В последний путь

В последний путь
  • Дата создания: 1917-1918 гг.
  • Техника: Акварель
  • Материал: Бумага
  • Размер: ?

Сюжет

Сюжет похорон был излюбленной темой русских художников-передвижников. Автор переносит сюжет в революционный Петроград.

Описание

На картине мы видим промозглый зимний день с нависшим хмурым небом, с кроваво-красным закатом, окутанный сероватой дымкой. На первом плане зритель видит траурную процессию, которая шествует по пустынной улице мимо грязно-желтого уродливого дома с заколоченными окнами и обрывками рекламы или плаката с неразборчивой надписью: то ли «бал», то ли «боль», то ли какая-то невнятная аббревиатура революционного новояза – оплеванная и измаранная праздношатающимся сбродом. Именно эта сырая бумага, наклеенная на фанеру, показывает весь трагизм и ужас творящегося абсурда. Перед нами – плоды революции, которая начиналась с вдохновенных мечтаний интеллигенции построить рай на земле, где все будут счастливы, где откроется блестящее будущее без забот и тягот. Однако революция всегда пожирает своих детей – ненасытное чрево города, равнодушная толпа, бредущая неведомо куда в этот промозглый холодный и голодный день и одинокая женщина, которую поддерживает священник. Она бредет почти полуслепая в никуда, автоматически передвигаясь словно тень, для нее нет ни настоящего, ни будущего. Как горька и безысходна эта боль одиночества. Старенький священник в облачении идет с опаской, сосредоточившись в молитве. Он тоже в этом дивном новом мире чуждый элемент. Решившись на отпевание – о времена, о нравы – в такие времена, подобно первохристианскому подвижнику он ведет за собой, точнее тянет эту странную полупризрачную процессию. Их путь на кладбище, к единственному месту, где можно уединиться в молитве без страха быть застигнутым, без страха жить в этом аду, дыша его отравленными парами. Бредущий за санками мальчик – он тоже лишний в мире сем, подталкивая санки с гробом, подобно автомату он движется вперед, туда, где царствует покой. Здесь смерть желанна и прекрасна, ибо это переход в вечность, а жизнь уродлива, кошмарна, безысходна – она есть ад, она пустая оболочка, призрак жизни. Пустые мертвые глазницы окон – вот что такое революция! В ней слышна поступь апокалиптического бледного коня в мертвящей пустоте отверженного города Петра.

Все колористические, композиционные соотношения, выбор деталей тщательно выверены и отобраны художником: нависающие тучи (словно метафора давящего горя) как будто заставляют вдову еще больше нагнуться. Обманчивый просвет на небе не сулит надежды и радости, а скорее напоминает раскрывшуюся пасть чудовища – Левиафана, готового вскоре поглотить и священника, и вдову и ее сына, вслед за мужем, ушедшим в иной мир.

История

Картина была написана в годы, когда художник, вдохновленный февральской революцией, не принял события последующего октябрьского переворота. В 1917 году Иван Владимиров вступил в Ассоциацию художников революционной России. В дальнейшем художник создавал работы по историко-революционной, героической и военной тематике. В 1917-1918 годах Иван Алексеевич работал в Петроградской милиции, что позволяло ему видеть работу власти изнутри. В эти годы он делает сатирические зарисовки в технике акварели. Художник – мастер реализма – делает отсылку к знаменитой картине «Проводы покойника» известного Василия Перова. Обратиться к этой теме его заставили трагические события, происходившие в Петрограде, которым художник посвятил цикл своих работ.

Рекомендуемая литература

Комментировать