Празднование:

История

В Эст­лянд­ской гу­бер­нии, в 16 вер­стах на се­ве­ро-за­пад от Чуд­ско­го озе­ра и в 25 вер­стах от Бал­тий­ской же­лез­ной до­ро­ги, там, где эта гу­бер­ния со­при­ка­са­ет­ся с Псков­ской и Санкт-Пе­тер­бург­ской, на­хо­дит­ся жи­во­пис­ной мест­но­сти вы­со­кая го­ра, поды­ма­ю­ща­я­ся тре­мя усту­па­ми. Это — Бо­го­ро­диц­кая го­ра, но мест­ные жи­те­ли-эс­тон­цы да­ли ей свое на­зва­ние — Пюх­ти­цы, что бук­валь­но озна­ча­ет «Свя­тое ме­сто». У по­дош­вы этой го­ры, с за­пад­ной ее сто­ро­ны, бьет из зем­ли ис­точ­ник пре­крас­ной и це­леб­ной во­ды. Здесь лет 300 то­му на­зад бы­ла об­ре­те­на свя­тая ико­на Успе­ния Бо­го­ма­те­ри.

Пре­да­ние от­но­сит вре­мя яв­ле­ния ико­ны Бо­го­ро­ди­цы к тем вре­ме­нам, ко­гда немец­кая знать — по­том­ки и пре­ем­ни­ки Ли­вон­ско­го ор­де­на в При­бал­тий­ском крае, угне­та­ла эс­тон­цев и рус­ских, на­силь­но при­вле­кая их к сво­ей ве­ре. Ры­цар­ство не огра­ни­чи­ва­лось од­ним на­си­ли­ем над со­ве­стью, но шло по пу­ти на­си­лия и даль­ше, об­ра­щая по­ко­рен­ных ту­зем­цев в сво­их ра­бов. В эти тя­же­лые вре­ме­на Бо­го­ма­терь и яви­лась пас­ту­ху-эс­тон­цу, пас­ше­му ко­ров у Пюх­тиц­кой го­ры.

Од­на­жды, ра­но утром, он уви­дел бла­го­об­раз­ную Же­ну в ве­ли­ко­леп­ном оде­я­нии сто­яв­шую на го­ре. Ко­гда пас­тух стал при­бли­жать­ся к Жен­щине в лу­че­зар­ном си­я­нии, то Она, к его удив­ле­нию, ста­ла неви­ди­ма. И на­обо­рот, ко­гда он уда­лял­ся от ме­ста Ее яв­ле­ния, Она сно­ва по­яв­ля­лась. Изум­лен­ный пас­тух от­пра­вил­ся в близ­ле­жа­щие эс­тон­ские де­рев­ни и рас­ска­зал сво­им со­ро­ди­чам о ви­де­нии. С ним то­гда же по­шли мно­гие эс­тон­цы, чтобы удо­сто­ве­рить­ся в спра­вед­ли­во­сти рас­ска­зан­но­го. Бо­го­ма­терь и им яви­лась в об­ра­зе лу­че­зар­ной Жен­щи­ны, но так же в от­да­ле­нии, и ста­ла неви­ди­ма, ко­гда они по­пы­та­лись при­бли­зить­ся.

На дру­гое утро к ме­сту яв­ле­ния стек­лось мно­же­ство на­ро­да. Яв­ле­ние по­вто­ри­лось, но ни­кто не мог ви­деть Яв­ля­ю­щу­ю­ся вбли­зи. На­род пы­тал­ся отыс­кать Ее на го­ре; од­на­ко все по­пыт­ки бы­ли тщет­ны. Вме­сто Нее вбли­зи ис­точ­ни­ка пас­ту­ха­ми бы­ла най­де­на ико­на Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри ста­рин­ной жи­во­пи­си.

Пас­ту­хи-эс­тон­цы, на­шед­шие об­раз Бо­го­ма­те­ри, бы­ли лю­те­ране. По­это­му они пе­ре­да­ли ико­ну пра­во­слав­ным кре­стья­нам де­рев­ни Ям, про­хо­див­шим на бар­щи­ну в свою мы­зу ми­мо эс­тон­ских де­ре­вень, неда­ле­ко от Пюх­тиц­кой го­ры.

— Мы не мо­лим­ся об­ра­зам, — го­во­ри­ли при этом пас­ту­хи, — а вы, рус­ские, мо­ли­тесь; так вот возь­ми­те се­бе най­ден­ный на­ми об­раз.

Услы­шав от них о тех об­сто­я­тель­ствах, при ко­то­рых про­изо­шло об­ре­те­ние об­ра­за, пра­во­слав­ные ис­кренне об­ра­до­ва­лись и при­ня­ли с бла­го­го­ве­ни­ем свя­тую ико­ну, глу­бо­ко ве­ря, что За­ступ­ни­ца Небес­ная не оста­вит их без Сво­е­го уте­ше­ния в бе­дах и на­па­стях. Здесь же, у по­дош­вы го­ры, воз­ле ее ис­точ­ни­ка, они по­стро­и­ли неболь­шую ча­сов­ню и в ней по­ста­ви­ли об­раз Успе­ния Бо­го­ма­те­ри.

Каж­дый год, 15 ав­гу­ста, в эту ча­сов­ню при­ез­жал из го­ро­да Нар­вы со­бор­ный свя­щен­ник и со­вер­шал мо­леб­ствия для со­би­рав­ших­ся к это­му дню бо­го­моль­цев. В 1876 го­ду на ме­сте ча­сов­ни бы­ла по­стро­е­на цер­ковь, а в 1891 го­ду по­сле­до­ва­ло пра­ви­тель­ствен­ное по­ста­нов­ле­ние, по ко­то­ро­му вся Пюх­тиц­кая го­ра бы­ла при­об­ре­те­на в соб­ствен­ность пра­во­слав­ной церк­ви. То­гда же, к об­щей ра­до­сти пра­во­слав­ных, на сред­ства, со­бран­ные пра­во­слав­ным При­бал­тий­ским Брат­ством, был ос­но­ван на го­ре Успен­ский жен­ский мо­на­стырь. Бо­го­моль­цы и страж­ду­щие мно­го­чис­лен­ной тол­пой, ча­сто из весь­ма от­да­лен­ных мест, по­се­ща­ют Пюх­тиц­кий мо­на­стырь для по­кло­не­ния чу­до­твор­ной иконе Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и мно­гие из них, по ве­ре сво­ей, по­лу­ча­ют ис­це­ле­ния. Ска­за­ния о мно­го­чис­лен­ных чу­де­сах еще и до сих пор мож­но слы­шать из уст окрест­но­го на­се­ле­ния, а бо­го­моль­цы раз­но­сят весть о них по очень от­да­лен­ным мест­но­стям. Неко­то­рые из этих чу­дес­ных ис­це­ле­ний за­пи­са­ны и в цер­ков­ной ле­то­пи­си. Вот один слу­чай, до­стой­ный упо­ми­на­ния. Несте­ров, один из ве­зен­берг­ских куп­цов, дол­гое вре­мя стра­дал тяж­кой бо­лез­нью. Он об­ра­тил­ся за по­мо­щью к Ца­ри­це Небес­ной и про­сил за се­бя от­слу­жить мо­ле­бен пе­ред Ее св. ико­ной Успе­ния. По­сле это­го Бо­го­ма­терь яви­лась ему во сне и ука­за­ла на вет­хость ча­сов­ни. Несте­ров ско­ро вы­здо­ро­вел и в бла­го­дар­ность за ока­зан­ную свы­ше по­мощь пе­ре­стро­ил ча­сов­ню, а сам об­раз Успе­ния Бо­го­ма­те­ри укра­сил до­ро­гой се­реб­рян­ной вы­зо­ло­чен­ной ри­зой.

Мно­го чу­дес­ных ис­це­ле­ний со­вер­ша­ет­ся и от во­ды ис­точ­ни­ка, ко­то­рый про­те­ка­ет у по­дош­вы Бо­го­ро­диц­кой го­ры, с за­пад­ной ее сто­ро­ны, где был об­ре­тен чу­до­твор­ный об­раз.

Пюх­тиц­кий об­раз Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри срав­ни­тель­но неболь­ших раз­ме­ров: в вы­со­ту он име­ет 12 верш­ков, а в ши­ри­ну — 10. Под изо­бра­же­ни­ем Бо­жи­ей Ма­те­ри во гро­бе в ви­де пе­ле­ны на­ло­же­на про­зрач­ная сет­ка, сде­лан­ная из се­реб­ра. Пра­во­слав­ные бо­го­моль­цы сте­ка­ют­ся в Пюх­тиц­кий мо­на­стырь обык­но­вен­но ко дню Успе­ния, 15 ав­гу­ста.

Случайный тест