Скрыть
Ибо прежде создан Адам, а потом Ева;

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен

Ибо Адам первым создан, потом для него создана Ева, жена его.

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; 

Адам бо прежде создан быст, потом же Ева. 

Толкование на 1-е послание к Тимофею

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 11-15 Жена в безмолвии да учится со всяким покорением. Жене же учити не повелеваю, ниже владети мужем, но быти в безмолвии. Адам бо прежде создан бысть, потом же Ева: и Адам не прельстися: жена же прельстившися, в преступлении бысть: спасется же чадородия ради, аще пребудет в вере и любви и во святыни с целомудрием

Верно слово. Апостол требует не только того, чтобы женщины в молитвенное собрание являлись в приличной одежде, но и того, чтобы оне пребывали там в молчании и со всякою покорностию. Молчанием оне обнаружат свою покорность. - Жене же учити не повелеваю. Этим Апостол отнял у женщин всякий повод к разговорам. Он повелел им молчать, чтобы оне не начали разговаривать под благовидным предлогом учения. Пусть не учат, говорит Апостол, не только о житейских, но и о духовных предметах. Конечно, он не позволяет женщинам учить в церкви, но не запрещает им учить другим способом. По крайней мере он повелевает им учить детей, как об этом будет сказано несколько ниже. - Ниже владети мужем. Самое учение есть уже властвование над мужем. Адам бо прежде (πρῶτος) создан бысть. Так как Адам создан был прежде жены, то жена не должна властвовать над мужем, а должна покоряться ему. - И Адам не прельстися. Если сравнить прельщение Адама с прельщением жены, то это – не было даже прельщением. Большое различие быть обольщенной змеем и взять от жены древесный плод и вкусить. Поэтому Адам, оправдываясь, не говорит, что он был прельщен, а: жена, юже дал ecu со мною, та ми даде от древа, и ядох (Быт. 3:12), как бы желая показать этим, что он не пал, так как послушался своей помощницы. - Не прельстися: здесь подразумевается слово прежде (πρῶτος – первый), которое выше поставлено. – Можно толковать и иначе. Разве Адам не был прельщен? Этого не говорит Священное Писание. Жена сказала: змий прельсти мя (Быт. 3:13), а Адам не сказал: жена прельстила меня, но: та ми даде (Быт. 3:12). Притом не одно и то же поверить единокровной и помощнице и поверить зверю, рабу, подчиненному: последнее и есть, собственно обольщение. И не об Адаме сказано: и виде яко добро древо в снедь (Быт. 3:6), но о жене. - Жена же прельстившися. Апостол выставляет это для того, чтобы доказать, что женщина не должна учить. Раз, говорит он, взялась учить она и все ниспровергла и сделала виновным в преслушании мужа, так как она же предложила мужу вкусить от плода. Поэтому и не сказал Апостол: Ева прельстившись…, но: жена, показывая этим, что род этот легко обольстим. - В преступлении бысть. Впала в преступление не одна только Ева, но и все женское поколение: как в Адаме все мы подпали смерти, так и в Еве все жены впали в преступление. - Спасется же… Видишь ли, что не об одной Еве здесь идет речь, но о всем женском роде вообще. - Спасется же чадородия ради, не одна только Ева, но и всякая женщина. Под чадородием Апостол разумеет не только рождение детей, но и приведение их к Богу. Что же, – скажет кто-либо, – девы, бездетные, лишившиеся детей, вдовы погибли? Нет! Не то говорит Апостол, что жены не спасутся собственною добродетелью, но что и чадородие будет для них пособием к спасению, если – само собою разумеется – оне будут заботиться о своем спасении путем добродетели. - Аще пребудет в вере. Если она воспитает венценосцев Христовых и если пребудет в добродетели. А если она, сама будучи худою, воспитает хорошо? Не возможно, чтобы худая воспитала хорошо; но если и случится так, она получит за это награду. А если она, сама будучи хорошею, худо воспитает? Вкусит плод от дурного нрава детей. Примером этого служит священник Илий (2 Цар.:4). Верно слово, что отцы и матери могут пожать плоды добродетели своих детей.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ибо прежде создан Адам, а потом Ева

Поскольку, говорит, в самом создании род мужеский удостоен первенства, а Ева создана второй, то должны после сего и все жены иметь второстепенные места после мужей и подчиняться им. Ибо сила того, что тогда совершено по отношению к Адаму и Еве, простирается на весь род мужеский и женский.

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Адам бо прежде создан бысть, потом же Ева

Как жена создана после мужа, то и всегда Должна быть позади его. Ибо это прежде-создание показывает, что муж и в естестве своем имеет нечто преимущественное. Жена создана из одной части мужа; почему, естественно, не все в такой степени имеет, в какой имеет то муж. Из бока мужнина взято то, из чего она создана, чтоб всегда была около мужа, под боком у него, как помощница, а не как госпожа. «Предпочитает Апостол мужа жене, потому что тот первым создан: чтоб жена была ниже мужа, потому что она создана после мужа и из мужа» (Амвросиаст). «Он говорит как бы: мужеский пол наделен большим преимуществом, как прежде созданный. А в другом месте он ставит его еще выше, когда говорит: не создан бысть муж жены ради, но жена мужа ради (1Кор. 11, 9)» (святой Златоуст). «Поелику, говорит, в самом создании род мужеский удостоен первенства, а Ева создана второю; то должны после сего и все жены второстепенные иметь места после мужей и покорствовать им. Ибо сила того, что тогда совершено по отношению к Адаму и Еве, простирается на весь род мужеский и женский» (блаженный Феофилакт).

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Ева
 

Имя, данное Адамом своей жене. Это имя происходит от еврейского слова Хавва, значащего жизнь, так как она должна была сделаться прародительницей всех живущих на земле.

Ева создана Богом из ребра Адама во время его сна, а затем, прельщенная диаволом, принявшим на себя вид змия, она нарушила единственную заповедь, данную Богом первым людям. Вкусив от запрещенного плода, она склонила к тому же и Адама (2Кор. 11:3; IТим. 2:13,14). Когда, обличенные Богом, они исповедали перед Ним грех свой, Он, милосердный, прежде нежели изрек суд Свой над ними, поразил проклятием змия-искусителя и дал утешительное обетование людям о поражении главы змия семенем жены и затем уже изрек суд Свой Адаму и Еве. Умножая умножу скорбь твою, в беременности твоей, сказал, между прочим, Господь жене; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобой (Быт. 3:116).

Последующая жизнь Евы, ставшей родоначальницей человеческого рода, в Свящ. Писании не описывается, упоминается только, что она, родив первого сына, назвала его Каином (приобретение), сказав: приобрела я человека от Господа (Быт. 4:1), вероятно, в том чаянии, что она родила обещанного Богом Искупителя (Быт. 3:15); но, обманувшись в своей надежде, второго родившегося сына назвала Авелем (суета, плач), вероятно, в знак своей обманутой надежды и как бы предчувствуя его несчастную кончину. Третий сын Евы был назван Сифом (основание), потому что в нем было положено основание новому благочестивому племени вместо Авеля. После у Адама и Евы были еще дети, сыновья и дочери (Быт. 5:4).

Общие предания о первых человеках, их происхождении, грехопадении и пр. доселе сохраняются в том или другом виде у различных древних народов, как, напр., у персов, индийцев, египтян и др.

Библейская энциклопедия 1891г

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-14 Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление

Почему женщина не должна становиться выше мужчины - апостол разъясняет это указанием на два факта из истории человечества. Адам, как созданный прежде жены, естественно был ее учителем и руководителем: так и теперь мужчина должен быть руководителем женщины. Затем, Библия сообщает, что прельстилась убеждениями змея женщина - об Адаме не сказано, чтобы он прельстился. Значит, женщина по натуре своей очень слабохарактерна, податлива на обман и потому, конечно, ей не подобает выступать в качестве руководительницы мужчины. Если в посл. к Рим (V:12) первовиновником греха называется муж, то это объясняется тем, что муж являлся в глазах апостола главным ответчиком за все происшедшее как глава семьи.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 13-15 Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.

 

Основания подчиненности и второстепенности жены – многоразличные: природные и исторически жизненные. Она создана из Адама и ввела мужа во грех. Но ее болезни чадородия, вера и любовь, в соединении с целомудрием и святостию, даруют ей спасение одинаково, как и верующим мужам, ибо в будущей вечной жизни не будет различия полов.

По мысли св. И. Златоуста, «Апостол говорит как-бы так: мужеский пол наделен большим преимуществом, как прежде созданный. А в другом месте он ставит его еще выше, когда говорит: «не создан бысть муж жены ради, но жена мужа ради» (1Кор. 11:9). Адам преступил заповедь не потому, что был увлечен страстию, а только повинуясь жене. Так учила однажды жена, и все ниспровергла. За то и подчинил ее Бог, и Апостол сказал: «да не учит». Но вы, жены, не сокрушайтесь о том, что пол ваш подпал осуждению; Бог даровал вам особое некое средство ко спасению, именно воспитание детей, так что вы можете заслужить спасение не только сами чрез себя, но и чрез других. Деторождение есть дело природы. Но жене даровано не только это, но и то, что относится к воспитанию детей. В том не малая, но великая будет награда, что она воспитала ратоборцев Христу». «Жена добродетельная воспитывает и детей в добродетели. Сущая в ней добродетель чрез воспитание переходит и на детей. Запретив выше женам учить в церкви, теперь в утешение им дает им, кого учить. Если хочешь учить, учи детей». Под святынею Апостол разумеет чистоту тела. Но поскольку не все – девы, то прибавляет: и целомудрием. Ибо целомудрие не отрицается у тех, кои законно пользуются браком» (блаж. Феофилакт). «Праматерь согрешила, и за это подпала, каре Божией. Но как милосердному Богу благоугодно было устроить дивный образ спасения падшим, то и жене открыто спасение. Для женщин не особые условия спасения, а те же, какие определены вообще человечеству: вера и любовь, аще пребудет в вере и любви, в вере в Господа Спасителя, в любви к Богу и ближним, родильнице и питательнице всех добродетелей» (преосвящ. Феофан).

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

13 Ибо прежде создан Адам, а потом Ева;

14 и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление;


Далее святой Павел доказывает, почему женщина должна находиться в подчиненном положении к мужчине.
2:13–14. Жена создана после мужа, поэтому и должна быть позади него. Она создана из части (ребра) мужа, поэтому, естественно, не все имеет в такой степени, в какой имеет мужчина. Из бока мужнина взято то, из чего она создана, чтобы всегда была около мужа как помощница, а не как госпожа. В другом месте святой Павел говорит: не муж создан для жены, но жена для мужа (1Кор. 11:9). «Поелику, говорит, в самом создании род мужской удостоен первенства, а Ева создана второю, то должны после сего и все жены второстепенные иметь места после мужей и покорствовать им. Ибо сила того, что тогда совершено по отношению к Адаму и Еве, простирается на весь род мужской и женский» (Феодорит). Другую причину подчиненности жены мужу, святой Павел берет из порядка падения. Ева первая прельстилась и Адама прельстила, за что и присуждено ей – к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою (Быт. 3:16). Очевидно за падение, она лишена Богом того, что прежде имела в равной чести с мужем. Поэтому подчинение жены мужу есть как бы епитимия, наложенная на нее, за прельщение Адама Евою. В Еве, виновною в этом, сделался весь род женский, и это не по одному вменению, а потому, что унаследовал и самое дело Евы прельщать мужской пол, что доселе делается женщинами не случайно, а по живущей в них наследственно переданной склонности нравиться и прельщать. В падении прародителей святой Павел большую вину видит в Еве, а не в Адаме. И Адам прельстился и согрешил, но не так, как Ева. Она послушалась диавола, сорвала с запрещенного Богом дерева плод и ела, Адам же послушался ее, равной с ним по чести, и данной ему Богом (см. Быт. 3, 6-12). Ева проявила как бы власть, господство над Адамом и погубила его, за это она и наказана подчинением ему. Но святой Павел, умалив жену пред мужем, утешает ее, что и она спасется, если соблюдет предложенные ей условия.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Николай Петрович Розанов (†1941)

2Тим. 2:8-15

Что касается лиц, которые должны произносить в церковных собраниях молитвы от лица всех собравшихся, то такими, по решению (βούλομαι) апостола, могут быть только мужчины. На всяком месте, т. е. во всех богослужебных местах или домашних церквах, которых в Ефесе, конечно, было несколько, мужи молящиеся должны находиться в спокойном, невозмущенном настроении и не иметь на совести грехов, которые бы ее тяготили. Женщины, приходящие в ;церковь, должны быть прилично, но не роскошно одеты и заявлять тут о своем добром расположении (напр., подачей милостыни бедным). Стоя в церкви, женщина должна молча слушать, что говорят мужчины, а сама не должна выступать в церкви в качестве учительницы и, таким образом, становиться выше мужа. Это требование свое апостол основывает на том, что Бог создал Адама ранее, чем Еву и, след., поставил мужа выше жены. Притом, женщина всегда более способна впасть в заблуждение и быть обманутой, как доказала своим поступком Ева, которая не только впала в преступление, но и была обманута, чего нельзя сказать об Адаме, который взял плод только по убеждению жены. Но, будучи более мужчины подвержена соблазнам, женщина спасется через чадородие, т. е. найдет себе защиту от искушений в своем материнстве, если сделается матерью и займется воспитанием детей. Забота о детях так наполняет душу матери, что для нее теряют всякий интерес те предметы, которые ее прежде соблазняли. След., – такова мысль апостола, которую можно здесь доразумевать – женщине лучше оставаться в сфере домашней жизни и тут воспитывать и обнаруживать свои христианские добродетели, чем являться в качестве церковной учительницы.

Обозрение посланий св. апостолов. Выпуск 3.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible