Уничтожение воинства фараона

Джон Мартин (1789–1854)
Уничтожение воинства фараона
  • Дата создания: 1836
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: ?
  • В Библии: Исх. 14:26,29

Сюжет

В основу картины положен эпизод из жизни Моисея, связанный с преследованием фараоном израильского народа, решившего, согласно с волеизъявлением Божиим, оставить египетскую землю. Моисей взял на себя великую миссию – довести израильтян до земли Ханаанской. Бог указывал избранному народу путь днём с помощью столпа облачного, а ночью – огненного. У берега Чермного моря колесницы фараона настигли беглецов, и Господь, явив через Моисея Свою волю, сотворил чудо, сделав так, что морские воды расступились, образовав спасительный проход. Израильский народ прошел по этому проходу, но когда египтяне последовали за ним, воды сомкнулись: «И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их. …А сыны Израилевы прошли по суше среди моря: воды [были] им стеною по правую и [стеною] по левую сторону» (Исх. 14:26,29).

Описание

Художник строит динамичную композицию, в которой гигантские морские волны, освещенные кроваво-красным заревом заката, бросаются и накатывают на египетское войско, погребая его в бушующей пучине. Мы видим только уходящие под воду остатки боевых колесниц и трупы погибших воинов, выброшенные на берег. Небо, покрытое густыми тёмными полосами туч, усиливает ощущение ужаса и безысходности при виде бушующего шторма. На берегу изображена фигура Моисея с поднятым жезлом. Рядом с ним – богоизбранный народ, перешедший посуху расступившиеся чудесным образом морские воды. Центр росписи – горизонталь небес, освещенных кровавым заревом заката. Закручивающаяся в спираль волна создает контраст с каменистым берегом, на котором мы видим спасшихся людей.

Художник показывает всю силу и мощь Божественного гнева, обрушивающегося на нечестивого и вероломного фараона, не пожелавшего подчиниться Божественному волеизъявлению.

История

Джон Мартин – основоположник романтизма в Англии прославился своими большими и мелодраматичными картинами на религиозные темы и фантастическими композициями, наполненными мелкими фигурами, помещенными во впечатляющие пейзажи. Картины и сделанные с них гравюры пользовались большим успехом у широкой публики – в 1821 году Томас Лоуренс назвал Джона Мартина «самым популярным художником своего времени».

Рекомендуемая литература

Комментировать