Мария Магдалина и Жены-мироносицы

Тре­тью неде­лю по Па­схе Цер­ковь по­свя­ща­ет же­нам-ми­ро­но­си­цам. Рас­ска­зы­ва­ем, кто бы­ли жен­щи­ны, остав­ши­е­ся вер­ны­ми Сво­е­му Гос­по­ду и Учи­те­лю до кон­ца, сто­яв­шие при Кре­сте Спа­си­те­ля, при­шед­шие по­ма­зать аро­ма­та­ми Его Те­ло, и услы­шав­шие от ан­ге­ла ра­дост­ное из­ве­стие о Вос­кре­се­нии Хри­ста.

Кто та­кие же­ны ми­ро­но­си­цы?

Же­ны-ми­ро­но­си­цы – по­сле­до­ва­тель­ни­цы Иису­са Хри­ста, при­шед­шие пер­вы­ми к по­гре­баль­ной пе­ще­ре, где на­ка­нуне бы­ло по­ло­же­но те­ло Спа­си­те­ля. Жен­щи­ны при­шли для то­го, чтобы, со­глас­но иудей­ско­му по­гре­баль­но­му об­ря­ду, по­ма­зать Его те­ло спе­ци­аль­ны­ми бла­го­вон­ны­ми сме­ся­ми, ко­то­рые осла­би­ли бы на вре­мя про­цесс раз­ло­же­ния.

Же­ны-ми­ро­но­си­цы пред­став­ле­ны у еван­ге­ли­стов по-раз­но­му. К при­ме­ру, в Еван­ге­лии от Мат­фея фигу­ри­ру­ют толь­ко Ма­рия Маг­да­ли­на и «дру­гая Ма­рия» (Мф.28:1). В Еван­ге­лии от Мар­ка – Ма­рия Маг­да­ли­на, Ма­рия Иа­ко­вле­ва (Мк.15:40) и Са­ло­мия (Мк.16:1). В Еван­ге­лии от Лу­ки – «Маг­да­ли­на Ма­рия), и Иоан­на, и Ма­рия, мать Иа­ко­ва, и дру­гие с ни­ми» (Лк.24:10). Еван­ге­лие от Иоан­на сви­де­тель­ству­ет о том, что из жен-ми­ро­но­сиц в то утро два­жды ко гро­бу при­хо­ди­ла толь­ко Ма­рия Маг­да­ли­на. Та­ким об­ра­зом, имя Ма­рии Маг­да­ли­ны упо­ми­на­ет­ся во всех че­ты­рех ка­но­ни­че­ских Еван­ге­ли­ях. У еван­ге­ли­стов Мар­ка и Лу­ки в рас­ска­зе о хож­де­нии ко гро­бу фигу­ри­ру­ют так­же Са­ло­мия и Иоан­на.

Со­глас­но Свя­щен­но­му Пре­да­нию, ко­гда Иуда пре­дал Хри­ста пер­во­свя­щен­ни­кам, все Его уче­ни­ки бе­жа­ли. Апо­стол Петр сле­до­вал за Спа­си­те­лем до дво­ра пер­во­свя­щен­ни­ка, где три­жды от­рек­ся от Него, об­ли­ча­е­мый как Его уче­ник. Весь на­род иудей­ский кри­чал то­гда Пи­ла­ту: «Возь­ми, возь­ми, рас­пни Его!» (Ин.19:15). Ко­гда же Спа­си­тель был рас­пят, вся про­хо­дя­щая ми­мо пуб­ли­ка на­сме­ха­лась над Ним и толь­ко Его Мать с уче­ни­ком Иоан­на сто­я­ла у Кре­ста и жен­щи­ны, по­сле­до­вав­шие за Ним и Его уче­ни­ка­ми. Это бы­ли Ма­рия Маг­да­ли­на, Иоан­на, Ма­рия, Мать Иа­ко­ва, Са­ло­мия, и дру­гие, по­лу­чив­шие в по­след­ствие на­име­но­ва­ние жен-ми­ро­но­сиц.

Сви­де­тель­ни­цы вос­кре­се­ния

Же­ны-ми­ро­но­си­цы оста­лись вер­ны­ми Спа­си­те­лю до кон­ца. При этом они не име­ли ни­ка­кой воз­мож­но­сти что-ли­бо из­ме­нить и не име­ли пра­ва го­ло­са – а лишь мол­ча­ли­во сто­я­ли у Кре­ста, пре­бы­вая со сво­им Учи­те­лем до по­след­ней ми­ну­ты.

Же­ны-ми­ро­но­си­цы пер­вы­ми узна­ли о Вос­кре­се­нии Хри­сто­вом и уви­де­ли Его вос­крес­шим.

Ко­гда жен­щи­ны шли к ме­сту по­гре­бе­ния Спа­си­те­ля, они рас­суж­да­ли, кто смо­жет от­ва­лить ка­мень от по­гре­баль­ной пе­ще­ры. Но пе­ред их при­хо­дом сни­зо­шел Ан­гел, по­сле че­го слу­чи­лось зем­ле­тря­се­ние, ко­то­рое от­ва­ли­ло ка­мень и ис­пу­га­ло стра­жу. Ан­гел сви­де­тель­ство­вал же­нам-ми­ро­но­си­цам, что Хри­стос вос­крес и пред­ва­рит их в Га­ли­лее. В Еван­ге­лие от Иоан­на осо­бен­ным об­ра­зом под­чер­ки­ва­ет­ся, что пер­вой ко гро­бу при­шла Ма­рия Маг­да­ли­на, по­сле че­го она вер­ну­лась к апо­сто­лам Пет­ру и Иоан­ну и со­об­щи­ла, что «не зна­ем, где по­ло­жи­ли Его» (Ин.20:2), уви­дев, что те­ла нет во гроб­ни­це.

Ма­рия Маг­да­ли­на пла­ка­ла и ду­ма­ла, что те­ло Спа­си­те­ля по­хи­ти­ли. В это вре­мя ей явил­ся Хри­стос, Ко­то­ро­го она сна­ча­ла при­ня­ла за са­дов­ни­ка. Он ска­зал ей, чтобы она не при­ка­са­лась к Нему до то­го, как Он не вос­шел к От­цу, и по­про­сил со­об­щить Его уче­ни­кам о Его вос­кре­се­нии. Ма­рия Маг­да­ли­на, воз­вра­ща­ясь к уче­ни­кам, встре­ча­ет дру­гую Ма­рию – и Хри­стос яв­ля­ет­ся вто­рой раз, вновь по­веле­вая со­об­щить о Сво­ем вос­кре­се­нии уче­ни­кам. Апо­сто­лы, услы­шав о вос­кре­се­нии Спа­си­те­ля, не по­ве­ри­ли в это.

Од­на­ко су­ще­ству­ет так­же пре­да­ние, что пер­вой Иисус явил­ся не Ма­рии Маг­да­лине, а Сво­ей Ма­те­ри – Ма­рии. А в Еван­ге­лии от Мат­фея Иисус яв­ля­ет­ся сра­зу всем же­нам-ми­ро­но­си­цам (Мф.28:9-10).

«В тот же день двое из них шли в се­ле­ние, от­сто­я­щее ста­дий на шесть­де­сят от Иеру­са­ли­ма, на­зы­ва­е­мое Эм­маус; и раз­го­ва­ри­ва­ли меж­ду со­бою о всех сих со­бы­ти­ях. И ко­гда они раз­го­ва­ри­ва­ли и рас­суж­да­ли меж­ду со­бою, и Сам Иисус, при­бли­зив­шись, по­шел с ни­ми. Но гла­за их бы­ли удер­жа­ны, так что они не узна­ли Его. Он же ска­зал им: о чем это вы, идя, рас­суж­да­е­те меж­ду со­бою, и от­че­го вы пе­чаль­ны? Один из них, име­нем Клео­па, ска­зал Ему в от­вет: неуже­ли Ты один из при­шед­ших в Иеру­са­лим не зна­ешь о про­ис­шед­шем в нем в эти дни? И ска­зал им: о чем? Они ска­за­ли Ему: что бы­ло с Иису­сом На­за­ря­ни­ном, Ко­то­рый был про­рок, силь­ный в де­ле и сло­ве пред Бо­гом и всем на­ро­дом; как пре­да­ли Его пер­во­свя­щен­ни­ки и на­чаль­ни­ки на­ши для осуж­де­ния на смерть и рас­пя­ли Его. А мы на­де­я­лись бы­ло, что Он есть Тот, Ко­то­рый дол­жен из­ба­вить Из­ра­и­ля; но со всем тем, уже тре­тий день ныне, как это про­изо­шло. Но и неко­то­рые жен­щи­ны из на­ших изу­ми­ли нас: они бы­ли ра­но у гро­ба и не на­шли те­ла Его и, при­дя, ска­зы­ва­ли, что они ви­де­ли и яв­ле­ние Ан­ге­лов, ко­то­рые го­во­рят, что Он жив. И по­шли неко­то­рые из на­ших ко гро­бу и на­шли так, как и жен­щи­ны го­во­ри­ли, но Его не ви­де­ли. То­гда Он ска­зал им: о, несмыс­лен­ные и мед­ли­тель­ные серд­цем, чтобы ве­ро­вать все­му, что пред­ска­зы­ва­ли про­ро­ки!» (Лк.24:13-25).

Ма­рия Маг­да­ли­на

Ма­рия Маг­да­ли­на – свя­тая рав­ноап­о­столь­ная, по­чи­та­е­мая Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью как од­на из жен-ми­ро­но­сиц. В Но­вом За­ве­те имя Ма­рии Маг­да­ли­ны упо­ми­на­ет­ся лишь в ше­сти эпи­зо­дах:

1. Ко­гда она бы­ла ис­це­ле­на Иису­сом Хри­стом от одер­жи­мо­сти се­мью бе­са­ми (Лк.8:2; Мк.16:9);
2. По­сле это­го она по­сле­до­ва­ла за Хри­стом, слу­жа Ему (Мк.15:40-41, Лк.8:3);
3. Она при­сут­ство­ва­ла на Гол­го­фе во вре­мя крест­ной смер­ти Хри­ста (Мф.27:56);
4. Ста­ла сви­де­тель­ни­цей Его по­гре­бе­ния (Мф.27:61);
5. Ста­ла од­ной из жен-ми­ро­но­сиц (10), ко­то­рым Ан­гел воз­ве­стил о Его вос­кре­се­нии (Мф.28:1, Мк.16:1-8);
6. Она пер­вой уви­де­ла вос­крес­ше­го Спа­си­те­ля, при­няв Его за са­дов­ни­ка. (Ин.20:11-18).

Свя­тая рав­ноап­о­столь­ная Ма­рия Маг­да­ли­на ро­ди­лась в ме­стеч­ке Маг­да­ла (от­ку­да, по неко­то­ро­му ря­ду мне­ний и про­ис­хо­дит ее про­зва­ние – «Маг­да­ли­на», ивр. «уро­жен­ка го­ро­да Ми­гдал-Эль»), в Га­ли­лее, в се­вер­ной ча­сти Свя­той Зем­ли, на бе­ре­гу Ген­ни­са­рет­ско­го озе­ра, непо­да­ле­ку от то­го ме­ста, где кре­стил Иоанн Кре­сти­тель.

Что ка­са­ет­ся пер­вой ча­сти жиз­ни свя­той рав­ноап­о­столь­ной Ма­рии Маг­да­ли­ны, то из­вест­но, что она бы­ла под­вер­же­на неиз­ле­чи­мо­му неду­гу, бы­ла одер­жи­ма, со­глас­но Еван­ге­лию от Лу­ки, «се­мью бе­са­ми» (Лк.8:2). Не уточ­ня­ют­ся при­чи­ны и об­сто­я­тель­ства про­изо­шед­ше­го с ней. Счи­та­ет­ся, что Ма­рия Маг­да­ли­на бы­ла одер­жи­ма не вслед­ствие сво­ей гре­хов­но­сти, а по­то­му, что Про­ви­де­ние Бо­жие до­пу­сти­ло это для то­го, чтобы Гос­подь Иисус Хри­стос явил де­ло Сла­вы Бо­жи­ей – чу­до ис­це­ле­ния Ма­рии Маг­да­ли­ны, про­свет­ле­ния ее ума и при­вле­че­ние ее к ве­ре во Хри­ста Спа­си­те­ля и к веч­но­му спа­се­нию.

Од­на­жды Ма­рия Маг­да­ли­на услы­ша­ла о Чу­до­твор­це, «ис­це­ля­ю­щем вся­кую бо­лезнь и вся­кую немощь в лю­дях» (Мф.9:35). Она на­чи­на­ет ис­кать Его, ви­дит, что «мно­гих ис­це­лил Он от бо­лез­ней и неду­гов, и от злых ду­хов, и глу­хих, и сле­пых, и хро­мых, и про­ка­жен­ных, и мерт­вых вос­кре­сил» (Лк.7:21,22; Мф.11:5 и проч.). Ма­рия Маг­да­ли­на пла­мен­но ве­рит в Его все­мо­гу­ще­ство, при­бе­га­ет к Его Бо­же­ствен­ной си­ле, про­сит се­бе ис­це­ле­ния и по­лу­ча­ет про­си­мое: му­чи­тель­ная си­ла злых ду­хов остав­ля­ет ее, она осво­бож­да­ет­ся от по­ра­бо­ще­ния бе­сам и жизнь ее освя­ща­ет­ся Бо­же­ствен­ным си­я­ни­ем ее Ис­це­ли­те­ля.

В ви­зан­тий­ской ли­те­ра­ту­ре по­вест­ву­ет­ся о том, что по­сле крест­ной смер­ти Спа­си­те­ля, Ма­рия Маг­да­ли­на от­пра­ви­лась в Эфес вме­сте с Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цей к св. апо­сто­лу Иоан­ну Бо­го­сло­ву и по­мо­га­ла ему в сво­их тру­дах. Счи­та­ет­ся, что Ма­рия Маг­да­ли­на бла­го­вест­во­ва­ла в Ри­ме (Рим.16:6). Скон­ча­лась она так­же в Эфе­се.

Кто еще был сре­ди жен ми­ро­но­сиц?

Свя­тая Са­ло­мия

Дочь Иоси­фа, об­руч­ни­ка свя­той Де­вы Ма­рии, рож­ден­ная от пер­во­го бра­ка. Св. Са­ло­мия бы­ла за­му­жем за Зе­ве­де­ем и име­ла от это­го бра­ка двух сы­но­вей, ап. Иоан­на Бо­го­сло­ва и Иа­ко­ва. Вме­сте с дру­ги­ми же­на­ми-ми­ро­но­си­ца­ми Са­ло­мия слу­жи­ла Хри­сту, ко­гда Он на­хо­дил­ся в Га­ли­лее. Еван­ге­лист Мат­фей, опи­сы­вая крест­ные стра­да­ния Гос­по­да Иису­са, го­во­рит, что там бы­ли так­же и смот­ре­ли из­да­ли мно­гие жен­щи­ны, ко­то­рые сле­до­ва­ли за Иису­сом из Га­ли­леи, слу­жа Ему. Меж­ду ни­ми бы­ла и мать сы­нов Зе­ве­де­е­вых (Мф.27,55-56). В чис­ле дру­гих жен-ми­ро­но­сиц (13) она так­же при­шла ко гро­бу вос­крес­ше­го Гос­по­да и узна­ла от ан­ге­лов о Его Вос­кре­се­нии и по­ве­ле­нии со­об­щить уче­ни­кам, что Он вос­крес из мерт­вых и «пред­ва­ря­ет вас в Га­ли­лее: там Его узри­те» (Мк.16,7).

Свя­тая Иоан­на

Свя­тая Иоан­на – же­на Ху­зы, до­мо­пра­ви­те­ля Иро­до­ва. Ко­гда бы­ла от­се­че­на гла­ва Иоан­на Кре­сти­те­ля, то убий­цы не хо­те­ли по­ло­жить гла­вы Пред­те­чи вме­сте с те­лом его, бо­ясь, как бы он не вос­крес; уче­ни­ки по­хо­ро­ни­ли те­ло Пред­те­чи в Се­ва­стии, а гла­ву вра­ги скры­ли во двор­це Иро­до­вом. Об этом узна­ла Иоан­на, же­на Ху­зы, до­мо­пра­ви­те­ля Иро­да, ко­то­рая бы­ла тай­ной по­сле­до­ва­тель­ни­цей Хри­ста. Она тай­но взя­ла чест­ную гла­ву и, по­ло­жив ее в со­суд, с бла­го­го­ве­ни­ем по­греб­ла ее в по­ме­стье Иро­да, на го­ре Еле­он­ской. Свя­той еван­ге­лист Лу­ка в сво­ем Еван­ге­лии, го­во­ря о про­хож­де­нии Иису­са Хри­ста по го­ро­дам и се­ле­ни­ям для про­по­ве­ди и бла­го­вест­во­ва­ния, за­ме­ча­ет, что за Ним сле­до­ва­ли и неко­то­рые жен­щи­ны, в чис­ле ко­их го­во­рит и об Иоанне, жене Ху­зы, до­мо­пра­ви­те­ля Иро­да, ко­то­рые слу­жи­ли Ему име­ни­ем сво­им (Лк.8,1-3). Кро­ме то­го, св. еван­ге­лист Лу­ка го­во­рит, что эти же­ны по­сле­до­ва­ли за Хри­стом из Га­ли­леи в Иеру­са­лим и при рас­пя­тии Гос­по­да сто­я­ли вда­ли и смот­ре­ли на рас­пя­тие, на гроб и как по­ла­га­ли те­ло Гос­по­да.

Свя­тая Ма­рия Клео­по­ва

Ма­рия Клео­по­ва – дочь Иоси­фа, об­руч­ни­ка Пре­свя­той Де­вы Ма­рии. Она бы­ла вы­да­на за­муж за мень­ше­го бра­та Иоси­фа — Клеопу. Она бы­ла еще де­ви­цей, ко­гда Пре­свя­тая Де­ва, об­ру­чен­ная Иоси­фу, во­шла к нему в дом и жи­ла вме­сте с этой до­че­рью Иоси­фа в неж­ной люб­ви, как род­ные сест­ры. На ос­но­ва­нии этой неж­ной люб­ви св. еван­ге­лист Иоанн на­зы­ва­ет Ма­рию Клео­по­ву сест­рой Ма­те­ри Иису­са (Ин.19,25). Она удо­сто­и­лась при­сут­ство­вать при кре­сте Спа­си­те­ля и слы­шать Бо­же­ствен­ное усы­нов­ле­ние Гос­по­дом лю­би­мо­го уче­ни­ка сво­е­го Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це. О даль­ней­шей жиз­ни и кон­чине Ма­рии Клео­по­вой мы не име­ем ни­че­го в цер­ков­ных пре­да­ни­ях.

Свя­тая Су­сан­на

О Су­санне упо­ми­на­ет толь­ко один еван­ге­лист Лу­ка и толь­ко од­на­жды: ко­гда рас­ска­зы­ва­ет о про­хож­де­нии Гос­по­да Иису­са Хри­ста по го­ро­дам и се­ле­ни­ям для про­по­ве­ди и бла­го­вест­во­ва­ния, то из со­пут­ству­ю­щих ему жен име­ну­ет и Су­сан­ну (Лк.8,3), как слу­жив­шую Хри­сту от име­ний сво­их.

Свя­тая Ма­рия, мать Иа­ко­ва мень­ше­го и Иосии

Об этой жене упо­ми­на­ют три еван­ге­ли­ста — Мат­фей при пе­ре­чис­ле­нии жен, сто­яв­ших при кре­сте, на­зы­ва­ет ее Ма­ри­ей, ма­те­рью Иа­ко­ва и Иосии. Еван­ге­лист Марк упо­ми­на­ет о ней два­жды: пер­вый раз — при пе­ре­чис­ле­нии жен, смот­рев­ших из­да­ли на стра­да­ния и смерть Иису­са Хри­ста. Он на­зы­ва­ет ее Ма­ри­ей, ма­те­рью Иа­ко­ва мень­ше­го и Иосии. В дру­гой раз, пе­ре­чис­ляя жен-ми­ро­но­сиц (14), ку­пив­ших аро­ма­ты, он упо­ми­на­ет и о Ма­рии Иа­ко­вле­вой. На­ко­нец, еван­ге­лист Лу­ка, по­вест­вуя о воз­вра­тив­ших­ся от гро­ба вос­крес­ше­го Спа­си­те­ля к уче­ни­кам для бла­го­ве­стия о Вос­крес­шем же­нах, упо­ми­на­ет и о Ма­рии, ма­те­ри Иа­ко­ва (Мф.27,56; Мк.15,40, 16,1; Лк.24,10).

Празд­но­ва­ние

День па­мя­ти жен-ми­ро­но­сиц со­вер­ша­ет­ся в пят­на­дца­тый день, на­чи­ная с Пас­хи (тре­тье вос­кре­се­нье). В этот цер­ков­ный жен­ский празд­ник при­ня­то по­здрав­лять сво­их близ­ких жен­щин – су­пруг, ма­те­рей, се­стер. Же­ны-ми­ро­но­си­цы яв­ля­ют со­бой при­мер ис­тин­ной жерт­вен­ной люб­ви и са­мо­от­вер­жен­но­го слу­же­ния Гос­по­ду. Цер­ковь от­ме­ча­ет этот день как празд­ник всех жен­щин-хри­сти­а­нок, пра­во­слав­ный Жен­ский день - каж­дая жен­щи­на зем­ли яв­ля­ет­ся про­об­ра­зом од­ной из жен-ми­ро­но­сиц: она несет мир ми­ру, сво­ей се­мье, до­маш­не­му оча­гу, рож­да­ет ча­да, яв­ля­ет­ся опо­рой му­жу. Ряд пра­во­слав­ных вы­ска­зы­ва­ют­ся за то, чтобы имен­но этот день стал аль­тер­на­ти­вой свет­ско­му Меж­ду­на­род­но­му жен­ско­му дня, от­ме­ча­е­мо­му 8 мар­та.

Дмит­рий Бо­ри­сов

По ма­те­ри­а­лам: http://www.nsad.ru

Случайный тест