом» он для усиления эффекта примешивает идеи патриотизма, спекулятивно проводит параллели между нашествием в 1941 году на нашу страну фашистских полчищ и нынешней «цифровизацией» общества, подкрепляя все это выдернутыми из контекста цитатами из Священного Писания.

Продвигает свои раскольнические идеи на различных информационных ресурсах, включая ресурсы коммунистического толка, еще один борец с «цифровизацией» — кандидат исторических наук, доцент Четверикова Ольга Николаевна. В своих выступлениях она размышляет о некой новой расе и биологической перестройке человека, психотронном оружии, конце мира и мн. др.

Но самое главное, Четверикова активно выступает против священноначалия Русской Православной Церкви. По ее мнению, иерархия Церкви впала в ересь. Четверикова выстраивает ложную идеологическую конструкцию, разделяя Русскую Православную Церковь на Церковь Христову и «институт». Нетрудно предположить, что к «институту» она относит священнослужителей и мирян, не разделяющих ее раскольнические взгляды.

В целом фантазия идеологов новораскольнического движения в деле разоблачения очередных «заговоров» антихристианских сил практически ничем не ограничена. Создателей и потребителей лжеучений не тревожит нелогичность их идеологических конструкций, переходящих иной раз в откровенный бред. К тому же, часто, как это было со штрих-кодами и указанными выше «страшилками» от Г.Царевой, очередные идеи новораскольников изначально формулируются и распространяются в странах Запада. Ярким примеров тому являются легенды о т.н. «химиотрассах» или «химтрейлах».

Изначально забили тревогу некие американские «эксперты», назвавшие «химтрейлами» обычные конденсационные полосы от двигателей летящих самолетов. Они уверены, что это не просто конденсационные полосы, что с самолетов осуществляется распыление специальных химикатов, посредством которых правительства держат людей под контролем.

Российские новораскольники настаивают на том, что «химтрейлы» содержат не химические вещества, а «наночипы».

«…Все люди уже «засеяны» наночипами… наночастицы, наночипы находятся в еде, косметике, лекарствах, воздухе. Мы все это потребляем, дышим этим воздухом…» — запугивает своих читателей анонимный автор популярного раскольнического интернет-сайта «Москва — Третий Рим». Но тут же успокаивает: «Но не надо отчаиваться. У нас есть молитва «Отче наш», и мы читаем ее перед едой, есть святая вода, и мы можем ею окропить еду, лекарства, освещая их. Но главное – у нас есть Святое Причастие, которое попаляет все эти наночипы».

По версии новораскольников, «наночипы» («наночастицы») в людях накапливаются, но пока не активированы. После активации «наночипы» изменят ДНК людей и сделают их послушными Антихристу.

Добавляет колорита в эту общую картину страхов набирающий сейчас популярность в новораскольнических кругах некий «схимитрополит» Зосима. Он призывает православных переселяться из Москвы, покидать свои дома и селиться в глухих деревнях. Уверяет, что ему якобы было дано откровение от Бога, что именно в Москве начиная с 2018 года распространяется «5G умная пыль» и ставятся «психотронные вышки». В этой умной пыли содержатся «микрочипы» и человек вдыхает их. Те же, в ком будут эти «микрочипы» – получат «печать».

 

Этот лже-схимитрополит рассказывает так же о неких «генетических уколах». Якобы в людей будут вкачивать некую жидкость, делающую человека полностью подвластным «духу Антихриста». При этом утверждает, что все же насильно «печать» не может быть дана, противореча тем самым и себе и другим идеологам этого движения.

 

Новораскольническому движению вообще свойственна противоречивость и несогласованность идейного наполнения. Отсутствие организованной структуры и единого центра этому способствуют. Здесь каждый берет на себя право толкователя и учителя, не неся впоследствии за свои ошибки никакой ответственности.

Так, к примеру, случилось в ситуации противостояния введению в России «Универсальной Электронной Карты» (УЭК). Предполагалось, что УЭК будет выдаваться всем жителям Россиийской Федерации и заменит собой ряд обычных документов. Несколько лет подряд новораскольники запугивали людей тем что, УЭК есть определенно «печать Антихриста», и что настают последние времена. Так что особо впечатлительные граждане даже продали свои квартиры в городах и поселились в глухих деревнях, чтобы не принимать УЭК. Проведя дополнительные расчеты и исследования, в российском правительстве пришли к выводу о нецелесообразности введения УЭК, и этот проект был свернут. Новораскольничские идеологи — инициаторы истерии вокруг УЭК при этом не попросили прощения у введенных ими в заблуждение людей. Не признали своих ошибок и продолжили безумную борьбу с новыми «ветряными мельницами».

Стоит заметить, что помимо мистических суеверных страхов, яростные выступления против «цифровизации» связаны с боязнью людей того, что их личная жизнь, перемещения, финансовые операции и проч. смогут быть отслежены или контролироваться некими злоумышленниками, в том числе с целью дискриминации по религиозным мотивам. Но этими проблемами должны заниматься, прежде всего, правозащитные организации, и неправильно превращать Церковь в инструмент решения данных вопросов, тем более что способы их решения порождают смуту в церковной среде.

Но все же Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 2013 году счел необходимым сформулировать официальную позицию Церкви в отношении развития электронных средств учета и обработки персональных данных. Собор высказался о недопустимости возможных нарушений прав человека, возможном использовании различных электронных средств в целях тотального контроля и указал на то, что упомянутые технологии не должны быть безальтернативными и принудительными.. Также Собор напомнил «о неприемлемости ситуации, когда отдельные миряне, а порой и клирики восхищают право от лица Церкви выносить определения о совместимости или несовместимости того или иного явления с верой Христовой и христианским образом жизни. Такое право принадлежит Собору или Синоду, опирающимся на Священное Писание и Предание Церкви и действующим в единомыслии со всем клиром и паствой».

Ранее, в 2000 году Священный Синод Русской Православной Церкви рассмотрел вопрос о введении идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и не нашел в нем ничего антихристанского. В заявлении Синода от 7 марта 2000 года подчеркивалось: «Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры».

Церковь наличие «печати Антихриста», «предпечати» и прочих антихристианских символов и атрибутов в ИНН, паспортах и современных электронных средствах не усматривает.

Но мнение Церкви для новораскольников не является авторитетным. Они ищут подтверждения своим домыслам в сомнительных «источниках». Новораскольническое движение активно генерирует в себе почитание целого сонма новых «святых», не канонизированных Русской Православной Церковью. К таковым, например, относятся: «Вячеслав Чебаркульский», «Пелагея Рязанская», «старец Алексей Пензенский» и мн. др. Книги об этих т.н.«святых», помимо прочего, изобилуют «пророчествами» о «чипах», «карточках» и средствах прихода в мир Антихриста. Из этой ложной литературы, маскирующейся под православную, и черпают вдохновение идеологи новораскольнического движения.

Новораскольническая псевдоправославная идеология формирует у адептов крайнее неприятие окружающего мира. Вынуждает людей менять место жительства, уходить из семьи, жить в постоянном страхе. И этот страх не имеет ничего общего со страхом Божиим, которому научает нас святоотеческое наследие. Это страх перед Антихристом. Православные христиане, впитывая эти ложные идеи, сосредотачивают все свое внимание не на духовной жизни по заповедям Христовым, а на том, как максимально скрыть себя от электронных систем, от государства, подменяя этой вредной суетой, подлинное духовное делание.

Ярасов Алексей Викторович,

Заместитель руководителя Миссионерского отдела Тульской епархии РПЦ МП,

XXVIII Международные Рождественские образовательные чтения,

Храм Христа Спасителя,

Белый зал,

26 января 2020 года.

 

Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки