-
Дата создания: 1510
-
Техника: масло
-
Материал: дерево
-
Размер: 21.6×35.4 cм
-
В Библии: Быт. 4:3–4
Сюжет
Сюжет воспроизводит известную историю о Каине и Авеле, изложенную в Священном Писании, в Книге Бытия. Суть этой истории такова. У Адама и Евы были дети. Младший сын Авель, был скотоводом (пастырем овец), а старший – Каин – земледельцем. Однажды оба они принесли жертву Богу – один со всей искренностью и чистотой сердца, другой – с пренебрежением. «Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел» (Быт. 4:3-4). Воспылав злобой к Авелю, завистливый Каин становится братоубийцей, а его младший брат – первым мучеником на земле.
Описание
В центре композиции – Авель, в молитвенном предстоянии опустившийся на колени перед жертвенником, на котором уготовано приношение Богу. Его взор обращен к небу. От его жертвенника с дровами и возложенными дарами поднимается ровный столб дыма, который вертикально восходит в небеса, сливаясь с облаками. Здесь же, на противоположном конце жертвенника мы видим Каина изо всех сил дующего на тлеющие угли. Он словно украдкой с завистью взирает на брата и его жертву. Эта часть жертвенника покрыта клубами густого дыма. Образ Каина являются полной противоположностью образу умиротворенного Авеля. Авель замер в спокойном благоговейном состоянии, а Каин прилагает колоссальные усилия. Он изо всех сил дует на огонь, а в ответ чёрный дым поглощает его лицо. Чем труднее усилие, тем больше сажи и гари залепляет глаза.
Каин – плотский, приземленный человек; его раздражает Авель – человек духовный. Непринятие и непонимание иной, отличной от своей, системы ценностей жизни, обличает, не дает спокойствия злому и завистливому сердцу Каина. Рядом с жертвенником мы видим плащ и брошенную на него дубину, свидетельствующую о злом умысле Каина, решившего убить своего брата.
Примечательно, что художник изображает два облака, разделенные дымом сжигаемой жертвы. Одно на стороне Каина, другое на стороне его брата. И пока Каин старается разжечь огонь, облако над ним рассеивается, зато из облака над Авелем исходит луч, и мы понимаем, чья жертва принята.
Критика
Мариотто Альбертинелли был, по словам Джорджо Вазари, «человеком весьма беспокойного нрава, покорствующим своей плоти в делах любовных, и очень весёлым в повседневной жизни».
Коллеги упрекали его в легкомыслии, и, словно в подтверждение их слов, Мариотто Альбертинелли бросил заниматься живописью. Решив заняться делом более низким, но зато менее утомительным и более весёлым и, открыв превосходнейшую харчевню за воротами Сан-Галло, а у Понте-Веккьо таверну и харчевню, занимался этим делом много месяцев, говоря, что он выбрал искусство, в котором нет ни анатомии, ни ракурсов, ни перспективы и, что самое главное, за которое никто не оскорбляет, а что в том искусстве, которое он бросил, все как раз наоборот, потому что то изображало мясо и кровь, а это наливало кровью и наращивало мясо; и здесь каждый день слышишь, что тебя за доброе вино хвалят, а там только и слышишь, как тебя ругают.
Однако надоело ему и это и, устыдившись занятия столь недостойного, он снова вернулся к живописи и во Флоренции писал картины и расписывал дома граждан.
Рекомендуемая литература
- Авель Азбука веры
- Жертва Азбука веры
- Зависть Азбука веры
- Толкования на Бытие 4:2
- Тест: Книга Бытия
- Праведный А́вель, сын Ада́ма
- Каин Библейская энциклопедия
- Каин и Авель прот. Олег Стеняев
- Каин и Авель схиархим. Пантелеймон (Агриков)
- Жизнь Каина и Авеля свт. Филарет Московский
- Беседа 19 на книгу Бытия свт. Иоанн Златоуст
- История Каина и Авеля в Великом покаянном каноне еп. Виссарион (Нечаев)
- Каин и каиниты свящ. А. Петровский
Комментировать