Пресущественность Бога

Пресуще́ственность (сверх­су­ще­ствен­ность) Бога – поня­тие пра­во­слав­ного апо­фа­ти­че­ского бого­сло­вия, отра­жа­ю­щее несо­из­ме­ри­мость бес­пре­дель­ного, все­со­вер­шен­ного Бога и создан­ных Им твар­ных сущ­но­стей, под­чер­ки­ва­ю­щее невоз­мож­ность все­це­лого позна­ния Созда­теля мира уси­ли­ями твар­ного чело­ве­че­ского ума.

Учение о пре­су­ще­ствен­но­сти Боже­ства впер­вые систе­ма­ти­че­ски изло­жено в «Аре­о­паги­ти­ках». Оно реши­тельно отде­ляет воз­вы­шен­ные хри­сти­ан­ские пред­став­ле­ния о Боге от при­ми­тив­ных язы­че­ских, где наи­выс­шее бытие всегда было той или иной частью твар­ного или отож­деств­ля­лось с твар­ным миром как целым.

Вос­пе­вая Бога через отри­ца­ние всего твар­ного, св. Дио­ни­сий отме­чает, что нетвар­ный Бог в Своем сверх­бы­тии бес­ко­нечно пре­вос­хо­дит как чув­ственно вос­при­ни­ма­е­мую, так и умо­по­сти­га­е­мую реаль­ность. Сле­до­ва­тельно, для рас­кры­тия Боже­ствен­ной жизни кате­го­рии интел­лек­ту­аль­ного позна­ния будут совер­шенно недо­ста­точ­ными. Но если через умствен­ное позна­ние Бог оста­ется «Богом сокры­тым», то и сама кате­го­рия «сущ­ность» при­ло­жима к Боже­ству лишь условно. Воз­вы­ша­ясь над всякой сущ­но­стью, Бог «суще­ствует пре­су­ще­ственно» и, в конеч­ном счете, «пре­су­ще­ственно неопре­де­лен». Не явля­ясь пред­ме­том умствен­ного позна­ния, Он пре­бы­вает неиз­ме­римо «выше ума, и сущ­но­сти, и знания». Будучи выше вся­кого умствен­ного утвер­жде­ния и отри­ца­ния, Он не может быть познан в виде объ­екта твар­ного чело­ве­че­ского мыш­ле­ния, а рас­кры­ва­ется твар­ному суще­ству лишь в акте Своего откро­ве­ния.

Учение о пре­су­ще­ствен­но­сти Боже­ства закры­вает воз­мож­ность для отвле­чен­ных, тео­ре­ти­че­ских спе­ку­ля­ций о Боге. Но через него откры­ва­ются неиз­вест­ные отвле­чен­ному уму пер­спек­тивы мисти­че­ского позна­ния Бога, обна­ру­жи­ва­ется воз­мож­ность реаль­ного еди­не­ния с Ним. Непо­зна­ва­е­мый для ото­рван­ной от жизни мыс­лен­ной дея­тель­но­сти, Бог ста­но­вится позна­ваем в непо­сред­ствен­ном опыте духов­ной жизни. Такой опыт тре­бует «мол­ча­ния» чело­ве­че­ского ума, пред­по­ла­гает отказ рас­смат­ри­вать Созда­теля через реалии создан­ного Им мира. Чтобы «Пре­су­ще­ствен­ного пре­су­ще­ственно вос­петь» чело­век должен войти в «пре­су­ще­ствен­ный сумрак» неве­де­ния, совлечься твар­ных сим­во­лов и обра­зов. (см. Боже­ствен­ный мрак). Тем самым, по дей­ствию Непо­зна­ва­е­мого Созда­теля, для чело­века ста­но­вится доступ­ным соеди­не­ние с Ним и пре­бы­ва­ние в Нем. Для огра­ни­чен­ного твар­ного созда­ния рас­кры­ва­ется пре­вос­хо­дя­щая есте­ствен­ную дея­тель­ность ума сверхъ­есте­ствен­ная реаль­ность обо­же­ния.

Таким обра­зом, пред­став­ле­ние о пре­су­ще­ствен­но­сти Бога ведет к чрез­вы­чайно важ­ному для хри­сти­ан­ской аске­тики раз­ли­чию есте­ствен­ного и сверхъ­есте­ствен­ного состо­я­ния чело­ве­че­ской души. Если в первом, по слову св. Исаака Сирина, чело­веку доступно веде­ние чув­ствен­ных и мыс­лен­ных Боже­ствен­ных тво­ре­ний, то во втором чело­век ощу­щает дей­ствие Боже­ствен­ной бла­го­дати, ста­но­вится участ­ни­ком «созер­ца­ния пре­су­ще­ствен­ного Боже­ства». Опи­ра­ясь на мнение св. Кал­ли­ста Ката­фи­ги­ота, можно ска­зать, что в сверхъ­есте­ствен­ном акте мисти­че­ского созер­ца­ния Бог явля­ется таким пред­ме­том мыш­ле­ния, кото­рый не имеет какой бы то ни было сущ­но­сти, то есть позна­ется «сверх мыш­ле­ния и пре­выше всего, име­ю­щего воз­мож­ность быть узнан­ным». Только в сверхъ­есте­ствен­ном и бла­го­дат­ном состо­я­нии чело­век соеди­ня­ется с Твор­цом, поскольку пре­без­на­чаль­ная Пре­свя­тая Троица «про­ни­кает все сущ­но­сти, сама оста­ва­ясь чистою, пре­бы­вает вне пре­де­лов всего и изъята из ряда всех существ как пре­су­ще­ствен­ная и пре­выше всего сущая» (св. Иоанн Дамас­кин).

См. КАТАФАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ, БОЖЕСТВЕННАЯ СУЩНОСТЬБОЖЕСТВЕННЫЕ ЭНЕРГИИ, ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ БОГА, ИММАНЕНТНОСТЬ БОГА

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки