Мученик на арене цирка

Мученик на арене цирка

Сюжет

Перед нами исторический сюжет казни первых христиан, которая была подробно описана известными римскими историками. Среди них самое подробное изложение видов казни первых христиан мы находим у Тацита: «умерщвление христиан сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обречённых на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения» (т. н. tunica molesta). В дальнейшем традиция была продолжена другими императорами, перенесена на арену, и собак сменили более крупные хищники.

Таким образом для христиан быть брошенным на съедение львам оказалось одним из «популярных» способов мученичества. Как отмечают исследователи смертной казни, на растерзание отдавали именно христиан, поскольку «этим способом казнили рабов, провинциалов и вообще лиц низшего класса».

Описание

На картине мы видим юношу-христианина, отданного на растерзание диким зверям. Перед ним изогнулся готовясь предпринять прыжок разъяренный тигр. Как бы играя со своей добычей, он полулег, упершись передними лапами на землю, ощерив пасть, он смотрит на свою жертву, выжидая удобный момент, чтобы броситься на нее. Вокруг арены цирка собрались зрители, ожидая развязки: гибели приговоренного к смерти. Они с нетерпением смотрят на середину арены, подбадривая разъяренного зверя гиканьем и криками, бросая поношения в сторону побледневшего от страха и ужаса юноши, проживающего свои последние минуты.

Но встретившись со смертью, христианин сложив руки на груди, возносит молитвы к Богу, уповая на Создателя, моля его о милости и спасении, но не телесном, а духовном, ведь там за гранью земного бытия совсем иная жизнь.

Чем ближе смертный час, тем громче рев толпы, не понимающей, не знающей той сладостной любви к Создателю, которая дает надежду, которая наполняет жизнь глубоким смыслом. Но что же жизнь для большинства, собравшихся ради забавы здесь, нетерпеливо ожидающих развязки? Игра, иллюзия, обман… Но для христианина все иначе, и даже те страдания и муки имеют смысл: они ведут к спасению, к той долгожданной встрече с Богом, которую так чаяли ученики Христовы.

Художник выделяет мученика ярким светом: его лицо, большие темные глаза и скрещенные руки на груди являются свидетельством глубокой веры. Кровавые пятна, истерзанное тело на заднем плане в конце арены ближе к зрителям передает тот ужас, те невыносимые страдания приговоренных к смертной казни христиан, принявших смерть во имя жизни вечной во Христе. Толпа представлена безликой, безразличной к мукам человеческим, она беснуется, кричит и рукоплещет.

Художник с мастерством психолога передает накал страстей на сцене, где зритель будто сам становится свидетелем, как будто бы ступая на арену цирка, подобно мученику, чувствующему близость смерти.

История

Картина написана в 1869 году, когда художник возвратился из заграничной поездки в Россию.

Рекомендуемая литература

Комментировать