Московский Кремль. Соборы

Московский Кремль. Соборы

Описание

Картина «Московский Кремль» сохранила для истории один из видов разрушенного впоследствии памятника церковной архитектуры. За Спасской башней, почти вплотную примыкая к Кремлевской стене, изображен Вознесенский монастырь. Эта обитель была основана в конце ХIV века княгиней Евдокией Дмитриевной – женой московского князя Дмитрия Донского в память о Куликовской битве. Монастырь простоял на территории Кремля около шести столетий. Был разрушен в 1929 году.

На протяжении столетий панорама Московского Кремля своей красотой и величием привлекала внимание поэтов, прославлявших его велеречивыми одами, иконописцев и художников, посвящавших московской твердыне живописные серии полотен. Сердцем столицы по праву считается грандиозный комплекс соборов, церквей, обнесенных мощной крепостной стеной. Запечатленный Аполлинарием Михайловичем Васнецовым вид Кремля открывался из окон мастерской художника, который на протяжении десяти лет снимал квартиру в третьем этаже Кокоревского подворья на Софийской набережной. Именно в это время в живописце пробудились любовь и интерес к истории города и архитектурному наследию допетровской Руси, чья красота была передана им в целом цикле картин. Торжественным гимном, исполненным восхищения «Москвой-матушкой», предстает изображение величавых белокаменных стен соборов Кремля, искрящееся на солнце золото куполов. В центре возвышается Архангельский собор, издревле служивший усыпальницей московских князей. Слева от него, как в просторечье говорилось, «на царском дворе у сеней», расположен Благовещенский собор – придворный храм княжеской династии. Главным же святилищем Москвы и сокровищницей ее древностей исстари был Успенский собор. С конца XV века этот собор служил главным кафедральным собором Русской православной церкви, где совершалось коронование и помазание на царство российских монархов.

История

Образ исторического города является центральной темой в творчестве Аполлинария Михайловича Васнецова. Впервые к памятникам столицы он обратился в конце 1870-х, с тех пор создавая уникальную художественную летопись. С 1890-х годов и до конца своей жизни он работал над картинами, посвященными истории Москвы. Аполлинарий Васнецов считал образ города одним из сильнейших воплощений культуры. Он говорил о том, что история города отражает не только историю одного края, но и историю целой эпохи. Центральный образ не только города, но и всего государства Российского – Московский Кремль. Васнецов был поражен обликом старинного Кремля. Он жил неподалеку от него, на Остоженке, и любимыми маршрутами художника были прогулки вокруг Кремля, во время которых он любовался старинными стенами, башнями, соборами, чтобы потом перенести их на холсты.

Работая над образами столицы, художник сблизился с историками и археологами, стал членом Московского археологического общества, а затем и почетным председателем Комиссии по изучению старой Москвы. Изучал древние иконы и руководил реставрацией. Воссоздавал облик города не только на своих полотнах, но и в реальной жизни.

Рекомендуемая литература

Комментировать

 

3 комментария

  • Пилигрим, 21.05.2025
    Цветовая разноголосица у меня как-то не складывается в гармонию, как к примеру на картинах, скажем, Малявина или Архипова. Просто пёстро и всё на этом. имхо.
    Ответить »
    • kozhelga, 22.05.2025
      В этом есть своя правда. Однако, если смотреть картину издали, то все совсем по-другому. Подобное мы видим на полотнах некоторых импрессионистов.
      Ответить »
  • alksen, 13.07.2025
    Наверное, потому, что глубоко и внимательно изучал Аполлинарий Михайлович Васнецов сохранившиеся древние памятники, природу, он умел так глубоко в исторических своих работах проникать в прошлое, угадывать его настолько, что, кажется, все видел он собственными глазами и изображал с натуры. Его картина «Московский Кремль. Соборы» посвящена современности, Васнецов пишет 1894 год, но прекрасные белые стены соборов, сияющие золотом купола, красно-кирпичные башни, зеленые крыши создают особый праздничный лад, звучащий как гимн древним сооружениям, гимн нашей русской древней истории.
    Вообще цветовая палитра такая, что, кажется, видимое художник появляется и проявляется из прошлого — и за городским пейзажем конца XIX века он угадывает век XV, XVII…
    Разные ритмы — набережной, завершения стен, закомар, башен и соборов в целом — складываются в единую мелодию, звучащую торжественно и радостно.
    Ответить »