День историка

27 октября / 9 ноября
Память преподобного Нестора Летописца Печерского (ок. 1114 года)


См. также в Святоотеческой библиотеке: преподобный Нестор Летописец

Прп. Нестор Летописец Печерский

Ис­то­рия куль­тур­но­го раз­ви­тия стра­ны мо­жет быть сим­во­ли­че­ски пред­став­ле­на пе­реч­нем имён её ве­ли­ких му­жей. Каж­дый об­ра­зо­ван­ный че­ло­век но­сит этот "си­но­дик зна­ме­ни­то­стей" в сво­ём со­зна­нии. Го­мер, Пла­тон, Ар­хи­мед и Вер­ги­лий при­над­ле­жат все­му че­ло­ве­че­ству, и они так же близ­ки нам, как Шекс­пир, Сер­ван­тес, Гю­го и Пуш­кин. На­зва­ния стран, их по­ро­див­ших, по­про­сту из­лиш­ни. Всё же му­зы­ка име­ни сво­е­го на­цио­наль­но­го ге­роя зву­чит по-осо­бо­му, и это хо­ро­шо по­нят­но. Од­ним из та­ких имен-сим­во­лов на Ру­си все­гда бы­ло имя Несто­ра Ле­то­пис­ца, чья па­мять празд­ну­ет­ся Рус­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью 27 ок­тяб­ря по юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю (= 9 но­яб­ря по гри­го­ри­ан­ско­му для XX–XXI вв.). К со­жа­ле­нию, био­гра­фи­че­ских све­де­ний о нём со­хра­ни­лось ма­ло.

Ро­дил­ся бу­ду­щий книж­ник в се­ре­дине XI сто­ле­тия, а умер око­ло 1114 го­да. В 17-лет­нем воз­расте он при­шел в недав­но ос­но­ван­ный Ки­е­во-Пе­чер­ский мо­на­стырь. Из на­пи­сан­но­го им позднее жи­тия Фе­о­до­сия Пе­чер­ско­го мы узна­ём, что Нестор был по­стри­жен в мо­на­ше­ство при игу­мене Сте­фане (1074–1078) и воз­ве­ден в "диа­кон­ский сан". Вско­ре из-под его пе­ра вы­хо­дит ше­девр древ­не­рус­ской агио­гра­фии – "Ска­за­ние о Бо­ри­се и Гле­бе", жи­тие пер­вых (по вре­ме­ни ка­но­ни­за­ции) рус­ских свя­тых. В 1091 го­ду Несто­ру бы­ло по­ру­че­но от­крыть мо­щи преп. Фе­о­до­сия, учре­ди­те­ля об­ще­жи­тель­но­го уста­ва в рус­ских мо­на­сты­рях. Око­ло 1113 го­да им был со­став­лен зна­ме­ни­тый ле­то­пис­ный свод – "По­весть вре­мен­ных лет", дол­гое вре­мя счи­тав­ший­ся древ­ней­шим па­мят­ни­ком рус­ско­го ле­то­пи­са­ния, а по­то­му на­зы­вав­ший­ся "Ле­то­пи­сью Несто­ра". Этот труд, со­дер­жа­щий глу­бо­кие ис­то­риософ­ские раз­мыш­ле­ния (что ра­зи­тель­но от­ли­ча­ет его от су­хо­ва­то-праг­ма­тич­ных хро­ник), и стал его ду­хов­ным за­ве­ща­ни­ем.

"Ве­ли­ка ведь бы­ва­ет поль­за от уче­ния книж­но­го, – чи­та­ем мы в ле­то­пис­ной ста­тье под 1037 го­дом, – ибо от слов книж­ных об­ре­та­ем муд­рость и воз­дер­жа­ние. Это ведь ре­ки, на­пояющие все­лен­ную, это ис­точ­ни­ки муд­ро­сти; в кни­гах ведь неиз­ме­ри­мая глу­би­на; ими мы в пе­ча­ли уте­ша­ем­ся; они – уз­да воз­дер­жа­ния. Ес­ли при­леж­но по­ищешь в кни­гах муд­ро­сти, то най­дешь ве­ли­кую поль­зу ду­ше сво­ей. Ибо кто ча­сто чи­та­ет кни­ги, тот бе­се­ду­ет с Бо­гом или со свя­ты­ми му­жа­ми. Тот, кто чи­та­ет про­ро­че­ские бе­се­ды, и еван­гель­ские и апо­столь­ские по­уче­ния, и жи­тия свя­тых от­цов – по­лу­ча­ет ду­ше ве­ли­кую поль­зу". Эти­ми сло­ва­ми Нестор Ле­то­пи­сец раз и на­все­гда вы­ра­зил са­мо­со­зна­ние про­све­щён­но­го и гу­ма­ни­сти­че­ско­го хри­сти­ан­ства.

Пусть на­у­ка по­след­не­го вре­ме­ни кри­ти­че­ски от­но­сит­ся к тра­ди­ци­он­но­му рас­ска­зу о книж­ной де­я­тель­но­сти пре­по­доб­но­го Несто­ра и да­же от­де­ля­ет Несто­ра Ле­то­пис­ца от Несто­ра Агио­гра­фа, – это не име­ет зна­че­ния для ис­то­рии куль­тур­но­го са­мо­со­зна­ния то­гда ещё мо­ло­до­го хри­сти­ан­ско­го на­ро­да. Че­ло­век, в чьей ле­то­пи­си чи­та­ет­ся столь по­ра­зи­тель­ная по сво­е­му ин­тел­лек­ту­аль­но­му изя­ще­ству по­хва­ла кни­гам и книж­ной муд­ро­сти, ни­ко­гда не за­бу­дет­ся его ду­хов­ны­ми со­бра­тья­ми, пусть и сме­нив­ши­ми гу­си­ные пе­рья на ком­пью­те­ры. Не так дав­но ушло в про­шлое ещё од­но ты­ся­че­ле­тие хри­сти­ан­ской эры, мно­гое пре­вра­ти­лось в прах и бес­след­но ис­чез­ло, – но, как ска­зал рус­ский по­эт, на "ми­ро­вом по­го­сте зву­чат лишь пись­ме­на". И это при­да­ет си­лы всем нам, его кол­ле­гам-ис­то­ри­кам, ве­ду­щим свою "ле­то­пись" на бе­ре­гах Невы, Вол­хо­ва, Нема­на, Се­ны или в лю­бом дру­гом ме­сте на­шей пла­не­ты.

Поль­зу­ясь воз­мож­но­стью, хо­чу при­вет­ство­вать всех участ­ни­ков кон­фе­рен­ции, про­хо­дя­щей в юби­лей­ном для на­ше­го Оте­че­ства го­ду, к то­му же со­всем неда­ле­ко от Рю­ри­ко­ва го­ро­ди­ща – «ко­лы­бе­ли» рос­сий­ской го­судар­ствен­но­сти в бук­валь­ном смыс­ле сло­ва! На­де­юсь, кол­ле­ги под­дер­жат мою ини­ци­а­ти­ву об­ра­ще­ния в Го­судар­ствен­ную ду­му с пред­ло­же­ни­ем уста­но­вить осо­бый празд­ник – «День (рос­сий­ско­го) ис­то­ри­ка». Его да­той мо­жет стать ли­бо день па­мя­ти пре­по­доб­но­го Несто­ра (27 ок­тяб­ря / 9 но­яб­ря), ли­бо бли­жай­шее вос­кре­се­нье по­сле него. Ду­ма­ет­ся, это вре­мя устро­ит всех, в том чис­ле пре­по­да­ва­те­лей и сту­ден­тов: учеб­ный год дав­но на­чал­ся, а сес­сия, от­ни­ма­ю­щая всё вре­мя и си­лы, – ещё не ско­ро. Бу­дет так­же бо­лее чем умест­но, ес­ли пер­вая кон­фе­рен­ция, по­свя­щён­ная но­во­му празд­ни­ку, со­сто­ит­ся здесь же – на бре­гах Се­до­го Вол­хо­ва.

P. S.
Се­го­дня, в оче­ред­ной день па­мя­ти пре­по­доб­но­го Несто­ра Ле­то­пис­ца, про­бе­жал гла­за­ми свою за­мет­ку и по­гру­зил­ся в много­раз­лич­ные ис­то­ри­че­ские раз­мыш­ле­ния...

Идея объ­явить се­го­дняш­ний день Празд­ни­ком рос­сий­ско­го ис­то­ри­ка по­се­ти­ла ме­ня... не пом­ню ко­гда. Но ло­ги­ка в этом, уве­рен, при­сут­ству­ет! С Несто­ра на­чи­на­ет­ся не про­сто ле­то­пи­са­ние, но на­цио­наль­ная "фило­со­фия ис­то­рии", го­во­ря совре­мен­ным на­уч­ным язы­ком. Пом­ню, дав­но, ещё в сту­ден­че­ские го­ды, на это об­ра­тил моё вни­ма­ние ста­рый при­я­тель, ра­бо­тав­ший то­гда в От­де­ле ис­то­рии кни­ги БАН. Дей­стви­тель­но, ес­ли за­пад­но­ев­ро­пей­ские ан­на­ли­сты ла­ко­нич­но рас­пре­де­ля­ют по го­дам сухую фак­то­ло­гию, то наш Нестор в первую оче­редь за­да­ёт­ся во­про­сом: "От­ку­да есть по­шла Рус­кая зем­ля...". Об­ра­ща­ясь к по­сле­по­топ­ным со­бы­ти­ям, он ге­ни­аль­но вы­во­дит на­цио­наль­ную ис­то­рию из ис­то­рии Все­мир­ной. Он слов­но бы под­ни­ма­ет­ся вверх к Небес­но­му пре­сто­лу и пре­одоле­ва­ет про­стран­ствен­но-вре­мен­ны́е гра­ни­цы, на­пол­няя смыс­лом про­шлое и на­стя­щее, и пы­та­ет­ся за­гля­нуть в ве­до­мое од­но­му Бо­гу бу­ду­щее... И в этом выс­шем смыс­ле не столь уж важ­но – "со­би­ра­тель­ная" ли лич­ность наш ве­ли­кий ле­то­пи­сец?...

27.X / 9.XI.2016

 Юрий Ру­бан,
кан­д. ист. на­ук, кан­д. бо­го­сло­вия


Ли­те­ра­ту­ра

Тво­ро­гов О. В. Нестор // Сло­варь книж­ни­ков и книж­но­сти Древ­ней Ру­си. Л., 1987. Вып. 1 (XI – 1-я пол. XIV в.). С. 274–278 (при­ве­де­на ис­чер­пы­ва­ю­щая биб­лио­гра­фия).

При­ме­ча­ния

Со­об­ще­ние опуб­ли­ко­ва­но. См.: Ру­бан Ю. Пер­вый рос­сий­ский ис­то­рик // Брен­ное и веч­ное: со­ци­о­куль­тур­ная дра­ма ис­то­рии меж­ду ми­фом и по­ли­ти­кой. Ма­те­ри­а­лы Все­рос. на­уч. конф. 27–28 но­яб­ря 2012 г. / Ред­кол. А. А. Кузь­мин и др. – Ве­ли­кий Нов­го­род: НовГУ, 2013. С. 337–339.

Случайный тест