Благоверный князь Александр Невский в памятниках иконографии

В 2013 г. Цер­ковь тор­же­ствен­но от­ме­тила 750-ле­тие пре­став­ле­ния свя­то­го бла­го­вер­но­го ве­ли­ко­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го. Нет со­мне­ния, что ве­ли­кий князь Алек­сандр Нев­ский – са­мый из­вест­ный свя­той из нема­ло­го чис­ла про­слав­лен­ных во­и­нов Свя­той Ру­си. По­чи­та­ние его как свя­то­го воз­ник­ло сра­зу по­сле его смер­ти и бы­ло со­хра­не­но рус­ским на­ро­дом на про­тя­же­нии всей ис­то­рии – вплоть до вре­мен но­вей­ших. Имя свя­то­го Алек­сандра Нев­ско­го ста­ло си­но­ни­мом вы­со­ко­го пат­ри­о­ти­че­ско­го слу­же­ния, уко­ре­нен­но­го в стрем­ле­нии ис­пол­нить прав­ду Бо­жию. Не уди­ви­тель­но, что в за­пад­ной ис­то­рио­гра­фии во­ен­ные по­дви­ги кня­зя низ­во­дят­ся до уров­ня мел­ких по­гра­нич­ных кон­флик­тов, а по­ли­ти­ка его рас­смат­ри­ва­ет­ся как «недаль­но­вид­ная». Тен­ден­ци­оз­ность та­ких оце­нок оче­вид­на.

Алек­сандр Нев­ский ро­дил­ся при­бли­зи­тель­но в 1220 г. в Пе­ре­я­с­лав­ле. Его отец, князь Яро­слав Все­во­ло­до­вич (во свя­том кре­ще­нии Фе­о­дор), был в то вре­мя Пе­ре­я­с­лав­ским кня­зем. Дво­рец кня­зя – де­ре­вян­ный, как боль­шин­ство по­стро­ек на Ру­си в те вре­ме­на – сто­ял непо­да­ле­ку от Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го со­бо­ра – един­ствен­но­го из до­шед­ших до на­ше­го вре­ме­ни бе­ло­ка­мен­ных хра­мов Се­ве­ро-Во­сточ­ной Ру­си до­мон­голь­ско­го пе­ри­о­да (его за­ло­жил князь Юрий Дол­го­ру­кий, а по­стро­ил в 1157 г. св. Ан­дрей Бо­го­люб­ский). В этом со­бо­ре и кре­сти­ли кня­зя Алек­сандра.

В юно­сти Алек­сандр вме­сте со стар­шим бра­том Фе­до­ром был на­мест­ни­ком от­ца в Нов­го­ро­де, а по­сле то­го, как отец по­лу­чил ве­ли­кое кня­же­ние в Ки­е­ве, кня­жил в Нов­го­ро­де (фак­ти­че­ски с 1236 по 1252 гг.). В 1239 г. Алек­сандр же­нил­ся на до­че­ри по­лоц­ко­го кня­зя Бря­чи­сла­ва.

Прав­ле­ние кня­зя Алек­сандра вы­па­ло на чрез­вы­чай­но труд­ное вре­мя: вра­ги на­па­да­ли на Русь од­новре­мен­но с раз­ных сто­рон: с во­сто­ка – та­та­ро-мон­го­лы, с за­па­да – ла­ти­няне. Бо­га­тый Нов­го­род от та­тар от­ку­пил­ся, а от Ли­тов­ско­го го­су­дар­ства и шве­дов от­ку­пить­ся не по­лу­чи­лось. Шве­ды дви­ну­лись в по­ход про­тив Нов­го­ро­да в 1240 г.; они со­би­ра­лись ос­но­вать но­вую кре­пость и от­сечь го­род от Ка­ре­лии, т. е. ли­шить Нов­го­род по­чти пя­той ча­сти при­над­ле­жа­щей ему тер­ри­то­рии (позд­нее – Вот­ская пя­ти­на).

Вот как го­во­рит об этом По­весть о жи­тии Алек­сандра Яро­сла­ви­ча Нев­ско­го, на­пи­сан­ная во Вла­ди­ми­ре через несколь­ко лет по­сле смер­ти кня­зя, в 1280-е гг.: «Ко­роль стра­ны Рим­ской из се­вер­ной зем­ли… со­брал си­лу ве­ли­кую, и на­пол­нил мно­гие ко­раб­ли пол­ка­ми сво­и­ми, дви­нул­ся с огром­ным вой­ском, пы­хая ду­хом рат­ным. И при­шел в Неву, опья­нен­ный безу­ми­ем, и от­пра­вил по­слов сво­их, воз­гор­див­шись, в Нов­го­род к кня­зю Алек­сан­дру, го­во­ря: „Ес­ли мо­жешь, за­щи­щай­ся, ибо я уже здесь и разо­ряю зем­лю твою“.

Молитва Александра Невского в храме Св.
Софии и благословение его архиепископом
перед битвой. Миниатюра Лицевого
Летописного свода. Москва, XVI в.

Алек­сандр же, услы­шав та­кие сло­ва, раз­го­рел­ся серд­цем, и во­шел в цер­ковь свя­той Со­фии, и, упав на ко­ле­ни пред ал­та­рем, на­чал мо­лить­ся со сле­за­ми: „Бо­же слав­ный, пра­вед­ный, бо­же ве­ли­кий, силь­ный, бо­же пре­веч­ный, со­тво­рив­ший небо и зем­лю и уста­но­вив­ший пре­де­лы на­ро­дам, ты по­ве­лел жить, не пре­сту­пая чу­жих гра­ниц“. И, при­пом­нив сло­ва про­ро­ка, ска­зал: „Су­ди, Гос­по­ди, оби­дя­щих ме­ня и огра­ди от бо­рю­щих­ся со мною, возь­ми ору­жие и щит и встань на по­мощь мне“.

И, окон­чив мо­лит­ву, он встал, по­кло­нил­ся ар­хи­епи­ско­пу. Ар­хи­епи­скоп же был то­гда Спи­ри­дон, он бла­го­сло­вил его и от­пу­стил».

Пе­ред ре­ша­ю­щей бит­вой бы­ло яв­ле­но некое чу­дес­ное пред­зна­ме­но­ва­ние, о ко­то­ром По­весть рас­ска­зы­ва­ет так: «Был один муж, ста­рей­ши­на зем­ли Ижор­ской, име­нем Пе­лу­гий, ему по­ру­че­на бы­ла ноч­ная стра­жа на мо­ре. Был он кре­щен и жил сре­ди ро­да сво­е­го, языч­ни­ков, на­ре­че­но же имя ему в свя­том кре­ще­нии Филипп, и жил он бо­го­угод­но, со­блю­дая пост в сре­ду и пят­ни­цу, по­то­му и удо­сто­ил его Бог ви­деть ви­де­ние чуд­ное в тот день. Рас­ска­жем вкрат­це.

Св. Александр ранит в лицо Биргера
в Невской битве. Миниатюра Лицевого
Летописного свода. Москва, XVI в.

Узнав о си­ле непри­я­те­ля, он вы­шел на­встре­чу кня­зю Алек­сан­дру, чтобы рас­ска­зать ему о ста­нах вра­гов. Сто­ял он на бе­ре­гу мо­ря, на­блю­дая за обо­и­ми пу­тя­ми, и про­вел всю ночь без сна. Ко­гда же на­ча­ло всхо­дить солн­це, он услы­шал шум силь­ный на мо­ре и уви­дел один на­сад, плы­ву­щий по мо­рю, и сто­я­щих по­сре­ди на­са­да свя­тых му­че­ни­ков Бо­ри­са и Гле­ба в крас­ных одеж­дах, дер­жа­щих ру­ки на пле­чах друг дру­га. Греб­цы же си­де­ли, слов­но мглою оде­тые. Про­из­нес Бо­рис: „Брат Глеб, ве­ли гре­сти, да по­мо­жем срод­ни­ку сво­е­му кня­зю Алек­сан­дру“. Уви­дев та­кое ви­де­ние и услы­шав эти сло­ва му­че­ни­ков, Пе­лу­гий сто­ял, тре­пе­тен, по­ка на­сад не скрыл­ся с глаз его.

Вско­ре по­сле это­го при­шел Алек­сандр, и Пе­лу­гий, ра­дост­но встре­тив кня­зя Алек­сандра, по­ве­дал ему од­но­му о ви­де­нии. Князь же ска­зал ему: „Не рас­ска­зы­вай это­го ни­ко­му“. И бы­ла се­ча ве­ли­кая с рим­ля­на­ми, и пе­ре­бил их князь бес­чис­лен­ное мно­же­ство, а на ли­це са­мо­го ко­ро­ля оста­вил след остро­го ко­пья сво­е­го…»

Опи­са­ние бит­вы на Неве со­дер­жит ряд яр­ких эпи­зо­дов, ко­то­рые позд­нее бу­дут за­пе­чат­ле­ны в ми­ни­а­тю­рах, ил­лю­стри­ру­ю­щих Ли­це­вой ле­то­пис­ный свод – Остер­ма­нов­ский I (БАН) и Лап­тев­ский (РНБ) то­ма, со­здан­ные во вто­рой по­ло­вине XVI в.

nevskij_02
Невская битва. Гаврила Олексич
въезжает на вражеский корабль.
Миниатюра Лицевого Летописного
свода. Москва, XVI в.

«Храб­рый муж из пол­ка Алек­сандра по име­ни Гав­ри­ло Олек­сич… на­пал на шнек и, уви­дев ко­роле­ви­ча, вле­ко­мо­го под ру­ки, въе­хал до са­мо­го ко­раб­ля по сход­ням, по ко­то­рым бе­жа­ли с ко­роле­ви­чем; пре­сле­ду­е­мые им схва­ти­ли Гав­ри­лу Олек­си­ча и сбро­си­ли его со схо­ден вме­сте с ко­нем. Но по Бо­жьей ми­ло­сти он вы­шел из во­ды невре­дим, и сно­ва на­пал на них, и бил­ся с са­мим во­е­во­дою по­сре­ди их вой­ска».

На ми­ни­а­тю­рах Ли­це­во­го сво­да пред­став­ле­ны сле­ду­ю­щие эпи­зо­ды Нев­ской бит­вы:

– Мо­лит­ва Алек­сандра Нев­ско­го в хра­ме Свя­той Со­фии и бла­го­сло­ве­ние его ар­хи­епи­ско­пом пе­ред сра­же­ни­ем;

– Гав­ри­ла Олек­сич въез­жа­ет на вра­же­ский ко­рабль;

– Алек­сандр ра­нит в ли­цо Бир­ге­ра в Нев­ской бит­ве.

Раз­гром шве­дов на Неве 15 июля 1240 г. стал пер­вой бли­ста­тель­ной по­бе­дой кня­зя Алек­сандра; с это­го вре­ме­ни его ста­ли на­зы­вать

Нев­ским. По сви­де­тель­ству жи­тия, имен­но пе­ред этой бит­вой князь об­ра­тил­ся к вой­ску со сло­ва­ми: «Не в си­ле Бог, а в прав­де». Алек­сандр су­мел от­во­е­вать ста­рин­ную рус­скую кре­пость Ко­по­рье, осво­бо­дил Псков, а в 1242 г. раз­бил на льду Чуд­ско­го озе­ра вой­ска Ли­вон­ско­го ор­де­на:

«Бы­ла же то­гда суб­бо­та, и, ко­гда взо­шло солн­це, со­шлись про­тив­ни­ки. И бы­ла се­ча же­сто­кая, и сто­ял треск от ло­ма­ю­щих­ся ко­пий и звон от уда­ров ме­чей, и ка­за­лось, что дви­ну­лось за­мерз­шее озе­ро, и не бы­ло вид­но льда, ибо по­кры­лось оно кро­вью.

А это слы­шал я от оче­вид­ца, ко­то­рый по­ве­дал мне, что ви­дел во­ин­ство Бо­жие в воз­ду­хе, при­шед­шее на по­мощь Алек­сан­дру. И так по­бе­дил вра­гов по­мо­щью Бо­жи­ей, и об­ра­ти­лись они в бег­ство, Алек­сандр же ру­бил их, го­ня, как по воз­ду­ху, и неку­да бы­ло им скрыть­ся. Здесь про­сла­вил Бог Алек­сандра пред все­ми пол­ка­ми, как Иису­са На­ви­на у Иери­хо­на».

Ми­ни­а­тю­ра Ли­це­во­го Ле­то­пис­но­го сво­да, ил­лю­стри­ру­ю­щая бит­ву на Чуд­ском озе­ре, по­ка­зы­ва­ет по­мощь Небес­но­го во­ин­ства кня­зю Алек­сан­дру Нев­ско­му.

Битва на Чудском озере. Помощь Небесного
воинства св. Александру Невскому. Миниатюра
Лицевого Летописного свода. Москва, XVI в.

По­сле смер­ти от­ца в 1247 г. князь Алек­сандр вме­сте с млад­шим бра­том Ан­дре­ем от­пра­вил­ся в Зо­ло­тую Ор­ду к ха­ну Ба­тыю, а за­тем – в Мон­го­лию, в став­ку ве­ли­ких ха­нов Ка­ра­ко­рум. До­мой он вер­нул­ся в 1249 г. Его брат Ан­дрей стал вла­ди­мир­ским кня­зем, а Алек­сандр, по­лу­чив яр­лык на ки­ев­ское кня­же­ние, остал­ся в Нов­го­ро­де. 

Князь Алек­сандр ви­дел, что спра­вить­ся сво­и­ми си­ла­ми од­новре­мен­но со все­ми вра­га­ми невоз­мож­но, и про­явил ло­яль­ность в от­но­ше­нии Зо­ло­той Ор­ды. Глав­ной сво­ей за­да­чей он ви­дел обо­ро­ну за­пад­ных ру­бе­жей. Брат его Ан­дрей кня­жил во Вла­ди­ми­ре и за­ру­чил­ся по­мо­щью За­па­да в борь­бе с та­та­ра­ми, но пла­той за эту по­мощь бы­ло при­ня­тие унии. В 1251 г. к Алек­сан­дру Нев­ско­му в Нов­го­род при­е­ха­ли два кар­ди­на­ла с бул­лой па­пы Ин­но­кен­тия IV. По рас­ска­зу ле­то­пис­ца, Алек­сандр в сво­ем от­ве­те пап­ско­му по­соль­ству из­ло­жил всю ис­то­рию Ру­си и в за­клю­че­ние ска­зал: «си вся съве­да­ем доб­ре, а от вас уче­ния не прии­ма­ем».

При под­держ­ке та­тар Алек­сандр Нев­ский овла­дел Вла­ди­ми­ром, по­са­дил на кня­же­ние в Нов­го­ро­де сво­е­го сы­на Ва­си­лия. Князь Ан­дрей, сто­рон­ник унии, бе­жал в Шве­цию. По­сле бег­ства Ан­дрея ве­ли­кое кня­же­ние вла­ди­мир­ское пе­ре­шло к Алек­сан­дру. В 1262 г. Алек­сандр за­клю­чил с ли­тов­ским кня­зем Мин­дов­гом со­юз­ный до­го­вор про­тив Ли­вон­ско­го ор­де­на и от­пра­вил­ся в Зо­ло­тую Ор­ду: во Вла­ди­ми­ре, Суз­да­ле, Ро­сто­ве, Пе­ре­я­с­лав­ле, Яро­слав­ле и дру­гих го­ро­дах бы­ли пе­ре­би­ты та­тар­ские от­куп­щи­ки да­ни, а са­рай­ский хан Бер­ке по­тре­бо­вал про­из­ве­сти во­ен­ный на­бор сре­ди жи­те­лей Ру­си, по­сколь­ку воз­ник­ла угро­за его вла­де­ни­ям со сто­ро­ны иран­ско­го пра­ви­те­ля.

Алек­сандр Нев­ский от­пра­вил­ся в Ор­ду, чтобы по­пы­тать­ся от­го­во­рить ха­на от это­го тре­бо­ва­ния. Про­быв там це­лый год, на об­рат­ном пу­ти князь скон­чал­ся. Пе­ред смер­тью он был по­стри­жен в схи­му с име­нем Алек­сий. Те­ло кня­зя по­греб­ли в 1263 г. в Рож­де­ствен­ском мо­на­сты­ре Вла­ди­ми­ра. Мит­ро­по­лит Ки­рилл воз­ве­стил на­ро­ду во Вла­ди­ми­ре о его смер­ти сло­ва­ми: «Ча­да моя ми­лая, ра­зу­мей­те, яко за­и­де солн­це Рус­ской зем­ли», и все с пла­чем вос­клик­ну­ли: «уже по­ги­ба­ем».

О все­на­род­ной скор­би об умер­шем кня­зе сви­де­тель­ству­ет «По­весть о жи­тии Алек­сандра Яро­сла­ви­ча Нев­ско­го». А вот сло­ва на­ше­го зна­ме­ни­то­го ис­то­ри­ка С. М. Со­ло­вье­ва: «Со­блю­де­ние Рус­ской зем­ли от бе­ды на во­сто­ке, зна­ме­ни­тые по­дви­ги за ве­ру и зем­лю на за­па­де до­ста­ви­ли Алек­сан­дру слав­ную па­мять на Ру­си и сде­ла­ли его са­мым вид­ным ис­то­ри­че­ским ли­цом в древ­ней ис­то­рии…»

Жи­тие рас­ска­зы­ва­ет об этих скорб­ных со­бы­ти­ях так:

«Свя­тое же те­ло Алек­сандра по­нес­ли к го­ро­ду Вла­ди­ми­ру. Мит­ро­по­лит же, кня­зья и бо­яре и весь на­род, ма­лые и боль­шие, встре­ча­ли его в Бо­го­лю­бо­ве со све­ча­ми и ка­ди­ла­ми. Лю­ди же тол­пи­лись, стре­мясь при­кос­нуть­ся к свя­то­му те­лу его на чест­ном од­ре. Сто­я­ли же вопль, и стон, и плач, ка­ких ни­ко­гда не бы­ло, да­же зем­ля со­дрог­ну­лась. По­ло­же­но же бы­ло те­ло его в церк­ви Рож­де­ства Свя­той Бо­го­ро­ди­цы… ме­ся­ца но­яб­ря в 24 день, на па­мять свя­то­го от­ца Ам­фи­ло­хия.

Св. Александр Невский в схиме.
Монахиня Иулиания (М.Н.Соколова).
Икона-таблетка. Сергиев Посад.
1960-1980

Бы­ло же то­гда чу­до див­ное и па­мя­ти до­стой­ное. Ко­гда бы­ло по­ло­же­но свя­тое те­ло его в гроб­ни­цу, то­гда Се­ва­стьян-эко­ном и Ки­рилл-мит­ро­по­лит хо­те­ли раз­жать его ру­ку, чтобы вло­жить гра­мо­ту ду­хов­ную. Он же, буд­то жи­вой, про­стер ру­ку свою и при­нял гра­мо­ту из ру­ки мит­ро­по­ли­та. И смя­те­ние охва­ти­ло их, и ед­ва от­сту­пи­ли они от гроб­ни­цы его. Об этом воз­ве­сти­ли всем мит­ро­по­лит и эко­ном Се­ва­стьян. Кто не уди­вит­ся то­му чу­ду, ведь те­ло его бы­ло мерт­во и вез­ли его из даль­них кра­ев в зим­нее вре­мя. И так про­сла­вил Бог угод­ни­ка Сво­е­го».

В 1380 г. про­изо­шло об­ре­те­ние нетлен­ных мо­щей св. Алек­сандра Нев­ско­го. В 1491 г. во Вла­ди­ми­ре по­лы­хал страш­ный по­жар, неза­дол­го до ко­то­ро­го го­ро­жане ви­де­ли над Рож­де­ствен­ским мо­на­сты­рем свя­то­го Алек­сандра на коне. Во вре­мя по­жа­ра мо­щи и пе­ле­на, ле­жа­щая на гро­бе свя­то­го, уце­ле­ли.

Об­ще­цер­ков­ное про­слав­ле­ние в ли­ке свя­тых бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го со­сто­я­лось на Со­бо­ре 1547 г. К это­му со­бы­тию бы­ла на­пи­са­на служ­ба и «Сло­во по­хваль­ное Алек­сан­дру». Ав­тор «Сло­ва» за­пи­сал про­ис­хо­див­шие от мо­щей чу­де­са, ко­то­рые бы­ли за­сви­де­тель­ство­ва­ны мо­на­ха­ми Рож­де­ствен­ско­го мо­на­сты­ря.

О по­чи­та­нии свя­то­го Алек­сандра Нев­ско­го как за­щит­ни­ка и по­кро­ви­те­ля рус­ской зем­ли сви­де­тель­ству­ет пись­мо мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Ма­ка­рия к ца­рю Иоан­ну Гроз­но­му, на­пи­сан­ное до взя­тия Ка­за­ни. Пер­во­свя­ти­тель, бла­го­слов­ляя ца­ря на бит­ву, при­зы­ва­ет его вспом­нить «храб­рость пра­ро­ди­те­лей сво­их Бо­гом вен­чан­но­го ца­ря Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха и храб­ро­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го и про­чих срод­ник тво­их, ка­ко­вы по­бе­ды над по­га­ны­ми со­тво­ри­ша и про­слав­ле­ны от Бо­га бы­ша» (Ни­ко­нов­ская ле­то­пись).

Изо­бра­же­ния св. кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го по­яв­ля­ют­ся в XVI в. по­сле его ка­но­ни­за­ции. Со­глас­но тра­ди­ции, его, как при­няв­ше­го пе­ред смер­тью схи­му, изо­бра­жа­ли в мо­на­ше­ских одеж­дах (ман­тия, ку­коль).

Од­на из са­мых ран­них икон, изо­бра­жа­ю­щих Алек­сандра Нев­ско­го в мо­на­ше­ском об­ла­че­нии – нов­го­род­ская таб­лет­ка се­ре­ди­ны XVI ве­ка из со­бо­ра св. Со­фии «Пре­по­доб­ные Иоанн, Ав­ра­амий Ро­стов­ский и Алек­сандр Нев­ский» (Нов­го­род­ский му­зей-за­по­вед­ник). Свя­той пред­став­лен в ко­рич­не­вой ман­тии, се­ро­ва­то-охри­стом хи­тоне, на пле­чах ку­коль схи­мы, ко­рот­кие, слег­ка вью­щи­е­ся во­ло­сы и неболь­шая кли­но­об­раз­ная бо­ро­да тро­ну­ты се­ди­ной, в ле­вой ру­ке раз­вер­ну­тый сви­ток с тек­стом: «Бра­тие моя, Бо­га бой­тесь и за­по­ве­ди Его тво­ри­те».

В мо­на­ше­ском об­ла­че­нии князь пред­став­лен так­же в рос­пи­сях Бла­го­ве­щен­ско­го со­бо­ра Мос­ков­ско­го Крем­ля. Эта ико­но­гра­фия ха­рак­тер­на и для ли­це­вых по­кро­вов на гроб­ни­цу свя­то­го, со­здан­ных в XVII в. Со­хра­ни­лось несколь­ко ли­це­вых по­кро­вов с изо­бра­же­ни­ем св. Алек­сандра Нев­ско­го. По­кров, хра­ня­щий­ся в риз­ни­це Тро­и­це-Сер­ги­е­вой лав­ры и про­ис­хо­дя­щий, по-ви­ди­мо­му, из со­бо­ра Рож­де­ствен­ско­го мо­на­сты­ря во Вла­ди­ми­ре, был вы­пол­нен в 1670–1680 гг. в Стро­га­нов­ских ма­стер­ских. На по­кро­ве св. Алек­сандр Нев­ский пред­став­лен с за­кры­ты­ми гла­за­ми, в схи­ме и ман­тии; в ру­ках – раз­вер­ну­тая хар­тия с тек­стом мо­лит­вы; ко­рот­кая бо­ро­да и усы ис­пол­не­ны тем­но-крас­ным шел­ком, что вы­де­ля­ет лик на фоне се­реб­ря­но­го и зо­ло­то­го ши­тья одежд, ним­ба и фо­на.

Па­рал­лель­но «мо­на­ше­ско­му» ико­но­гра­фи­че­ско­му из­во­ду св. Алек­сандра Нев­ско­го су­ще­ство­вал еще и «кня­же­ский», по­явив­ший­ся уже в XVI в.

Св. блгв. кн. Александр Невский, Чудотворец.
Икона конца XVI в. из Троицкого собора
Ипатьевского монастыря. КГОИАМЗ
«Ипатьевский монастырь». Кострома.

Об­ра­зы свя­тых и несвя­тых кня­зей Древ­ней Ру­си вклю­ча­лись в со­став осо­бых ико­но­гра­фи­че­ских про­грамм двор­цо­вых хра­мов, на­при­мер, Ар­хан­гель­ско­го и Бла­го­ве­щен­ско­го со­бо­ров Мос­ков­ско­го Крем­ля, а так­же Но­воспас­ско­го мо­на­сты­ря – усы­паль­ни­цы Ро­ма­но­вых. Ес­ли в Бла­го­ве­щен­ском со­бо­ре князь Алек­сандр изо­бра­жен в мо­на­ше­ском об­ла­че­нии, то на фрес­ках Ар­хан­гель­ско­го со­бо­ра в слое жи­во­пи­си XVII в. – со­глас­но тра­ди­ци­он­ной кня­же­ской ико­но­гра­фии – в пла­ще и шап­ке.

Как уже ука­зы­ва­лось вы­ше, це­лый ряд ми­ни­а­тюр с во­ин­ски­ми по­бе­да­ми Алек­сандра Нев­ско­го со­дер­жит­ся в Ли­це­вом Ле­то­пис­ном сво­де.

В XVII в. про­дол­жа­ли раз­ви­вать­ся обе ли­нии ико­но­гра­фии. К на­ча­лу сто­ле­тия от­но­сит­ся жи­тий­ная ико­на св. Алек­сандра Нев­ско­го, хра­ня­ща­я­ся в при­де­ле Вхо­да Гос­под­ня в Иеру­са­лим со­бо­ра По­кро­ва-на-Рву (храм Ва­си­лия Бла­жен­но­го, ГИМ). Этот хра­мо­вой об­раз про­ис­хо­дил из неко­гда су­ще­ство­вав­шей на тер­ри­то­рии Крем­ля церк­ви в честь свя­то­го Алек­сандра Нев­ско­го. В сред­ни­ке изо­бра­жен князь-схим­ник, окру­жен­ный 35 клей­ма­ми, по­вест­ву­ю­щи­ми о его жиз­ни и чу­де­сах.

На про­тя­же­нии XVII в. в Кремлев­скую цер­ковь св. Алек­сандра Нев­ско­го со­вер­ша­лись еже­год­ные цар­ские вы­хо­ды в день па­мя­ти свя­то­го (впо­след­ствии цер­ковь бы­ла разо­бра­на).

Св. блгв. кн. Александр Невский.
Икона из Троицкого собора Ипатьевского
монастыря. Фото 1910 г.

В неболь­шом сред­ни­ке – фрон­таль­ное изо­бра­же­ние Алек­сандра Нев­ско­го в рост в мо­на­ше­ском оде­я­нии, над­пись: «Свя­тый бла­го­вер­ный ве­ли­кий князь Алек­сандр Нев­ский, на­ре­чен­ный во ино­цех Алек­сий».

Во­круг сред­ни­ка два ря­да клейм, из ко­то­рых 12, за­ни­ма­ю­щих верх­нее по­ле, по­свя­ще­ны со­бы­ти­ям жиз­ни свя­то­го, осталь­ные – по­смерт­ным чу­де­сам: пер­вое – о «ду­шев­ной гра­мо­те», за­тем сле­ду­ют раз­лич­ные чу­де­са и ис­це­ле­ния у гро­ба, в кон­це – «Чу­до о Дон­ской по­бе­де» (Алек­сандр Нев­ский ока­зы­ва­ет по­мощь бла­го­вер­но­му кня­зю Ди­мит­рию Дон­ско­му в Ку­ли­ков­ской бит­ве) и «Чу­до в бит­ве на Мо­ло­дех» (Алек­сандр Нев­ский, свя­тые кня­зья Бо­рис и Глеб, кня­зья Ан­дрей, Все­во­лод, Ге­ор­гий и Яро­слав при­ни­ма­ют уча­стие в сра­же­нии рус­ско­го вой­ска с крым­ским ха­ном Девлет-Ги­ре­ем в 1572 г.). В неко­то­рых клей­мах над гроб­ни­цей Алек­сандра Нев­ско­го на вы­со­кой под­став­ке по­ме­ще­на ана­лой­ная ико­на с по­яс­ным изо­бра­же­ни­ем кня­зя (в схи­ме), что, воз­мож­но, вос­про­из­во­дит кон­крет­ные ре­а­лии Рож­де­ствен­ско­го со­бо­ра, где пре­бы­ва­ли мо­щи свя­то­го.

Св. Александр Невский с житием.
Икона начала XVII в. Храм Покрова
на рву (Василия Блаженного). Москва.

В мо­на­ше­ском об­ла­че­нии он пред­став­лен на иконе «Дре­во Мос­ков­ско­го го­су­дар­ства» («По­хва­ла Бо­го­ма­те­ри Вла­ди­мир­ской»), на­пи­сан­ной Си­мо­ном Уша­ко­вым в 1668 г. (ГТГ). Об­раз его раз­ме­щен спра­ва, у ос­но­ва­ния Дре­ва го­су­дар­ства. Обе вет­ви, сим­во­ли­зи­ру­ю­щие две со­став­ные ча­сти го­су­дар­ства – власть свет­скую и ду­хов­ную, про­из­рас­та­ют из Успен­ско­го со­бо­ра Крем­ля и окайм­ля­ют чу­до­твор­ный об­раз Бо­го­ма­те­ри Вла­ди­мир­ской.

В жи­во­пи­си XVII в. из­вест­но нема­ло при­ме­ров ико­но­гра­фии мо­на­ше­ско­го ва­ри­ан­та, как на иконе из церк­ви Успе­ния на Апух­тин­ке в Москве (ГТГ).

Во Вла­ди­ми­ре, в свя­зи с осо­бым по­чи­та­ни­ем Алек­сандра Нев­ско­го как мест­но­го свя­то­го, бы­ла на­пи­са­на ико­на «Хри­стос Все­дер­жи­тель с при­па­да­ю­щи­ми кня­зья­ми Алек­сан­дром Нев­ским и Ге­ор­ги­ем Вла­ди­ми­ро­ви­чем», XVII в. (Вла­ди­ми­ро-Суз­даль­ский му­зей-за­по­вед­ник). Мест­ное по­чи­та­ние спо­соб­ство­ва­ло со­зда­нию осо­бо­го из­во­да изо­бра­же­ний со­бо­ра свя­тых вла­ди­мир­ских кня­зей.

Св. Александр Невский.
Икона XVII в. из Успенской церкви
на Апухтинке. Москва, ГТГ.

Си­ту­а­ция с ико­но­гра­фи­ей Алек­сандра Нев­ско­го кар­ди­наль­ным об­ра­зом из­ме­ни­лась в 1724 г. по­сле пе­ре­не­се­ния его мо­щей по ука­зу Пет­ра I в Санкт-Пе­тер­бург, в Алек­сан­дро-Нев­ску­ю­ лав­ру. В этом же го­ду был из­дан указ Свя­тей­ше­го Си­но­да (от 15 июня 1724 г.) пи­сать свя­то­го Алек­сандра Нев­ско­го не в мо­на­ше­ских одеж­дах, а в ве­ли­ко­кня­же­ских. Мо­на­ше­ская ико­но­гра­фия свя­то­го ис­поль­зо­ва­лась с тех пор лишь в ста­ро­об­ряд­че­ской сре­де.

Для мо­щей кня­зя в Алек­сан­дро-Нев­ской лав­ре бы­ла уста­нов­ле­на гроб­ни­ца из се­реб­ра, вы­пол­нен­ная по эс­ки­зу Г. Х. Гро­та в 1750–1753 гг. (ныне в Го­судар­ствен­ном Эр­ми­та­же). Ра­ку свя­то­го укра­ша­ла ико­на, на­пи­сан­ная Ива­ном Адоль­ским-млад­шим. В со­бо­ре у свя­тых мо­щей в дни его па­мя­ти со­би­ра­лись ка­ва­ле­ры ор­де­на св. Алек­сандра Нев­ско­го. Этот ор­ден был за­ду­ман Пет­ром I для на­граж­де­ния во­ен­ных, но учре­ди­ла его Ека­те­ри­на I уже по­сле смер­ти Пет­ра, и на­граж­да­ли им как во­ен­ных, так и граж­дан­ских лиц.

В XVIII в. по­яв­ля­ют­ся но­вые ва­ри­а­ции ико­но­гра­фии св. Алек­сандра Нев­ско­го. Кня­зя неред­ко изо­бра­жа­ли с ви­дом Алек­сан­дро-Нев­ской лав­ры – как на иконе XVIII в. из двор­ца Мон­пле­зир в Пе­тер­го­фе. Фигу­ру свя­то­го по­ме­ща­ли, как пра­ви­ло, спра­ва, а ос­нов­ное про­стран­ство дос­ки от­во­ди­лось для изо­бра­же­ния зда­ний лав­ры.

Св. Александр Невский.
Икона XVIII в. из дворца Монплезир
в Петергофе. ГРМ.

В XVIII в. по­явит­ся так­же се­рия изо­бра­же­ний Алек­сандра Нев­ско­го с ма­лым жи­тий­ным цик­лом, со­сто­я­щим из че­ты­рех клейм. На­при­мер, на иконе «Свя­той Алек­сандр Нев­ский со сце­на­ми жи­тия» вто­рой по­ло­ви­ны XVIII в., на­пи­сан­ной в се­ле Пав­ло­во-на-Оке (НГХМ), пред­став­ле­ны сю­же­ты, ил­лю­стри­ру­ю­щие бит­ву на Неве.

Встре­ча­ют­ся от­дель­ные ико­ны с изо­бра­же­ни­ем кня­зя на фоне Нев­ской бит­вы (ГМИР).

В XIX в. есть ин­те­рес­ный при­мер со­че­та­ния Бо­го­ма­те­ри Бо­го­люб­ской с изо­бра­же­ни­ем ко­ле­но­пре­кло­нен­но­го Алек­сандра, хо­тя тра­ди­ци­он­но Бо­го­ма­терь Бо­го­люб­ская изо­бра­жа­лась с кня­зем Ан­дре­ем. В XIX в. со­зда­ва­лись жи­тий­ные ико­ны св. Алек­сандра Нев­ско­го с неболь­шим ко­ли­че­ством сю­же­тов. В ико­нах-ми­не­ях Но­во­го вре­ме­ни св. Алек­сандр изо­бра­жа­ет­ся в кня­же­ских одеж­дах.

Боль­шин­ство икон XVIII–XIX вв. изо­бра­жа­ет св. Алек­сандра Нев­ско­го имен­но так, как уста­нов­ле­но Свя­тей­шим Си­но­дом – в во­ин­ских до­спе­хах и цар­ской ман­тии, укра­шен­ной гор­но­ста­ем, ино­гда вер­хом на коне.

Св. Александр Невский в схиме.
Монахиня Иулиания (М.Н.Соколова).
Икона-таблетка. Сергиев Посад.
1960-1980

В ХХ сто­ле­тии свя­то­го Алек­сандра Нев­ско­го изо­бра­жа­ли как в тра­ди­ци­ях «ве­ли­ко­кня­же­ско­го» из­во­да, так и в об­ра­зе схим­ни­ка – в со­от­вет­ствии с ре­ко­мен­да­ци­ей Ико­но­пис­но­го под­лин­ни­ка XVIII в.: «в схи­ме, ри­зы пре­по­доб­ни­че­ския, ку­дер­цы ви­деть ма­лень­ко ис под схи­мы, сам пле­чист те­лом, ри­за ба­гор, ис­под дичь, в ру­це сви­ток за­жат» (Стро­га­нов­ский ико­но­пис­ный под­лин­ник, БАН).

Мо­на­хи­ней Иули­а­ни­ей (М. Н. Со­ко­ло­вой) в се­ре­дине 1970-х гг. бы­ла на­пи­са­на в ка­че­стве учеб­но­го по­со­бия для уча­щих­ся ико­но­пис­но­го клас­са Мос­ков­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии ико­на-таб­лет­ка свя­то­го Алек­сандра Нев­ско­го, пред­став­ля­ю­щая как ве­ли­ко­кня­же­ский, так и схим­ни­че­ский из­во­ды.

Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние икон свя­то­го Алек­сандра Нев­ско­го свя­за­но с той зна­чи­тель­ной ро­лью, ко­то­рую иг­ра­ла Рос­сия в ми­ро­вой по­ли­ти­ке XIX в. В част­но­сти, одер­жан­ные в хо­де­рус­ско-ту­рец­ких кон­флик­тов по­бе­ды, осво­бож­де­ние по­ра­бо­щен­ных тур­ка­ми на­ро­дов спо­соб­ство­ва­ли по­чи­та­нию св. Алек­сандра Нев­ско­го в Ев­ро­пе. Со­бо­ры в честь Алек­сандра Нев­ско­го бы­ли воз­ве­де­ны в Па­ри­же (1859–1861), Со­фии (1883–1912), Вар­ша­ве (1894–1900), Бел­гра­де (1894–1912) и Тал­лине (1895–1900).

Св. Александр Невский в житии.
Икона XIX в. Частное собрание

Осо­бое по­чи­та­ние свя­то­го Алек­сандра Нев­ско­го свя­за­но с за­щи­той Ро­ди­ны в го­ды Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны 1941–1945 гг. По при­зы­ву Бла­жен­ней­ше­го мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го Сер­гия ве­ру­ю­щим на­ро­дом бы­ли со­бра­ны сред­ства для со­зда­ния авиа­ци­он­ной эс­кад­ри­льи име­ни Алек­сандра Нев­ско­го. На од­ном из ис­тре­би­те­лей с над­пи­сью на бор­ту «Алек­сандр Нев­ский» сра­жал­ся Ге­рой Со­вет­ско­го Со­ю­за Алек­сандр Дмит­ри­е­вич Би­лю­кин; за го­ды вой­ны он вы­пол­нил 430 успеш­ных бо­е­вых вы­ле­тов, в 36 воз­душ­ных бо­ях лич­но сбил 23 и в со­ста­ве груп­пы 1 са­мо­лет про­тив­ни­ка.

Свя­то­му бла­го­вер­но­му кня­зю Алек­сан­дру Нев­ско­му на Ру­си по­свя­ще­но мно­же­ство хра­мов. Так, в пре­де­лах Мос­ков­ской епар­хии из чис­ла рус­ских свя­тых боль­ше все­го хра­мов по­свя­ще­но имен­но ему. Мно­го­чис­лен­ные ико­ны свя­то­го на­хо­дят­ся в во­ин­ских ча­стях и на бо­е­вых ко­раб­лях во­ору­жен­ных сил Рос­сии. Нет со­мне­ния в том, что на ос­но­ве из­вест­ных ико­но­гра­фи­че­ских сю­же­тов по­явят­ся и но­вые, сви­де­тель­ству­ю­щие о мо­лит­вен­ном по­чи­та­нии и бла­го­дат­ной по­мо­щи свя­то­го, про­из­нес­ше­го неко­гда зна­ме­ни­тые сло­ва: «Не в си­ле Бог, а в прав­де».

Епи­скоп Ба­ла­ши­хин­ский Ни­ко­лай


Ис­точ­ни­ки и ли­те­ра­ту­ра

[1] Ан­то­но­ва В.И., Мне­ва Н. Е. Ка­та­лог древ­не­рус­ской жи­во­пи­си XI – на­ча­ла XVIII вв. (Гос. Тре­тья­ков­ская га­ле­рея). Т. 1–2. М., 1963.

[2] Бе­гу­нов Ю. К. Жи­тие Алек­сандра Нев­ско­го в стан­ко­вой жи­во­пи­си на­ча­ла 17 ве­ка. ТОДРЛ. Т. 22. М.-Л., 1966.

[3] Древ­не­рус­ские кня­же­ские жи­тия. М., 2001.

[4] Ико­ны Вла­ди­ми­ра и Суз­да­ля. Го­судар­ствен­ный Вла­ди­ми­ро-Суз­даль­ский­и­сто­ри­ко-ар­хи­тек­тур­ный и ху­до­же­ствен­ный му­зей-за­по­вед­ник. М., 2006.

[5] Иули­а­ния (Со­ко­ло­ва), мо­на­хи­ня. Труд ико­но­пис­ца. Свя­то-Тро­иц­кая Сер­ги­е­ва лав­ра,1995.

[6] Кв­ли­вид­зе Н. В. Алек­сандр Яро­сла­вич Нев­ский. Ико­но­гра­фия. Пра­во­слав­ная эн­цик­ло­пе­дия. Т. 1. М., 2000.

[7] Князь Алек­сандр Нев­ский и его эпо­ха. СПб., 1995.

[8] Ко­маш­ко Н.И., Са­ен­ко­ва Е. М. Рус­ские жи­тий­ные ико­ны. М., 2007.

[9] Му­зей име­ни Ан­дрея Рубле­ва. Из но­вых по­ступ­ле­ний. М., 1995.

[10] На­за­рен­ко А. В. Алек­сандр Яро­сла­вич Нев­ский. Пра­во­слав­ная эн­цик­ло­пе­дия. Т. 1. М., 2000.

[11] Охот­ни­ко­ва В. И. По­весть о жи­тии Алек­сандра Нев­ско­го. СККДР. Вып. 1. Л, 1889.

[12] Пан­чен­ко О. В. Из ар­хео­гра­фи­че­ских изыс­ка­ний в об­ла­сти со­ло­вец­кой книж­но­сти. «Ка­нон всем свя­тым, иже в Ве­ли­цей Рос­сии в по­сте про­си­яв­шим». Со­чи­не­ние Сер­гия Ше­ло­ни­на. ТОДРЛ. Т. 56. СПб., 2004.

[13] Под­обе­до­ва О. И. Ми­ни­а­тю­ры рус­ских ис­то­ри­че­ских ру­ко­пи­сей. К ис­то­рии рус­ско­го ли­це­во­го ле­то­пи­са­ния. М., 1965.

[14] Пол­ное со­бра­ние рус­ских ле­то­пи­сей. Т. 12–13. Ле­то­пис­ный сбор­ник, име­ну­е­мый Пат­ри­ар­шей или Ни­ко­нов­ской ле­то­пи­сью. М., 2000.

[15] Смир­но­ва Э.С., Ла­у­ри­на В.К., Гор­ди­ен­ко Э. А. Жи­во­пись Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да, XV век. М., 1982.

[16] Со­ко­лов М. И. Пе­ре­пис­ные кни­ги Ко­стром­ско­го Ипа­тьев­ско­го мо­на­сты­ря 1595 го­да. М., 1890.

Случайный тест

(0 голосов: 0 из 5)