«Цер­ков­ные» суе­ве­рия в период воцер­ко­в­ле­ния

М.А. Быко­до­рова

Чело­век впер­вые пере­сту­пает порог Церкви. От того, как его встре­тят в храме пра­во­слав­ные при­хо­жане – зави­сит очень многое. Дей­стви­тельно, пойдет ли в храм снова девушка, кото­рую, едва успела она войти, при­сты­дили отсут­ствием платка на голове, джин­сами, кра­ше­ными ног­тями, а то и попро­сту выгнали? Слава Богу, такие случаи встре­ча­ются всё реже. Но суще­ствует ещё немало препон на пути воцер­ко­в­ле­ния, и среди них не послед­нее место зани­мают суе­ве­рия.

Что знает о Церкви ново­на­чаль­ный? Строго говоря, подав­ля­ю­щее боль­шин­ство нынеш­них пра­во­слав­ных надо бы назы­вать ново­на­чаль­ными. (Здесь и далее будем иметь в виду тех, кто совсем недавно, скажем, первый год начал посе­щать цер­ков­ные службы, соблю­дать посты, и т.п.) Ново­на­чаль­ный прак­ти­че­ски ничего не знает, или очень мало, а хочет знать всё. Знать, чтобы выпол­нять. Что важно в цер­ков­ной жизни, что вто­ро­сте­пенно, а что – вообще чистой воды суе­ве­рие – это понять ему пока трудно.

Совре­мен­ный чело­век, суще­ству­ю­щий вне Церкви, уже, как пра­вило, насквозь про­пи­тан все­воз­мож­ными око­ло­цер­ков­ными суе­ве­ри­ями. С ними он пере­сту­пает порог Церкви, а “внутри” его под­жи­дают новые суе­ве­рия, уже внут­ри­цер­ков­ные. Одно накла­ды­ва­ется на другое – и ничего хоро­шего ожи­дать не при­хо­дится.

Я рабо­таю в цер­ков­ной лавке, и мне при­хо­дится общаться с раз­ными людьми. Ново­на­чаль­ные мно­гого не знают, но всё же они ищут истину. Они задают вопросы о вере, о Боге, при­слу­ши­ва­ются к сове­там. К сожа­ле­нию, суще­ствует опре­де­лен­ная кате­го­рия людей, кото­рые не читают Свя­щен­ное Писа­ние, не выпол­няют поста­нов­ле­ний Церкви, т. е. фак­ти­че­ски ничего не знают, и знать не хотят. Но счи­тают себя очень зна­ю­щими, и даже цер­ков­ными пра­во­слав­ными людьми, ведут себя излишне само­уве­ренно. Почему-то часто от них можно услы­шать, что у них в роду были свя­щен­ники, или есть зна­ко­мый свя­щен­ник, от кото­рого они узнали то-то и то-то. Часто именно они явля­ются носи­те­лями и рас­про­стра­ни­те­лями вся­че­ских суе­ве­рий.

Многие ново­на­чаль­ные счи­тают, что в Церкви непре­менно обре­тут рай, а свя­щен­ник должен быть непо­гре­шим как Гос­подь Бог. Стал­ки­ва­ясь с раз­лич­ными нега­тив­ными момен­тами они могут впасть уныние и даже уйти из Церкви.

Пред­ставьте себе ново­на­чаль­ную хри­сти­анку, кото­рая с уми­ле­нием воз­жи­гает у иконы свечку, и, не успев отойти от под­свеч­ника, наблю­дает, как под­ско­чив­шая дежур­ная с воз­му­ще­нием выдер­ги­вает её свечу, гасит, а то и сло­мает попо­лам, и бро­сает в огарки. В чём при­чина? Да в том, что свеча, ока­зы­ва­ется, куп­лена не в этом храме. Свя­щен­ник сказал при­хо­жа­нам на про­по­веди, что запре­щает ста­вить свечи, куп­лен­ные в других храмах. А если кто поста­вит тако­вую, то пользы от неё не полу­чит. Только пото­лок зря коп­тить будет. (В неко­то­рых храмах даже объ­яв­ле­ния такие висят).

Пред­ставьте, что может чув­ство­вать в тот момент эта при­хо­жанка? Может быть, дежур­ная оза­бо­чена тем, чтобы её родной приход полу­чал неко­то­рый доход с про­дажи свечей? Логично. Но для ново­на­чаль­ной при­хо­жанки, кото­рая, воз­можно, ещё не выбрала, в какой храм ей ходить на молитву, это посиль­ная жертва Богу. Ново­на­чаль­ная верит, что пожерт­во­вала на Цер­ковь, когда купила свечу и запла­тила за неё деньги. Верит, что эта свеча воз­жена ею, как види­мый символ её молитвы, горе­ния пред Богом. А то, что она купила там, где поде­шевле, так это потому, что цены “не по кар­ману”, а хочется и Спа­си­телю, и Бого­ро­дице, и всем святым, и на канун – везде свечи поста­вить. В пра­во­слав­ной лите­ра­туре обычно под­чер­ки­ва­ется: то, что мы видим на “цен­ни­ках” в храмах – так это не цены, а размер реко­мен­ду­е­мого пожерт­во­ва­ния, и что если у вас нет денег, скажем, на совер­ше­ние какого-либо таин­ства или требы, то никто не отка­жет вам сде­лать это бес­платно. А свечи в неко­то­рых мона­сты­рях лежат в ящике сво­бодно: бери и ставь, сколько надо.

Неужели неко­то­рые боятся, что при­хо­жане, насто­я­щие хри­сти­ане, не пожерт­вуют на храм столько, сколько им по силам, и даже больше? И что храм поте­ряет некую часть дохода из-за непро­дан­ных свечей? В любом случае хорошо бы с любо­вью объ­яс­нять людям, а не запре­щать голо­словно, так как порой такой запрет не увя­зы­ва­ется с пра­во­слав­ной верой, полу­ча­ется нару­ше­ние запо­веди любви.

Ещё одно воз­ра­же­ние насчет “чужих” свечей: они могут быть неосвя­щен­ные. А что под­ра­зу­ме­вает освя­ще­ние свечи? Неко­то­рые пред­став­ляют совер­ше­ние неко­его чуть ли не кол­дов­ского риту­ала, бла­го­даря кото­рому свеча полу­чает силу для сжи­га­ния отри­ца­тель­ной энер­гии.

Рядом с моей лавкой – тор­го­вый ком­плекс. При­хо­дят ко мне про­дав­щицы, поку­пают цер­ков­ные свечи. Утром, перед откры­тием мага­зина, чтобы были хоро­шие про­дажи, све­чами “сжи­гают отри­ца­тель­ную энер­гию”. То же делают неко­то­рые у себя дома, напри­мер, после визита непри­ят­ного чело­века. Даже термин такой обри­со­вался – “про­жи­гать свечи” – это значит, исполь­зо­вать их для “сжи­га­ния отри­ца­тель­ной энер­гии”, чтобы “убрать нега­тив”. С такой же целью неко­то­рые дома воз­жи­гают ладан, и при этом назы­вают это дей­ство освя­ще­нием квар­тиры.

Есть такое суе­ве­рие, что если свеча сгорит пол­но­стью, то испол­нится зага­дан­ное жела­ние. Если не до конца дого­рев­ший огарок уберет дежур­ная – жела­ние не испол­нится. Можно уви­деть такое, напри­мер, у часовни Ксении Бла­жен­ной.

Одно из самых диких суе­ве­рий – ста­вить свечи на канун за живых людей (“чтобы им пусто было”). Для этого свечу зажи­гают, а потом вты­кают горя­щим концом вниз (может, какой заго­вор при этом нашёп­ты­вают – не знаю). Гово­рят, что поми­на­е­мый должен вскоре уме­реть или ему будет очень плохо.

Ещё одна тема, кото­рая часто сму­щает при­хо­жан (как пра­вило, ново­на­чаль­ных) – это тема деся­тины. Одна­жды на пра­во­слав­ном радио про­зву­чал вопрос: “Должен ли отда­вать деся­тую часть дохода инва­лид первой группы по зрению (незря­чий!), если его доход – одна пенсия (названа чудо­вищно мизер­ная сумма), и есть ижди­ве­нец”? Ответ был: “Должен отда­вать деся­тину с любой вели­чины дохода, и в том числе с пенсии. Сумма, потра­чен­ная на требы, в деся­тину не входит”.

Как тут не сму­титься ново­на­чаль­ному? Навер­няка, этот инва­лид нуж­да­ется в серьёз­ной мате­ри­аль­ной под­держке, а вместо неё ему сооб­щают, что Цер­ковь всегда готова его обо­брать, снять послед­нюю шкуру. Это у иудеев было – деся­тая часть. А мы хри­сти­ане. Кто-то имеет боль­шой доход, и девять деся­тых отдаст в храм, а кому-то и помочь надо мате­ри­ально. А он может быть под­дер­жит своей молит­вой тех, кто помо­гает храму день­гами.

Самые частые вопросы, кото­рые воз­ни­кают у ново­на­чаль­ных, – это вопросы прак­ти­че­ские, свя­зан­ные с обря­до­вой сто­ро­ной цер­ков­ной жизни. Именно они вызы­вают порой недо­уме­ния, ставят в тупик. Так сло­жи­лось, что в каждой епар­хии, да что там, почти в каждом отдель­ном храме фор­ми­ру­ются свои пра­вила. Они могут исхо­дить как от самих при­хо­жан, так и от духо­вен­ства. Это вполне объ­яс­нимо. Но когда мест­ным обы­чаям отво­дится роль кано­ни­че­ского пра­вила, начи­на­ются недо­ра­зу­ме­ния, вво­дя­щие в соблазн ново­на­чаль­ных. В неко­то­рых при­хо­дах свя­щен­ники не раз­ре­шают при­хо­жа­нам при­ча­щаться чаще, чем один раз в три недели. В других при­хо­дах ника­ких таких огра­ни­че­ний нет, и наобо­рот, гово­рят, что при­ча­щаться надо как можно чаще. Этот вопрос уже под­ни­мался не одна­жды. Проще тому ново­на­чаль­ному, кото­рый ходит в один только храм, выби­рает одного свя­щен­ника своим духов­ным настав­ни­ком и согла­сен послу­шаться ему во всём. Пола­га­ется на его опыт и Божью Бла­го­дать. Но и у тако­вого могут быть иску­ше­ния, если он услы­шит, что в других храмах свя­щен­ники бла­го­слов­ляют при­ча­щаться, напри­мер, на каждой литур­гии, или один раз в месяц. А при­хо­жане этих храмов порой счи­тают свои порядки – исти­ной, а порядки других при­хо­дов – ересью (иногда не без помощи самих свя­щен­но­слу­жи­те­лей).

Вот такой пример. На при­ходе умер батюшка, насто­я­тель и един­ствен­ный свя­щен­ник храма, един­ствен­ного в городке. На его место прибыл другой, когда ещё гроб с покой­ным стоял посреди храма. Новый насто­я­тель объ­явил при­хо­жа­нам, что при­ча­щаться чаще, чем раз в три недели – это тяжкий грех. Но ведь ещё три дня назад в храме были другие пра­вила! Старые при­хо­жане будут сми­ряться или станут ездить в храм в сосед­ний горо­док. А что может про­изойти в душе ново­на­чаль­ного? Ему фак­ти­че­ски ска­зали, что он тяжко согре­шал “по бла­го­сло­ве­нию свя­щен­ника”. И если этот ново­на­чаль­ный уйдет навсе­гда из Храма, то кто за это отве­тит пред Богом? И ещё, мне было больно смот­реть на ста­ру­шек, кото­рых отго­няли от Чаши по выше­на­зван­ной при­чине. А может, какая-нибудь из них не при­ча­сти­лась в послед­ний раз? Придет она домой, и умрет с рас­строй­ства от сер­деч­ного при­ступа. Без При­ча­стия.

Со вре­ме­нем, как пра­вило, недо­ра­зу­ме­ния сгла­жи­ва­ются. Мы настолько разные, и жизнь у каж­дого своя, и обсто­я­тель­ства этой жизни меня­ются. Может быть, стоит пере­нять опыт первых хри­стиан? Или не может быть для всех еди­ного “рецепта”, как часто при­ча­щаться? И что делать тем, кто только при­хо­дит в храм? Они хотят знать, а у свя­щен­ни­ков не всегда хва­тает вре­мени и любви, чтобы всё объ­яс­нить.

Бывает, Гос­подь ведёт чело­века Ему одному ведо­мыми путями. Чело­век пришёл в храм, и ему там было хорошо. Ходил чуть не каждый день, и всегда при­ча­щался, не имея поня­тия о том, что надо как-то там по-осо­бому гото­виться, читать много-много молитв и строго поститься. Через месяц-другой узнал про пра­вила, и сказал, что если бы он знал зара­нее, что к при­ча­стию надо столь тща­тельно гото­виться, нико­гда бы, навер­ное, при­ча­щаться не стал – сил на такой подвиг у него не было. Воз­можно, что и от Церкви это его оттолк­нуло бы. А так Гос­подь дал ему воз­мож­ность укре­питься Бла­го­да­тью, и дал силы на молитву, пост, и борьбу с иску­ше­ни­ями от при­хо­жанки, кото­рая пришла в ужас от соде­ян­ного “греха”, и всё при­чи­тала: “Кайся, ты страш­ный грех совер­шил, надо каяться, каяться!”

Много недо­ра­зу­ме­ний свя­зано и с вопро­сами под­го­товки к при­ча­стию.

Пре­по­да­ва­тель вос­крес­ной школы по бла­го­сло­ве­нию насто­я­теля храма рас­ска­зы­вает ново­на­чаль­ным, что утром перед при­ча­стием нельзя чистить зубы, так как можно сглот­нуть каплю зубной пасты. И если вы поль­зу­е­тесь гиги­е­ни­че­ской пома­дой и слиз­нули её – всё! Вы уже поели, и при­ча­щаться нельзя. А может быть, пра­виль­нее зубы почи­стить? Разве лучше, когда изо рта пахнет? Одни свя­щен­ники бла­го­слов­ляют боля­щего чело­века выпить таб­летку в день при­ча­стия (Если это боль, кото­рую тер­петь нев­мо­готу), другие – запре­щают при­ча­щаться, если после 12-ти ночи выпито лекар­ство. Одни раз­ре­шают тем же диа­бе­ти­кам перед при­ча­стием выпить стакан чаю, другие – запре­щают моло­дой мамочке при­ча­ститься, если она кон­чи­ком языка “про­ве­рила” тем­пе­ра­туру теп­лоты, чтобы неча­янно не обжегся её мла­де­нец.

Кажется, какие могут быть вопросы у ново­на­чаль­ного по поводу испо­веди? Издано столько брошюр, книг, листо­вок. Вот свя­щен­ник рас­ска­зал ново­на­чаль­ному, как испо­ве­до­ваться надо. Глав­ное, четко пони­мать, какие запо­веди нару­шил. В этом и пока­яться. Этот ново­на­чаль­ный гото­вился всю ночь, даже плакал. А утром попал на испо­ведь к дру­гому свя­щен­нику, кото­рый сказал: “Что ты мне гово­ришь, что согре­шил блудом? Это не испо­ведь. Ты скажи, где, когда, с кем и сколько раз”. И не принял испо­ведь. В сле­ду­ю­щий раз этот чело­век пришёл в храм через пять лет, а мог бы и вообще не придти.

Одна­жды ново­на­чаль­ный может “узнать”, что суще­ствуют свя­щен­ники “нена­сто­я­щие”. Потому надо смот­реть, кладет ли батюшка свою руку поверх епи­тра­хили на голову испо­ве­ду­ю­ще­гося или не кладет? Так можно узнать, про­щены тебе твои грехи или нет, а свя­щен­ник “насто­я­щий” или нет.

Для ново­на­чаль­ных может быть духовно опасно обще­ние с неко­то­рыми при­хо­жа­нами Вот, напри­мер, жен­щина, кото­рая давно ходит в храм, испо­ве­ду­ется и при­ча­ща­ется, жалу­ется, что она боится людей. Если она при­ча­стится, то кто-нибудь под­хо­дит сзади и каса­ется спины. Она уве­ряет, что прямо чув­ствует, как уходит от неё бла­го­дать. Спра­ши­ваю: “Как же Гос­подь может поки­нуть чело­века по воле дру­гого чело­века?” Но она всё равно наста­и­вает, что чув­ствует, как бла­го­дать уходит. А ещё гово­рят, что кошки “оття­ги­вают” бла­го­дать. О соба­ках в доме и гово­рить нечего.

Гово­рят, что исполь­зо­ва­ние чёток из обси­ди­ана, повы­шает оккульт­ные спо­соб­но­сти моля­ще­гося, поэтому пра­во­слав­ным лучше исполь­зо­вать чётки дере­вян­ные.

Суе­ве­рием может стать бла­го­че­сти­вый обычай, если его непра­вильно истол­ко­вать. В каче­стве при­мера – обычай заве­ши­вать зер­кала в доме покой­ника. Был случай, когда на пра­во­слав­ной выставке в Епар­хии, на стенде, посвя­щен­ном пра­во­слав­ному обряду погре­бе­ния, рядом висели две статьи, и в одной – о том, что сле­дует заве­ши­вать зер­кала в доме, а в другой – о том, что это язы­че­ское суе­ве­рие, и делать этого не сле­дует. Посе­ти­тели выставки были в недо­уме­нии. А надо бы разъ­яс­нить, в чём заклю­ча­ется суе­ве­рие.

Понятно, что всё равно в цер­ков­ной прак­тике нико­гда не будет у всех оди­на­ково всё про­ис­хо­дить, и на это есть мно­же­ство причин. В Мол­да­вии (не знаю, насколько это рас­про­стра­нено) после про­чте­ния всех запи­сок свя­щен­ники при­под­ни­мают стол с поми­наль­ными яст­вами – как бы в знак того, что эта тра­пеза для тех, кто уже на небе. У нас в Петер­бурге я такого не видела. Где-то упо­треб­ля­ется какая-то чисто­чет­вер­го­вая вода, где-то – чет­вер­го­вая соль. В других местах о них и не слы­шали.

Когда-то про­то­и­е­рей Вален­тин Мор­да­сов раз­да­вал чай своим духов­ным чадам – как уте­ше­ние. Многие при­ез­жали изда­лека, не могли делать это доста­точно часто. Гости­нец от люби­мого батюшки согре­вал душу. Теперь палом­ни­кам, посе­ща­ю­щим погост Камно, реко­мен­ду­ется захва­тить с собой про­дукты “на обмен”. Пачка чая, поле­жав­шая в алтаре, назы­ва­ется свя­ты­ней. Её можно упо­треб­лять как лекар­ство от стра­стей. (Также рас­ти­тель­ное масло и кагор).

Для неко­то­рых людей воцер­ко­в­ле­ние начи­на­ется с кре­ще­ния. А чело­век, жела­ю­щий покре­ститься или окре­стить своего ребенка, сна­чала поку­пает натель­ный кре­стик.

И тут ново­на­чаль­ного под­жи­дают насто­я­щие “стра­шилки”: “Если изоб­ра­жён череп в осно­ва­нии креста, то ребе­нок, кото­рому надели такой крест, будет всю жизнь несча­стен. Если черепа нет – будет счаст­лив. “А батюшки знают об этом, но ничего нам не гово­рят спе­ци­ально. Потому что нельзя, чтобы все были счаст­ли­вые” – гово­рят такие “пра­во­слав­ные”.

Неко­то­рые уве­рены в том, что живым надо носить кре­стики без рас­пя­тия, а в гроб кладут крест с рас­пя­тием.

И ещё счи­тают, что свя­щен­ники обла­дают какими-то тай­ными зна­ни­ями, кото­рые от про­стых смерт­ных тща­тельно скры­вают.

Очень много всяких суе­ве­рий, свя­зан­ных с поте­рей кре­стика. Иногда меня спра­ши­вают: правда ли, что если чело­век найдёт чужой кре­стик и наде­нет его на себя, то он все грехи этого чело­века возь­мёт на себя?

При­веду ещё несколько при­ме­ров око­ло­цер­ков­ных суе­ве­рий, кото­рые порой сму­щают ново­на­чаль­ных.

Бывает, что люди идут кре­ститься повторно. Гово­рят, что если на чело­века наве­дена порча, или сглаз, то его надо заново окре­стить в Церкви. Причём при кре­ще­нии ему надо поме­нять имя, и чтобы это имя было в тайне, чтобы никто не смог больше наве­сти порчу.

Для язы­че­ского созна­ния харак­терно соот­вет­ственно язы­че­ское отно­ше­ние к Таин­ству Кре­ще­ния. Спроси такого чело­века: почему ты кре­стишь ребенка? Он скажет: чтобы не болел, чтобы не сгла­зили. То есть – как сред­ство от сглаза.

Сего­дня многие люди имеют обык­но­ве­ние носить с собой малень­кие “дорож­ные” иконы. Можно и будучи далеко от дома достать иконку и помо­литься. Но если чело­век верит, что сама по себе иконка, как некий талис­ман, при­не­сет ему удачу в делах, сча­стье в жизни, то кто он – этот чело­век, если не языч­ник?

Со свя­тыми небес­ными покро­ви­те­лями свя­заны неко­то­рые суе­ве­рия. Напри­мер, неко­то­рые счи­тают, что если твой небес­ный покро­ви­тель при­чис­лен к лику святых в сонме муче­ни­ков, то и ты будешь на земле мучиться. Когда спра­ши­ваю, какой святой Марины вам нужна икона – муче­ницы или пре­по­доб­ной? Гово­рят, давайте пре­по­доб­ную, а то муче­ница – звучит как-то жут­ко­вато. И Андрея юро­ди­вого не хотят, так как это звучит некра­сиво. (“Нам только юро­ди­вых в доме не хва­тало”). Поверьте, очень тяжело раз­го­ва­ри­вать с людьми о свя­ты­нях, если в их созна­нии нет такого поня­тия.

Ещё один доста­точно часто встре­ча­ю­щийся вопрос – о силе икон. Гово­рят: “Эта икона силь­ная, её надо обя­за­тельно иметь в доме”. Или: “Эта икона сжи­гает отри­ца­тель­ную энер­гию”. “Надо обя­за­тельно пове­сить над входом “Семи­стрель­ную”, она защи­щает”. “Неру­ши­мая стена обе­ре­гает дом от воров”. “Я купила у вас иконку, чтобы она мне помогла сда­вать экза­мены, а с ней ещё хуже стало”.

Гово­рят, будто икону Иисуса Христа в доме дер­жать нельзя, а хорошо бы – Нико­лая Угод­ника, и что нельзя дер­жать иконы в поме­ще­нии спальни.

“Бла­го­даря” все­воз­мож­ным жур­на­лам, печа­та­ю­щим горо­скопы, людям вну­шили, что каж­дому знаку Зоди­ака соот­вет­ствует опре­де­лен­ная икона. “Я Козе­рог, значит, какая икона моя?” Ищут другой раз какую-нибудь икону, а сами и не пред­став­ляют себе, что это за икона, кто на ней изоб­ра­жен. И нужна им эта икона не для молитвы, а просто поло­жено иметь её в доме как некий талис­ман.

Бывают суе­ве­рия смеш­ные: Летний Никола якобы изоб­ра­жа­ется без голов­ного убора, а Зимний Никола всегда “в шапке” (то есть, в митре).

Бес­про­свет­ная дре­му­честь порой удру­чает. И почему-то о сугубо цер­ков­ных вещах люди чер­пают знания где угодно, только не в Церкви, и авто­ри­тет какой-нибудь цели­тель­ницы или аст­ро­лога ока­зы­ва­ется посиль­нее цер­ков­ного.

Ново­на­чаль­ному нетрудно заблу­диться, если кол­дуны, кото­рым сего­дня открыта зеле­ная улица, дают советы людям схо­дить в храм, поста­вить свечку у такой-то иконы, зака­зать моле­бен о здра­вии. Они умело “опе­ри­руют” цер­ков­ными поня­ти­ями, гово­рят о грехе, о духов­но­сти, и т.д. Вну­шают людям, что делают с Цер­ко­вью одно общее доброе дело, а кто это отри­цает – тот, дескать, людям враг, не желает им добра. Ходит ко мне за лам­пад­ным маслом и све­чами одна дама – экс­тра­сенс-цели­тель­ница, рабо­та­ю­щая в цели­тель­ском Центре, где она, по её словам, “лечит людей по методу Джуны одними молит­вами без единой таб­летки”. Гор­де­ливо сооб­щает, что она уже восемь лет, как с Богом и свя­тыми, счи­тает себя пра­во­слав­ной, знает назва­ния икон, кое-какие молитвы (ими же “лечит”). Свой Центр она назы­вает также пра­во­слав­ным, гово­рит, что имеет пра­во­слав­ного духов­ника и бла­го­сло­ве­ние от него на цели­тель­скую дея­тель­ность. Допу­стим, меня она не обма­нет. А что, если некто ново­на­чаль­ный нуж­да­ется в помощи, а она её возь­мёт да и пред­ло­жит?

Есть такие, кото­рые под­лав­ли­вают людей в пра­во­слав­ном храме, активно исполь­зуя их неком­пе­тент­ность и про­блемы (скорби и болезни). Как только увидят чело­века рас­те­рян­ного, груст­ного – под­бе­гают к нему, узнают, что у него забо­лел ребе­нок, а врачи не могут помочь, и – дей­ствуют! Реко­мен­дуют какую-нибудь цели­тель­ницу-трав­ницу, кото­рую якобы бла­го­сло­вил батюшка (ещё и на старца извест­ного сошлются). Скажут, что сейчас пойдут брать бла­го­сло­ве­ние у свя­щен­ника (сде­лают вид, что подо­шли и бла­го­сло­ви­лись). Потом скажут, что батюшка бла­го­сло­вил вас лечиться у этой цели­тель­ницы, и адрес дают. Несчаст­ному ничего не оста­ется, как пове­рить. По незна­нию он попа­дает в сети дья­вола, и думает, что это его Цер­ковь бла­го­сло­вила.

Иногда в народе появ­ля­ются сомни­тель­ные “свя­тыни” типа закваски для пирога, кото­рую якобы много лет тому назад при­везли из самого Иеру­са­лима, и вот она пере­да­ется из дома в дом как свя­тыня. К закваске при­ла­га­ется “инструк­ция” – как именно надо заме­ши­вать тесто (целый ритуал с опре­де­лен­ным числом вра­ще­ний вправо или влево, деле­нием на части и т.д.), при­ла­га­ется опре­де­лен­ный рецепт. Есть пирог надо тоже опре­де­лен­ным обра­зом – только своей семьей, без посто­рон­них, при закры­тых дверях и обя­за­тельно молча. Далее сле­дует обе­ща­ние, что если сде­ла­ете так, то будет вам благо, а если не сде­ла­ете, то будет худо. В общем, почти всё так, как и в так назы­ва­е­мых “святых” пись­мах. Моя зна­ко­мая (между прочим, воцер­ко­в­лен­ная), полу­чила такую закваску от соседки как раз в разгар Вели­кого Поста. “Инструк­ция” пред­ла­гала заме­ши­вать тесто на молоке и с яйцами. Это её и сму­тило. А иначе пове­рила бы.

Сего­дня, воз­можно, неак­ту­ально раз­би­рать такое суе­ве­рие, как “Сон Бого­ро­дицы”. Одно время ко мне обра­ща­лись с вопро­сом: где бы его достать? Гово­рят, что если в доме есть листок с пере­пи­сан­ным “Сном Бого­ро­дицы”, то это сохра­нит семью от всяких напа­стей. Послед­нее время таких вопро­сов не наблю­да­лось, но никто не гаран­ти­рует, что не нагря­нет новая волна почи­та­ния этого “свя­того пись­меца”.

Всех суе­ве­рий, кото­рые “ходят” в народе, и не пере­чис­лишь. Это само­чин­ные “кано­ни­за­ции” и “про­слав­ле­ния” сомни­тель­ных исто­ри­че­ских пер­со­на­жей, и созда­ние и тира­жи­ро­ва­ние нека­но­ни­че­ских икон, ака­фи­стов, и рас­про­стра­не­ние рас­ко­ло­учи­тель­ной лите­ра­туры, и многое другое. Об этом на кон­фе­рен­ции уже было ска­зано.

Хочу заме­тить, что пра­во­слав­ной лите­ра­туры на разные темы изда­ется сего­дня доста­точно. При жела­нии можно найти ответ на любой свой вопрос. Но вопросы, свя­зан­ные с цер­ков­ной прак­ти­кой, явля­ются для ново­на­чаль­ных наи­бо­лее труд­ными. Цер­ков­ный опыт у каж­дого свя­щен­ника и миря­нина – свой, и ответы на один и тот же прак­ти­че­ский вопрос могут быть в разных изда­ниях у разных авто­ров непо­хо­жими друг на друга. Если этот опыт не про­ти­во­ре­чит Свя­щен­ному Писа­нию и Пре­да­нию Церкви, то он имеет место быть. Но глав­ное для нас – это любовь к Богу и ближ­нему. Если будем это выпол­нять, то нашим бра­тьям и сест­рам будет намного проще и радост­нее воцер­ков­ляться и накап­ли­вать соб­ствен­ный цер­ков­ный опыт.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки