Траур

***

Тра́ур (нем. trauer — скорбь, печаль) — скорбь по умер­шим, выра­жа­е­мая как во внеш­нем обла­че­нии его близ­ких, так и в их уси­лен­ной молитве.

В цер­ков­ной тра­ди­ции усоп­ший чело­век в тече­ние сорока дней после кон­чины име­ну­ется ново­пре­став­лен­ным. Первым счи­та­ется день кон­чины, даже если смерть про­изо­шла за несколько минут до полу­ночи.

Бого­слу­жеб­ным обла­че­нием свя­щенно- и цер­ков­но­слу­жи­те­лей на заупо­кой­ных бого­слу­же­ниях явля­ется белый цвет, сим­во­ли­зи­ру­ю­щий Боже­ствен­ный Свет, в область кото­рого пере­се­ля­ется почив­ший хри­сти­а­нин.

Свя­ти­тель Феофан Затвор­ник: «Давайте пла­кать о почив­шем… Но пла­кать по-хри­сти­ан­ски!» Это значит, что в наших слезах не должно быть без­на­деж­но­сти и отча­я­ния. Это раз­лука не навсе­гда, но лишь на какое-то время. В свое время все мы встре­тимся за поро­гом этой жизни”.

***

Сколько дней носят траур по усоп­шему?

Суще­ствует тра­ди­ция соро­ка­днев­ного ноше­ния траура по усоп­шему близ­кому чело­веку. По Пре­да­нию Церкви на соро­ко­вой день душа умер­шего полу­чает опре­де­лен­ное место, в кото­ром она будет нахо­диться до вре­мени Страш­ного Суда Божия. Именно поэтому до соро­ко­вого дня тре­бу­ется уси­лен­ная молитва о про­ще­нии грехов усоп­шего, и внеш­нее ноше­ние траура при­звано спо­соб­ство­вать внут­рен­ней сосре­до­то­чен­но­сти и вни­ма­нию к молитве, удер­жи­вать от актив­ного вовле­че­ния в преж­ние житей­ские дела. 

Имеет ли зна­че­ние коли­че­ство цветов, при­но­си­мых на могилу?

Нет, не имеет. Это свет­ский обычай, к цер­ков­ной жизни он не имеет ника­кого отно­ше­ния.

Надо ли закры­вать зер­кало, если кто-то из родных умер?

Обычай заве­ши­вать зер­кала в доме, где про­изо­шла смерть, частично про­ис­хо­дит из пове­рья, что тот, кто увидит в зер­кале этого дома свое отра­же­ние, тоже скоро умрет. «Зер­каль­ных» суе­ве­рий много, неко­то­рые из них свя­заны с гада­ни­ями на зер­ка­лах. А там, где магия и кол­дов­ство, неиз­бежно появ­ля­ются страх и суе­ве­рия. Заве­шан­ное зер­кало никак не влияет на про­дол­жи­тель­ность жизни, кото­рая все­цело зави­сит от Гос­пода.

Верно ли пове­рье, что до соро­ко­вого дня нельзя ничего отда­вать из вещей умер­шего?

Хода­тай­ство­вать за под­су­ди­мого нужно до суда, а не после него. После смерти, когда душа про­хо­дит мытар­ства, совер­ша­ется суд, надо хода­тай­ство­вать за нее: молиться и совер­шать дела мило­сер­дия. Надо совер­шать дела мило­сер­дия за усоп­шего: раз­да­вать вещи умер­шего, поку­пать свя­щен­ные книги и дарить веру­ю­щим со дня его смерти до соро­ко­вого дня и после него. 

Пере­но­сить ли сва­дьбу по при­чине траура по род­ствен­нику?

 Канон визан­тий­ского сбор­ника «Алфа­вит­ная син­тагма» Матфея Вла­старя (XIV в.) пред­пи­сы­вает, что траур по почив­шим род­ствен­ни­кам не явля­ется при­чи­ной для пере­носа заклю­че­ния брака.

***

из книги свщисп. Нико­дима (Милаша) “Пра­во­слав­ное цер­ков­ное право”:
В греко-рим­ском зако­но­да­тель­стве было обра­щено боль­шое вни­ма­ние на год траура, кото­рый жена должна была носить после смерти мужа, вслед­ствие чего ей строго вос­пре­ща­лось выхо­дить замуж в про­дол­же­нии этого вре­мени. Пред­пи­са­ния греко-рим­ского зако­но­да­тель­ства в этом отно­ше­ния были вполне при­няты и цер­ко­вью. Самый траур выра­жал ува­же­ние, кото­рое жена должна отда­вать памяти своего мужа; он был уста­нов­лен и для мужа после смерти жены. Отно­си­тельно жены траур пред­пи­сы­вался еще в виду того, чтобы не воз­ни­кало ника­ких сомне­ний об отце ребенка, кото­рый мог бы родиться после смерти мужа. Новей­шее зако­но­да­тель­ство сокра­тило этот срок на шесть меся­цев со дня смерти мужа.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки