3-я седмица Великого поста

Иные седмицы Великого поста

• 1-я седмица • 2-я седмица

• 4-я седмица • 5-я седмица

• 6-я седмица • Страстная

 

прот. Гри­го­рий Де­боль­ский

Всту­пая на по­двиг и окан­чи­вая его, мы обык­но­вен­но бы­ва­ем во­оду­шев­ле­ны. Вна­ча­ле – со­зна­ни­ем сил в се­бе еще све­жих и неис­пы­тан­ных, а на­по­сле­док – на­деж­дою близ­ко­го и успеш­но­го окон­ча­ния. Но се­ре­ди­на по­при­ща ча­сто бы­ва­ет для нас опас­ным кам­нем пре­ткно­ве­ния. Так Цер­ковь, ни­ко­гда не остав­ляя чад сво­их без уте­ше­ния и обод­ре­ния, сре­ди по­дви­гов Ве­ли­ко­го по­ста, ко­то­ры­ми по­стя­щи­е­ся и ка­ю­щи­е­ся долж­ны рас­пи­нать плоть свою со стра­стя­ми и по­хо­тя­ми, с тре­тьей сед­ми­цы Че­ты­ре­де­сят­ни­цы на­чи­на­ет осо­бен­но обод­рять и укреп­лять под­ви­за­ю­щих­ся, пред­став­ляя серд­цу и взо­ру на­ше­му при­ме­ры бла­го­че­сти­во­го по­движ­ни­че­ства, са­мо­от­вер­же­ния и тер­пе­ния. Та­ким об­ра­зом на тре­тьей сед­ми­це Ве­ли­ко­го по­ста она, ру­ко­вод­ствуя нас умерщ­влять стра­сти и по­хо­ти, вну­ша­ет нам по­беж­дать их по­доб­но Ге­део­ну, по­ра­зив­ше­му ма­ди­ам­лян; одоле­вать их, по­доб­но Самп­со­ну, убив­ше­му зве­ря; умерщ­влять их, как Го­лиа­фа; сми­рять их по­доб­но Да­ни­и­лу, укро­тив­ше­му зве­рей во рве, и бо­лее вос­хва­ля­ет пост, неже­ли пред­пи­сы­ва­ет; ча­ще вос­пе­ва­ет во­жде­лен­ные пло­ды его, неже­ли об­на­жа­ет на­ши яз­вы гре­хов­ные, ко­то­рые вра­чу­ют­ся по­стом. «Оте­че­ско­го со­кро­ви­ща, име­ния чуд­но­го, ма­те­ре всех по­слу­жив­ших Вла­ды­це Хри­сту, при­и­ди­те на­сла­дим­ся, бра­тие, по­ста: ибо сей укреп­ля­ет те­ло, про­све­ща­ет ум и серд­це[1]. Пост воз­лю­бим, ду­ши стра­сти лю­тей­шия дей­стви­ем ду­ха увя­да­ю­щий, и бо­же­ствен­ная де­я­ния де­я­ти укреп­ля­ю­щий, и ум на небо вос­сы­ла­ю­щий, про­ще­ние хо­да­тай­ству­ю­щий от Бо­га щед­ро­го»[2].

Чте­ни­ем Апо­сто­ла на Ли­тур­гии в суб­бо­ту тре­тьей сед­ми­цы Че­ты­ре­де­сят­ни­цы Цер­ковь вну­ша­ет нам не осла­бе­вать в тер­пе­нии во имя Гос­по­да Хри­ста (Евр.10:32-38); а из Еван­ге­лия бла­го­вест­ву­ет сло­ва о том, что не тре­бу­ют здра­вии вра­ча, но бо­ля­щий (Мк.2:14-17).

Осо­бен­но же для уте­ше­ния и обод­ре­ния ка­ю­щих­ся сре­ди Че­ты­ре­де­сят­ни­цы Цер­ковь ука­зы­ва­ет в тре­тью неде­лю Ве­ли­ко­го по­ста на Жи­во­тво­ря­щий Крест Гос­по­день, на­чи­ная си­нак­сарь в эту неде­лю сти­ха­ми:

Кре­сту вся зем­ля да по­кло­ня­ет­ся:
Им­же по­зна­ла Те­бе по­кла­ня­ти­ся, Сло­ве.

Дре­во стра­да­ний и смер­ти Гос­по­да, пред­став­ля­е­мое Цер­ко­вью по­стя­щим­ся сре­ди Че­ты­ре­де­сят­ни­цы, по тол­ко­ва­нию Церк­ви, по­доб­но рай­ско­му дре­ву жиз­ни; по­доб­но дре­ву, ко­то­рое во вре­мя че­ты­ре­де­ся­ти­лет­не­го стран­ствия на­ро­да Бо­жия в пу­стыне, по­ло­же­но бы­ло сре­ди горь­ких вод Мер­ры для их услаж­де­ния; по­доб­но сен­но­лист­вен­но­му дре­ву, под те­нью ко­то­ро­го оста­нав­ли­ва­ют­ся для про­хла­жде­ния и от­дох­но­ве­ния утом­лен­ные пут­ни­ки, ве­до­мые в обе­то­ван­ную зем­лю веч­но­го на­сле­дия[3]. На­по­ми­ная по­стя­щим­ся о стра­да­ни­ях и смер­ти Гос­по­да, для спа­се­ния ми­ра доб­ро­воль­но пре­тер­пен­ных Им, все­чест­ный и Жи­во­тво­ря­щий Крест бла­го­дат­но во­оду­шев­ля­ет ве­ру­ю­щих и для про­дол­же­ния по­ста, мо­лит­вы и для освя­ще­ния. Ес­ли Гос­подь нас ра­ди рас­пят, то не долж­ны ли и мы Его ра­ди от­речь­ся от мир­ских удо­воль­ствий, ко­то­рые пре­пят­ству­ют по­дви­гам бла­го­че­стия? «Срас­пи­на­е­ми нас ра­ди Рас­пен­ше­му­ся, умерт­вим вся плот­ские уды в по­стех и мо­лит­вах и мо­ле­ни­ях»[4].

Бла­го­ве­стив о Кре­сте и по­кло­не­нии Ему сре­ди по­при­ща Че­ты­ре­де­сят­ни­цы, во­оду­шев­ляя по­стя­щих­ся при­ме­ром рас­пя­то­го Спа­си­те­ля, уте­ши­тель­но пред­на­по­ми­на­ет нам и о при­бли­жа­ю­щем­ся свет­лом празд­ни­ке слав­но­го вос­кре­се­ния Хри­сто­ва. Крест есть пред­сре­те­ние празд­но­ва­ния Пас­хи. При тор­же­ствен­ном сре­те­нии по­бе­ди­те­ля обык­но­вен­но пред­ше­ству­ют ему по­бед­ные его зна­ки: так Па­схе Хри­сто­вой ше­ствие По­бе­ди­те­ля гре­ха и смер­ти пред­ше­ству­ет знак Его по­бе­ды – Жи­во­тво­ря­щий Крест. Итак, ес­ли мы с Хри­стом страж­дем, то с ним и про­сла­вим­ся, ес­ли с Ним уми­ра­ем, то с Ним и вос­крес­нем.

К уте­ше­нию на­ше­му, стра­да­ния Спа­си­те­ля изо­бра­жа­ют­ся в цер­ков­ных пес­но­пе­ни­ях тре­тьей неде­ли Че­ты­ре­де­сят­ни­цы со­во­куп­но с ра­дост­ным вос­кре­се­ни­ем Спа­си­те­ля. Это пре­ды­зоб­ра­же­ние вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, столь­ко от­рад­ное для ве­ру­ю­щих, со­став­ля­ют пас­халь­ные ир­мо­сы, по­ло­жен­ные в ка­ноне на утрене Кре­сто­по­клон­ной неде­ли. К со­жа­ле­нию, эта важ­ная осо­бен­ность, име­ю­щая, по на­ме­ре­нию св. Церк­ви, цель вы­со­кую, оста­ет­ся по­чти неза­ме­чен­ной, так как и са­мые пас­халь­ные ир­мо­сы ред­ко где в это вре­мя по­ют­ся.

По ве­ли­ком сла­во­сло­вии на утре­ни, при пе­нии «Св. Бо­же» Крест, укра­шен­ный зе­ле­не­ю­щи­ми цве­та­ми, зна­ме­ни­я­ми жиз­ни, вы­но­сит­ся в сре­ду ве­ру­ю­щих для по­кло­не­ния и ло­бы­за­ния его. При по­кло­не­нии Кре­сту и це­ло­ва­нии его Цер­ковь воз­но­сит: «Кре­сту Тво­е­му по­кла­ня­ем­ся, Вла­ды­ко, и свя­тое Вос­кре­се­ние Твое сла­вим». Это же по­ет­ся на Ли­тур­гии вме­сто «Св. Бо­же».

Чте­ни­ем Апо­сто­ла Цер­ковь про­по­ве­ду­ет, что несе­ние кре­ста об­лег­ча­ет нам Сам Рас­пя­тый за нас на Кре­сте. Иму­ще убо ар­хи­ерея ве­ли­ка, про­шед­ша небе­са, Иису­са Сы­на Бо­жия, да дер­жим­ся ис­по­ве­да­ния. Не има­мы бо ар­хи­ерея не мо­гу­ща спо­стра­да­ти немо­щем на­шим, но ис­ку­ше­на по вся­че­ским по по­до­бию, раз­ве гре­ха (Евр.4:14, 5:6). Чте­ни­ем Еван­ге­лия Цер­ковь бла­го­вест­ву­ет, сло­ва­ми Гос­по­да, об обя­зан­но­сти са­мо­от­вер­же­ния и по­сле­до­ва­ния Ему для спа­се­ния. Иже хо­щет по Мне ити, го­во­рит небес­ный По­дви­го­по­лож­ник, да от­вер­жет­ся се­бе и возь­мет крест свой и по Мне гря­дет. Иже бо аще хо­щет ду­шу свою спа­сти, по­гу­бит ю; а иже по­гу­бит ду­шу свою Мене ра­ди и Еван­ге­лия, той спа­сет ю (Мк.8:34-35).

От бла­го­ве­стия о Кре­сте и по­кло­не­ния Жи­во­тво­ря­ще­му Кре­сту тре­тья неде­ля Ве­ли­ко­го по­ста на­зы­ва­ет­ся Кре­сто­по­клон­ною. На­ча­ло уста­нов­ле­ния ее от­но­сит­ся к древним вре­ме­нам хри­сти­ан­ства. Меж­ду со­чи­не­ни­я­ми св. Иоан­на Зла­то­усто­го есть по­уче­ние на эту неде­лю, в ко­то­ром он меж­ду про­чим го­во­рит: «воз­вра­тил­ся к нам еже­год­ный день, все­ми чти­мый и свет­лый, сред­няя сед­ми­ца св. по­стов, при­но­ся­щая треб­ла­жен­ный и Жи­во­тво­ря­щий Крест Спа­са на­ше­го Иису­са Хри­ста, – пред­ла­га­ю­щая его для по­кло­не­ния ему и по­кло­ня­ю­щих­ся с ис­крен­ним серд­цем и чи­сты­ми уста­ми освя­ща­ю­щая и де­ла­ю­щая под­го­тов­лен­нее и му­же­ствен­нее к со­вер­ше­нию по­при­ща св. по­стов»[5]. В дру­гой сво­ей бе­се­де св. Зла­то­уст не одоб­ря­ет ра­дость ан­тио­хи­ан о том, что со­вер­ши­ли по­ло­ви­ну Че­ты­ре­де­сят­ни­цы[6]. Св. Со­фро­ний, пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский, в 7 ве­ке в неде­лю Кре­сто­по­клон­ную в сло­ве сво­ем го­во­рил: по­смот­ри­те на пут­ни­ка, иду­ще­го к опре­де­лен­ной це­ли. Еже­днев­но про­хо­дя из­вест­ную часть про­стран­ства, он, хо­тя и из­не­мо­га­ет ино­гда от про­дол­жи­тель­но­сти пред­при­ня­то­го пу­ти, од­на­ко, имея в ви­ду от­дых, с охо­тою про­дол­жа­ет на­ча­тый путь. И все мы те­перь что дру­гое, как не стран­ни­ки? Че­ло­ве­ко­лю­бец Бог, чрез пре­да­ние от свя­тых отец, Сам от­кры­ва­ет пред на­ми пред­ле­жа­щий путь, – го­во­рю, свя­то­го и спа­си­тель­но­го по­ста для то­го чтобы мы, по­тру­дясь на нем, хоть сколь­ко-ни­будь, спо­до­би­лись по­лу­чить про­ще­ние во гре­хах, и от то­мя­щей нас гре­хов­ной жаж­ды и угры­зе­ния по­хо­тей из­бав­ля­ет, чрез при­кос­но­ве­ние и ло­бы­за­ние чест­но­го и Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста. То и дру­гое сред­ство с оди­на­ко­вою поль­зою мо­гут при­го­то­вить нас к до­стой­но­му сре­те­нию св. дня Вос­кре­се­ния; пост по­то­му, что под­дер­жит бла­гую бод­рость в те­ле, а по­кло­не­ние пред­ле­жа­ще­му Жи­во­тво­ря­щи­му Кре­сту от­вле­чет мыс­ли на­ши от по­стыд­ных по­мыс­лов и дел и устре­мит взор наш к небес­но­му жи­ли­щу. По­се­му вос­хва­лим пост; но вос­хва­ляя его и все бла­га, про­ис­те­ка­ю­щие от него для че­ло­ве­ка, вос­хва­лим так­же и пред­ле­жа­щее нам для по­кло­не­ния чест­ное де­ре­во Кре­ста и воз­зо­вем к нему серд­цем и уста­ми: ра­дуй­ся Кре­сте, на нем же Сын Бо­жий рас­про­стер­ши ру­ки, при­нял всех нас в свои объ­яты и при­ми­рил с От­цем небес­ным! Ра­дуй­ся, очи­ще­ние на­ше от скверн гре­хов­ных! Ра­дуй­ся, щи­те ве­ли­ко­го Ца­ря, под се­нью ко­то­ро­го уго­тов­ля­ет­ся вся­кая по­бе­да! Оза­ри нас, пре­чест­ный Кре­сте, со­кро­вен­ною в те­бе си­лою; – со­тво­ри, да и мы сво­бод­но воз­же­ла­ем по­стра­дать, хо­тя несколь­ко, для То­го, Ко­то­рый пер­вый по­ло­жил на те­бе жи­вот Свой за нас; со­де­лай нас до­стой­ны­ми с ра­до­стию встре­тить све­то­нос­ный день Вос­кре­се­ния, как за­лог на­сле­дия уго­то­ван­ных нам веч­ных благ»[7].

В бе­се­дах Фе­о­до­ра Сту­ди­та, пи­са­те­ля 9 ве­ка, ука­зы­ва­ет­ся на по­кло­не­ние Кре­сту сре­ди Че­ты­ре­де­сят­ни­цы, как уже на древ­нее обык­но­ве­ние Церк­ви. В том же ве­ке Иосиф и Фе­о­дор Сту­ди­ты на­пи­са­ли мно­гие хва­леб­ные пес­ни на тре­тью сед­ми­цу Че­ты­ре­де­сят­ни­цы, ныне ис­пол­ня­е­мые Цер­ко­вью.

Из кн. «Дни бо­го­слу­же­ния Пра­во­слав­ной
Ка­фо­ли­че­ской Во­сточ­ной Церк­ви»


При­ме­ча­ния

[1] Песнь 8 ка­но­на по­не­дельн. 3 сед­миц.

[2] В по­не­дельн. ве­че­ра на «Гос­по­ди воз­звах»

[3] Си­накс. в тре­тью неде­лю Че­ты­ре­де­дят­ни­цы.

[4] Служ­ба в сре­ду тре­тьей неде­ли Че­ты­ре­де­сят­ни­цы.

[5] 68 сло­во, том 4.

[6] 18, 1, том 2, по Монт­фо­ко­ну.

[7] Maxim. Bibliothec. patrum.

Случайный тест

(2 голоса: 5 из 5)