Первомученик Стефан

Первомученик Стефан
  • Дата создания: 1860
  • Техника: Гравюра
  • Материал: Дерево
  • В Библии: Деян. 7:55-60

Сюжет

Художник обращается к известному сюжету, взятому из Книги Деяний – мученической смерти Святого Стефана, который был апостолом из числа семидесяти и служил церкви в дьяконском чине в «ежедневном раздаянии потребностей» (Деян. 6:1). Вступив в религиозный спор с представителями синагоги, Стефан был привлечен к суду Синедриона, где по ложному обвинению он был приговорён к смерти. После его пламенной речи в свою защиту, разгневанная толпа побила мученика камнями. «Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил» (Деян. 7:55-60).

В религиозной живописи первомученик архидиакон Стефан обычно изображается в дьяконском облачении молодым, безбородым и с тонкими чертами лица. На ранних изображениях в руке мученик держит пальмовую ветвь, символ победы над смертью. Позднее к его изображению прибавляются камни, как орудия мученической кончины.

Описание

Юлиус Шнорр с глубоким психологизмом иллюстрирует известный сюжет из Книги Деяний Апостолов.

Используя многофигурную композицию, художник в центре показал коленопреклоненного Стефана, облаченного в диаконскую одежду. Взор его обращен к небесам, руки сложены в молитвенном жесте. Видя Славу Господню, он обращается к своим гонителям, которые, не слушая его призыв обратиться к Господу, продолжают побивать юношу камнями. Палачи изображены полуобнаженными, их сильные мускулистые тела контрастируют с хрупкой фигурой юноши. Через напряжение мышц и динамику художник передает эмоциональный накал толпы, объятой яростью.

За сценой наблюдают иудеи, стоящие чуть поодаль. Они неспешно обсуждают происходящее событие и их спокойствие равносильно одобрению.

Недалеко от них, внизу, на огромный каменный валун облокотился молодой человек – это Савл, будущий апостол Церкви Христовой. Здесь он предстает еще как гонитель христиан, но художник показывает, что сцена казни вызывает в нем двойственные чувства: с одной стороны Савл не препятствует побиению Стефана, а с другой — задумывается над речью мученика, обращенной к присутствующим иудеям. Опустив голову, он отводит свой взор от душераздирающей сцены, которая вызывает в нем внутреннее противление.

На втором плане показан город, мощные стены зданий отбрасывают густую тень на стоящих иудеев. Слева виднеются залитые солнцем горные вершины. Чередование света и тени в пейзаже создает атмосферу напряженного ожидания.

История

В 1848 году Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, став профессором Дрезденской академии, посвятил себя религиозному искусству. Важнейшим трудом этого творческого периода стало осуществление задуманного еще в Риме издания иллюстрированной Библии, которое вышло в свет в Лейпциге в 1852-1860 годах и принесло художнику обширную популярность во всей Европе. Книга содержит в себе 240 рисунков, гравированных на дереве.

Рекомендуемая литература

Комментировать