Дни памяти

27 декабря  (переходящая) – Неделя святых праотец

3 января  (переходящая) – Неделя святых отец

Житие

Авель, вто­рой сын Ада­ма и Евы, млад­ший брат Ка­и­на. Эти­мо­ло­гия име­ни Авель, по мне­нию боль­шин­ства ис­сле­до­ва­те­лей, свя­за­на со зна­че­ни­ем евр. сло­ва heb̲el – ду­но­ве­ние, ды­ха­ние, ни­что – и ука­зы­ва­ет на крат­кость жиз­ни Аве­ля. В рас­ска­зе о Ка­ине и Аве­ле (Быт.4:1-16) со­об­ща­ет­ся о по­след­ствии дей­ствия зла, ко­то­рое гре­хом пра­ро­ди­те­лей во­шло в че­ло­ве­че­скую ис­то­рию.
Авель был пас­ты­рем овец, а его стар­ший брат Ка­ин – зем­ле­дель­цем. Оба при­нес­ли Бо­гу жерт­ву (первую упо­мя­ну­тую в Биб­лии): Авель «от пер­во­род­ных ста­да сво­е­го и от ту­ка их», а Ка­ин «от пло­дов зем­ли», при этом при­но­ше­ние Аве­ля ока­за­лось угод­ным Бо­гу, в от­ли­чие от жерт­вы Ка­и­на. Ка­ин воз­не­на­ви­дел сво­е­го бра­та и убил его (Быт.4:2-8). По­сле смер­ти Аве­ля, не оста­вив­ше­го потом­ства, у Ада­ма и Евы ро­дил­ся тре­тий сын – Сиф как «дру­гое се­мя, вме­сто Аве­ля, ко­то­ро­го убил Ка­ин» (Быт.4:25-26).
Кни­га Бы­тия не со­об­ща­ет о при­чи­нах при­ня­тия Бо­гом жерт­вы Аве­ля и от­вер­же­ния жерт­вы Ка­и­на, и по­то­му это биб­лей­ское со­бы­тие име­ет раз­лич­ные тол­ко­ва­ния. Бла­го­склон­ное при­ня­тие жерт­вы Аве­ля, ко­то­рая бы­ла «луч­ше» (греч. πλείονα, букв. – бо­лее пол­ной, со­вер­шен­ной), объ­яс­ня­ет­ся пре­вос­ход­ством ве­ры Аве­ля, ко­то­рой он «по­лу­чил сви­де­тель­ство, что он пра­ве­ден» (Евр.11:4). Кро­ме то­го, под­чер­ки­ва­лось, что жерт­ва Аве­ля бы­ла «от пер­во­род­ных ста­да»[1]. У Фе­о­до­ти­о­на и за­тем у хри­сти­ан­ских тол­ко­ва­те­лей встре­ча­ет­ся пре­да­ние о том, что во вре­мя жерт­во­при­но­ше­ния Аве­ля с неба со­шел огонь и по­гло­тил его при­но­ше­ние, что яви­лось зна­ком бла­го­склон­но­го при­ня­тия жерт­вы Бо­гом[2].
В хри­сти­ан­ской тра­ди­ции Авель по­ни­ма­ет­ся как пер­вый го­ни­мый пра­вед­ник и пер­вый му­че­ник, с убий­ства ко­то­ро­го на­чи­на­ет­ся ис­то­рия пре­сле­до­ва­ния пра­вед­ни­ков. Спа­си­тель, пред­ска­зы­вая суд над фа­ри­се­я­ми и книж­ни­ка­ми, го­во­рит, что с них бу­дет взыс­ка­на кровь всех пра­вед­ни­ков, «от кро­ви пра­вед­но­го Аве­ля до За­ха­рии» (Мф.23:35; Лк.11:51; ср. 1Ин.3:12). В этих сло­вах Гос­по­да Авель – пер­вый в ис­то­рии про­ро­ков, по­стра­дав­ших ра­ди прав­ды, про­ро­че­ство­вав­ший о Хри­сте не сло­вом, но сво­им жерт­во­при­но­ше­ни­ем и смер­тью[3].


При­ме­ча­ния

[1] Иоанн Зла­то­уст, свт.. Бе­се­ды на кни­гу Бы­тия // Тво­ре­ния. Т. 1. С. 163–164

[2] См. у Ра­ба­на Мав­ра (Commentarium in Genesim // PL. 107. Col. 501) и Пет­ра Ко­ме­сто­ра (Historia Scholastica // PL. 198. Col. 1077)

[3] Ав­гу­стин. О Гра­де Бо­жи­ем. XV. 18

Случайный тест