-
Дата создания: 1511
-
Техника: Фреска
-
Материал: темпера
-
Размер: 570×280
-
В Библии: Быт. 2:7-25
-
Оригинал: Сикстинская капелла, Ватикан
Сюжет
«Сотворение Адама» является самой живописной фреской Сикстинской капеллы, которая находится в Ватикане. Фреска, написанная в 1511 году, входит в композицию, состоящую из девяти фрагментов, изображенных на потолке старинного здания. В основе художественной композиции лежит библейский сюжет из Книги Бытия. Фреска является четвёртой по счету и иллюстрирует слова Писания: «И сотворил Бог человека по образу Своему» (Быт. 1:27).
Описание
Микеланджело в изображении Бога-Творца как художник Ренессанса, опирается на античную эстетику, используя реалистическое изображение.
Бог представлен им в образе седовласого Старца, облаченного в розовую тунику, в окружении ангелов. Десница Бога — а образ десницы Божией является символом Божественного действия — направлена в сторону Адама. Поза Адама в какой-то мере соответствует позе Создателя, что указывает на него как на созданного по образу и подобию Божию. С другой стороны положение его корпуса повторяет и очертания скалы: он — творение Божие, как и весь созданный Богом мир. Рука Адама вытянута вперед, в сторону Создателя — знак принятия им «дыхания жизни»: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт.2:7).
Микеланджело помещает встречный жест двух рук, почти соприкасающихся пальцев, в самый центр фрески и выдерживает паузу, чтобы усилить воздействие образов на зрителя. Выбирая из истории сотворения человека именно этот аспект, Микеланджело как художник Ренессанса с его идеей гуманизма делает акцент на творческой составляющей души Адама. По его мнению, способность творить и создавать – один из ценнейших даров, данных человеку свыше.
История
Потолок капеллы художник расписывал с 1508 по 1511 годы по приказу папы Юлия Второго. До него уже имелась роспись, над которой потрудились такие известные художники, как Сандро Боттичелли и Доминико Гирландайо. Но из-за образовавшейся трещины, папой было принято решение переписать фрески заново. Микеланждело разработал иконографическую программу росписи, он также подобрал материалы и приступил к работе. В росписи плафона Сикстинской капеллы художник показал себя выдающимся мастером. Капелла расписана стилем «буоно фреско». Во время реставрации фрески в 1980-1999 гг. было выяснено, что на протяжении всего времени подсобные работы и архитектурные имитации мастеру помогали выполнять коллеги из Флоренции: Дж. Буджардини и Ф. Граначчи, а также его ученик А. Кондиви.
Рекомендуемая литература
- Адам Азбука веры
- Человек Азбука веры
- Толкования на Бытие 2:7
- Тест: Творение мира и человека
- Сотворение человека митр. Иларион (Алфеев)
- Адам Библейская энциклопедия
- Человек – венец творения протопресв. Михаил Помазанский
- Сотворение человека митр. Иларион (Алфеев)
- О сотворении Адама по образу и подобию Божию прот. Константин Буфеев
- Когда умер Адам? митр. Калужский и Боровский Климент
- Генеалогическое древо от Адама и Евы до Иисуса Христа
Комментировать