Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Псалтирь 101:9
Ве́сь де́нь поноша́ху ми́ врази́ мои́, и хва́лящiи мя́ мно́ю {на мя́} кленя́хуся.
Святые отцы
- Антоний Великий, прп. (†356)
- Афанасий Великий, свт. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Ириней (Орда), еп. (†1904)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Антоний Великий, прп. (†356)
И о верховодящем апостоле Петре Бог сказал через божественного Давида: «И хвалящие Меня, Мною клялись».
Афанасий Великий, свт. (†373)
Ст. 9-10 Весь день поношаху ми врази мои. Смешон я стал для врагов моих, которые прежде завидовали мне, а теперь клянутся моими бедствиями, молясь, чтобы им не потерпеть чего-либо подобного. А выражение «пепел» подобно сказанному в псалме семьдесят девятом: напитаеши нас хлебом слезным (Пс. 79,6). Если и время вкушения пищи было весьма болезненно, то всякое другое время не было свободно от страданий.
И хвалящии мя мною кленяхуся. И друзья, прежде удивлявшиеся мне, произнося клятву, упоминают мои бедствия, говоря: да не потерплю того же, что потерпел Израиль!
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Весь день поношаху ми врази мои, и хвалящии мя мною кленяхуся
Я сделался посмешищем для врагов моих; теперь я служу клятвой для тех которые некогда завидовали мне и удивлялись; теперь они клянутся моими несчастьями: да не потерплю я того, что потерпел такой-то.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
«Весь день поношаху ми врази мои, и хвалящии мя мною кленяхуся». Смешным сделался я для неприязненных; некогда был я предметом зависти и удивления; а ныне стал клятвою для дивившихся мне прежде; потому что клянутся моими бедствиями: чтобы и мне не потерпеть, что потерпели те или другие!
Евфимий Зигабен (†1118)
Весь день поношаху ми врази мои, и хвалящии мя мною кленяхуся.
Всегда, говорит, преследовавшие меня враги поносили меня, укоряя меня в трусости и низости и заклиная себя погубить меня. Или же, по словам Афанасия и Евсевия, ставят в пример клятвы (молитвы) мои бедствия, сказывая так: да не случится с нами того, что случилось с Давидом, чтоб нам никогда не быть тем, что он! А некоторые принимают сии слова за предсказание Христово о Петре, который клялся, что не знает сего человека, т. е. Христа.
Исихия: То есть мнимые друзья поступали хуже врагов; ибо похвалы обращали в клятвы против меня.
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
И хвалящии мя мною (на мя) кленяхуся. Т.е. «ныне стал клятвою для дивившихся мне прежде, потому что клянутся моими бедствиями: чтобы и мне не потерпеть, что потерпели те или другие»! (Бл. Феод.). «Друзья, прежде удивлявшиеся мне, произнося клятву, упоминают мои бедствия, говоря: да не потерплю того же, что потерпел Израиль» (Св. Афан.)
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Весь день поношаху ми врази мои, и хвалящии мя мною кленяхуся.
«Клянут мною». Трагическая судьба еврейского народа сделала последнего предметом клятвы для других. Когда кому-либо желают высказать зложелания, то ничего не находят более выразительного, как сказать «пусть будет с тобою, как совершилось с евреями».
Ириней (Орда), еп. (†1904)
Весь день поношаху ми врази мои, и хвалящии мя мною кленяхуся
Хвалящий мя – которые прежде хвалили меня, т.е. прославляли счастливым вследствие чудесной защиты меня Богом, моего счастливого положения, теперь клянутся мною (Мф. 26:63, Евр. 6:13); т.е. если они клянутся, то говорят: пусть так худо будет со мною, как с евреем, если я неправду говорю.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Весь день поношаху ми врази мои, и хвалящии мя мною кленяхуся
В подстрочном примечании синодальной славянской Библии к слову мною добавлено «на мя», т.е. вместо мною нужно читать на мя. Смысл изречений сего стиха может быть выражен так: все те, среди которых проживали пленные иудеи, о том только и думали, как бы больше причинить зла своим пленникам, и всегда относились к ним враждебно (весь день поношаху ми врази мои) и, хотя притворялись иногда друзьями, хвалили и льстили им (хвалящии мя), но это только на словах, на деле же всегда злоумышляли против них, проклинали их (мною, или на мя, кленяхуся) и умоляли о злой участи им.