Канун Пасхи

Канун Пасхи
  • Дата создания: 1916
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: ?

Сюжет

На картине изображено празднование великого праздника: Светлого Христова Воскресения.

Описание

Борис Кустодиев – один из самых ярких русских художников XX века. Его работы привлекают внимание своим оригинальным и самобытным стилем. Они уникально передают русскую культуру и традиции и являются настоящим сокровищем в мире искусства. В своём творчестве живописец уделял большое внимание православным праздникам.

Пасха – это «праздников праздник» в церковном календаре, и Борис Кустодиев создал немало замечательных картин, посвящённых этому дню.

На этой картине живописец изобразил начало пасхальной службы, людей, несущих свечи, и православный храм на фоне ясного звёздного неба. На таинственном темно-синем фоне сумерек виден силуэт православного храма, вероятно и освященного во имя Воскресения Христова. Окна храма и рядом стоящей колокольни ярко освещены радостным светом, словно подчеркивая, что за этими стенами свершается подлинное чудо. Вокруг храма – толпа людей, несущих свечи, стоят упряжки с лошадьми, переминающимися на месте в ожидании. С нетерпением замер народ: все с нетерпением ждут начала крестного хода.

Художнику удалось передать атмосферу праздника – радостное ожидание и суету. Можно даже сказать, что Пасха на картине достаточно ранняя, поскольку рядом с храмом лежит снег, а на деревьях еще нет листьев. Интересное сочетание жёлтого света горящих свечей и белого света вечерних звёзд. Торжество и ликование! Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Художник показывает себя как мастера колорита: сочетание синего и желто-оранжевого, звездное прозрачное небо и горящие пасхальные огни: все ликует и сияет, огромная икона Спасителя смотрит на людей, спешащих в храм.

Критика

А.В. Луначарский в 1907 году назвал Б.М. Кустодиева реалистом, а В.В. Воинов, первый его биограф и автор монографий о нем, выделяет слова художника: «…все мои картины – сплошная иллюзия…» – как определяющие его творчество. «Только неимоверная любовь к России могла одарить художника… такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей», – говорил Фёдор Шаляпин.

Большинство критиков, писавших о художнике, подчеркивали в его произведениях «правду о России», другие видели в художнике «фантазера», «сказочника», а о его произведениях говорили как о вызывающих «ощущение грезы». Известный исследователь Н. Докучаева так оценивает творчество художника: «Создавая обобщенный образ русской провинции, России, Кустодиев ищет такого обобщения, которое убеждало бы конкретно узнаваемыми деталями, дословными цитатами из виденного им в реальности. Он позволяет себе сочетать в одном полотне виденное им в разных городах и местах, но это не хаотическая, случайная и произвольная смесь, а строго организованное целое, где частности подтверждают главное и рождены общим.

В том, как сочетается в творчестве художника «разноместное», есть свои закономерности: чаще всего архитектура и природный рельеф в его картинах связаны с Верхней Волгой – обычно это правый гористый берег, характерные спуски к реке. В воображении художника могут обобщаться впечатления от Костромы, Кинешмы, Решмы, Борисоглебска, Плеса, но всегда это Верхняя Волга, преимущественно от Ярославля до Нижнего Новгорода. То же можно сказать и об архитектурном облике мест, изображенных художником: разнообразие их форм также укладывается в определенные хронологически-стилевые границы. Излюбленные Кустодиевым формы храмовой архитектуры – это традиционное русское пятиглавие, классическая ротонда с портиком, небольшая однокупольная церковь с четырехскатной изогнутых очертаний крышей, получившая большое распространение в верхневолжских городах и селах, трех- или четырехъярусные храмы «восьмерик на четверике», особенно характерные для народной архитектуры Верхнего Поволжья.

Колокольни церквей, изображаемые Кустодиевым, имеют или шатровую форму, уходящую своими истоками в народное зодчество, – такие колокольни, хрупкие и стройные, вытянувшиеся как свечи, часто встречаются на Верхней Волге, – или это колокольни с барочными волютами и вытянутым шпилем, как колокольня Успенского собора в Кинешме. Это указывает на их петербургское (от Петропавловской крепости) происхождение. Такие колокольни получили большое распространение в бывшем Кинешемском уезде в конце XVIII века».

Рекомендуемая литература

Комментировать

1 Комментарий

  • Оксана, 16.08.2024

    Картина, как почти все работы мастера, якая, наполненная ощущением радости. Но есть в ней и нечто особенное – ощущение чуда. Это ощущение создается, в том числе, и контрастом холодных и теплых цветов – на фоне ночного неба буквально пылает светом православный храм. Огоньки свечей, которые держат люди — много людей и много свечей — становятся как бы частью этого общего свечение, прорвавшего ночную тьму, выражающее всеобщее ликование.
    Крест вроде бы лишь обозначен, но все-таки четко прочитывается в ночной синеве среди звезд. Композиция строится так, что мы, зрители, смотрим на все немного снизу вверх, что дает работе соответствующее направление.
    Это и точно увиденное, запечатленное, но увиденное сквозь взгляд художника, который точно понимал главное, понимал значение жизни, знал о победе Жизни над смертью. Иначе как бы он смог последние 15 лет жизни создавать свои яркие, праздничные произведения в тех муках, которые несла с собой его болезнь, да еще и в послереволюционные тяжелые годы…

    Ответить »