Скрыть
И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 7-8 И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели

Когда омыты ноги странников и они уселись под древом, Авраам приносит и предлагает им все приготовленное, сам же не дерзает сесть, но стоит подле них, как прилично прислуживающему.

Толкования на священное Писание. Книга Бытия

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Ст. 7-8 И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели

Не случайно то, что Авраам побежал к стаду быков, взял молодого и хорошего тельца и подал его с молоком. Действительно, в Исходе Моисей, возвестив Пасху Господню, сказал: Агнец у вас должен быть без порока, чистый, совершенный, однолетний, мужского пола; вы будете брать его из овец и козлят и убивать его на закате при стечении всего собрания (Исх. 12:5-6). Поэтому и здесь описывается, что был полдень, когда Авраам оказывает гостеприимство Господу. Телец же закалывается к ужину и поедается с молоком, то есть не с кровью, но с чистотой веры. Телец хороший, потому что он омыл грехи, молодой, поскольку он познал иго легкого закона, а не жестоковыйного (ср. Мф. 11:29-30; Исх. 32:9), и не отверг виселицу креста. И он по справедливости молодой, потому что от его головы, ног и внутренностей ничего не оставляется (Исх. 12:9) и кость его не сокрушается (ср. Ин. 19:36; Исх. 12:46; Числ. 9:12; Пс. 33:21), но он полностью становится пищей вкушающих (ср. Ин. 6:48-58). То, что символизировала тень Закона, то явила истина Евангелия (ср. Евр. 10:1).

Об Аврааме

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели

«И ускори, – сказано, – раб приготовити сие». Но и после этого не успокаивается старец, но опять становится в ряд слуг. «И взя масло и млеко и тельца, егоже приготова, предложи им». Сам все делает и предлагает. Он даже не признал себя достойным сесть вместе с ними, но, когда они ели, он стоял пред ними под древом. Какое величие страннолюбия! Какая глубина смиренномудрия! Какая возвышенность боголюбивой души! Когда они ели, этот столетний человек стоял пред ними. Мне кажется, что от великой радости и радушия он стал тогда выше своей немощи и как бы получил новые силы. Действительно, часто бывает так, что пламенная ревность души, когда усиливается, побеждает немощь тела. Итак, праотец стоял, как раб, считая для себя величайшею честию, что удостоился послужить посетителям и успокоить их после трудного пути. Видишь ли, как велико было страннолюбие праведника? Не на то только смотри, что он предложил хлебы и тельца, но размысли о том, с каким почтением, с каким смирением исполнял он обязанность гостеприимства, не так как многие другие, которые, хотя и сделают иногда что-нибудь подобное, но тщеславятся пред своими посетителями, а часто и презирают их из-за оказанной им услуги. Это подобно тому, как если бы кто собрал богатство, и имел его уже в руках, а потом вдруг все собранное выбросил из рук. Тот, кто делает что-нибудь с надменностию, и поступает так как будто он более дает, чем принимает – тот не знает, что делает, а потому и теряет награду за такое дело. Но этот праведник знал, что делал, а потому во всем, что делал, показывал духовную ревность. И так как он сеял дела страннолюбия в обилии и с большим радушием, то вскоре обильною рукою собрал и снопы.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 41

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст.8. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели. 
Ст.8. И взя масло, и млеко, и телца, егоже приготова: и предложи им, и ядоша: сам же стояше пред ними под древом.)
 

       Божественное Писание повествует, что Ангелы в куще Авраамовой «ядоша» 
 

       И то же Писание говорит, что Авраам «виде... мужи» (Быт. 18:2). Посему, если брать Писание голословно, то «ядоша мужи», а не Ангелы; а если вникнем в смысл, то они представлялись только ядущими. Как сами они и Владыка их, имея бесплотное естество, казались имеющими тела (потому что через это стали видимы); так представлялись ядущими, не в уста и чрево внося пищу (потому что и тел не вмели), но истребляя ее, как им было угодно. Ибо крайнего неразумия дело – любопытствовать, как совершилось неизреченное.

Толкование на книгу Бытия

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели

И они ели. Ионафан прелагает сие так: казалось ему, что они вкушали. В самом деле, к чему служила существам духовным пища телесная? Ангел, явившийся Маною, отрекся от нее (Суд. 13:16). Ангел Товиин также говорит о себе, что он не ел и не пил, а показывал только видение сих действий (Тов. 12:19). Но Блаженный Августин (Serin. 362. de Resurr) допускает, что Ангелы, так же как человеки, могут принимать пищу, с тем различием, что сии по нужде, а те по произволению. Для прекращения недоумения довольно сказать, что Ангелы, или вообще духовные существа, поколику могут принимать тело, потолику же могут принимать и телесную пищу.

Толкование на Книгу Бытия

Георгий Константинович Властов (†1899)

И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.

Масло, собственно, совсем не употреблялось в Малой Азии, да и ныне на востоке лишь европейцы употребляют его. Вместо масла евреи и другие восточные народы употребляли елей, т. е. оливковое масло
(сравни Лев.2:1-7). Авраам ставит на стол для угощения, что и теперь ещё ставят на востоке – род молочного сыра, делаемого весьма быстро на огне и чрезвычайно приятного на вкус.

М. Филарет замечает, что, восприяв тело, как Иегова, так и Ангелы действительно воспринимали и пищу. Хозяин, стоящий в то время, когда гости сидят за трапезою, есть также обычай востока, доселе сохранившийся.

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 7-8 И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели

По поводу тех мелких подробностей, которыми изображаются картины угощения Авраамом его неожиданных гостей, святой Иоанн Златоуст замечает: «смотри, как все делается со скоростью, с пламенным усердием, с радушием, с радостью и большим удовольствием!.. Сам все делает и предлагает! Он даже не признал себя достойным сесть вместе с ними, но, когда они ели, он стоял пред ними под деревом. Какое величие страннолюбия! Какая глубина смирения! Какая возвышенность боголюбивой души!»

«И они ели». Это не призрачное или только аллегорическое вкушение пищи, как то думали некоторые толкователи (Иосиф Флавий, Филон, Ионафан, Иустин Философ), но действительное и реальное ее принятие, наподобие того, как вкушал пищу и Господь Иисус Христос, являясь ученикам по Своем воскресении (Лк. 24:43) со Своею преображенной плотью, проходившей даже через запертые двери (Ин. 20:19).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible