Церковь Василия Блаженного

Церковь Василия Блаженного

Сюжет

Перед зрителем излюбленный жанр художника – пейзаж с изображением собора Василия Блаженного. Романтически настроенный художник был убежден, что именно пейзажем можно «зажечь человеческое сердце и направить его к добру».

Описание

Москва Златоглавая – так называли столицу неслучайно: множество храмов, купола которых украшали улицы древнего города. Москва город древний, город славный, в котором насчитывалось более 800 храмов и часовен, среди них 30 монастырей. Больше всего их было в историческом центре города – Кремле и его окрестностях. Но наибольшее восхищение у всех путешественников, посетивших Москву, вызывает храм Василия Блаженного, или Покровский Собор, ставший украшением Кремля.

Художник запечатлел Покровский Собор зимой, когда разноцветье куполов собора укрыто снегом и шатровые главы похожи чем-то на рождественские елки. Вокруг собора суета. Заснеженные улицы полны народа, который в суете рождественского праздника бежит, спешит, с трудом пробираясь через сугробы, домой, в тепло домашнего уюта.

Резвится у собора детвора, спускаясь на салазках с горки, бросаются снежками мальчишки, примостившись ловко у ограды, по улице бежит повозка с богомольцами, на первом плане женщины, идут со службы, закутавшись в платки и спрятав руки от мороза в муфту.

Но главный персонаж здесь храм – величественный и прекрасный, с взметнувшимися куполами ввысь, расцвеченный узорочьем причудливых и дивных форм на фоне пасмурного зимнего неба и заснеженной улицы. Как хочется войти в уютное тепло притвора, пройдя по галерее маленьких церквей, спуститься в тесное пространство темного подклета и снова выйти на морозное крыльцо, украшенное каменной резьбой.

Художник мастерски изобразил рождественскую атмосферу праздника, седое небо, белый рыхлый снег и пеструю толпу людей на главной площади столицы у башен древнего Кремля.

История

Работа написана предположительно в 1916-17 гг. Известно, что этюд к этой картине экспонировался на III выставке этюдов, эскизов и рисунков Товарищества передвижных художественных выставок в декабре 1916 года в Петрограде.

В каталоге посмертной выставки Н.Н. Дубовского, которая состоялась в Государственном Русском музее в 1938 году, в списке произведений за 1916 год упомянут данный пейзаж с указанием, что работа принадлежит сыну художника С.Н. Дубовскому.

Рекомендуемая литература

Комментировать

 

2 комментария

  • Виталий, 15.08.2024
    Сколько можно кичиться безграмотностью? На таком сайте!
    1.Собор украшает не Кремль, его адрес: Москва, Красная площадь,7.
    2.Женщины В ПЛАТКАХ, но с одной МУФТОЙ?
    3.Узорочье — красивый термин, но опять не правильно использован,т,к. это СТИЛЬ.
    Вообщем, прекратите писать отсебятину. Модератор, пожалуйста, обратите внимание на очередное безобразие, ваш сайт достоин лучшего! Можете не показывать отзыв, как обычно, главное — прочитайте и сделайте выводы.
    Ответить »
    • kozhelga, 18.08.2024
      Простите, но отсебятину не пишу. Перед каждым комментарием читаю литературу, смотрю каталоги.
      Начнем с первого пункта.Храм Покрова на Рву — таково название церкви. Ров — граница Кремля. Если бы церковь находилась за рвом то, да, она не имела бы отношения к Кремлю.
      Возможно, вы имели в виду современный вид. Пусть будет так. Но даже если говорить о современном состоянии, то Красная площадь входит в ансамбль Кремля, она за кремлевской стеной, но является неотъемлемой частью архитектурного целого. Не случайно в новостях, по телевидению употребляют следующее выражение: «Москва. Красная площадь Кремля», хотя формально в настоящее время есть храмы Кремля, а есть Собор Василия Блаженного на Красной площади, который с 1923 г. является филиалом Исторического музея. Следует отметить, что границы современного Кремля отличны от границ Кремля 16-17 вв., когда храм был возведен и постепенно достраивался, менялся до конца 19 века.Само название «Храм Покрова на Рву», подчеркиваю: на рву,а не за рвом, свидетельствует о том, что он строился все же пределах Кремля.
      Пункт второй: платки — в них женщины, и это понятно. Одна из них держит муфту. Другие — без этого замечательного предмета.
      Слово «узорочье» относится не только стилю. Отсылаю вас к словарю:

      узо́рочье

      1. устар. резьба по дереву как вид декоративного искусства

      2. резные украшения в архитектуре

      3. перен. богатство, роскошь, драгоценности ◆ Но не будет уж бора, синей зимней тишины и золотой летней, и только сказочники, с пёстрым узорочьем присловий, расскажут о бывалом, о волках, о медведях, о важных зеленошубых столетних дедах, о Руси. Е. И. Замятин, «Русь», 1923 г. (цитата из НКРЯ)

      Но даже если остановиться только на архитектурном стиле, то в различных описаниях и каталогах иногда пишут об узорочье как элементах стиля, относящихся к данному храму. Узорочье появляется в 17 веке, когда возводился храм, правильно, о нем не могло быть и речи. Он совсем по-другому выглядел. Однако постоянные перестройки внесли элементы этого стиля, подчеркиваю: элементы. Какие? Резные пилястры, фронтоны, висячие гирьки и пр. Вы эту гирьку легко найдете на любой фотографии храма.Это уже третий пункт.
      Ответить »