Тропарь

***

Тропа́рь (от греч. τροπάριον (тро­па­рион) – тон, лад, мело­дия) – крат­кое пес­но­пе­ние, в кото­ром рас­кры­ва­ется сущ­ность цер­ков­ного празд­ника или про­слав­ля­ется святой (святые).

Тро­парь – одно из древ­ней­ших цер­ков­ных пес­но­пе­ний, с кото­рого хри­сти­ан­ская гим­но­гра­фия начала свое раз­ви­тие.

Тро­парь празд­ника рас­кры­вает его сущ­ность и вос­пе­вает его. Тро­парь, посвя­щен­ный свя­тому, рас­кры­вает осо­бен­но­сти подвига свя­того, про­слав­ляет его житие и свя­тость. Кондак, вос­пе­вая то же собы­тие или то же свя­щен­ное лицо, допол­няет, раз­ви­вает основ­ную тему тро­паря.

Это можно наглядно уви­деть, срав­ни­вая тро­парь и кондак кон­крет­ного празд­ника. При­ве­дём пример тро­паря и кондака Пасхи:

Тро­парьХристо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

Кондак: Аще и во гроб снизше́л еси́, Безсме́ртне, но а́дову разруши́л еси́ си́лу, и воскре́сл еси́ я́ко Победи́тель, Христе́ Бо́же, жена́м мироно́сицам веща́вый: Ра́дуйтеся!, и Твои́м апо́столом мир да́руяй, па́дшим подая́й воскресе́ние.

Конда­ками также назы­ва­ются отдель­ные, содер­жа­щие закон­чен­ную мысль, молит­вен­ные воз­зва­ния, из кото­рых состоит канон, и, в неко­то­рых слу­чаях, другие крат­кие молит­во­сло­вия.

***

«Песни вечерни, воз­рас­тая в своей тор­же­ствен­но­сти, закан­чи­ва­ются высшим из всех видов цер­ков­ного пес­но­пе­ния – тро­па­рем, самое назва­ние кото­рого (τροπάριον, от τρόπος = ήχος, глас, напев) ука­зы­вает на особую слож­ность и богат­ство мело­дии для него. В каждом гласе тро­пар­ный напев состав­ляет венец всех других напе­вов, из кото­рых с ним может сопер­ни­чать разве про­ки­мен. Поэтому тро­парь на всех служ­бах в ряду других пес­но­пе­ний зани­мает самое почет­ное место, откры­вая их ряд, как на утрене, завер­шая его, как на утрене же и вечерне, или заме­няя все другие роды пес­но­пе­ния, как на литур­гии и на часах (на послед­них вместе с конда­ком)».
Михаил Ска­бал­ла­но­вич. Тол­ко­вый Типи­кон

***

«Про­ис­хож­де­ние этого слова и, сле­до­ва­тельно, его истин­ное зна­че­ние объ­яс­ня­ется по раз­ному. Слово τροπάριον про­изо­шло от τροπαία, то есть «побед­ный знак», трофей; в таком случае его смысл – про­сла­вить победу муче­ника над язы­че­ством, пре­по­доб­ного – над стра­стями и миром, или Самого Спа­си­теля – над смер­тью. Другое тол­ко­ва­ние этого слова ставит его в связь с «ирмо­сами» канона; если ирмос есть связь песни с песнью и как бы обра­зец для пения и мело­дии тро­пар­ной песни, то тро­пари обра­ща­ются к ирмосу τέτραπται πρός τό. Но, как пра­вильно заме­чает Мир­ко­вич, это было бы точно, если бы тро­пари воз­ни­кали вместе с кано­нами, тогда как древ­ней­шие упо­ми­на­ния о тро­па­рях стоят совер­шенно вне зави­си­мо­сти от ирмо­сов и вообще гораздо раньше, чем воз­никло самое твор­че­ство кано­нов. В IV и V веках уже суще­ство­вали тро­пари в Египте и в Малой Азии, тогда как каноны появи­лись только в VIII в. Нако­нец, третье объ­яс­не­ние этого тер­мина ставит его в зави­си­мость от τρόπος, то есть обра­зец. Уже у древ­них элли­нов способ пения, «лад», в кото­ром пелось, назы­вался тропот. Древ­ние лады: лиди­кий­ский, мик­со­ли­ди­кий­ский, ипо­ли­дий­ский, фри­гий­ский и т.д. назы­ва­лись «тро­пами».

Древ­ней­шее хри­сти­ан­ское упо­ми­на­ние тро­паря нахо­дим в уставе Вели­кой Кон­стан­ти­но­поль­ской церкви; это – един­ствен­ное пес­но­пе­ние древ­не­ви­зан­тий­ского бого­слу­же­ния. Тро­парь – пес­но­пе­ние, не взятое из Свя­щен­ного Писа­ния, сле­до­ва­тельно – не псалом, ни биб­лей­ская песнь.

В совре­мен­ном уставе слово «тро­парь» упо­треб­ля­ется часто и в разных зна­че­ниях или, лучше, с раз­ными при­ла­га­тель­ными.

1. Отпу­сти­тель­ные тро­пари
Надо прежде всего отли­чать так наз. «отпу­сти­тель­ные» тро­пари, т. е. крат­кое заклю­чи­тель­ное пес­но­пе­ние, про­слав­ля­ю­щее данный празд­ник, свя­того или явле­ние иконы. Это соб­ственно тро­парь в насто­я­щем смысле этого слова.

2. Тро­пари канона
Кроме того, гово­рится о тро­па­рях канона, то есть о стро­фах хри­сти­ан­ского цер­ков­ного пес­но­твор­че­ства, состав­ля­ю­щих песни канона, поемых по образцу ирмоса и вос­пол­ня­ю­щих извест­ное число в данной песни.

3. Тро­пари на «Гос­поди воз­звах»
Иногда слово «тро­парь» обо­зна­чает в Типи­коне сти­хиры на «Гос­поди воз­звах»; тогда гово­рится о «тро­па­рях на Гос­поди воз­звах».
Тро­пари имеют свой наро­чи­тый напев в каждом гласе. По своему содер­жа­нию тро­пари могут при­об­ре­тать и неко­то­рые харак­те­ри­зу­ю­щие их при­ла­га­тель­ные, как напри­мер: Вос­кре­сен, Кре­сто­вос­кре­сен, Бого­ро­ди­чен, Муче­ни­чен, Кре­сто­бо­го­ро­ди­чен, Покоин, Тро­и­чен, Пока­я­нен и т. д.»
Тро­пари – «наи­бо­лее крат­кие пес­но­пе­ния, про­слав­ля­ю­щие глав­ную суть собы­тия. Хотя по напеву от них отли­ча­лись, но по поэ­ти­че­ской форме и содер­жа­нию оста­ются им очень близки: седальны, све­тильны, ипакои и даже сти­хиры. Эти послед­ние, правда, имеют свои напевы, но часто даже и в книгах назы­ва­ются «тро­па­рями на Гос­поди воз­звах».

Киприан Керн. Литур­гика. Гим­но­гра­фия и эор­то­ло­гия

***

Бого­ро­дичны – пес­но­пе­ния (сти­хира или тро­парь или седа­лен) в честь Божьей Матери.

Вос­кресны – пес­но­пе­ния, про­слав­ля­ю­щее слав­ное вос­кре­се­ние Хри­стово.

Кре­сто­бо­го­ро­дичны – пес­но­пе­ния, в кото­рых изоб­ра­жа­ется скорбь Божией Матери о крест­ной смерти Ее Сына и истин­ного Бога. Они поются по средам и пят­ни­цам вместо Бого­ро­дич­ных.

Кре­сто­вос­кресны – пес­но­пе­ния, в кото­рых про­слав­ля­ются крест­ные стра­да­ния и вместе вос­кре­се­ние Гос­пода. В Окто­ихе на каждый вос­крес­ный день после вос­крес­ного канона нахо­дится кре­сто­вос­крес­ный канон.

Мерт­венны и покойны – содер­жа­щие молитвы об упо­ко­е­нии усоп­ших. Они поло­жены в службе суб­бот­ней (Окто­ихе) и в чине погре­бе­ния (мерт­вен­ные тро­пари по непо­рочны).

Муче­ничны – песни в честь муче­ни­ков, содер­жа­щи­еся в Окто­ихе на все дни недели, кроме вос­кре­се­ния: на утрени – в седаль­нах, в кано­нах (кроме чет­верга) и в сти­хи­рах на сти­ховне; на вечерни – в сти­хи­рах на сти­ховне (в суб­боту на «Гос­поди воз­звах»); на Литур­гии – в тро­па­рях на «бла­женны». Муче­ничны нахо­дятся в Окто­ихе и в Три­о­дях. В ука­зан­ных книгах перед этими пес­но­пе­ня­ими име­ется над­пись «муче­ни­чен». Но пес­но­пе­ния Минеи, где пола­га­ются целые службы в честь муче­ни­ков, не над­пи­сы­ва­ются этим обо­зна­че­нием.

Пока­янны (уми­ли­тельны) – общая тема  этих пес­но­пе­ний – испо­ве­да­ние грехов перед Богом, сокру­ше­ние о них и моле­ние о про­ще­нии. Они поло­жены на служ­бах поне­дель­ника и втор­ника в изме­ня­е­мых песнях Окто­иха. Три уми­ли­тель­ных (или пока­ян­ных) тро­паря, испол­ня­ются только Вели­ким Постом (до недели 5‑й) и в пред­ше­ству­ю­щие четыре сед­мицы:  «Пока­я­ния отверзи ми двери, Жиз­но­да­вче…», «На спа­се­ния стези настави мя, Бого­ро­дице…» и «Мно­же­ства соде­ян­ных мною лютых помыш­ляя ока­ян­ный тре­пещу страш­наго дне суд­наго…».

Тро­пари по Непо­роч­ных – повест­вуют о при­ше­ствии жен-миро­но­сиц ко гробу Спа­си­теля, где они от Анге­лов узнали о чуде Его вос­кре­се­ния. Испол­ня­ются на поли­е­лей­ной Утрени. Непо­роч­нами назы­ва­ется 17 кафизма Псал­тири, состо­я­щая из одного 118 псалма; назва­ние она полу­чила по первым его словам: «Бла­женны непо­роч­ные…». 

Тро­пари по непо­роч­ных состоят из шести частей при­пе­вами и славой. Начи­на­ются с при­пева «бла­го­сло­вен еси Гос­поди», отде­ля­ю­щего одну от другой три после­ду­ю­щих части тро­паря. После чет­вер­той части чита­ется «Слава», после пятой – «И ныне». Окан­чи­ва­ются трое­крат­ным пением алли­луйа. В празд­ники, вместо тро­па­рей «по Непо­роч­ных», перед иконой празд­ника поется вели­ча­ние. 

Тро­пари по непо­роч­ных поются также при отпе­ва­нии архи­ереев и заслу­жен­ных свя­щен­ни­ков.

***

При освя­ще­нии кули­чей, пасох, яиц, окроп­ляя их святой водой, свя­щен­ник поёт тро­парь вос­крес­ный 2‑го гласа.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки