Празднование:

История

Ико­на из афон­ско­го ски­та Про­дром (Τιμίου Προδρόμου, свя­то­го Иоан­на Пред­те­чи[1]), на­хо­дя­ще­го­ся в пре­де­лах Лав­ры Свя­то­го Афа­на­сия.

Празд­но­ва­ние в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мой Са­мо­на­пи­сав­ша­я­ся, уста­нов­ле­но в XIX ве­ке. В 1863 го­ду игу­мен мол­дав­ско­го (позд­нее ру­мын­ско­го) ски­та во имя свя­то­го Про­ро­ка Иоан­на Пред­те­чи на Афо­не Ни­фонт с не­сколь­ки­ми бра­ти­я­ми от­пра­вил­ся по де­лам ски­та в Мол­да­вию. Од­ним из дел бы­ло при­об­ре­сти для оби­те­ли ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри. С этой це­лью ино­ки ста­ли ис­кать ху­дож­ни­ка, от­ли­чав­ше­го­ся бла­го­че­сти­ем и воз­дер­жа­ни­ем, что­бы за­ка­зать ему нуж­ную ико­ну. Та­кой ху­дож­ник, уже пре­клон­ных лет, Ге­ор­гий Ни­ко­ла­ев (Георгакис Николау), был най­ден в Яс­сах. С ним был за­клю­чен до­го­вор, что­бы он во вре­мя ра­бо­ты усерд­но по­стил­ся и не до­ве­рял ис­пол­не­ние за­ка­за ни­ко­му дру­го­му. Ко­гда ико­но­пи­сец при­нял­ся за ра­бо­ту, по бла­го­го­ве­нию и стар­че­ской не­мо­щи бо­лее упо­вая на по­мощь Бо­жи­ей Ма­те­ри, чем на соб­ствен­ные си­лы, ра­бо­та сна­ча­ла шла успеш­но. Но ко­гда бы­ли на­пи­са­ны одеж­ды и он при­сту­пил к на­пи­са­нию Бо­же­ствен­ных ли­ков, ра­бо­та оста­но­ви­лась: ико­но­пи­сец ни­как не мог на­пи­сать ли­ки хо­ро­шо. Афон­ские ино­ки, уте­шая се­бя и скор­бев­ше­го ико­но­пис­ца, со­ве­то­ва­ли ему мо­лить­ся Ма­те­ри Бо­жи­ей о по­мо­щи. Ге­ор­гий так и по­сту­пил: он стал су­гу­бо по­стить­ся и мо­лить­ся.
Од­на­жды он про­вел весь день в мо­лит­ве, а на сле­ду­ю­щее утро по­шел в ма­стер­скую. По­дой­дя к ико­не, он с изум­ле­ни­ем уви­дел, что ли­ки Бо­го­ма­те­ри и Мла­ден­ца Хри­ста, над на­пи­са­ни­ем ко­то­рых он столь­ко вре­ме­ни без­успеш­но тру­дил­ся, уже го­то­вы. Бла­го­го­вей­ный тре­пет объ­ял ико­но­пис­ца, и он не смел при­кос­нуть­ся ки­стью к ли­кам, изоб­ра­жен­ным на ико­не с пол­ным со­вер­шен­ством.
Из­ве­стие о про­ис­шед­шем чу­де рас­про­стра­ни­лось по го­ро­ду, и мно­же­ство на­ро­да ста­ло при­хо­дить к чу­дес­ной ико­не, так что ино­кам с тру­дом уда­лось пе­ре­не­сти ее в свой дом. Ино­ки со­об­щи­ли о слу­чив­шем­ся Прео­свя­щен­но­му Кал­ли­ни­ку Ми­клес­ку, ис­пол­няв­ше­му долж­ность мит­ро­по­ли­та. Он осви­де­тель­ство­вал ико­ну и при­знал со­вер­шив­ше­е­ся чу­дом. Бы­ло со­вер­ше­но во­до­освя­ще­ние и толь­ко то­гда до­пу­сти­ли на­род к чу­до­твор­ной ико­не, от ко­то­рой ста­ли со­вер­шать­ся ис­це­ле­ния боль­ных.
По­кло­нить­ся свя­той ико­не Бо­жи­ей Ма­те­ри при­хо­ди­ли не толь­ко пра­во­слав­ные хри­сти­а­не, но и лю­ди дру­гих ис­по­ве­да­ний, в том чис­ле и евреи. Так, од­на ев­рей­ская жен­щи­на, ко­то­рой гро­зи­ла смерть, по­лу­чив бла­го­дат­ную по­мощь от свя­той ико­ны, при­ня­ла свя­тое Кре­ще­ние со всем се­мей­ством.
По до­ро­ге на Афон от свя­той ико­ны Са­мо­на­пи­сав­шей­ся так­же со­вер­ша­лись чу­де­са. В г. Га­ла­це один ху­дож­ник, узнав об ико­не, вы­ска­зал не­ве­рие в ее чу­до­твор­ную си­лу. Ко­гда он по­до­шел к ико­не, то уви­дел лик Бо­жи­ей Ма­те­ри пе­ре­ме­нив­шим­ся и столь гроз­ным, что при­шел в ужас и рас­ка­ял­ся.
Ко­гда ино­ки вер­ну­лись в свой скит, то за­ста­ли од­но­го из бра­тии тя­же­ло бо­ля­щим: он ед­ва по­да­вал при­зна­ки жиз­ни и не мог да­же го­во­рить. Его под­нес­ли к при­не­сен­ной чу­до­твор­ной ико­не, а в ке­лию он вер­нул­ся уже сам. Так­же про­ис­хо­ди­ли и дру­гие ис­це­ле­ния боль­ных и бес­но­ва­тых.
Са­мо­на­пи­са­ние ли­ков на свя­той ико­не про­изо­шло в июне 1863 го­да, а празд­но­ва­ние в честь чу­до­твор­но­го об­ра­за бы­ло уста­нов­ле­но 25 июля.


При­ме­ча­ние

[1] Скит Про­дром (Иоан­на Пред­те­чи) Ру­мын­ский скит Про­дром (греч. Σκήτη Τιμίου Προδρόμου Μεγίστης Λαύρας, рум. Schitul românesc Prodromu, или про­сто Про­дром) — ру­мын­ский пра­во­слав­ный об­ще­жи­тель­ный скит.

Молитвы

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея, именуемой «Самонаписавшаяся»

глас 1

Чудотво́рней Твое́й ико́не, Богоро́дице Де́во,/ всеблагогове́йно покланя́емся и лобыза́ем ю́,/ подае́ши бо то́ю исцеле́ния,/ здра́вие же и кре́пость душа́м и телесе́м вои́стинну./ Те́мже любо́вию Тебе́ взыва́ем:/ сла́ва промышле́нию Твоему́ о нас, Чи́стая,/ сла́ва милосе́рдию Твоему́ к ве́рным,// сла́ва Тебе́, самоизобрази́вшейся, Всеблага́я Влады́чице.

Перевод: Чудотворной Твоей иконе, Богородица Дева, благоговейно поклоняемся и целуем ее, ибо Ты подаешь через нее исцеления, истинное здоровье и силу душам и телам нашим. Потому с любовью к Тебе взываем: «Слава Твоей заботе о нас, Чистая, слава милосердию Твоему к верующим, слава Тебе, самоизобразившейся, Всеблагая Владычица».

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея, именуемой «Самонаписавшаяся»

глас 8

Богома́тери воспои́м боже́ственне,/ припа́дающе Боже́ственному о́бразу Ея́,/ пресла́вно бо на том самонаписа́ся,/ и источа́ет чуде́с струи́ с ве́рою притека́ющим,/ и избавля́ет от зол зову́щих Ей:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Перевод: Богоматери воспоем молитвенные песнопения, преклоняя колена перед Божественным образом Ее, ибо она преудивительно на нем самонаписалась, и источает потоки чудес с верой приходящим, и избавляет от зла взывающих к Ней: «Радуйся, Невеста брака не познавшая».

Случайный тест

(12 голосов: 5 из 5)