Что такое Библия?

С. Голо­вин

Нахо­дясь на смерт­ном одре, Валь­тер Скотт, вели­кий шот­ланд­ский поэт и писа­тель, попро­сил своего друга, не отхо­див­шего от постели уми­ра­ю­щего: «Пожа­луй­ста, почи­тай мне Книгу». «Какую книгу?» – спро­сил тот с готов­но­стью. «Разве ты не знаешь? – был ответ, – она лишь одна»

Речь шла о Книге. О Книге, кото­рая един­ственно и может назы­ваться книгою, потому что в том смысле, в каком эта Книга явля­ется книгою, ника­кая другая книгою не явля­ется. Более того, все осталь­ные книги мы имеем лишь потому, что суще­ствует Книга. Именно для ее рас­про­стра­не­ния Ян Гут­тен­берг изоб­рел 500 лет назад печат­ный станок. Спустя сотню лет в России Иван Федо­ров создает печат­ный пресс, опять же, чтобы печа­тать Книгу – именно ее.

Более того, боль­шин­ство наро­дов, живу­щих на Земле, имеют свою пись­мен­ность лишь потому, что те, кто уже читал Книгу, хотели, чтоб и другие прочли ее. В поло­же­нии таких наро­дов нахо­димся и мы с вами. Именно для рас­про­стра­не­ния Книги среди восточ­но­ев­ро­пей­ских племен ино­странцы-мис­си­о­неры Кирилл и Мефо­дий создали алфа­вит «кирил­лица», став­ший осно­вой единой сла­вян­ской пись­мен­но­сти; а вокруг единой пись­мен­но­сти сфор­ми­ро­ва­лась единая куль­тура. Так воз­никла сла­вян­ская нация. И все это – бла­го­даря Книге.

Позже было напе­ча­тано мно­же­ство других книжек, в том числе – кри­ти­ку­ю­щих Книгу. Но уже то, что они вышли в свет, сви­де­тель­ствует о зна­че­нии Книги. Если бы не Книга, не суще­ство­вало бы создан­ного спе­ци­ально для нее печат­ного станка, и эти книжки не на чем было бы печа­тать. К тому же, насколько ни была бы попу­лярна та или иная книжка в то или иное время, не было случая, чтобы какой-нибудь бест­сел­лер пре­вы­сил тираж, кото­рым еже­годно рас­хо­дится Книга.

Эта Книга зани­мает настолько осо­бен­ное поло­же­ние, что у нее даже нет нужды в назва­нии – она так и назы­ва­ется: «Книга», или, по-гре­че­ски, – «Библия». Но что она собой пред­став­ляет? Спра­ши­вая об этом, можно полу­чить самые разные ответы. Одни скажут, что это самая чита­е­мая книга в мире. Другие, что Библия – собра­ние еврей­ского фольк­лора. Третьи будут утвер­ждать, что это – Слово Божие. Иные заявят, что Библия напи­сана одними людьми, чтобы дура­чить других. А кто-то, наобо­рот, скажет, что это сбор­ник мудрых мыслей, собран­ных по всему свету для нази­да­ния потом­ков. Иные же, что в Библии зашиф­ро­вана тайная муд­рость людей, достиг­ших осо­бого про­свет­ле­ния, и непро­свет­лен­ные не в состо­я­нии пони­мать ее. Най­дутся и те, кто будет наста­и­вать, что Библия – это посла­ние кос­ми­че­ского разума.

Давайте же попро­буем разо­браться, что такое Библия. Прежде всего, стоит обра­тить вни­ма­ние, что Библия, по боль­шому счету, – не одна книга, а целая биб­лио­тека, собра­ние книг. Первым, что вы уви­дите, открыв Библию, будет оглав­ле­ние – список книг, кото­рые в нее входят. Как мини­мум, там будут пере­чис­лены 66 книг. В этом случае на титуль­ном листе будет напи­сано «кано­ни­че­ские книги». Это значит, что ваше изда­ние Библии содер­жит абсо­лют­ный канон – те 66 книг, кото­рые при­знаны стан­дар­том (кано­ном) всеми хри­сти­ан­скими церк­вями. Если же такой над­писи нет – не пугай­тесь, у вас ничего не отнято, просто добав­лен ряд еврей­ских тек­стов, имев­ших хож­де­ние в первом веке на гре­че­ском языке. Ранние хри­сти­ане заим­ство­вали эти тексты у иудеев еще до того, как те опре­де­ли­лись со своим кано­ном, кото­рый мы теперь назы­ваем кано­ном Вет­хого Завета. Позд­нее, в сред­ние века, хри­сти­ан­ский канон Вет­хого Завета срав­нили с кано­ном иудей­ским, и ока­за­лось, что эти книги в него не входят. Поэтому многие церкви не при­знают эти книги как кано­ни­че­ские, и для них суще­ствует особое назва­ние – вто­ро­ка­но­ни­че­ские книги или апо­крифы.

Во всякой биб­лио­теке книги рас­став­лены по стел­ла­жам и полкам не слу­чай­ным обра­зом, а систе­ма­ти­зи­ро­ваны по разным кри­те­риям: по жанрам, по авто­рам, по хро­но­ло­гии, в конце концов – по раз­меру книг (на одной полке стоят книги в твер­дом пере­плете, а на другой тонкие бро­шюрки). Так же и в Библии. Почему, скажем, Посла­ние Рим­ля­нам стоит раньше Посла­ния Гала­там? По этой самой при­чине – обе книги рас­по­ло­жены на одной полке «Пере­писка апо­стола Павла», но сперва идут книжки потолще, затем – потоньше. Так же и на стел­лаже «Про­ро­че­ские книги»: неболь­шие по объему (так назы­ва­е­мые «малые про­роки») стоят на одной полке, уве­си­стые («вели­кие про­роки») на другой.

Книги, состав­ля­ю­щую Библию, весьма раз­личны по жанрам: это и исто­ри­че­ские хро­ники, и зако­но­да­тель­ные кодексы, и собра­ния мудрых изре­че­ний, и поэзия, и пере­писка, и опи­са­ние таин­ствен­ных виде­ний, и поучи­тель­ные исто­рии. В боль­шин­стве своем они напи­саны раз­ными людьми. Трудно даже пред­ста­вить себе это раз­но­об­ра­зие: Библию созда­вало около сорока раз­лич­ных авто­ров, кото­рые писали на трех разных языках (древ­не­ев­рей­ском, ара­мей­ском и гре­че­ском) и жили на трех кон­ти­нен­тах (В Европе, Азии и Африке). Это были цари, вель­можи, пас­тухи, воен­но­плен­ные, вое­на­чаль­ники, ремес­лен­ники, вино­чер­пии, рав­вины, врачи, исто­рики, чинов­ники, нало­го­вые инспек­тора. Люди разных про­фес­сий, раз­ного куль­тур­ного уровня, живу­щие в разных стра­нах, гово­ря­щие на разных языках. Боль­шин­ство из них не знало и нико­гда не видело, а зача­стую – и не подо­зре­вало о суще­ство­ва­нии друг друга. Более того, они жили в разное время: период их жизни состав­ляет 1500–2000 лет, то есть самые ранние тексты Библии были напи­саны, как мини­мум, за пол­торы тысячи лет до напи­са­ния наи­бо­лее позд­них книг.

Но есть нечто осо­бен­ное, что отли­чает эту биб­лио­теку от других. Несмотря на то, что ее тексты писало 40 разных чело­век на про­тя­же­нии двух тыся­че­ле­тий, в разных стра­нах, на разных языках, это – единая Книга, единое и цель­ное про­из­ве­де­ние в абсо­лют­ном зна­че­нии этого поня­тия.

У нее есть единая тема: греш­ное чело­ве­че­ство полу­чило спа­се­ние мило­стью Божией. Эта тема про­хо­дит сквозь всю Книгу.

У нее есть и единая ком­по­зи­ция. Библия подобна музы­каль­ному про­из­ве­де­нию. Возь­мите, напри­мер, первую часть Вто­рого фор­те­пи­ан­ного кон­церта Рах­ма­ни­нова – вы уви­дите как много в нем общего с ком­по­зи­цией Библии. Подобно музы­каль­ному про­из­ве­де­нию, Библия имеет вступ­ле­ние, в кото­ром вво­дятся все затра­ги­ва­е­мые в ней темы. Начало книги Бытия и впрямь звучит, как мощные тяже­лые аккорды оди­но­кого рояля в Рах­ма­ни­нов­ском кон­церте. Рояль здесь – Бог. Никого нет кроме Него. Он про­из­но­сит слово – и все сущее, все созву­чия взры­во­по­добно вры­ва­ются из небы­тия в бытие. И во всей Библии нет ни одной важной темы, осно­ва­ние кото­рой не было бы зало­жено в скупых и вели­че­ствен­ных стихах первых один­на­дцати глав книги Бытия.

После­ду­ю­щие части Вет­хого Завета звучат как экс­по­зи­ция, раз­ви­тие темы, после чего насту­пает куль­ми­на­ция – Еван­ге­лия. Мощное тутти всего оркестра дости­гает наи­выс­шего подъ­ема в повест­во­ва­нии о Стра­да­ниях и Вос­кре­се­нии Хри­сто­вых. Насту­пает реприза, завер­ше­ние всех тем – Деяния Апо­сто­лов и Посла­ния. В конце же звучит мощная кода, финал – книга Откро­ве­ния Иоанна Бого­слова. И как раз­но­об­разно и мно­го­звучно ни было бы все это гран­ди­оз­ное про­из­ве­де­ние, каждая его деталь рабо­тает на глав­ную идею, состав­ляя единую ком­по­зи­цию.

Далее, во всей Книге одно глав­ное Дей­ству­ю­щее Лицо. Во Втором фор­те­пи­ан­ном кон­церте Рах­ма­ни­нова глав­ный инстру­мент – рояль. Он цар­ствует во всем про­стран­стве про­из­ве­де­ния. Все в про­из­ве­де­нии под­чи­нено только ему, и фор­ми­ру­ется им, для него и через него. Осталь­ные инстру­менты лишь ука­зы­вают на его поло­же­ние: на сцене царя «играет» окру­же­ние. Глав­ное Дей­ству­ю­щее Лицо Библии – Хри­стос. Он Сам убеж­дает нас в этом: «Иссле­дуйте Писа­ния, ибо вы дума­ете чрез них иметь жизнь вечную; а они сви­де­тель­ствуют о Мне» (Ин. 5:39). Вся Библия – о Христе, начи­ная с самых первых стихов – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит (К Колос­ся­нам 1:16–17).

Итак, Библия имеет единую тему, единую ком­по­зи­цию и одно глав­ное Дей­ству­ю­щее Лицо. Пред­ставьте себе какое-нибудь другое про­из­ве­де­ние, состо­я­щее из дета­лей, кото­рые сде­лали разные люди, в разное время, в разных местах. И, тем не менее, это – единое про­из­ве­де­ние.

Кто бывал на Выставке Дости­же­ний Народ­ного Хозяй­ства в Москве, видел там «люби­мый лунный трак­тор» — Луно­ход. Пред­ставьте: вы под­хо­дите к экс­по­нату, и вам рас­ска­зы­вают: вот такие колеса ори­ги­наль­ной формы полу­чи­лись где-то под Сара­то­вом, когда спе­ци­а­ли­сты по метал­ло­об­ра­ботке раз­вле­ка­лись, экс­пе­ри­мен­ти­руя в сво­бод­ное от работы время над тех­но­ло­ги­че­скими про­цес­сами. Одно­вре­менно в НПО «Энер­гия» кто-то поду­мал: а почему бы ни наштам­по­вать квар­це­вых пла­сти­нок вот такого раз­мера. Еще в одном месте, скажем, где-нибудь в Кур­гане, кому-то захо­те­лось сде­лать крем­не­ор­га­ни­че­ские сочле­не­ния – вдруг при­го­дятся? И так далее… Потом все это совер­шенно слу­чайно свезли в одно место, сва­лили в одну кучу, и глядь – полу­чился луно­ход. Все детали точно подо­гнаны друг к другу, и всё служит единой цели. Конечно же вы, скорее всего, ска­жете, что все это сказки, и такого быть не может: навер­няка изна­чально суще­ство­вал общий замы­сел, был единый проект. Потому-то все эти детали, создан­ные в разное время, в разных местах, раз­ными людьми, так точно под­хо­дят одна к другой и состав­ляют единое целое – у кон­струк­ции есть единый автор. Кто бы, где бы потом ни про­ек­ти­ро­вал и ни изго­тав­ли­вал каждую деталь или узел, все они зара­нее заду­маны и преду­смот­рены гене­раль­ным кон­струк­то­ром.

Так и Библия, несмотря на то, что напи­сана раз­ными людьми, в разное время, на разных языках, имеет Еди­ного Автора, Еди­ного Гене­раль­ного Кон­струк­тора, кото­рый вложил, вдох­нул в сердца этих людей жела­ние – вдох­но­вил их – изго­то­вить эти детали, напи­сать эти книги, слу­жа­щие единой цели. Именно об этом пишет апо­стол Павел: «Все Писа­ние бого­дух­но­венно и полезно для науче­ния, для обли­че­ния, для исправ­ле­ния, для настав­ле­ния в пра­вед­но­сти, да будет совер­шен Божий чело­век, ко вся­кому доб­рому делу при­го­тов­лен» (2Тим. 3:16–17).

Даже в спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ной биб­лио­теке, мы обычно не читаем все книги подряд, а начи­наем с того, что пред­став­ля­ется наи­бо­лее инте­рес­ным или важным. В Библии тоже не обя­за­тельно читать все книги подряд, можно начать с любой. Но с чего бы вы ни начали, помните – вы чита­ете то же про­из­ве­де­ние, того же Автора, на ту же тему, под­чи­нен­ное еди­ному замыслу, выра­жа­ю­щее единую мысль. Как во всей Книге, так и в каждой ее части отоб­ра­жен Божий план спа­се­ния чело­ве­че­ства.

Впро­чем, утвер­жде­ни­ями самой Библии, что она – бого­дух­но­вен­ная Книга, сейчас трудно кого-нибудь уди­вить. В наши дни раз­ве­лось мно­же­ство книг, в кото­рых заяв­ля­ется, что они вдох­нов­лены Высшим Разу­мом, если вообще не спу­щены непо­сред­ственно с Небес. И чем дальше, тем таких книг ста­но­вится все больше и больше (и, между прочим, в Библии давно пред­ска­зы­ва­лось, что так и будет про­ис­хо­дить в Послед­ние Вре­мена). Можем ли мы как-либо опре­де­лить – дей­стви­тельно Книга бого­дух­но­венна, или нет? В част­но­сти, каким кри­те­риям бого­дух­но­вен­ная Книга должна соот­вет­ство­вать?

В первую оче­редь, от бого­дух­но­вен­ного про­из­ве­де­ния стоило бы ожи­дать досто­вер­но­сти и точ­но­сти. Бог Все­ве­дущ, Его откро­ве­ние должно быть точным во всех дета­лях. Не менее важно и то, насколько иска­жены дошед­шие до нас тексты в срав­не­нии с их ори­ги­на­лами. Стоит ли на них пола­гаться? Выяс­нять, насколько досто­верна та или иная древ­няя книга, можно, срав­ни­вая ее с дру­гими пись­мен­ными про­из­ве­де­ни­ями того же исто­ри­че­ского пери­ода. Это довольно инте­рес­ная задача. Самый «моло­дой» текст Библии напи­сан при­мерно 1900 лет назад, самому древ­нему – около 4000 лет. Но давайте для крат­ко­сти оста­но­вимся лишь на Новом Завете, кото­рому «всего» 1900–1950 лет. Эти тексты напи­саны на про­тя­же­нии второй поло­вины Пер­вого века Н.Э. и, соот­вет­ственно, отно­сятся к антич­ному пери­оду исто­рии. Что мешает нам срав­нить их с дру­гими про­из­ве­де­ни­ями антич­ной лите­ра­туры, и посмот­реть, насколько досто­ве­рен текст, кото­рый мы рас­по­ла­гаем сего­дня, спустя почти две тысячи лет?

Выяс­ня­ется, что такие про­из­ве­де­ния антич­ной лите­ра­туры, как, напри­мер, «Исто­рия» Герод­ота или «Иудей­ские древ­но­сти» Флавия дошли до нас в коли­че­стве лишь около одного десятка спис­ков. Ведь до того, как был изоб­ре­тен печат­ный станок, книги пере­пи­сы­ва­лись от руки. Когда свиток при­хо­дил в негод­ность, его пере­пи­сы­вали – только так он мог дойти до нас – а извет­шав­ший ори­ги­нал выбра­сы­вали. Не сохра­ни­лось ори­ги­на­лов ни одного из древ­них тек­стов – только списки! Так вот, прак­ти­че­ски от всех антич­ных тек­стов до нас дошло лишь около десятка спис­ков, не более. Неимо­верно рекорд­ное поло­же­ние по этому пока­за­телю зани­мает «Илиада» Гомера – около шести­сот экзем­пля­ров. Число же древ­них спис­ков Нового завета, дошед­ших до нас, пре­вы­шает два­дцать пять тысяч экзем­пля­ров!!! И все эти списки сов­па­дают один с другим на уровне описок пере­пис­чи­ков, не вли­я­ю­щих на зна­че­ние текста – точек, запя­тых, чер­то­чек, дру­гого напи­са­ния тех же слов.

Но на сколько эти списки уда­лены во вре­мени от напи­са­ния ори­ги­нала? Ведь списки могут быть выпол­нены через многие сотни лет. А чем более позд­ние версии мы имеем, тем меньше уве­рен­ность, что текст их близок к ори­ги­налу. Для таких обще­при­знан­ных про­из­ве­де­ний антич­ной исто­рии, как, скажем, «Анналы» Тацита или «Галль­ские войны» Юлия Цезаря, харак­тер­ная раз­ница между ори­ги­на­лом и самым ранним дошед­шим до нас фраг­мен­том списка состав­ляет 500‑1600 лет. Что же каса­ется книг Нового Завета, то для фраг­мента этот про­ме­жу­ток состав­ляет всего 25 лет, для почти пол­ного текста – 100 лет, для абсо­лютно пол­ного текста – 250 лет. Обра­тите вни­ма­ние – мы рас­по­ла­гаем фраг­мен­тами спис­ков, выпол­нен­ных еще при жизни тех, кто лично знал авто­ров текста. Есте­ственно, вряд ли они могут быть под­дель­ными, потому что совре­мен­ники легко раз­об­ла­чили бы ложь.

Далее, важным фак­то­ром явля­ется сте­пень сохран­но­сти мате­ри­а­лов. Древ­ние про­из­ве­де­ния чаще всего дохо­дят до нас в виде фраг­мен­тов. Наи­бо­лее часто бывают уте­ряны начало и конец – внеш­ние края свит­ков и книг вет­шают в первую оче­редь. Из 142 книг «Рим­ской исто­рии» Ливия сохра­ни­лось лишь 35. От «Рим­ской исто­рии» Тацита из 14 книг до нас дошло 4,5. «Анналы» Тацита, счи­та­ются фун­да­мен­таль­ным про­из­ве­де­нием антич­ной исто­рии, но из 16 книг только две сохра­ни­лись пол­но­стью, и еще две – частично. В то же время в Новом Завете нет ни одного уте­рян­ного фраг­мента! Мы рас­по­ла­гаем абсо­лютно полным тек­стом.

Мы также рас­по­ла­гаем раз­но­об­раз­ными внеш­ними под­твер­жде­ни­ями досто­вер­но­сти этих тек­стов. Первым типом такого внеш­него под­твер­жде­ния явля­ются пере­воды на другие языки. Как уже гово­ри­лось, люди, читав­шие Книгу, хотели, чтобы и другие тоже прочли ее. И, не счи­та­ясь ни с какими затра­тами – ни вре­мени, ни денег, ни труда, они пере­во­дили ее на другие языки (зача­стую – созда­вая пись­мен­ность для наро­дов, не имев­ших тако­вой). Мы рас­по­ла­гаем пере­во­дами Библии на латин­ский и сирий­ский, выпол­нен­ными уже к 150 г. Н.Э. (то есть всего через 50 лет, после завер­ше­ния послед­ней книги Библии), а позже – и на другие языки антич­ного мира. И по всем этим пере­во­дам можно убе­диться, что они были сде­ланы с того же текста, кото­рым мы рас­по­ла­гаем сего­дня.

Кроме того, Книгу часто цити­руют. Ее цити­руют сего­дня, ее цити­ро­вали и раньше. И по древним небиб­лей­ским тек­стам (худо­же­ствен­ные про­из­ве­де­ния, пере­писка, трак­таты, поле­мика), дати­ро­ван­ным с 96-го по 400‑й годы, мы можем соста­вить полный текст Нового завета только на осно­ва­нии при­во­ди­мых там цитат. Даже если бы до нас не дошел Новый Завет в его ори­ги­наль­ном виде, мы все равно имели бы полный текст бла­го­даря цита­там, запе­чат­лен­ным как в трудах сто­рон­ни­ков Писа­ния, так и его врагов. Послед­ние при­во­дили обиль­ные цитаты, желая опро­верг­нуть учение хри­стиан; Гос­подь же исполь­зо­вал их рвение, заго­тав­ли­вая для нас сви­де­тель­ства досто­вер­но­сти Биб­лей­ских тек­стов. Инте­ресно полу­ча­ется: все, кто когда-либо сра­жался против Писа­ния, лишь созда­вали шум, при­вле­ка­ю­щий вни­ма­ние, и тем помо­гали Писа­нию утвер­диться.

Вывод очень важен: мы рас­по­ла­гаем досто­вер­ными и пол­ными тек­стами Нового Завета – именно теми, что были напи­саны изна­чально. Бого­дух­но­вен­ность Библии при­знают многие. В част­но­сти, на авто­ри­тет Библии опи­рался осно­во­по­лож­ник ислама пророк Маго­мет, про­воз­гла­шав­ший своей зада­чей вос­ста­нов­ле­ние мусуль­ман­ства (по-араб­ски – «покор­но­сти Богу») в соот­вет­ствии Торой и Инжи­лем, т.е. Биб­лией – Ветхим и Новым Заве­том. Всякий может убе­диться в этом, про­чи­тав Коран. В част­но­сти, в суре Аль Бакара, аят 62, гово­рится: Поис­тине, те, кото­рые уве­ро­вали, и те, кто обра­ти­лись в иудей­ство, и хри­сти­ане, и сабии, кото­рые уве­ро­вали в Аллаха и в послед­ний день и тво­рили благое, – им их награда у Гос­пода их, нет над ними страха, и не будут они печальны. Но многие совре­мен­ные ислам­ские дея­тели про­ти­во­по­став­ляет мусуль­ман­ство хри­сти­ан­ству и, тем более – иуда­изму. Как же они обос­но­вы­вают такое несо­от­вет­ствие? Они заяв­ляют, что у нас нет под­лин­ных тек­стов Писа­ния. Истин­ная Библия ранних хри­стиан, дескать, еще имела хож­де­ние во вре­мена Маго­мета, но после была уте­ряна, и нынеш­няя Библия – некий новый текст. Тем не менее, факты налицо: мы рас­по­ла­гаем тем же самым тек­стом Нового Завета, что суще­ство­вал и во время появ­ле­ния Корана, и задолго до этого. После же обна­ру­же­ния в 1947 году Свит­ков Мерт­вого Моря (речь о кото­рых пойдет ниже), отпали и все сомне­ния отно­си­тельно тек­стов Вет­хого Завета. Мы обла­даем полным тек­стом Писа­ния, соот­вет­ству­ю­щим ори­ги­налу.

Что ж, сохран­ность тек­стов – дело хоро­шее. Но явля­ется ли истин­ным то, что в них запи­сано? Я, напри­мер, могу выду­мать фан­та­сти­че­ский рас­сказ об ино­пла­не­тя­нах, напе­ча­тать его мил­ли­он­ным тира­жом, запа­ять каждый экзем­пляр в метал­ли­че­скую банку, зако­пать банки в разных частях света, и, не исклю­чено, что спустя пару тысяч лет, хотя бы один экзем­пляр сохра­нится. Причем – в абсо­лютно точном виде, без каких-либо иска­же­ний. Будет ли досто­вер­ность текста озна­чать досто­вер­ность опи­сы­ва­е­мых в нем собы­тий? Конечно же, нет! Как же тогда мы можем быть уве­рены в досто­вер­но­сти содер­жа­ния Нового Завета?

Тут нам при­хо­дят на помощь внеш­ние под­твер­жде­ния иного рода. Несмотря на то, что еван­гель­ские собы­тия про­ис­хо­дили в одной из наи­бо­лее уда­лен­ных про­вин­ций рим­ской циви­ли­за­ции, нехри­сти­ан­ские лите­ра­тур­ные и исто­ри­че­ские про­из­ве­де­ния не оста­вили их без вни­ма­ния. Среди еврей­ских, рим­ских и сирий­ских источ­ни­ков, дати­ру­е­мых пери­о­дом с 50-го по 180‑й годы, насчи­ты­ва­ется сем­на­дцать (!) небиб­лей­ских тек­стов, содер­жа­щих в общей слож­но­сти более 150 подроб­но­стей о жизни, учении, смерти и Вос­кре­се­нии Иисуса Христа, а также неко­то­рые эле­менты веро­уче­ния ранних хри­стиан. Рим­ские источ­ники при­над­ле­жат перу исто­ри­ков (Тацит, Све­то­ний, Галл), госу­дар­ствен­ных чинов­ни­ков (напри­мер, отчеты Плиния Млад­шего о ситу­а­ции с хри­сти­а­нами в под­чи­нен­ной ему про­вин­ции) и даже цеза­рей (Траян, Адриан). Иудей­ские (Талмуд, Иосиф Флавий) и гно­сти­че­ские источ­ники (фольк­лор­ные пре­да­ния типа «Еван­ге­лия истины», «Еван­ге­лия от Фомы», «Трак­тата о вос­кре­се­нии») при­во­дят свою точку зрения на факты, изло­жен­ные в Библии, и, хотя истол­ко­ва­ние фактов в них порой весьма экзо­тично, сами факты этими тек­стами под­твер­жда­ются (не было бы фактов – нечего было бы истол­ко­вы­вать).

Из нехри­сти­ан­ских источ­ни­ков (в том числе – напи­сан­ных вра­гами хри­сти­ан­ства) мы знаем об Иисусе; о совер­шав­шихся Им чуде­сах; об испол­нив­шихся в Нем про­ро­че­ствах Вет­хого Завета; о том, что Сам Он не только был про­ро­ком, но и заяв­лял о Своей боже­ствен­ной при­роде. Кроме того, Он назы­ва­ется вели­ким учи­те­лем и фило­со­фом, при­зы­вав­шим к отри­ца­нию других Богов, про­по­ве­до­вав­шим брат­ство веру­ю­щих в веч­но­сти.

Далее, из нехри­сти­ан­ских источ­ни­ков мы знаем, что по обви­не­нию в бого­хуль­стве Он был казнен через рас­пя­тие, а позже Его снова видели живым. Его уче­ники стали вер­ными после­до­ва­те­лями, про­по­ве­до­вав­шими Его имя и Его учение. Даже если бы до нас не дошла Библия, очень многое было бы известно нам из небиб­лей­ских источ­ни­ков. Мы рас­по­ла­гаем досто­вер­ным опи­са­нием жизни, учения и слу­же­ния Иисуса.

Ана­ло­гично обстоят дела и с Ветхим Заве­том. Взять хотя бы назва­ния наро­дов. Не так давно утвер­жда­лось, что многие народы, упо­мя­ну­тые в Ветхом Завете, вообще нико­гда не суще­ство­вали. Напри­мер – хеттеи, жившие, согласно утвер­жде­ниям Библии во втором тыся­че­ле­тия до Р.Х. Других исто­ри­че­ских тек­стов, где бы упо­ми­нав­ших этот народ, известно не было, и кри­тики утвер­ждали, что хеттеи — выдумка биб­лей­ских авто­ров. Так про­дол­жа­лось до 1905 года, когда архео­логи рас­ко­пали древ­нюю сто­лицу хет­теев и нашли огром­ное коли­че­ство тек­стов на гли­ня­ных таб­лич­ках. Опи­сы­ва­е­мая в них исто­рия ока­за­лась пол­но­стью соот­вет­ству­ю­щей тому, что было известно о хет­теях из Библии.

Стоит нам загля­нуть в Библию, многие загадки исто­рии раз­ре­ша­ются сами собой. Так, любой спе­ци­а­лист по древ­ней исто­рии рас­ска­жет вам, что при­мерно за 1500 лет до Рож­де­ства Хри­стова Египет стре­ми­тельно ста­но­вится вели­кой про­цве­та­ю­щей дер­жа­вой, а потом, вдруг, вне­запно, при­хо­дят дикие и плохо воору­жен­ные коче­вые пле­мена гик­со­сов и пол­но­стью пора­бо­щают всю страну. Пред­ставьте — огром­ную страну с мно­го­чис­лен­ной армией и самой совер­шен­ной воен­ной тех­ни­кой (колес­ницы были тан­ками того вре­мени) захва­тили раз­роз­нен­ные неор­га­ни­зо­ван­ные пле­мена кочев­ни­ков! Лишь добрую сотню лет спустя егип­тяне изба­ви­лись от вла­ды­че­ства гик­со­сов. Как такое могло про­изойти? Загадка!

Но в Библии мы нахо­дим то, чего не поже­лали запи­сы­вать еги­пет­ские исто­рики: рас­свет раз­ви­тия Египта сов­па­дает со вре­ме­нем еги­пет­ского пле­не­ния евреев. Египет про­цве­тал, потому что в нем было огром­ное коли­че­ство даро­вой рабо­чей силы, к тому же при­нес­шей с собой бла­го­сло­ве­ние Божье. «И был Гос­подь с Иоси­фом: он был успе­шен в делах и жил в доме гос­по­дина своего, Егип­тя­нина» – гово­рит Писа­ние (Бытие 39:2). Когда же народ Изра­иля выхо­дил из Египта, армия со всеми колес­ни­цами и фара­о­ном во главе погна­лась за ними и была потоп­лена в Крас­ном море. Огром­ное госу­дар­ство оста­ется без руко­вод­ства и без армии! Потому-то оно ста­но­вится легкой добы­чей для диких коче­вых племен. Но если не при­ни­мать во вни­ма­ние этих данных, запи­сан­ных в Библии по вдох­но­ве­нию Гос­по­дина исто­рии, нам не понять исто­рии, достав­шейся нам во фраг­мен­тах чело­ве­че­ских сви­де­тельств.

В Библии мы обна­ру­жи­ваем все­воз­мож­ные назва­ния земель, имена царей, назва­ния горо­дов, опи­са­ние собы­тий, что гово­рит о скру­пу­лез­но­сти ее повест­во­ва­ния. Более ста лет свет­ские исто­рики вели интен­сив­ные иссле­до­ва­ния, желая опро­верг­нуть Библию. Теперь же исто­рики изу­чают Библию, чтобы про­ве­рить досто­вер­ность своих иссле­до­ва­ний.

Мы живем в счаст­ли­вое время, когда нас уже не ата­куют посто­янно вымыс­лами о лож­но­сти Библии. Досто­вер­ность и точ­ность Писа­ния во всех дета­лях обще­при­знанна. Но, опять же, точ­ность во всех дета­лях не явля­ется дока­за­тель­ством бого­дух­но­вен­но­сти. У меня есть теле­фон­ный спра­воч­ник, и он точен во всех дета­лях. Но явля­ется ли он бого­дух­но­вен­ной книгой? Конечно же, нет. Изло­жен­ные в нем данные были известны изда­телю и прошли тща­тель­ную про­верку.

А не гово­рится ли в Библии о том, что людям тех лет не было известно? Это пора­зи­тельно, но в текстах Библии мы нахо­дим данные есте­ство­зна­ния, о кото­рых люди не имели пред­став­ле­ния во вре­мена их напи­са­ния! Лишь спустя тысячи лет, бла­го­даря раз­ви­тию науки и тех­ники, в резуль­тате тща­тель­ных иссле­до­ва­ний и гени­аль­ных откры­тий люди узнали, о том, о чем в Библии было ска­зано изна­чально. Многие тысячи лет назад Библия утвер­ждала, что Земля круг­лая (Исаия 40:22); что она сво­бодно висит в про­стран­стве (Иов. 26:7); что звезд на небе бес­счет­ное число (Бытие 22:17), хотя до изоб­ре­те­ния теле­скопа были известны лишь около 1500 звезд – те, что видны нево­ору­жен­ным глазом.

В Библии ска­зано, что созвез­дия меняют свои очер­та­ния со вре­ме­нем (Иов. 38:31); что воздух имеет вес (Иов. 28:25); что жизнь обес­пе­чи­ва­ется кро­во­об­ра­ще­нием (Бытие 9:6); что Луна и Солнце имеют разный размер (Бытие 1:16); что земная кора нахо­дится в изо­ста­ти­че­ском (рав­но­вес­ном) состо­я­нии (Исайя 40:12); что на Земле суще­ствуют разные часо­вые пояса (Матфей 24:27 ср. Лука 17:34–36); что суще­ствует кру­го­во­рот воды в при­роде (Екли­зи­аст 1:7). Именно в Библии, за 3500 лет до того, как люди узнали о суще­ство­ва­нии бак­те­рий, явля­ю­щихся при­чи­ной инфек­ци­он­ных забо­ле­ва­ний, опи­саны основы гиги­ены и эпи­де­мио­ло­гии (Вто­ро­за­ко­ние 23, Левит 15). Люди еще не знали, что такое микроб, но в Библии было опи­сано, как не зара­зиться, как осу­ществ­лять про­ти­во­эпи­де­ми­че­ские меро­при­я­тия, как орга­ни­зо­вать каран­тин.

Возь­мите любую книгу по есте­ство­зна­нию, напи­сан­ную 20–30 лет назад, и вы уви­дите, как без­на­дежно она уста­рела. И чем раньше она напи­сана, тем наив­нее она нам кажется теперь. Но лишь только сейчас, через тысячи лет, мы начи­наем пони­мать неко­то­рые истины, запи­сан­ные в Библии. Ни одна из науч­ных идей, опи­сан­ных в Библии, не уста­ре­вает. Тем не менее, с одной сто­роны, Библия – не учеб­ник есте­ство­зна­ния, с другой сто­роны, все эти науч­ные знания полу­чены людьми. Мог же кто-нибудь просто узнать об этом раньше других?

Не менее зна­чи­тель­ным сви­де­тель­ством бого­дух­но­вен­но­сти Библии явля­ются запи­сан­ные в ней про­ро­че­ства. Бог — вла­сте­лин исто­рии: «Я воз­ве­щаю от начала, что будет в конце, и от древ­них времен то, что еще не сде­ла­лось, говорю: Мой совет состо­ится, и все, что Мне угодно, Я сделаю» (Ис.46:10). Никто еще и пред­по­ла­гать не мог, как будут раз­ви­ваться собы­тия, а про­ро­че­ства уже сотни и тысячи лет до того были запи­саны в Библии, «ибо нико­гда про­ро­че­ство не было про­из­но­симо по воле чело­ве­че­ской, но изре­кали его святые божьи чело­веки, будучи дви­жимы духом Святым» (2Пет.1:21).

Правда, сейчас такое время, что про­ро­ков – хоть отбав­ляй. Откры­ваем любую газету – там горо­скоп­чик: «Козе­ро­гам сего­дня грозят непри­ят­но­сти, и необ­хо­димо осо­бенно тща­тельно сле­дить за собой». Очень хоро­шее пред­ска­за­ние, даже козе­ро­гам понят­ное: у кого не слу­ча­ется непри­ят­но­стей, если не сле­дить за собой? Такое про­ро­че­ство гово­рит абсо­лютно ни о чем. Далее: «Раки, будьте сего­дня осо­бенно вни­ма­тельны, чтобы не пройти мимо своего сча­стья». Сча­стье не сло­жи­лось – значит прошли мимо, потому что были невни­ма­тельны. Подоб­ных про­ро­честв – огром­ное коли­че­ство. Допу­стим, про­ро­че­ства Ностра­да­муса. В них все настолько смутно – можно подо­гнать под них все, что угодно, было бы вооб­ра­же­ние.

Биб­лей­ские про­ро­че­ства имеют совер­шенно другую при­роду. К ним предъ­яв­ля­ются очень четкие тре­бо­ва­ния. И ответ­ствен­ность за досто­вер­ность про­ро­честв – нема­лая. Если бы кто из соста­ви­те­лей горо­ско­пов знал о ней, вряд ли бы решился на этот сомни­тель­ный бизнес. «Про­рока, кото­рый дерз­нет гово­рить Моим именем то, чего Я не пове­лел ему гово­рить, и кото­рый будет гово­рить именем богов иных, такого про­рока пре­дайте смерти. И если ска­жешь в сердце твоем: ‘как мы узнаем слово, кото­рое не Гос­подь гово­рил?» Если пророк скажет именем Гос­пода, но слово то не сбу­дется и не испол­нится, то не Гос­подь гово­рил сие слово, но гово­рил сие пророк по дер­зо­сти своей, – не бойся его» (Втор.18:20–22).

Первое тре­бо­ва­ние, предъ­яв­ля­е­мое к истин­ному про­ро­че­ству – оно должно гово­рить о людях и собы­тиях, уда­лен­ных настолько, чтобы не воз­можна была про­стая догадка или про­гноз. Когда мы гово­рим, какая погода будет через неделю, или кто побе­дит на бли­жай­ших выбо­рах – это про­гноз. В Биб­лей­ских же про­ро­че­ствах гово­рится о собы­тиях, о кото­рых в прин­ципе еще никто знать не мог. Зача­стую эти собы­тия вообще про­ти­во­ре­чили здра­вому смыслу. Напри­мер, в самый рас­цвет Вави­лон­ского цар­ства, когда, каза­лось, ничто не грозит его про­цве­та­нию, было про­воз­гла­шено, что прой­дет такое-то коли­че­ство лет, и это самое могу­ще­ствен­ное госу­дар­ство в мире будет раз­ру­шено, причем – вполне опре­де­лен­ным обра­зом. И все сбы­ва­ется именно так, как было пред­ре­чено.

Во-вторых, про­ро­че­ство должно быть ясным и кон­крет­ным; содер­жать легко рас­по­зна­ва­е­мые детали, чтобы, когда оно испол­нится, ни у кого не было сомне­ний, что это испол­ни­лось именно оно.

И третье тре­бо­ва­ние – про­ро­че­ство должно испол­ниться во всех подроб­но­стях.

При­ве­дем пример – про­ро­че­ство об огром­ном городе-кре­по­сти Тире. Это был клю­че­вой тор­го­вый порт восточ­ного сре­ди­зем­но­мо­рья, и в его про­цве­та­нии были заин­те­ре­со­ваны все суще­ство­вав­шие страны, обо­га­щав­ши­еся за счет тор­говли с ним. Но вот некий еврей про­воз­гла­шает от Божьего Имени: «…Я – на тебя, Тир, и под­ниму на тебя многие народы, как море под­ни­мает волны свои. И разо­бьют стены Тира и раз­ру­шат башни его … раз­ру­шат стены твои, и разо­бьют кра­си­вые домы твои, и камни твои и дерева твои, и землю твою бросят в воду … И сделаю тебя голою скалою, будешь местом для рас­сти­ла­ния сетей; не будешь вновь построен: ибо Я, Гос­подь, сказал это, гово­рит Гос­подь Бог» (Иез.26:3–14).

Про­ро­че­ство это было про­из­не­сено, при­мерно, в 588 г. до Р.Х. и, каза­лось, начало испол­няться довольно быстро. Уже через год царь Наву­хо­до­но­сор оса­ждает город. Тир был пре­крас­ной кре­по­стью, и осада дли­лась три года. Через три года Тир пал, и Наву­хо­до­но­сор ушел, пред­ва­ри­тельно раз­ру­шив его укреп­ле­ния. Можно было ска­зать: суро­вый про­гноз в основ­ном сбылся, детали же в нем – худо­же­ствен­ное пре­уве­ли­че­ние (многие народы; камни, бро­шен­ные в море; голая скала, и прочее). Но про­хо­дит 250 лет, и слу­ча­ется то, чего в прин­ципе никто пред­ви­деть не мог: неболь­шая ранее мало­из­вест­ная полу­ди­кая этни­че­ская группа маке­до­нян, тихо суще­ство­вав­шая в тени про­цве­та­ю­щей ахей­ской куль­туры, вдруг фор­ми­рует силь­ней­шее госу­дар­ство и за какой-то деся­ток лет пора­бо­щает весь циви­ли­зо­ван­ный мир. Так воз­ни­кает огром­ная ранее не суще­ство­вав­шая Маке­дон­ская импе­рия во главе с Алек­сан­дром Вели­ким. Когда в 332 году мно­го­на­ци­о­наль­ное войско Алек­сандра Маке­дон­ского под­сту­пило к Тиру, насе­ле­ние, укры­ва­ясь от заво­е­ва­те­лей, пере­пра­ви­лось на остров, нахо­див­шийся в море напро­тив города, при­мерно в ста метрах от берега. Алек­сандр пред­ла­гает защит­ни­кам ост­рова сдаться и, когда они отка­зы­ва­ются, он, нико­гда не слы­хав­ший о каком-то там еврей­ском про­ро­че­стве, отдает гени­ально про­стой приказ: разо­брать все здания города камень за камнем и, сбро­сив их в море, насы­пать мол до самого ост­рова. Армия в точ­но­сти выпол­нила приказ, защит­ники ост­рова были схва­чены, а на месте, где неко­гда стоял огром­ный город, оста­лась лишь голая скала, место для рас­сти­ла­ния сетей.

Точно так же, во всех мель­чай­ших дета­лях и подроб­но­стях, сбы­лись про­ро­че­ства о раз­ру­ше­нии вели­чай­ших горо­дов древ­но­сти Вави­лона, Нине­вии, Иеру­са­лима. Но, раз­ру­ше­ние чего-то суще­ству­ю­щего, насколько надеж­ным оно не каза­лось бы, не самое неве­ро­ят­ное собы­тие. Как гово­рил герой Марка Заха­рова в фильме «Фор­мула любви», то, что один чело­век построил, другой завсе­гда поло­мать сможет. Но возь­мите обрат­ное про­ро­че­ство: вос­ста­нов­ле­ние уни­что­жен­ного. Так, почти 2000 лет Изра­иль­ского госу­дар­ства не суще­ство­вало. Но еще за сотни лет до паде­ния Иеру­са­лима про­ро­ками было пред­ска­зано, что в послед­ние дни Бог собе­рет Свой народ. Какой народ? Евреи были рас­се­яны по всему лицу земли, их ото­всюду гнали, уни­что­жали в погро­мах, сжи­гали в печах конц­ла­ге­рей. И вдруг, в 1948 году, воз­ни­кает госу­дар­ство Изра­иль! Полная неожи­дан­ность для всех – просто шок. По какой пред­ви­ди­мой при­чине такое может про­изойти? Ни по какой! Просто Бог – Вла­сте­лин исто­рии, и все, что Он сказал – сбу­дется. И сбу­дется не бла­го­даря есте­ствен­ному ходу собы­тий, а, наобо­рот, вопреки ему, чтобы все видели, Кто творит исто­рию.

Мы упо­мя­нули лишь несколько исто­ри­че­ских про­ро­честв. В Библии тако­вых – десятки. Но стоит отме­тить особый тип биб­лей­ский про­ро­честв – так назы­ва­е­мые Мес­си­ан­ские про­ро­че­ства. На про­тя­же­нии послед­них трех­сот лет до Рож­де­ства Хри­стова, от Мала­хии вплоть до начала про­по­веди Иоанна Кре­сти­теля, в Изра­иле вообще не было про­ро­ков (1Мак. 4:46). Но за многие сотни лет до пред­на­зна­чен­ного срока Писа­ние пред­ска­зы­вало приход Христа-Пома­зан­ника. Где и как Он родится; как будет жить; какие чудеса и зна­ме­ния совер­шит; кем и за какую сумму будет предан; по какому при­го­вору и каким обра­зом будет казнен, как вос­ста­нет из мерт­вых – мно­го­чис­лен­ные детали (всего – более трех­сот) Его жизни, смерти и Вос­кре­се­ния опи­саны за сотни лет до Его рож­де­ния на земле. Ученые под­счи­тали веро­ят­ность слу­чай­ного сов­па­де­ния испол­не­ния лишь три­на­дцати наи­бо­лее ясных и бес­спор­ных мес­си­ан­ских про­ро­честв, и ока­за­лось, что она состав­ляет один к 10140. Десять в 140‑й сте­пени – это еди­ница со ста сорока нулями после нее! С чем можно срав­нить такое число? Вы знаете, что вся наша все­лен­ная состоит из атомов (в Библии, кстати, об этом напи­сано за тысячи лет до откры­тия атома уче­ными – Притчи 8:26). Так вот, если бы каждый атом сам был целой все­лен­ной, то есть состоял бы из такого же числа частиц, как целая все­лен­ная, тогда всех этих вооб­ра­жа­е­мых частиц (атомов от атомов) было бы при­мерно 10 в 140‑й сте­пени. Так вот, веро­ят­ность испол­не­ния всего лишь 13‑и про­ро­честв такова же, как воз­мож­ность слу­чайно, наугад пой­мать одну зара­нее заду­ман­ную из таких частиц-от-частиц этой вооб­ра­жа­е­мой гипер­в­се­лен­ной!

Возь­мем лишь один пример про­ро­че­ства, кото­рое в прин­ципе невоз­можно объ­яс­нить иначе, как откро­ве­нием Божьим: «Итак знай и разу­мей: с того вре­мени, как выйдет пове­ле­ние о вос­ста­нов­ле­нии Иеру­са­лима, до Христа Вла­дыки семь седмин и шесть­де­сят две сед­мины; и воз­вра­тится народ и обстро­ятся улицы и стены, но в труд­ные вре­мена» (Дан.9:25).

На самом деле это – двой­ное про­ро­че­ство. Народ Изра­иля уже тогда был угнан в раб­ство и рас­сеян, и пред­по­ло­жить, что евреи вер­нутся домой и вновь отстроят Иеру­са­лим, было слиш­ком бурной фан­та­зией. Здесь же это пред­ска­зы­ва­ется, а Исаия даже назы­вает имя того, кто даст евреям приказ всем вер­нуться домой и отстро­ить Иеру­са­лим – царь Кир (не менее пора­зи­тельно, что когда про­из­но­си­лось это про­ро­че­ство, ника­кого царя с таким именем еще не суще­ство­вало). Но в рас­смат­ри­ва­е­мом нами про­ро­че­стве Даниил за 600 лет до рож­де­ния Мессии не только пред­ска­зы­вает Его при­ше­ствие, но и сооб­щает его дату. Что же это за дата?

Сед­мина – это семь лет. Год тогда опре­де­лялся по лун­ному кален­дарю и состав­лял 360 дней. Если под­счи­тать вели­чину ука­зан­ного Дани­и­лом пери­ода вре­мени, полу­чится 173.880 дней. Нам известно, что указ о вос­ста­нов­ле­нии Иеру­са­лима, в пере­счете на наше лето­ис­чис­ле­ние, вышел 14 марта 445 года до Р.Х. (Неем.2:5–18). Добав­ляя 173.880 дней к ука­зан­ной дате, то мы при­хо­дим к числу 6 апреля 32 г. Н.Э. Но, по мнению многих иссле­до­ва­те­лей, это – не что иное, как дата входа Гос­подня в Иеру­са­лим! Это был един­ствен­ный день в жизни Иисуса, когда Он явил Себя Вла­ды­кой, поз­во­лив воз­да­вать Себе цар­ские поче­сти!

Может ли такое сов­па­де­ние быть слу­чай­ным? Отнюдь! Это оче­видно каж­дому. Поэтому все, что могли утвер­ждать про­тив­ники Писа­ния, это что данное про­ро­че­ство – под­делка, что, дескать, фана­тики-хри­сти­ане позже впи­сали данный фраг­мент в ста­рин­ные тексты, чтобы под­твер­дить свою правоту. Вы можете найти эту точку зрения почти в любой книжке, напи­сан­ной до 1947 года. Но в 1947 году было сде­лано фун­да­мен­таль­ней­шее откры­тие: вблизи селе­ния Хибет-Кумран были най­дены, так назы­ва­е­мые, Кумран­ские руко­писи или Свитки Мерт­вого моря. Маль­чик-пастух пошел искать овцу поте­ряв­шу­юся, увидел в скале пещеру и, бросив в нее каму­шек, услы­хал звук раз­би­того гли­ня­ного сосуда. Маль­чик вска­раб­кался к пещере, и там ока­за­лась «закон­сер­ви­ро­ван­ная биб­лио­тека» – огром­ное коли­че­ство запе­ча­тан­ных гли­ня­ных кув­ши­нов с древними свит­ками. В антич­ные вре­мена в этих краях жила иудей­ская секта. При при­бли­же­нии римлян члены общины ушли, пред­ва­ри­тельно запе­ча­тав свитки в кув­шины и спря­тав их в пеще­рах. Так были най­дены самые древ­ние списки тек­стов Вет­хого Завета. И они ока­за­лись абсо­лютно сов­па­да­ю­щими с теми тек­стами, кото­рыми поль­зу­емся мы! В их числе был найден экзем­пляр списка книги про­рока Дани­ила, выпол­нен­ного за 300 лет до Рож­де­ства Хри­стова, и содер­жав­шее то же самое про­ро­че­ство – слово в слово! Любое подо­зре­ние о позд­ней­шей вставке просто отпало. Оста­лось лишь одно объ­яс­не­ние: Бог, Вла­сте­лин исто­рии, зна­ю­щий от начала, что будет в конце, вдох­но­вил Дани­ила запи­сать данное ему откро­ве­ние.

Сово­куп­ность тек­сту­аль­ных, исто­ри­че­ских, науч­ных и про­ро­че­ских сви­де­тельств убеж­дает нас: Библия – Слово Божье, откры­ва­ю­щее людям Его волю. Но есть и такие, кто гово­рит: «Библия – дей­стви­тельно вели­кая Книга, она послана с неба на Землю. Нам надо ее поло­жить на почет­ное место, покло­няться ей, цело­вать ее, и ни в коем случае не читать. Это – откро­ве­ние, данное святым Богом, и мы, греш­ные люди, в прин­ципе не можем понять того, что там запи­сано. Это – тайна». Тем не менее, Писа­ние гово­рит обрат­ное: Библия послана именно для нас, греш­ных людей, чтобы мы, читая ее, позна­вали Бога и Его волю отно­си­тельно нас. Об этом заяв­ля­ется одно­значно и неод­но­кратно:

Исаия 34:16: «Оты­щите в книге Гос­под­ней и про­чи­тайте; ни одно из сих не пре­ми­нет придти, и одно другим не заме­нится. Ибо сами уста Его пове­лели, и сам дух Его собе­рет их». Обра­тите вни­ма­ние: не при­зо­вите какого-нибудь жреца, ора­кула или тай­но­видца, кото­рый рас­шиф­ро­вал бы напи­сан­ное – про­чи­тайте!

2‑е посла­ние Петра 3:2: «чтобы вы пом­нили слова, прежде речен­ные свя­тыми про­ро­ками, и запо­ведь Гос­пода и Спа­си­теля, пре­дан­ную Апо­сто­лами вашими». Слова, речен­ные про­ро­ками, необ­хо­димо пом­нить!

Откро­ве­ние 1:3: «Блажен чита­ю­щий и слу­ша­ю­щие слова про­ро­че­ства сего и соблю­да­ю­щие напи­сан­ное в нем; ибо время близко». Блажен (т.е. абсо­лютно счаст­лив) не только чита­ю­щий, но даже слу­ша­ю­щий, если при этом еще и соблю­дает напи­сан­ное, а это под­ра­зу­ме­вает пони­ма­ние чита­е­мого или услы­шан­ного.

2‑е Тимо­фею 3:15: «Притом же ты из дет­ства знаешь свя­щен­ные писа­ния, кото­рые могут умуд­рить тебя во спа­се­ние верою во Христа Иисуса». С дет­ства! То, чего Бог хочет от чело­века напи­сано про­стым языком, и даже ребе­нок может пони­мать это.

Нельзя не упо­мя­нуть еще одно сви­де­тель­ство в пользу того, что Библия – слово Божие. Это – ее спо­соб­ность изме­нять жизни людей. Не много най­дется таких, кто брался бы серьезно про­честь эту Книгу, и остался таким же, как и раньше.. Прак­ти­че­ски каждый веру­ю­щий может рас­ска­зать об этом свою соб­ствен­ную исто­рию. Мы можем доба­вить к этим сви­де­тель­ствам и огром­ное коли­че­ство таких извест­ных имен, как Бла­жен­ный Авгу­стин или Фран­циск Ассиз­ский; Блез Пас­каль или Клайв Льюис, Чарльз Колсон или Джош Мак­Дауэл. Всё это – люди, отвер­гав­шие Писа­ние, и начав­шие читать его с чисто кри­ти­че­ской целью – опро­верг­нуть выдумки рели­ги­оз­ных фана­ти­ков. В резуль­тате они стали самыми убеж­ден­ными гла­ша­та­ями Книги!

Чарльз Колсон, бывший совет­ник пре­зи­дента США, а теперь пре­зи­дент Тюрем­ного Брат­ства, рас­ска­зы­вает: «Когда мой самый близ­кий друг впал в это безу­мие, я, как юрист, решил подойти к этому вопросу просто: взял недель­ный отпуск и уехал на дачу, при­хва­тив Библию и блок­нот для дело­вых заме­ток, в кото­ром каждая стра­ница была раз­де­лена на две колонки. В одну колонку я соби­рался запи­сы­вать аргу­менты в пользу того, что Библия – слово Божие, во вторую – против этого. К концу отпуска первая колонка была испи­сана до конца тет­ради. Вторая оста­лась чистой. Как чест­ный чело­век я должен был при­знать, что, нра­вится мне это или нет, Библия – слово Божие».

Спо­соб­ность Библии менять людей к луч­шему при­знают даже ате­и­сты. Они гово­рят: «Мы не верим в эти сказки, но нужно раз­ре­шать народу изу­чать их потому, что от этого люди ста­но­вятся лучше». Дово­ди­лось вам слы­шать такую точку зрения? Так, может быть, это вовсе и не сказки, а пред­на­зна­че­ние чело­века? А сказки ате­и­стов, от кото­рых, как сами они при­знают, чело­век лучше не ста­но­вится, не что иное, как насле­дие греха, того самого бунта против Бога, что зало­жен в падшем чело­веке. Библия полезна, потому что она – инструк­ция нашего Изго­то­ви­теля, а Он знает наше пред­на­зна­че­ние как никто другой: «Все Писа­ние бого­дух­но­венно и полезно для науче­ния, для обли­че­ния, для исправ­ле­ния, для настав­ле­ния в пра­вед­но­сти, да будет совер­шен Божий чело­век, ко вся­кому доб­рому делу при­го­тов­лен» (2Тим.3:16–17).

Не полез­ность Библии опре­де­ляет ее цен­ность! Не потому она истинна, что полезна, а полезна, потому что истинна! Потому что она – истин­ное Слово Божие; потому что дана нам с опре­де­лен­ной целью: «Сие же напи­сано, дабы вы уве­ро­вали, что Иисус есть Хри­стос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин.20:31).

Встает вопрос, почему же, не смотря на столь оче­вид­ную досто­вер­ность этой Книги – и с точки зрения тек­сту­аль­ной, и с точки зрения про­ро­че­ской, и с точки зрения исто­ри­че­ской, и с точки зрения нрав­ствен­ной – люди про­дол­жают ее отвер­гать? Хотя людей посто­янно обма­ны­вают и тем, что пишут в газе­тах, и тем, что обе­щают в пред­вы­бор­ных про­грам­мах кан­ди­даты на раз­лич­ные посты, люди упорно про­дол­жают верить и тому, что пишут в газе­тах, и пред­вы­бор­ным обе­ща­ниям кан­ди­да­тов. Но чем больше накап­ли­ва­ется сви­де­тельств истин­но­сти Библии, тем с боль­шим сомне­нием к ней отно­сятся, силь­нее ее отвер­гают. Почему? Об этом тоже ска­зано в Библии. В каждом из нас живет грех – от рож­де­ния зало­жен­ный в нас бунт против Бога. Оче­вид­ное и ясное мы отвер­гаем, а в явную ложь готовы верить, лишь бы она нам помогла не при­ни­мать истину. Об этом-то и пишет апо­стол Павел: «Но как они, познав Бога, не про­сла­вили Его, как Бога, и не воз­бла­го­да­рили, но осу­е­ти­лись в умство­ва­ниях своих, и омра­чи­лось несмыс­лен­ное их сердце; назы­вая себя муд­рыми, обе­зу­мели» (Рим.1:21–22).

Вся Книга имеет единую тему: греш­ное чело­ве­че­ство полу­чило спа­се­ние мило­стью Божией. Библия – живое Божие Слово, Слово жизни. Ни одна исто­ри­че­ская книга, ни одна фило­соф­ская книга, ни одна нра­во­учи­тель­ная книга за всю исто­рию чело­ве­че­ства не под­вер­га­лась такой кри­тике, как Библия. Само­уве­рен­ные интел­лек­ту­алы посто­янно рас­шибли свои лбы об эту Книгу, пыта­ясь дока­зать ее лож­ность. Где эти люди? Кто их помнит? Чем больше люди искали сви­де­тельств против нее, тем больше обна­ру­жи­вали дока­за­тельств ее истин­но­сти. Ничем нельзя объ­яс­нить суще­ство­ва­ние этой Книги, кроме как откро­ве­нием Творца.

В свое время Воль­тер заяв­лял, что своими тру­дами он пол­но­стью подо­рвал веру в Книгу, и через сотню лет уже никто уже не будет пом­нить, что такое Библия. Знаете, что сейчас нахо­дится в бывшем доме Воль­тера в Женеве? Евро­пей­ский офис Объ­еди­нен­ных Биб­лей­ских обществ. Библия как суще­ство­вала, так и суще­ствует. «Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава чело­ве­че­ская – как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал; но слово Гос­подне пре­бы­вает вовек; а это есть то слово, кото­рое вам про­по­ве­дано. Итак, отло­жив всякую злобу и всякое ковар­ство, и лице­ме­рие, и зависть, и всякое зло­сло­вие, как ново­рож­ден­ные мла­денцы, воз­лю­бите чистое сло­вес­ное молоко, дабы от него воз­расти вам во спа­се­ние; ибо вы вку­сили, что благ Гос­подь» (1Пет.1:24–2:5).

Вы когда-нибудь видели ново­рож­ден­ных мла­ден­цев? Очень любо­зна­тель­ные суще­ства! Сколько для них всего инте­рес­ного вокруг. Когда у меня роди­лась дочка, мне так нра­ви­лось смот­реть, как она с пер­вого дня позна­вала мир. Ей было инте­ресно, когда мама ходила по ком­нате; ей было инте­ресно. что это за боро­да­тый мужик под­хо­дит с погре­муш­кой, кто это такой? Сол­неч­ный лучик про­бился через окно – она заулы­ба­лась. Все вокруг при­вле­кало ее вни­ма­ние. Но суще­ство­вало нечто, без чего ее ничто уже не инте­ре­со­вало. Это – молоко матери. Если не было этого, все осталь­ное теряло смысл. Об этом-то, и гово­рит Писа­ние: «как ново­рож­ден­ные мла­денцы, воз­лю­бите чистое сло­вес­ное молоко», потому что без него мы не можем соот­вет­ство­вать своему пред­на­зна­че­нию. Без этого все осталь­ное, чему мы могли бы радо­ваться, теряет смысл. Это – един­ствен­ный фун­да­мент, на кото­ром мы можем стро­ить свою жизнь.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки