Наставница страдальцев

Память первомученицы Фёклы (I в.)

Чествование Мирожской иконы Божией Матери (1198)

Чудотворная икона св. Фёклы
из монастыря её имени. Кипр

Се­го­дня – 7 ок­тяб­ря (24 сен­тяб­ря) – Пра­во­слав­ная Цер­ковь про­слав­ля­ет па­мять пер­во­му­че­ни­цы Фёк­лы. Со­глас­но жи­тию, она ро­ди­лась в ма­ло­азий­ском го­ро­де Ико­ния в бо­га­той се­мье и от­ли­ча­лась необык­но­вен­ной кра­со­той. Услы­шав уче­ние апо­сто­ла Пав­ла о Хри­сте (Па­вел дей­стви­тель­но был там, см. Деян.13:51), Фёк­ла ре­ши­ла по­свя­тить свою жизнь еван­гель­ской про­по­ве­ди. Вме­сте с Пав­лом и его спут­ни­ка­ми она обо­шла мно­гие го­ро­да во­сточ­ной ча­сти Рим­ской им­пе­рии, под­вер­га­ясь пре­сле­до­ва­ни­ям и ис­пы­та­ни­ям. По бла­го­сло­ве­нию апо­сто­ла Пав­ла, она по­се­ли­лась око­ло Селев­кии Ис­аврий­ской, где и про­жи­ла мно­гие го­ды, про­по­ве­дуя Еван­ге­лие и ис­це­ляя боль­ных мо­лит­вой. Свя­тая об­ра­ти­ла ко Хри­сту мно­гих языч­ни­ков, по­лу­чив за это по­чёт­ный ти­тул «рав­ноап­о­столь­ной». Она по­гиб­ла в 90-лет­нем воз­расте, спа­са­ясь от на­ём­ни­ков: по пре­да­нию, рас­сту­пив­ша­я­ся го­ра на­все­гда скры­ла свя­тую Фёк­лу. Цер­ковь про­слав­ля­ет её как «жён сла­ву и на­став­ни­цу стра­даль­цев».

Се­го­дня же че­ству­ет­ся Ми­рож­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, на­зван­ная так по ме­сту яв­ле­ния, – во Пско­ве, в Мирожском Спа­со-Пре­об­ра­жен­ском мо­на­сты­ре, – в 1198 го­ду.

Из фресок Мирожского
монастыря, начало XII века

Этот все­мир­но из­вест­ный мо­на­стырь был ос­но­ван, на­сколь­ко поз­во­ля­ют су­дить ис­точ­ни­ки, в 1-й по­ло­вине XII ве­ка на бе­ре­гу ре­ки Ве­ли­кой, при впа­де­нии в неё реч­ки Ми­ро́жи. Его пер­вым игу­ме­ном стал пре­по­доб­ный Ав­ра­амий, име­ну­е­мый по­это­му Ми­ро́жским (или Псков­ским). Ко вре­ме­ни его на­сто­я­тель­ства от­но­сит­ся стро­и­тель­ство в мо­на­сты­ре ка­мен­но­го со­бо­ра в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня. Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Ав­ра­амий око­ло 1158 го­да и по­хо­ро­нен на тер­ри­то­рии мо­на­сты­ря; ве­ро­ят­но, его мо­щи по­ко­ят­ся под спу­дом мо­на­стыр­ско­го со­бо­ра. Его па­мять – в 3-ю Неде­лю по Пя­ти­де­сят­ни­це (Со­бор Псков­ских свя­тых).

Сам Пре­об­ра­жен­ский со­бор укра­шен уни­каль­ны­ми фрес­ка­ми ра­бо­ты ви­зан­тий­ских ма­сте­ров, по­ра­жа­ю­щих сво­ей бла­го­дат­ной си­лой и ху­до­же­ствен­ным со­вер­шен­ством. Здесь со­хра­ни­лось око­ло 80% пер­во­на­чаль­ной пло­ща­ди фре­сок, что ста­вит со­бор в ис­клю­чи­тель­ное по­ло­же­ние сре­ди всех древ­не­рус­ских хра­мов до­мон­голь­ско­го пе­ри­о­да (во всех дру­гих уцелев­ших хра­мах то­го вре­ме­ни от древ­них фре­сок в луч­шем слу­чае оста­лись фраг­мен­ты). По­лу­чив­шие все­мир­ную из­вест­ность, эти рос­пи­си при­вле­ка­ют к се­бе па­лом­ни­ков мно­гих стран. Это дол­жен учи­ты­вать каж­дый ин­тел­ли­гент­ный хри­сти­а­нин, ещё не со­вер­шив­ший па­лом­ни­че­ство в Ми­рож­ский мо­на­стырь.

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

Случайный тест