Зависть

***

За́висть – скорбь о благе ближ­него. Край­ней сте­пе­нью зави­сти явля­ется жела­ние зла тем, кому зави­ду­ешь. От этого греха предо­сте­ре­гает 10‑я запо­ведь Божия. После смерти души умер­ших про­хо­дят мытар­ства, 10‑е из них – мытар­ство зави­сти.

В Библии ска­зано: «Зави­стью диа­вола вошла в мир смерть, и испы­ты­вают ее при­над­ле­жа­щие к уделу его» (Прем.2:24). Зависть к богат­ству, иму­ще­ству, талан­там, здо­ро­вью наших ближ­них уби­вает в нас любовь к ним, в этом корень её зла. Зависть – абсо­лютно нена­сыт­ное чув­ство. Это один из немно­гих грехов не дающий ни малей­шего удо­воль­ствия. Библия пока­зы­вает нам губи­тель­ность этого порока на при­мере зави­сти: Каина к Авелю, бра­тьев к Иосифу, Саула к Давиду, фари­сеев и книж­ни­ков ко Христу.

Для хри­стиан нет «белой зави­сти» (она опи­сана в Сказке о рыбаке и рыбке – я не хочу чужого, я хочу такого же), а есть сора­до­ва­ние.

«Мы можем избе­жать зави­сти, если не будем почи­тать вели­ким ни то, что люди назы­вают богат­ством, неувя­да­ю­щей славой, ни телес­ного здо­ро­вья. Будем стре­миться к при­об­ре­те­нию благ вечных и истин­ных», – свт. Васи­лий Вели­кий.

Не зави­дуй славе греш­ника, ибо не знаешь, какой будет конец его (Сир.9:14).

***

Откуда берется зависть?

Источ­ни­ком зави­сти может явиться себя­лю­бие и его порож­де­ния – гор­дость, тще­сла­вие, коры­сто­лю­бие и среб­ро­лю­бие, пло­то­уго­дие. Свт. Тихон Задон­ский пола­гал, что источ­ни­ком и нача­лом зави­сти явля­ется гор­дость: «…гордый бо, понеже хощет выше прочих воз­не­стися, не может тер­петь, кто бы ему равен, а паче высший в бла­го­по­лу­чии был, потому и него­дует о воз­вы­ше­нии его… Страсть убо сия есть тех, кото­рые мнят о себе, что они нечто в мире суть, и тако о себе высоко мечтая, про­чиих ничтоже быти судят».  

Каковы плоды зави­сти? Чем опасна зависть?

Про­яв­ля­ясь в чело­веке, зависть может иметь сле­ду­ю­щие горь­кие плоды и порож­де­ния: сопер­ни­че­ство, гнев, зло­же­ла­тель­ство, зло­рад­ство, вражду и нена­висть, ссоры, раз­доры, зло­сло­вие, ложь и кле­вету, ябед­ни­че­ство, тайное науш­ни­че­ство, низкое про­ныр­ство, зло­рад­ство в несча­стье ближ­них, лукав­ство и лице­ме­рие и многое другое. Бла­го­дать Божия как бы остав­ляет сердце завист­ли­вого чело­века. Венцом всех доб­ро­де­те­лей явля­ется любовь: она – путь ко спа­се­нию. Зависть же раз­ру­шает любовь между людьми, иссу­шает, опу­сто­шает чело­ве­че­ские души, насаж­дая в них нена­висть и злобу. Во многих местах Свя­щен­ного Писа­ния зависть ста­вится наряду с убий­ством (Рим.1:29; Гал.5:20–21), ибо всякий, нена­ви­дя­щий брата (ближ­него) своего есть чело­ве­ко­убийца (1Ин.3:15). Завист­ли­вый, если до конца жизни пре­бу­дет в зави­сти и не пока­ется, лишает себя Цар­ствия Божия (Гал.5:21). Зависть – это вражда против всего доб­рого, потеря любви и страха Божия, ослеп­ле­ние ума, помра­че­ние души, смер­то­нос­ный яд души, начало вечных скор­бей. Такова пагуб­ность этого страш­ного порока!

Когда впер­вые появи­лась зависть?

Зависть появи­лась тогда, когда ден­ница, бывший до того вели­ким и слав­ным и утвер­жден­ным в некоем началь­стве ангель­ской славы захо­тел стать Богом, вос­став против боже­ствен­ной славы. Т. о. в начале греха как тако­вого стояла зависть. Первым «зара­зился и погиб винов­ник всех ядов и началь­ник», ибо он сам себя погу­бил, прежде чем излил свой смер­то­нос­ный яд на чело­века, пишет прп. Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин. Из зави­сти сатана ввел в грех пра­ро­ди­те­лей чело­ве­че­ства Адама и Еву. «…Зави­стью диа­вола вошла в мир смерть…» (Прем.2:24).

Бывает ли зависть у детей?

Зависть бывает и у детей, а потому роди­те­лям, прежде всего, надо ста­раться иско­ре­нять ее в дет­ских серд­цах при самом пер­во­на­чаль­ном ее про­яв­ле­нии. Заме­тив в детях про­яв­ле­ние зави­сти, надо обра­тить вни­ма­ние на источ­ники ее зарож­де­ния. Если какой из этих поро­ков заме­чен в ребенке, тогда, иско­ре­няя его, мы этим осла­бим и его про­яв­ле­ние – зависть. Но вместе с тем надо бороться и с непо­сред­ствен­ными про­яв­ле­ни­ями зави­сти. Зависть у детей может обна­ру­жи­ваться в раз­лич­ных формах. Напри­мер, если один с печаль­ным выра­же­нием лица смот­рит на тарелки своих бра­тьев и сестер, думая, что эти послед­ние полу­чили больше его, если они срав­ни­вают данные им порции одна с другою, если они, нако­нец, срав­ни­вают между собой куп­лен­ные для них игрушки, одежды или школь­ные при­над­леж­но­сти, чтобы видеть, не полу­чил ли кто-либо другой что-нибудь более ценное и кра­си­вое, – то это верные при­знаки завист­ли­вого сердца у детей. Такого недоб­ро­же­ла­тель­ства не должны тер­петь хри­сти­ан­ские роди­тели, необ­хо­димо подав­лять его всюду, где оно обна­ру­жи­ва­ется. А для этого детей тща­тельно нужно при­учать к тому, чтобы они были довольны тем, что им дают. Если дитя с недо­воль­ством оттал­ки­вает от себя пред­ла­га­е­мые ему вещи только потому, что и другие полу­чают то же самое, то это есть при­знак того, что зависть пустила уже глу­бо­кие корни в его сердце, и такой посту­пок тре­бует всегда стро­гого и чув­стви­тель­ного нака­за­ния. Чув­ство зави­сти могут вызы­вать и успехи, спо­соб­но­сти сверст­ни­ков, кра­си­вые и бога­тые платья и вещи и т.п.

Что такое соци­аль­ная зависть?

Соци­аль­ная зависть – это зависть, выхо­дя­щая за пре­делы одного чело­века и охва­ты­ва­ю­щая целые группы людей, иногда даже целые классы или народы. И. А. Ильин писал, что глав­ный источ­ник миро­вых собы­тий в XX в. – чело­ве­че­ская зависть. Раз­ли­чие между бога­тыми и бед­ными было и будет всегда. Но про­из­вод­ствен­ная бес­по­мощ­ность бедной массы насе­ле­ния явля­ется источ­ни­ком обострен­ной зави­сти; «не просто бед­ность (с нею люди всегда справ­ля­лись), а полная хозяй­ствен­ная бес­по­мощ­ность, без­ра­бо­тица, абсо­лют­ная зави­си­мость неиму­щего от иму­щего». Это при­во­дит к мас­со­вой, соци­аль­ной зави­сти: «Почему ты, а не я? Твое, а не мое?». «Отсюда, – утвер­ждал Ильин, – и воз­никло учение о про­ти­во­по­лож­но­сти и непри­ми­ри­мо­сти соци­аль­ных клас­сов, жела­ние пере­рас­пре­де­ле­ния иму­ще­ства, док­трина рево­лю­ци­он­ной мести и клас­со­вого ограб­ле­ния. Эта док­трина с самого начала отри­цала духов­ный, рели­ги­оз­ный и нрав­ствен­ный фактор исто­рии, а при­зна­вала только хозяй­ственно-иму­ще­ствен­ный, «мате­ри­аль­ный» фактор». Именно на таком фоне идея спра­вед­ли­во­сти была под­ме­нена «урав­не­нием». Воз­ник­шая док­трина была направ­лена и против Бога, и против при­роды, и против спра­вед­ли­во­сти. Кто печется об абсо­лют­ном равен­стве, т. е. о том, чтобы его доля была точно такой, как доля дру­гого, писал Э. Фромм, на самом деле за этой при­вер­жен­но­стью пол­ному равен­ству скры­вают истин­ную моти­ва­цию своего пове­де­ния – зависть. Те, кто тре­бует, чтобы никто не имел больше, чем другие, защи­щают себя от зави­сти, кото­рую они стали бы испы­ты­вать, если бы кто-нибудь имел чуть больше, чем они.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки